Для родителей


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида» № 23 «Золотой колосок» Зеленодольского района Республики Татарстан

Консультация для родителей

Тема: «Типы родительской любви»

                                                                             Выполнила: Тухфатуллина  Л.Х.

                                           Воспитатель  

Зеленодольск, 2012

       Родители составляют первую общественную среду ребенка. По мере взросления ребенка родительская любовь все больше выполняет функцию поддержки безопасности внутреннего психологического мира человека. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Казалось бы излишне говорить об этом. Однако каждый, работающий с детьми и родителями, знает, сколь нередки высказывания типа: «Нет, не такого ребенка мы хотели бы иметь», «Я ему все отдаю, а он не ценит», «Не знаю, в кого он такой уродился» и т. п. За этими фразами – внутреннее неприятие своего ребенка, эмоциональный дефицит в отношениях с ним.

      Многие родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это ведет к избалованности, эгоизму и пр. Но это не совсем так. Любовь, которая реализуется не через многочисленные материальные блага и затраты, а через повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребенком, есть то универсальное требование к воспитанию, которое применимо ко всем родителям детей любого возраста. Основой для сохранения этого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого во всем, что происходит в жизни ребенка, желание понимать и слушать маленького человека.

    Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А. С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.  Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив и буду помогать ему в этом» - активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

     Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Формула: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним» - родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием душевного мира ребенка, с неумением помочь ему в его проблемах.

     Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю» - признание действительных (но часто мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители склоняются к чрезмерной его опеке, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.

    Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т. д. Неблагополучие ребенка признается его правом при условии реального невмешательства родителей в дела ребенка, плохого знания его переживаний и внутреннего мира.

    Отвержение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение встречается достаточно редко, его формула такова: «Ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в его помощи и поддержке.

     Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Формула: «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». В общении с ребенком родитель обычно не замечает в нем ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. В воспитании характерно признание своего бессилия как родителя и переадресация ответственности специалистам для «исправления».

    Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «Мой ребенок - негодяй, и я докажу ему это!» родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. В то же время при внутренней убежденности, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

    Отказ (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Формула: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем» - отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей прослеживается не вполне осознанный призыв «оградить нас от этого чудовища».

    Чаще всего в поведении родителей смешивается несколько вариантов отношений, однако, данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

     Согласно Э. Фромму (2001), специфика материнской любви заключается в ее безусловном характере. Каждый человек испытывает в ней потребность. Мать любит своего ребенка здорового и  больного, успешного и безуспешного, красивого и некрасивого, талантливого и бесталанного. Мать всегда поймет его страдания. Она любит своего ребенка не потому, что он выполнил социальное условие или оправдал надежду, а потому, что это ее дитя. Заслуженная любовь вызывает сомнения и страх того, что тебя любят не таким, какой ты есть, а только за то, что ты угождаешь.

       Отсутствие материнской любви либо ее деривация негативно сказывается на личностном развитии ребенка, нарушая его умственное, физическое, эмоциональное и социокультурное развитие. Детей, лишенных материнской любви, отличает эмоциональная холодность и собственная неспособность к любви и привязанности (Р. Бернс, 1986; Дж. Боулби, 1991; З.Фрейд, 1989; Э.Эриксон, 1996, и др.)

       Данные медицины, психологии и социологии позволяют предложить, что развития материнской любви проходит следующие этапы:

       Готовность любить. Данный этап может наступить в достаточно юном возрасте в зависимости от физической и психической зрелости будущей матери. Немаловажное значения имеет и окрашенное родительской любовью ее собственное детство;

      Любовь-ожидание. Возникает с того момента, когда рождение ребенка становится запланированным. Этап включает в себя надежды, связанные с зачатием ребенка и его образом (ожидания), и длится в течение практически всего срока беременности;

      Предродовая ригидность. Снижение уровня положительной эмоциональной окрашенности материнского чувства происходит вследствие физического и психического истощения организма роженицы (схватки, нарастающее чувство беспокойства, желание приблизить момент рождения ребенка либо острая потребность его отдаления, связанная со страхом, и др.);

      Лимеренция. Эмоционально – окрашенное послеродовое состояние «наполненности»  и удовлетворения, связанное с ощущением «разрешения» (рождения ребенка) и впечатлением от первых кормлений грудью;

      Сформированность родительского чувства. Этап характеризуется выбором матерью специфических форм проявления родительской любви.

      Вторая составляющая родительской любви – это любовь отца. Еще не появившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает ему возможность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощущать себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Любовь отца незаменима в развитии ребенка, независимо от его пола и возраста. 

      Так, психологические исследования показывают, что эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6-до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и с детьми из полных семей. Те, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И.С. Кон, 1987; В.А. Рамих, 19997; Л.Б. Шнейдер,2000)

      Специфика отцовской любви заключается в том, что она учит и сына, и дочь, как проявляет любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. В любви отца обычно доминирует поведенческий компонент (обеспечение, помощь, защита, научение). Любовь отца, как правило, необходимо воспитывать.

      Со временем она становится более эмоционально насыщенной. В зрелом возрасте (36-58 лет) авторитетная дистанция между родителем и ребенком сохраняется, однако чувства любви позже носит более снисходительный характер и характеризуется более широкой гаммой эмоциональных и поведенческих проявлений позитивной направленности.

      Учитывая особенности отцовской любви, мы полагаем, что в своем развитии она проходит следующие этапы:

      Готовность любить. Для ее формирования основную роль играют переживания детства, особенности родительских позиций в семье отца. Готовность к подобным чувством у мужчин возникает гораздо позднее, чем у женщин, и не определяется физиологическим созреванием;

      Любовь-ожидание. Включает в себя ожидания, связанные с зачатием ребенка, с образом будущих наследника или наследницы. Продолжается этот этап до того момента, когда отец впервые увидит своего отпрыска. Для того чтобы мужчина полюбил своего ребенка еще до рождения, он должен наполниться состоянием ожидания;

      Послеродовая ригидность. Возникает как результат отсутствия ощущения тесной взаимосвязи с ребенком. Взаимодействие с младенцем на  первых порах ограничивается удовлетворением его физиологических потребностей, которыми, как правило, занимается мать. Так как потребность в детях у отца выражена меньше, чем у матери, то в возне вокруг младенца ему нередко видится нечто неприличное, в связи с чем время, с ним проведенное, отцы часто считают непродуктивным. Им нужны достижения ребенка, чтобы появился повод его любить, а да этого отношение к малышу порой сводится к элементарному самовнушению: «Ты должен любить его! Это же твой ребенок!»;

       Заинтересованное наблюдение. Когда младенцем можно играть и общаться, отцовское  чувство становится более эмоциональным. Маленькие достижения ребенка (первая улыбка, хватательный рефлекс и т.д.) значительно обогащают его положительными переживаниями;

       Заинтересованное сотрудничество. Она характеризуется выбором формы проявления отцовской любви. Достаточно часто на данном этапе взаимодействие между отцом и ребенком предстает именно в такой форме. Ели материнская любовь необходимо ребенку для получения сострадания (безусловность чувства), то отцовская любовь дает ребенку пример для подражания или совет. Когда он начинает активно познавать окружающий мир, необходимо, чтобы отец находился рядом. Отцовская любовь на данном этапе – это зрелое и богатое чувство, так как удовлетворяет ведущую потребность мужчин – учить, передавать себя. Когда повзрослевший ребенок отделяется от семьи, становится самостоятельным, отцовская любовь видоизменятся, но форма ее появления остается такой же дружественной.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида» № 23 «Золотой колосок» Зеленодольского района Республики Татарстан

Консультация для родителей

Тема: «Умение общаться с детьми»

                                                                             Выполнила: Тухфатуллина  Л.Х.

                                           Воспитатель  

Зеленодольск, 2015

Возраст и понимание ребенка

    Дети – эмоциональные существа, реагирующие не на количество игрушек, которыми их задаривают родители, но на психологическое отношение взрослых к ним. А потому мамам и папам порой приходиться задавать себе вопрос, как общаться с ребенком, чтобы не только быть услышанным, но и самому понять внутренний мир ребенка.

    Умению общаться с детьми родителям, в идеальной ситуации, следует обучаться уже в младенческом возрасте их чада. Причем данное указание распространяется не только на непосредственно родителей, но и на тех людей, что окружают ребенка в разных жизненных ситуациях – бабушек и дедушек, няней, воспитателей и учителей.

    Такое умение складывается из двух составляющих – умения раскрываться перед ребенком и умения выслушивать его. Умение раскрываться, т.е. проявлять собственные чувства, является прекрасным примером того, как показать собственные чувства. Психологи утверждают, что ребенок – отражение поведения своих родителей, и потому, в процессе разрешения того, как общаться с ребенком родителям, следует демонстрировать модель проявления тех или иных чувств. Однако в данном случае необходимо быть особо аккуратным, ведь злость и агрессивность также являются чувствами, а их бесконтрольное проявление может стать причиной того, почему ребенок грубит взрослым и оскорбляет или физически вредит сверстникам.  

   Вторая составляющая заключается в умении слушать. Каковы не были бы проблемы ребенка, даже самые, с точки зрения взрослых, незначительные, родители должны всегда их хотя бы выслушивать. Ошибкой будет и самостоятельное решения взрослыми проблем детей. Психологи считают правильной тактику предоставления ребенку вариантов возможного разрешения проблем или направления его вспомогательными вопросами на верный путь.

   Как воплотить суметь реализовать данные умения? Следовать простым правилам, описанным ниже.

Правила успешного общения с ребенком

     Итак, как выстроить верный диалог с ребенком? Психологи рекомендуют воплощать следующие действия.

  • Во-первых, быть открытыми в общении. Если поведение ребенка радует родителя, то чаду следует сообщить об этом, так же, как и в случае с негативной реакцией на его поступки.
  • Во-вторых, постепенно уменьшать контроль над поведением ребенка, предоставляя ему возможность выбора. При этом вначале следует обсуждать с ребенком результаты такого выбора с тем, чтобы после ребенок сам захотел раскрыться и обозначить итог своего поведения.
  • В-третьих,  всегда следует отвечать на просьбы ребенка. При этом ответ не обязательно должен выражаться в активной форме – разрешении проблем, - но и в пассивной форме. Последняя выражается в предоставлении собственному чаду возможных вариантов решения. Причем вначале следует показывать и теоретически возможный результат, но постепенно удалять последний элемент пассивной формы.
  • В-четвертых, следует четко соблюдать внутреннее пространство ребенка. Если он чем-то занят, не стоит подходить к нему с предложением помочь, если он этого не просит. Тем более запрещается говорить ему, что у него не получается и взрослый сделает это быстрее и лучше.
  • В-пятых, следует всегда обозначать собственные чувства, используя в разговоре местоимения от первого лица. Кроме того, взрослые должны помнить о том, что публичное проявление негативных чувств может унизить ребенка, и он замкнется. А потому такое проявление эмоций следует оставить для ситуации, в которой будут присутствовать ребенок и его родители.

Правила развития в ребенке навыков общения

   Возникает и иная ситуация: любимый малыш не может найти общий язык со сверстниками. Так, как научить ребенка общаться с другими детьми? Ответ на данный вопрос состоит из двух последовательных действий.

   Во-первых, следует научить ребенка правильно знакомиться. Первые знакомства лучше всего проводить совместно с ребенком, на собственном примере показывая, как правильно осуществляется знакомство. Постепенно чадо научится это делать самостоятельно.

   Во-вторых, следует научить ребенка правильно поддерживать зарождающиеся отношения. В данном случае лучшим примером станет поведение родителей с собственными друзьями, но полезными окажутся и книги или мультфильмы о дружбе. Да и взрослые должны объяснять ребенку как можно и как не стоит общаться в кругу сверстников.

Строгие запреты в общении

      Существуют определенные запреты, нарушив которые родители могут и не решить проблему того, как общаться с ребенком. К таким табу психологи относят следующие:

1)      утаивание от ребенка информации, обман или прямой уход от разговора – в результате неоднократного повторения такого поведения чадо начнет воспринимать подобную модель и закроется от собственных родителей;

2)      угрозы, приказы без пояснения, физическое принуждение – такое поведение спровоцирует замкнутость или ответную агрессию. Кроме того, такое поведение родителей в первые три года жизни ребенка может и вовсе провалить все попытки взрослых научить ребенка говорить;

3)       ирония или сарказм в общении – в возрасте до 7 лет ребенок их просто не поймет и поступит так, как сказал взрослый. В более поздние годы такое поведение может вызвать протест, как явный, так и скрытый.

     Кроме того, специалисты утверждают, что в семье все должны придерживаться определенных норм, которые свойственны именно данной группе. Причем нормы не должны меняться в зависимости от настроения взрослых. Такое уточнение позволит рассматривать дом как источник стабильности, а, значит, надежности. И родители смогут с легкостью и открыто общаться с собственным чадом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида» № 23 «Золотой колосок» Зеленодольского района Республики Татарстан

Консультация для родителей

Тема: «Психологическая готовность родителей и детей к школе»

                                                                             Выполнила: Тухфатуллина  Л.Х.

                                           Воспитатель  

Зеленодольск, 2016

      Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

      Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

    Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения.

    Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:

    Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

     Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

      Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

     Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Важно соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.

Большое значение имеет речевая готовность к школе:

- сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп;

- сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

- умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных;

- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью;

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с тем, что родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений.

      Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

       Важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но если речь идёт о ребёнке не достигшем семи лет, то констатируемая неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.