учитель года - 2017

Сибгатов Булат Ильхамович

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №171 с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района города Казани

Описание опыта работы учителя истории и обществознания

первой квалификационной категории,

кандидата исторических наук

Сибгатова Булата Ильхамовича

Системно-деятельностный подход как средство вовлечения ученического коллектива

в познавательную деятельность на уроках истории.


Содержание: I.Актуальность педагогического опыта.

II.Основные направления педагогической деятельности и результативность

III.Внеурочная деятельность

IV.Распространение и обобщение педагогического опыта. V.Использованная литература

VI.Приложения


Педагог должен знать свой предмет

по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться…

А.С. Макаренко

  1. Актуальность педагогического опыта

Вступая на учительскую тропу, я обладал лишь частью методических знаний, и был сильно удивлен, когда выяснил, что знания предмета это лишь 50% успеха учительского труда. За те несколько лет, что я проработал в школе, год за годом приходится постигать новое в педагогике, решать  задачи, о которых раньше не задумывался.

Определяя направления своего педагогического труда, я выбрал себе методическую тему, которая, на мой взгляд, больше показывает, каким образом я выстраиваю систему формирования знаний умений навыков (ЗУН) на своих уроках. Моя методическая тема звучит так: Системно- деятельностный подход как средство вовлечения ученического коллектива в познавательную деятельность на уроках истории. Для того чтобы полнее понять содержание моей темы необходимо взглянуть на теорию и историю педагогики.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, был задуман в 80-е годы ХХ века. Тогда удалось объединить, системный и деятельностные подходы, в воспитании и обучении, сформировать из них единое образовательное средство. Еще одним моментом внедрение системно- деятельностного подхода стало постоянное изменение получаемой информации, увеличение еѐ объема и качества. Информационные потоки, влияющие на современного ребенка, огромны и поэтому, как правило,  умения учится самостоятельно, когда ты получаешь знания не в  готовом виде, а добываешь их, является одним из самых востребованных. Задача современного учителя, научить ребенка учится, добывать знания, формировать умения и навыки.


Ученический коллектив как организованная группа обучающихся, которые выполняют основные виды деятельности, является малой общественной группой. В этом плане я очень редко использую групповую работу на своем уроке, мне кажется делить коллектив на еще более мелкие группы с психологической точки зрения не совсем верно. Классный коллектив по уровню обучаемости дисциплины определяется по каждому ученику.

Познавательная деятельность, которой многие теоретики  педагогической науки дают различные по форме, но одинаковые по содержанию определения именно на уроках истории является ключевой. Приобретение и развитие знаний в ходе обучения ведет к глубокому усвоению материала. Умение вовлечь учеников в познавательную деятельность характеризует учителя истории как высшей степени профессионала.

Таким образом, я полагаю, что моя цель как учителя истории состоит в том, что я должен дать обучающимся необходимый объем знаний, которые они будут постигать при помощи своих умений и навыков.

Задачи моей деятельности определяются стандартом образования. Они исходят из того что непосредственно будет изучаться на то или иной ступени обучения. Для достижения этих целей и задач я использую технологии проблемного и игрового обучения.

Технология проблемного обучения, которую я использую на уроке, позволяет активизировать познавательную деятельность на уроке. Проблемное обучение поддерживает интерес обучающихся к истории как предмету. Игровое обучение я использую во внеурочной деятельности, потому, что оно более эффективно для достижения результатов.


  1. Основные направления педагогической деятельности и

результативность

В своей педагогической деятельности я всегда опираюсь на теорию советской педагогики. Особенно много знаний и умений я взял из педагогической системы А.С. Макаренко, обучение и воспитание личности  на моем уроке проходит через коллектив.

Коллектив (обучающиеся одного класса) содержит в своей структуре огромный пласт необходимых элементов, которые любому учителю помогут достичь учебных и воспитательных задач. Однако это не означает, что коллектив для меня это однородная масса школьников, скорее наоборот, отдельный ученик это «множество капель из которых состоит океан»,

Я уже упоминал об увеличившихся информационных потоках, которые воздействуют на современных школьников. Это я четко вижу на своих уроках, когда ученик не может повторить, то, что мы уже до этого обсуждали, лишние объемы информации не дают «залить» в голову ученика знания, сформировать необходимые навыки и умения. Поэтому первую очередь я работаю с развитием памяти обучающихся, что приводит к четкому усвоению полученных знаний.

Свои уроки я провожу по трем основным типам:

Урок формирования новых знаний при этом типе урок идет изучение новых процессов, событий и явлений с которыми ученики еще не знакомы. Основной упор делается на работу с опорным конспектом, работа с картой, историческими источниками, иными материалами которые должны сформировать ЗУН. Применяется проблемный метод (приложение №2) при помощи постановки соответствующих задач.

Комбинированный урок, в котором больше всего используется технология проблемного обучения. При изучении новой темы в начале и конце урока ставится проблема, и таким образом мотивируется познавательная  деятельность.  Обязательное  условие  до  начала     изучения


темы надо повторит ранее изученные темы (например, игра «мяч», ответь на вопрос, потом сядешь и др.). В качестве контроля знаний проводится небольшие проверочные работы на 10 минут по 10 вопросов. Таким образом, этот тип урока построен по формуле:

ПОВТОРЕНИЕ

(развитие памяти)

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(я пишу – я делаю – я знаю)                В РАМКАХ ОБОЗНАЧЕННЫХ ПРОБЛЕМНЫХ

РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ        СИТУАЦИЙ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Урок контроля знаний, где подводится итог и оценка полученным ЗУН в ходе изучения различных разделов рабочей программы. Они рассчитаны на то, чтобы посмотреть, проблемные зоны в знаниях обучающихся. В содержании контрольных материалов присутствуют задания с выбором ответа, на соотнесение, выражения точки зрения.

В качестве самостоятельной работы обучающихся на своих уроках я использую подготовку учениками презентации, по биографиям исторических деятелей, событиям. Этот прием средне эффективен, но он разворачивает дискуссию в коллективе, ученики учатся отвечать и задавать вопросы.

Использую прием, когда сами ученики делают для себя проверочные работы. В 5-6 классе это кроссворды, в 7-8 классах выполнение работ по образцу (приложение №3) в 9-11 классах ученики разрабатывают шаблонные проверочные задания (по формату ОГЭ и ЕГЭ). Однако эти работы обучающихся я выношу под определение не объективный контроль, так   как


они выполняют их вне моего контроля. Тем не менее, ученики решают задания, сделанные своими одноклассниками, приобретают навыки обработки полученной информации.

На своих уроках я стараюсь слишком часто не использовать ИКТ технологии, так для меня они не являются основным инструментом для достижения целей. Отношусь к ним как удобному помощнику (в школе не всегда есть кабинет с проектором, экраном, компьютером) не более того. В основном готовлю презентации, видеоролики (в том числе  свои собственные).

Проблемы педагогической деятельности:

-плохая память обучающихся решается многократным повторением пройденного материала на уроках

-не выученная тема, ученик не прочитал, не может рассказать; решается приемом «историческая сказка» рассказывает свою версию, фантазирует, ученический коллектив исправляет ошибки рассказчика.

Результаты педагогической деятельности, оцениваются по уровню качества и успеваемости классных коллективов. Для себя я веду ежегодный мониторинг ЗУН (приложение №4) чтобы контролировать каждого ученика. Также мониторинг качества и успеваемости по каждому классу  (приложение

№1)

-результаты ЕГЭ 2012 по истории средний балл 71 (РТ 57б)

-результаты ОГЭ 2013 по истории средний балл 70  (РТ 30б)

-подготовил победителя муниципального этапа олимпиады школьников по истории 2012 года Саранский Илья 11 класс

-призера муниципального этапа олимпиады школьников по истории 2013 Шишкин Георгий 9 класс

-команда школы №98 «Миллениум»  призер городских соревнований по игре

«Что? Где? Когда?»


III.Внеурочная деятельность

То, что непосредственно не касается твоего урока и даже твоего предмета, я выношу под определение внеурочной деятельности. Для меня создание рефератов, проектов и т. п. не является полноценной работой учителя вне урока. Только непосредственно прямая работа с детьми вне урока, когда ты можешь, абсолютно не отвлекаясь (на мелочи) заложить в них более качественные знания, умения, навыки. Конечно, вне урока мы работаем с так называемыми одаренными детьми, которых определяем как учащихся с большой мотивацией к обучению и познавательной деятельности.

В школе во внеурочной работе я работаю по двум направлениям:

-подготовка обучающихся к интеллектуальным играм

-подготовка обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по истории

Подготовка учеников к различным интеллектуальным играм («ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», Брейн-ринг, Своя игра) проводится по  технологии  игрового обучения. Обеспечивается личностно-деятельностный характер усвоения ЗУН и соответственно используют игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность. У меня есть программа подготовки (можно посмотреть на моем сайте) в которой я обозначил основные  моменты и принципы подготовки обучающихся к интеллектуальным играм.

Подготовка школьников к всероссийской олимпиаде по истории ведется по программе, которая разрабатывается в начале учебного года с упором, но то, что было сделано в прошлом, какие результаты были достигнуты. Работа ведется с 2-3 учениками, планомерно изучаются на более глубоком уровне исторические события.


IV.Обобщение и распространение педагогического опыта

Для распространения свое педагогического опыта я использую свой сайт http://nsportal.ru/bikmullin-insaf-kabirovich. Выкладываю материалы к урокам, презентации, делюсь приемами и методами которые применяю на своих уроках.

Выступаю на ШМО учителей гуманитарного цикла, на педагогических советах школы. В основном я изучаю вопросы, связанные с проблемами одаренности детей, трудности перехода из начальной школы в среднее звено.

  1. Использованная литература

  1. М. Ступницкая Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся.
  2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.
  3. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов
  4. Балабанович Е. А. С. Макаренко. Очерк жизни и творчества


  1. Приложения

Приложение №1

2014-2015 учебный год

Класс

Четверть

Всего

5

4

3

2

Качество

Успеваемость

1

21

2

11

8

-

61.9%

100%

2

21

2

8

11

-

47.62%

100%

3

20

-

9

10

1

45%

95%

4

20

6

10

4

-

80%

100%

год

3

10

7

-

65%

100%

Класс

Четверть

Всего

5

4

3

2

Качество

Успеваемость

1

23

6

12

5

-

78.26%

100%

2

23

7

8

8

-

65.22%

100%

3

24

7

4

12

1

45.83%

95.83%

4

24

5

10

6

3

62.5%

87.5%

год

24

7

8

9

-

62.5%

100%

2015-2016 учебный год

Класс

Четверть

Всего

5

4

3

2

Качество

Успеваемость

1

20

1

13

6

-

70%

100%

2

20

1

12

7

-

65%

100%

3

21

3

14

4

-

80.95%

100%

4

21

-

12

9

-

57.14%

100%

год

21

-

12

9

-

57.14%

100%

Класс

Четверть

Всего

5

4

3

2

Качество

Успеваемость

1

23

4

8

7

4

52.17%

82.61%

2

24

5

7

12

-

50%

100%

3

24

8

7

8

1

62.5%

95.83%

4

24

3

9

12

-

50%

100%

год

24

5

8

11

-

54.17%

100%

2014-2015 учебный год

Класс

Четверть

Всего

5

4

3

2

Качество

Успеваемость

1

25

3

10

10

2

52%

92%

2

25

5

9

10

-

58.33%

100%

3

25

5

8

10

1

54.17%

95.83%

4

25

5

9

10

1

56%

96%

Год

25

5

9

11

-

56%

100%

2015-2016 учебный год

Класс

Четверть

Всего

5

4

3

2

Качество

Успеваемость

1

27

8

8

7

4

59.26%

85.19%

2

26

8

9

8

-

68%

100%

3

25

6

9

8

2

60%

92%

4

25

3

14

7

1

68%

96%

Год

25

7

10

8

-

68%

100%


Приложение №2


Приложение №3

Составил ученик _        класса  _        

учителя _        


Оценка

Тема _        

  Даты и описание событий        

   Термины и определения        

 _        Иллюстрации        

Исторические деятели

Известные источники

Интересные факты


Приложение №4

Мониторинг знаний умений навыков на уроках истории

Класс: Учебный год:

Всего обучающихся:

ФИО обучающегося

Контроль знаний

Умения и навыки*

Итоговая оценка за год

Проверочные работы (оценка)

Контрольные работы (оценка)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень обучаемости ученика (сильный, средний, слабый, недостаточный)


*Все умения и навыки оцениваются по методике М. Ступницкой (от 1 до 5 баллов) 1.Восприятие информации

  1. Обработка информации
  2. Изложение собственных мыслей
  3. Ведение дискуссии
  4. Способность отвечать на вопросы
  5. Способность задавать вопросы
  6. Работа с исторической картой
  7. Результативность интеллектуальной деятельности
  8. Взаимодействие в коллективе
  9. Самооценка результата работы



Предварительный просмотр:

Эссе «Учитель в моей жизни» Сибгатова Булата Ильхамовича, учителя истории и обществознания

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 171 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани

«Большое несчастье, когда приемы учителя отбивают у ребенка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику». (Э. Роттердамский)

Мыслители и педагоги всех времен подчеркивали высокое общественное значение учителя. Но именно этот афоризм крупнейшего ученого Возрождения, прозванного «князем гуманистов», стал судьбоносным в моей жизни. Ведь именно глубокое уважение и привязанность к моему первому учителю истории переросли в интерес и любовь к этой науке, а затем  привели в профессию. Моего первого учителя истории звали Лебедев Игорь Евгеньевич он, и стал для меня провожатым в мир исторических событий и помог не только заглянуть в прошлое, но и полнее понять настоящее. Тогда я впервые узнал, что история нужна для человеческого самопознания. Жить  без истории — значит жить без своего рода памяти. Без истории отдельные люди, семьи, племена и целые народы не имеют корня, не имеют прошлого. А настоящее будет лишено основы, да и смысла. В этом роде рассуждая о значении истории, позже я пришел к выводу о том, что история – это наука о будущем!

Благодаря знаниям, полученным на уроках истории, я смог развиваться самостоятельно,  научился  анализировать  события,  собирать  по   крупицам


важнейшие  факты.        И  по  сей  день  навыки,  полученные  еще    в  детстве, помогают мне в работе над диссертацией!

Довольно сложно после вуза вступать на учительскую тропу, да еще в тот период, когда страницы газет и журналов, рекламные ролики телепередач гласят о более престижных профессиях и сравнительно высоких заработках и порой выражают негативное общественное и, что очень странно, правительственное мнение об учителях. В минуты сомнения я всегда вспоминаю, какие тяжелые условия работы были у моего наставника в то время, когда мы, пятиклассники, пришли на первый урок истории в 1998 году. Несмотря на отсутствие даже самых необходимых условий для реализации и воплощения педагогических идей, он не только давал знания по предмету, но и оставил глубокий след в моей душе. Однажды на урок он пришел с большой сумкой, мне и моим одноклассникам сразу стало интересно, что в ней находится. Немного потерпев, мы увидели, что на урок он нам принес следы исторического прошлого, древнюю керамику, изделия из металла, наконечники стрел и многое другое. Прямо на уроке мы прикоснулись к древним событиям, почувствовали, запах старины.

В моем представлении, учитель – это волшебник, владеющий сердцами своих учеников. За взмахом волшебной палочки, при помощи которой открываются тайны прошлого и красота окружающего мира, скрывается ежечасный, ежедневный тяжелый, но благородный труд. Ведь, как сказал Сенека: «Уча других - мы учимся сами», и еще точнее сказал Влад Немерцалов: «Но каждый Учитель - немножечко Бог, который тебя создает».