Инновационная деятельность на базе КФУ

Адиятуллина Мадина Хафизовна

Из опыта работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Из опыта работы с одаренными детьми учителя татарского языка и литературы гимназии №3 г.Зеленодольска РТ

Адиятуллиной Мадины Хафизовны.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и  одарённых детей.

В нашей стране реализуется программа «Одарённые дети». Гимназия №3 г.Зеленодольска, образовательное учреждение инновационного типа, участвует в данной программе и добивается хороших результатов. Учащиеся гимназии ежегодно становятся победителями и призёрами муниципальных и республиканских олимпиад, всероссийских конкурсов по разным предметам.

Я, учитель татарского языка и литературы гимназии, много лет работаю с разновозрастной группой учащихся(2-11 кл.) Как любой современный учитель, увлечённый, эрудированный, творческий, стараюсь и детям привить любовь к самостоятельному добыванию знаний, исследовательской работе по предмету, постоянному самосовершенствованию.

Живое слово учителя, эмоциональное и образное, высокая культура общения, умение каждому этапу работы придать смысл делают задания, которыми руковожу я, интересными и запоминающимися. Я интересуюсь искусством и до каждого ученика стараюсь донести не только знания, умения, навыки по татарскому языку и литературе, но и красоту звучащего слова, неразрывную связь слова с музыкой, живописью, скульптурой.

Настоящий эрудит должен постоянно испытывать информационный и эмоциональный голод. А утолить его может только постоянная работа над собой, чтение, раздумья.

Работа с группой одарённых учащихся

  1. повышает познавательный интерес школьников к предмету;
  2. развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
  3. учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
  4. развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

Главная цель  занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным и республиканским). Занятия провожу как с разновозрастной группой учащихся(5-11 класс), так и с отдельными учениками.

В работе с одаренными детьми использую разнообразные формы и методы работы, а так же приемы ораторского мастерства. Для практических занятий подбираю материал  эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание- чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности являются неотъемлемой частью моей работы. Практически на каждом занятии даются задания поисково–исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, русско-татарскими, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада – учащимся .безусловно. требуется толковый и этимологический словари. Для того, чтобы объяснить значение таких слов, как: табышмак, табип, читек, нардуган - необходимо использовать толковый словарь татарского языка.

В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный мной из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Магариф»), текстов художественной литературы.

      Результатами целенаправленной работы с одарёнными детьми являются достижения учеников в различных конкурсах ( конкурс чтецов, посвящённый 125-летию со дня рождения Г.Тукая, конкурс сочинений, посвящённый Году учителя, всероссийский конкурс «На крыльях вдохновенья» , республиканские Тукаевские чтения, Гагаринские чтения - 2010, конкурс « Сөембикә -2011 »  и т.д.), олимпиадах и научно-практических конференциях.

      Например, учащаяся 11А класса Садрутдинова Айсылу в 2010-11 учебном году стала победителем муниципального тура олимпиады по татарской литературе, призёром  - по татарскому языку. Она - призёр по татарской литературе в республиканской олимпиаде. Айсылу побывала в удивительном мире «Сәләт» и делится своими впечатлениями:

    «Уже какой год я считала, что выросла из того возраста, когда отдыхают в лагерях. Поэтому, получив письмо с приглашением в «Сәләт», отнеслась к нему без особого интереса, но все же решила попробовать и посмотреть, что же это такое.

Начать стоит с того, что «Сәләт» - это не обычный летний лагерь, это место, которое собирает одаренных детей не только со всего Татарстана, но и из зарубежных стран. Сюда попадают участники олимпиад, конкурсов, соревнований. Я, например, узнала об этом лагере, побывав на республиканской олимпиаде по татарской литературе.  Каждая смена направлена на раскрытие и углубление определенных знаний и способностей ребенка. Так, например, Сәләт-Тел - это лингвистическое направление, Сәләт-Раушан - физико-математическое, Сәләт-Биләр – историко-археологическое. Но главной особенностью лагеря является сохранение татарского языка.

      На базе детского оздоровительного лагеря «Звездный» летом проходят 4 смены: Тел, Раушан, Санак (информационные технологии), Шәхес (школа конкурентоспособной личности). Поехать я решила в начале лета, поэтому попала в Сәләт-Тел. Прибыв, я сразу почувствовала, поняла, увидела, что это не просто место для отдыха, это отдельный мир. У «Сәләт»а есть свой гимн, марш, флаг, атрибутика. Ребята, отдыхающие здесь, зовутся сэлкешами, от словосочетания «сәләтле кеше»-талантливый человек. Дети получают желтые футболки, которые символизируют солнце, его лучи; вожатые носят голубые - цвет неба, учителя-синие; главные вожатые и директора смен-лидерские красные, а также есть фиолетовый цвет-знак совершенства. Активно участвуя в жизни смены, можно получить желтый галстук, но достается он самым-самым двум-трем людям из отряда.

     Итак, Сәләт-Тел. 10-27 июня. 200 с лишним талантливых, жадных на знания детей. Это ведь образовательный лагерь, поэтому каждый день проводятся уроки и мастер-классы. Конечно, в смене лингвистического направления основное внимание уделяется изучению языков, среди которых английский, немецкий, французский, персидский, арабский, испанский, турецкий и др. Мастер-классы,  проходящие во вторую половину дня, – это гитара, танцы, фотодело, актерское мастерство, ораторское искусство, психология и мн. др.  Ни одна смена не проходит без встреч с интересными людьми. Это и депутаты, и писатели, и сатирики, и гости из-за границы. Каждый день бывает по несколько мероприятий, направленных на сплочение коллектива, раскрытие талантов. Сэлэт-Тел интересен еще и фестивалем Иске Казан. Посещение музея, встреча с писателем, сабантуй, презентация, общение с сэлкешами из другой смены (Сәләт Биектау), палатки, приятные эмоции и новые знакомства-все это Иске Казан. Кроме него существуют фестивали Сәләт-Биләр, Бикмуллинский фестиваль и др.

      Конечно, казалось, что 18 дней слишком  мало, было жаль расставаться с людьми, лагерем, все же и за две с половиной недели  можно сильно привязаться. «Сәләт» так запал мне в душу, что я решила вернуться сюда снова. И на этот раз попала в Шәхес. Другое направление-другие уроки. Но в целом, все то же: открытые люди, солнечное настроение, прекрасные учителя, замечательные вожатые, увлекательные мероприятия.

      Я счастлива тем, что стала обладателем жёлтого галстука».

Список литературы

1.Бойцов М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе (на материале преподавания гуманитарных дисциплин): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 1975. – 18с

2.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М. - Воронеж, 2003. – 464 с.

3.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М., 2001. – 320 с.

4.Леонтьев А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии.-1960.-№1.

5.Одаренные дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М.Слуцкого. - М., 1991. – 381 с.

6.Одаренные дети / Под ред. М. Карне. – М., 1991. – 246 с.

7.«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.» Из опыта работы с одаренными детьми учителя русского языка и литературы гимназии №4 г.Шебекина Волковой Ольги Анатольевны