Педагогический проет

Бондарь Светлана Васильевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №1»

Проект педагога-психолога

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Бондарь Светланы  Васильевны

Развитие у слабослышащих младших школьников творческого мышления посредством песочной терапии

Введение

На современном этапе развития общества, культуры выдвигаются новые требования к развитию личности. На первое место выходят индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее, умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить к новым видам деятельности. Современный человек должен уметь творчески подходить к каждой жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Это требует полноценного развития творческого мышления.

О творческом мышлении принято говорить как о таком виде мышления, при котором результатом становится открытие чего-либо принципиально нового или же более совершенного способа решения тех или иных задач. Специфика творческого мышления субъекта изучалась как отечественными, так и зарубежными учёными в области психологии (Д.В. Аврамков, Ф. Барон, Э. де Боно, К.-Х. Брюггенер, Н.К. Вахтомин, Р. Вудвортс, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Н. Козленко, М.И. Меерович, Ю.А. Полуянов, Б.М. Теплов, Е.П. Торранс и др.).

Готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания, обучения растущего ребенка — как нормально развивающегося, так и ребенка с нарушениями в развитии.

Уже в дошкольном и тем более в младшем школьном возрасте при нормальном психофизическом развитии ребёнок в процессе самостоятельной деятельности, имеющей творческую направленность, не копирует воспринимаемые явления, а демонстрирует своё отношение к воссоздаваемому и изображаемому, представляет свое понимание жизни, выражая так усвоение социального опыта (Р.Я. Абрамович, Ю.Л. Аксёнова, Л.А. Венгер, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, Т.Н. Овчинникова, Ю.А. Полуянов, А.Э. Симановский, К.В. Тарасова, Н.А. Хазратова, Д.Б. Эльконин и др.).

Учёными доказано, что нарушение слуха отрицательно влияет на формирование разных видов детской деятельности, обедняет возможности их использования в ходе психического развития ребёнка. Более позднее, чем у слышащих детей, становление предметной и игровой деятельности, недоразвитие речи и трудности общения негативно сказываются на развитии творческих способностей и творческого мышления в целом. Неполноценность творческого мышления в значительной мере объясняется бедностью жизненного опыта школьников с патологией слуха, с ограниченностью самостоятельных активных контактов с миром, неточностью понимания окружающих событий, смысла поступков взрослых и детей (С.А. Зыков, В. Петшак, В.А. Синяк и др.).

Учёными отмечается необходимость поиска наиболее эффективных коррекционно-педагогических подходов, обеспечивающих успешное развитие у слабослышащих младших школьников творческого мышления.

К числу эффективных средств развития и коррекционного воздействия принято относить песочную терапию (О.Ю. Епанчинцева, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, H.A. Сакович, Л. Шейнхард, В. Щербакова, Г.Н. Эль и др.). С её помощью дети могут учиться реализации собственных идей, отражать результаты своей фантазии, творческого поиска. Однако данный вопрос в сурдопедагогике не освещался: песочная терапия в качестве средства развития у слабослышащих младших школьников творческого мышления не рассматривалась.

В то же время в отечественной и зарубежной дефектологии отмечается необходимость учёта возможностей, ограничений, особых образовательных потребностей детей с патологией слуха при реализации коррекционной работы с ними (А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.А. Малхасьян, Л.И. Руленкова, К.И. Туджанова, Е.Л. Черкасова, Н.Д. Шматко; A.H. Bowly, L. Gerdner, Penny Low Deiner, L. Carol и др.).

Имеется возможность указать на наличие проблемы, заключающейся в недостатке теоретических и практических материалов, необходимых для адекватной реализации коррекционной работы, направленной на развитие у слабослышащих младших школьников творческого мышления средствами песочной терапии.

Объект исследования: процесс развития у слабослышащих младших школьников творческого мышления.

Предмет исследования: песочная терапия как средство развития у слабослышащих младших школьников творческого мышления.

Цель исследования: теоретически обосновать и использовать в процессе экспериментальной деятельности элементы песочной терапии для развития у слабослышащих младших школьников творческого мышления.

При проведении исследования осуществлялась поставка и решение следующих задач:

1. Изучить литературные источники по проблеме исследования, выявить:

- сущность мышления и творчества как психологических категорий,

- закономерности развития творческого мышления в онтогенезе,

- состояние творческих способностей детей с нарушением слуха,

- возможности песочной терапии для развития творческого мышления слабослышащих младших школьников;

2. Установить уровень и особенности развития у слабослышащих младших школьников творческого мышления;

3. Определить направления коррекционной работы и использовать методические приёмы, способствующие развитию у слабослышащих младших школьников творческого мышления;

4. Выявить эффективность проведённой экспериментальной работы.

Методы исследования:

- изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;

- диагностика;

- наблюдение за школьниками в процессе продуктивных видов деятельности;

Теоретическими источниками исследования явились следующие концепции:

- концепция обучения и воспитания детей школьного возраста с патологией слухового анализатора (А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Г.Н. Пенин, З.А. Пономарёва, К.И. Туджанова и др.);

- концепция креативности и этапов развития творческих способностей (Ф. Барон,Э. де Боно, К.-Х. Брюггенер, Н.К. Вахтомин, Р. Вудвортс, М.И. Меерович, Е.П. Торранс и др.);

- теория развития творческого мышления (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Ю.А. Полуянов, Б.М. Теплов и др.);

- психологическая теория развития личности (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);

- теоретические положения, раскрывающие специфику развития высших психических функций и особенности развития творческих способностей у детей с патологией слуха (Р.М. Боскис, С.А. Зыков, Т.А. Власова, Е.Н. Марциновская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.С. Рукавицин, В.А. Синяк, Л.И. Тигранова и др.);

- теоретические положения и методические рекомендации о специфике использования песочной терапии для развития творческих способностей ребёнка (О.Ю. Епанчинцева, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, H.A. Сакович, Л. Шейнхард, В. Щербакова, Г.Н. Эль и др.).

Практическая значимость исследования заключается в следующем. Представленный в исследовательском проекте методический подход позволяет осуществлять развитие у слабослышащих младших школьников творческого мышления в процессе внеурочной деятельности. Данный подход может быть рекомендован для использования в системе специального образования детей с патологией слуха.

Структура и объём работы. Исследовательский проект состоит из введения, основной части и полученных результатов.


Основная часть.

Сущность песочной терапии и возможности её использования для развития творческого мышления слабослышащих младших школьников.

Учёные в области сурдопедагогики на основании своих многолетних наблюдений и научных исследований отмечают важность развития у детей с патологией слуха творческих способностей и творческого мышления в целом – вне зависимости от их возраста. Для этого следует осуществлять работу по конкретизации и уточнению жизненных планов, приучению детей к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Не менее важно предлагать детям выполнение нетрадиционных заданий в связи с организацией продуктивных видов деятельности (Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, Г.Н. Пенин, М.С. Рукавицин и др.).

Одним из эффективных средств развития у названной категории детей творческих способностей и творческого мышления в целом является песочная терапия, а точнее – её элементы. Однако в сурдопедагогике этот вопрос продолжает оставаться практически неизученным.

В последние годы метод песочной терапии (сэндплей от английского sandplay - «игра в песке») приобретает всё большую популярность. Данный метод используется специалистами различного профиля, а именно: психологами, педагогами и социальными работниками с целью оказания  помощи людям разного возраста, в том числе и детям. Данный метод широко используется в групповой работе.

Исследованиями ученых в области сурдопсихологии выделено отставание в развитии у детей с нарушениями слуха перцептивных действий. Так, у ребёнка данной нозологической группы отмечается отсутствие либо недоразвитие навыков обследования предметов, способов вычленения формы. В более поздние (чем в норме) сроки формируется алгоритм двигательных отношений. В данном случае подразумеваются ощупывающие или обводящие движения для вычленения плоскостной / объемной формы, манипулирование предметами - для восприятия отношений двух предметов.

А.А. Венгер подчёркивает, что в процессе восприятия у ребенка постепенно накапливается известная сумма зрительных, двигательных, осязательных, а затем и графических образов. В результате его чувственный опыт существенно обогащается. Но на этом ни в коей мере не заканчивается сенсорное развитие детей с нарушениями слуховой функции, что важно и для полноценного развития мыслительных операций, и для становления творческих способностей.

У ребёнка с нарушением слуха своевременно не формируется соединение сенсорного опыта со словом. Отражение в слове чувственного опыта часто не имеет полноты значения у детей рассматриваемой нозологической группы (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, В.А. Синяк, Л.И. Тигранова и др.).

Снижение слуха и обусловленное им недоразвитие словесной речи создают значительные препятствия в процессе культурного развития ребенка с нарушенным слухом, ограничивая возможности его социального взаимодействия. В исследованиях Е.А. Малхасьян, О.О. Малхасьян, М.И. Никитиной, Л.В. Никулиной, В.Петшака, В.А. Синяка показано, что сенсорная депривация, дефицит эмоционального общения, качественное своеобразие психических процессов, важных для развития творческих способностей, недостаточность представлений о явлениях окружающего мира отрицательно сказываются на становлении и совершенствовании творческого мышления, воображения.

Дети с тугоухостью, неполноценно воспринимая окружающие звуки, хуже ориентируются в пространстве, не фиксируют внимание на отличительных свойствах предметов, позже начинают с ними действовать. Отсутствие полноценного вербального общения со взрослыми задерживают развитие восприятия и деятельности.

Согласно результатам научных исследований, большинство детей с недостатками слуха не соблюдают пропорции в изображении предметов и их частей, пропускают детали или, наоборот, включают несущественные элементы, не определяющие содержание продукта деятельности.

Ребёнок с нарушением слуха предпочитает воссоздавать объекты небольшого размера. Созданные изображения характеризуются недостаточным использованием цветовой гаммы, что проявляется в большом количестве одноцветных изображений. Эти дети испытывают трудности при построении композиции и пространственном расположении отдельных элементов изображаемого объекта. Выявленные особенности свидетельствуют о том, что недостаточное владение выразительными средствами не позволяют детям с нарушенным слухом в полном объеме отобразить в рисунке, в поделке либо в иной работе предметы и события из жизни, точно выразить свое эмоциональное отношение к ним.

В процессе деятельности слабослышащие дети испытывают большие затруднения в учете требований инструкции. Многозвеньевая инструкция создает для них дополнительные сложности. Это проявляется в ошибочности осуществляемых действий. Дети рассматриваемой нозологической группы нередко нарушают последовательность работы, затрудняются в переключении с одного приема работы на другой. Для этой категории обучающихся характерна недостаточная регуляция деятельности со стороны словесной речи: отражение речью производимых действий, словесный отчет о проделанной работе, рассказ о том, что предстоит сделать.

У детей с тугоухостью имеет место недоразвитие саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности: неадекватная (часто завышенная) самооценка, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации, имеющие большое значение в развитии творческих способностей.

Результаты исследовательской деятельности

Нами было организовано и проведено исследование, включающее теоретическую и эмпирическую части.

В теоретической части исследования представлен анализ научной литературы. Выявлено, что мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности, что отмечается многими психологами (Д.В. Аврамков, Н.К. Вахтомин, П.Я. Гальперин, Ю.А. Полуянов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).

Под творческим мышлением принято понимать такой вид мышления, при котором результатом становится открытие чего-либо принципиально нового или же более совершенного способа решения тех или иных задач. Специфика творческого мышления субъекта изучалась как отечественными, так и зарубежными учёными в области психологии (Д.В. Аврамков, Н.К. Вахтомин, Р. Вудвортс, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Н. Козленко, М.И. Меерович, Е.П. Торранс и др.).

В сурдопедагогических и сурдопсихологических исследованиях содержатся данные об особенностях развития мышления, а также других психических процессов у детей с нарушением слухового анализатора. Кроме того, частично отражены данные о творческом потенциале детей с тугоухостью (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, Е.Н. Марциновская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, Г.Н. Пенин, М.С. Рукавицин, Л.И. Тигранова и др.).

Учёными доказано, что нарушение слуха отрицательно влияет на формирование разных видов детской деятельности, обедняет возможности их использования в ходе психического развития ребёнка (С.А. Зыков, В. Петшак, В.А. Синяк и др.).

Одним из эффективных средств развития у детей с патологией слуха творческих способностей и творческого мышления в целом является песочная терапия, а точнее – её элементы. Однако в сурдопедагогике этот вопрос продолжает оставаться практически неизученным.

Метод песочной терапии имеет специфику. Она выражается в том, что предусматривается установление контактов посредством богатых смыслами символических образов - тех, которые возникают в песочных композициях. Субъекты, играющие с песком, могут в процессе создания композиций и фигурок из песка «прочитать» своё душевное внутреннее состояние. При этом важен анализ того, что получилось создать, в том числе в процессе коллективной деятельности или в рамках индивидуальной работы (О.Ю. Епанчинцева, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, H.A. Сакович, Л. Шейнхард, В. Щербакова, Г.Н. Эль и др.).

Успешное развитие у слабослышащих учащихся младшего школьного возраста творческого мышления средствами песочной терапии возможно лишь при создании на занятиях определённых условий:

- предоставление учащимся возможности самостоятельного решения задач;

- предоставление свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним делом;

- доброжелательная и направляющая помощь со стороны взрослого, а не прямая подсказка;

- комфортная психологическая обстановка на занятиях;

- поощрение педагогом стремления ребёнка к творчеству.

В эмпирической части исследования последовательно раскрыты общая организация эксперимента, а также его содержание. В ходе исследования осуществлялась проверка гипотезы о том, что у слабослышащих младших школьников будет отмечаться недоразвитие творческих способностей и творческого мышления в целом. Коррекционная работа по развитию у слабослышащих младших школьников творческого мышления будет эффективной, если в процессе экспериментальных занятий использовать элементы песочной терапии, обеспечивающие:

- развитие творческого замысла посредством установления ассоциативной связи, возникающей при анализе объектов деятельности;

- развитие способности к реализации творческого замысла.

Экспериментальную выборку составили 20 школьников возрастной нормы (массовая школа), а также 10 слабослышащих детей.

Выявлено, что у слабослышащих младших школьников, в отличие от их здоровых сверстников, имеются особенности, свидетельствующие о недоразвитии креативности и творческого мышления в целом. Это проявляется в следующем:

- недоразвитие представлений о возможностях использования песка и иных материалов для создания оригинальных изделий;

- трудность определения замысла будущей работы;

- отсутствие в продуктах деятельности элементов, придающих изделию оригинальность и неповторимость;

- преобладание в работах штампов и повторяющихся фрагментов;

- отсутствие творческих решений и др.

Учащимся были присвоены низкий (30 %), ниже среднего (50 %) и средний (20 %) уровни развития творческого мышления.

Дети возрастной нормы уверенно создают различные изделия, значительная часть которых содержит нестандартные и оригинальные решения. Школьникам возрастной нормы присвоены средний (30 %), выше среднего (45 %) и высокий (25 %) уровни развития творческого мышления.

Участниками формирующего этапа эксперимента исследования стали слабослышащие ученики в составе 10 человек. Экспериментальная деятельность была реализована в рамках внеурочной работы по двум направлениям:

- развитие творческого замысла посредством установления ассоциативной связи, возникающей при анализе объектов деятельности;

- развитие способности к реализации творческого замысла.

Непосредственно перед экспериментальной деятельностью осуществлялась подготовка всего необходимого оборудования. Это были контейнеры с сухим и влажным песком; лейки, наполненные водой в целях её использования (при необходимости) в процессе той или иной деятельности; различные мелкие игрушки для обыгрывания выполненных построек. Дети последовательно знакомились со свойствами сухого и влажного песка, рассматривали игровое оборудование, которое после завершения построек может использоваться для их обыгрывания.

В ходе работы обсуждалось, что может быть сделано из песка, чем бы дети хотели заняться, каким образом они хотят использовать песок. На основе этого в отдельных случаях работа школьников организовывалась парами. Дети работали не только в парах, но и коллективно. Определение учениками содержания деятельности осуществлялось различными способами:

- посредством предварительного обсуждения замысла, определения темы, путей реализации задуманного;

- посредством реализации замысла в процессе деятельности, то есть спонтанно, на основе тех эмоциональных состояний, которые дети испытывают.

Участниками контрольного этапа стали ученики ЭГ – слабослышащие младшие школьники в составе 10 человек. Выявлено, что благодаря реализованной коррекционной работе у учеников отмечается позитивная динамика в развитии творческого мышления. Дети увереннее осуществляют выбор необходимых для работы материалов, успешнее и с определённой долей творчества реализуют замысел, допускают меньше ошибок в процессе деятельности. Младшие школьники стремятся выполнять тематически и технически завершённые изделия, предлагая интересные идеи. Повысилась активность школьников при оперировании образами предметов. Младшие школьники научились устанавливать закономерности, стремятся соблюдать логику в процессе действий с объектами. У учащихся отмечаются улучшения в развитии анализа, синтеза, абстрагирования. Детям были присвоены ниже среднего (30 %), средний (50 %) и выше среднего (20 %) уровни развития творческого мышления. У 100 % респондентов уровень повысился.

Можем утверждать: проведённая экспериментальная работа явилась эффективной. Поставленная цель достигнута, задачи решены.