Педагогическая копилка


Предварительный просмотр:

Авторские игры  для развитие фонематического слуха дошкольников.

Пояснительная записка

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог должен уточнить и закрепить у детей произношение сохранных звуков, сформировать правильные артикуляционные уклады звуков, произношение которых нарушено; автоматизировать эти звуки в речи, развить фонематический слух и фонематическое восприятие и на основе этого осуществить дифференциацию поставленных звуков в речи, сформировать и развить навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, подготовив тем самым детей к обучению грамоте.

Работа начинается с преодоления фонематических нарушений у дошкольников. У детей с общим недоразвитием речи она должна строиться с учетом «современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития речи ребенка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе» (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова). С первых дней пребывания ребенка в группе педагог ведет работу по развитию у него фонематического слуха, фонематического восприятия.

Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева).

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников принято выделять следующие этапы:

- упражнения в различении неречевых звуков;

- упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;

- упражнения в различении похожих звуков; слогов, слов, различающихся одним звуком;

- упражнения, направленные на формирование и развитие

навыков звукового анализа и синтеза.

В логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи фонетические нарушения часто являются ведущими в структуре речевого дефекта (Л.В.Лопатина), поэтому работа над фонетической стороной речи (звукопроизношением и просодикой) требует от педагога определенных усилий и ведется на протяжении всего учебного года.

На том этапе работы, важно не только научить детей различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов.

Следует отметить, что в упражнениях можно использовать только те звуки, которые правильно произносятся ребенком. В это время активно ведется работа по уточнению произношения сохранных звуков и закреплению их в речи, затем начинается работа по постановке и первоначальной автоматизации отсутствующих или искаженно произносимых звуков. При этом последовательность и сроки работы над звуками варьируются в зависимости от индивидуальных проявлений дефекта.

Отсутствующие или дефектные звуки нуждаются сначала в отработке артикуляции, автоматизации в различных позициях, а затем в уточнении восприятия на слух и в речи. Педагог ведет детей от восприятия правильно произносимых фонем к различению звуков, сначала резко отличающихся артикуляционным укладом, а потом — близких по акустико-артикуляционным признакам. В работе над уточнением восприятия звука на слух или различением звуков выделяют определенные этапы:дифференциация в ряду звуков; дифференциация в ряду слогов; дифференциация в ряду слов; дифференциация в предложениях.

Игра «Мы едем, едем, едем...»

Цель: развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [т] и [п] в словах), развитие фонематических представлений (упражнения в различении звуков [т] — [п] в словах).

Оборудование. Плоскостные изображения поезда и самолета, предметные картинки со звуками [т], [п] в названиях.

Правила игры. Учитель – логопед и подгруппа детей сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки (кот, утка, кит, бегемот, пума, панда, попугай, мотылек) и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети «рассаживают» животных, птиц, насекомых в поезд и самолет. Причем в поезд можно «посадить» только тех представителей животного мира, в названиях которых есть звук [п], а в самолет — только тех, в названиях которых есть звук [т]. Поскольку целью игры является развитие фонематических представлений, дети выполняют задание молча. Педагог останавливает игру только в том случае, если кто-то из детей допустил ошибку. Он предлагает детям объяснить, в чем заключается ошибка. Допустивший ошибку сам исправляет ее.

Игра «Веселые путешественники»

Цель: уточнение и активизация словаря по теме «Животные», развитие фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [с] и [ш] в словах (разные позиции) и предложениях), развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [с] — [ш] в словах и предложениях).

Оборудование: плоскостные изображения грузовика и автобуса, предметные картинки, содержащие звуки [с] и [ш] в названиях.

Правила игры. Педагог и дети сидят на ковре. Педагог раскладывает на ковре картинки, содержащие в названиях звуки [с] и [ш]: собака, кошка, мышка, лиса, слон, петушок, лягушка, барсук. Он предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем педагог ставит на наборное полотно плоскостные изображения грузовика и автобуса и предлагает детям поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук [с], а в автобус только тех животных, в названиях которых есть звук [ш]. Дети выбирают картинки и с помощью «липучек» или магнитов закрепляют их на грузовике и автобусе. Затем педагог просит их рассказать, какие животные едут в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения: «В машине едут собака, лиса, слон, барсук. В автобусе едут кошка, мышка, петушок, лягушка».

Игра «Буратино и Мальвина»

Цель: уточнение и активизация словаря по теме «Школьные принадлежности», развитие фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [р] и [л] в словах (разные позиции), развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [р] — [л] в словах и предложениях).

Оборудование: плоскостные изображения Буратино и Мальвины, предметные картинки, содержащие звуки [р] и [л] в названиях.

Правила игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки с изображениями (ручка, картон, карандаш, тетрадь, пенал, закладка, обложка, мел, краски, фломастеры), предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на наборное полотно помещаются плоскостные изображения Буратино и Мальвины. Педагог объясняет детям, что Буратино и кукла Мальвина собираются играть в школу. Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названиях которых есть звук [л], а Мальвине — в названиях которых есть звук [р]. Если дети не обратят внимания на то, что в слове «фломастеры» есть и звук [р] и звук [л], следует спросить у них, почему картинку с изображением фломастеров можно дать и тому и другому герою.

Дети раскладывают картинки. Педагог предлагает рассказать, что есть у Буратино, а что есть у Мальвины. Дети составляют предложения: «У Буратино есть пенал, закладка, обложки, мел, фломастеры. У Мальвины есть ручка, портфель, тетрадь, карандаш».

Игра «Разноцветная мозаика»

Цель: развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [в] и [в'] в словах), развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [в] — [в'] в словах).

Оборудование: игровое поле с нарисованными на нем предметными картинками (вата, вилка, волк, ветка, ванна, вишня, буквы, киви, квадрат, цветок, венок, хвост), фишки синего и зеленого цветов.

Правила  игры: педагог и дети сидят вокруг стола. Педагог помещает на стол перед детьми игровое поле, предлагает детям рассмотреть и назвать картинки, затем ставит на стол контейнер с фишками и объясняет, что картинки с твердым звуком [в] в названиях нужно закрыть синими фишками, а картинки с мягким звуком [в'] в названиях — зелеными фишками. Дети молча выполняют задание. Педагог останавливает игру только в том случае, если допущена ошибка, и предоставляет детям возможность разобраться, в чем заключается ошибка и как ее исправить.

Игра «Поможем кукле Кате»

Цель: развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [к] и [к'] в словах), развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [к] — [к'] в словах).

Оборудование: плоскостные изображения куклы, корзинок синего и зеленого цветов, предметные картинки (кот, кит, конфета, кисточка, мак, эскимо, тапки, букет).

Правила игры: педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем он ставит на наборное полотно плоскостные изображения куклы и двух корзинок и предлагает помочь кукле Кате разложить картинки: положить в синюю корзинку картинки со звуком [к] в названиях, а в зеленую — со звуком [к']. Дети молча выполняют задание. Педагог останавливает игру только в том случае, если допущена ошибка, и предоставляет детям возможность разобраться, в чем заключается ошибка и как ее исправить.

Игра «Кто полетит на Луну?»

Цель: развитие фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование: плоскостное изображение космического корабля, предметные картинки (кот, корова, крокодил, коза, канарейка, курица, мышка, носорог, павлин, тапир).

Правила игры: педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе картинки с изображениями зверей и птиц и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на магнитную доску помещается изображение космического корабля. Педагог сообщает детям, что они должны отправить на Луну только тех животных, названия которых начинаются со звука [к]. Дети выбирают картинки и закрепляют их с помощью магнитов на космическом корабле.

На этом этапе для закрепления сформированных навыков звукового анализа и синтеза можно использовать игры «Парочки», «Составь цепочку», «Замкни кольцо».

Игра «Парочки»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Выделение начальных и конечных звуков из слов.

Оборудование: предметные картинки (1 — мак, дом, аист, суп, диван; 2 — кот, мука, тапки, папка, носки).

Правила игры: педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раздает детям по одной картинке из первого комплекта (мак, дом, аист, суп), предлагает рассмотреть, назвать их, выделить последний согласный звук из каждого названия. Затем на столе раскладываются картинки из второго комплекта (кот, мука, тапки папка). Дети рассматривают и называют их. Педагог предлагает детям выбрать по одной картинке, название которой начинается с того звука, которым заканчивается название первой картинки. Составляются пары: мак — кот, дом — мука, аист — тапки, суп — папка.

Игра «Разноцветные круги»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов, упражнения в определении места звука в слове.

Оборудование: картонные круги красного, желтого и зеленого цветов, предметные картинки, содержащие в названиях звук [м] (муха, молоток, майка, мартышка, лама, панама, сумка, самокат, сом, дом, альбом, гном), контейнер для картинок.

Правила игры: педагог и дети сидят за общим столом. Педагог кладет на стол круги, ставит контейнер с картинками. Если педагог не уверен, что дети узнают и назовут все картинки, имеет смысл достать их, рассмотреть, назвать и сложить обратно в контейнер. Педагог предлагает детям по очереди доставать по одной картинке и раскладывать их на круги в зависимости от того, в какой части слова находится звук [м]. Если звук стоит в начале слова, картинку нужно положить на красный круг. Если звук стоит в середине слова, картинка должна оказаться на желтом круге. И наконец, если звук в конце слова, картинку следует положить на зеленый круг. Игрока, начинающего игру, можно определить с помощью любой считалки.

Игра «Кто скорее?»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов, упражнения в определении места звука в слове.

Оборудование: игровое поле, на котором нарисованы картинки, содержащие в названиях звук [ш]: шуба, шар, шапка, шмель, кошка, лягушка, рубашка, парашют, камыш, мышь, ландыш, малыш. Контейнер с фишками красного, желтого и зеленого цветов.

Правила игры: педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе игровое поле, предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем он раздает каждому ребенку по одной красной, желтой и зеленой фишке и предлагает закрыть ими картинки на игровом поле. Если название картинки начинается со звука [ш], ее следует закрыть красной фишкой. Если звук [ш] находится в середине слова, картинку нужно закрыть желтой фишкой. Если звук [ш] находится в конце слова, картинка должна быть закрыта зеленой фишкой.

Игра «Помоги Мишке»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах (разные позиции), дифференциация звуков [ш] — [с] в словах.

Оборудование : магнитная доска, игровое поле с изображением мишки и разбросанных вокруг него предметов (чашка, шапка, клюшка, машина, каштан, пушка, мышь, шорты, самокат, самосвал, сапоги, носки), контейнеры с фишками и магнитами.

Правила игры: педагог и дети сидят за общим столом. Педагог помещает на магнитную доску игровое поле с изображением плюшевого мишки и разбросанных вокруг него вещей, а на стол помещает стопку фишек (картонных или пластмассовых фигур одного цвета) и контейнер с магнитами. Он объясняет детям, что нужно помочь мишке собрать предметы, в названиях которых есть звук [ш]. А поэтому сначала стоит «убрать» все предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети молча подходят к доске и закрывают фишками с помощью магнитов изображения самолетика, самосвала, сапог и носков. Затем педагог объясняет, что мишка примет помощь, если дети правильно будут произносить звук [ш]. Дети по очереди называют по одной картинке, четко произнося звук

Игра «Закрой картинку»

Цель: автоматизация произношения звука [р] в словах (разные позиции). Определение места звука [р] в словах.

Оборудование: игровое поле с нарисованными на нем предметными картинками, содержащими в названиях звук [р], пластиковые или картонные фишки красного, желтого и зеленого цветов.

Правила игры: педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе игровое поле с изображениями рака, рыбы, розы, барабана, пирамидки, арбуза, топора, забора, помидора, коровы, радуги, светофора, куртки, персика, свитера, ставит контейнер с фишками и предлагает детям по очереди брать фишки, называть и закрывать по одной картинке.

Картинку можно закрыть, только произнеся звук [р] правильно. Кроме того, нужно правильно выбрать цвет фишки. Если звук [р] находится в начале слова, картинку следует закрывать красной фишкой, если в середине слова — желтой, если в конце — зеленой. Игрока, начинающего игру, можно определить с помощью любой считалки. Дети по очереди называют по одной картинке и закрывают их фишками.

Игра «Украшаем шапки»

Цель:  автоматизация звука [ш] в предложении.

Оборудование: плоскостные изображения вязаных шапочек по числу детей, контейнер с предметными картинками, содержащими в названиях звук [ш] (разные позиции).

Правила игры: педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раздает детям плоскостные изображения шапок, ставит на стол контейнер с предметными картинками (шишка, лошадка, хлопушка, кукушка, вишенки, груша, ромашка, погремушка, солнышко, мишка, машинка, Чебурашка, неваляшка, гармошка, шахматы). Объясняет детям, что они будут украшать шапки вышивкой. Нужно выбрать картинку, положить ее на шапку и сказать: «Я вышью на шапке вишенки» или «У меня на шапке лошадка» и т. п.

Дети по очереди выбирают картинки, накладывают их на плоскостные изображения шапок, составляют предложения, правильно произнося при этом звук [ш].

Игра «Ромашка»

Цель: автоматизацию и дифференциацию  поставленных звуков: свистящих, шипящих, соноров.

Оборудование: плоскостное изображение ромашки, предметные картинки с нужными в названии звуками.

Правила игры: дети и педагог сидят за общим столом, дети выбирают нужную картинку и проговаривая, выкладывают на лепестки цветка.

Игра «Лото» 

Цель: автоматизацию и дифференциацию  поставленных звуков: свистящих, шипящих, соноров.

Оборудование: карточки, предметные картинки с нужными в названии звуками.

Правила игры: дети и педагог сидят за общим столом, дети выбирают нужную картинку и проговаривая, накладывают на карточку.

Игра «Гусеница»

Цель: автоматизацию и дифференциацию  поставленных звуков: свистящих, шипящих, соноров.

Оборудование: предметные картинки с нужными в названии звуками, голова гусеницы.

Правила игры: дети и педагог сидят за общим столом, дети выбирают нужную картинку и проговаривая, тем самым собирая гусеницу.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Рябинка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовской район

Паспорт проекта «Как хорошо уметь рычать»

Разработал учитель - логопед

Фурманчук Елена Владимировна

пгт.Мостовской, 2017 уч. г.

Вид проекта: познавательный, исследовательский, коррекционно – развивающий

Продолжительность проекта: 4 месяца (февраль – май 2017 год)

Время реализации проекта:

Участники проекта: дети логопедической подготовительной группы, учитель – логопед, родители.

Актуальность проекта: Последнее время наблюдается рост детей с речевыми нарушениями, которые с большими трудностями усваивают звуковую культуру речи. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствие испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому необходимо практическим путем закрепить и дифференцировать отсутствующие звуки. Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Чтобы научиться хорошо, разговаривать, дети должны уметь четко произносить все звуки родного языка. Обычно этот процесс происходит по подражанию, однако иногда требуются специальные занятия, для того чтобы овладеть правильным произношением звуков. Если ребенок умеет хорошо говорить, он легко может найти себе друзей, организовать игру, пообщаться с ровесниками и взрослыми. В нашей группе еще не все дети умеют правильно и четко произносить звуки, поэтому нам необходимо организовать работу по овладению правильным звукопроизношением.

Во время стартовой диагностики в сентябре месяце выяснилось, что, в подготовительной группе дети не могут произносить как изолированно так и в речи звуки [р] и [р'].

В беседе воспитанники рассказали что они  все дети хотят научиться  говорить звук [р]. Однако им пока трудно произносить «непослушный» звук.

Гипотеза: Мы будем говорить звуки [р], [р'] правильно если научимся правильному укладу артикуляционного аппарата для этих звуков.

Цель проекта: мотивировать детей к  правильному  произношению   звуков [р], [р'] как изолированно так и в речи.

Задачи, намеченные воспитанниками:

  1. Научиться говорить звуки [р], [р']

Задачи, намеченные педагогом:

  1. побуждать детей ставить и решать проблему;
  2. развивать умения добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность;
  3. формировать навыки обращения, разговора;
  4. развивать познавательные способности, речевую активность;
  5. активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности;
  6. развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.
  1. совершенствовать фонематическое восприятие, слуховую память;
  2. - исследовать и осмыслить ребенком положение органов артикуляции при произношении звуков  [р], [р'];
  3. - закрепить понимание артикуляционного уклада звуков и качественное исправление дефекта произношения;
  4. - уточнить артикуляционный и акустический образ звуков, необходимый для правильного звукопроизношения;
  5. - развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
  6. - повысить интерес детей и родителей к коррекционному процессу;
  7. - повышать уровень мотивации и готовность к школьному обучению.

Формы  взаимодействия с детьми:

Развитие артикуляционного аппарата для  постановки звука [р], [р'].

Постановка звуков смешанных способом.

Формы  взаимодействия с родителями:

Совместное изготовление игр с детьми  для автоматизации звуков в речи.

Перспективно – тематический план реализации проекта

Название мероприятия

Дата проведения

Развитие артикуляционного аппарата для  постановки звука [р], [р'].

Февраль

Постановка звука

Февраль - март

 Автоматизация звуков в слога, словах, фразах, речи.

Апрель – май.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Вывод:

  1. Дети стали активными участниками всего обучения и развития, научились правильному укладу артикуляционного аппарата тем самым потвердев гипотезу.
  2.  Мной были реализованы программные задачи при опоре на детскую тему.
  3. Родители оказали достаточное внимание при реализации проекта.
  4. Речь детей стала чистой и красивой.

Список литературы:

1. Верещагина Н.В. «Особый ребенок в детском саду», Санкт – Петербург, 2009 год.

2. Волкова Л.С. «Логопедия», Москва, 1989 год.

3. Мазанова Е.В. «Комплексная коррекционная образовательная программа развития детей 4 – 7 лет», Волгоград, 2014 год.

4. Нищева Н.В. «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)», Санкт – Петербург, 2009 год.

5. Смирнова И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников (алалия, дизартрия, ОНР)», Санкт – Петербург, 2007 год.

6. Тырытышкина О.В. «Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст», Волгоград, 2013 год.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной квест - игры в подготовительной

логопедической группе

Тема: «Помоги повару. Овощи. Фрукты»

Автор: Фурманчук Е.В.

Цель:        

- Уточнить, закрепить и расширить знание детей по лексической теме «Овощи. Фрукты», активизировать словарь детей.

Задачи:

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Коррекционно-образовательные цели. Мотивировать детей на включение в деятельность. Расширение, уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Овощи. Фрукты». Формировать первичный опыт детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.

-развитие внимания, памяти, мышления;

-развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия (дифференциация сонорных звуков [л] - [р]), зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общий моторики;

- совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных);

- пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, память,  дикцию и фонематическое восприятие, связную речь, формировать звуковую выразительность речи, взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Оборудование: корзинки, муляжи овощей, фруктов; картинки овощей и фруктов, интерактивная доска, карта, принтер, бумажный самолет, книга (в книжном уголке), конверты с заданиями, дерево с загадками, конверты с загадками(от 1 до 7), магнитная доска, игрушка Ёжик, массажные шарики, блюда с овощами и фруктами.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня замечательный день! И я вам хочу хорошего настроения!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (улыбаются)
И сегодня весь день

Будет веселее! (хлопают в ладоши)

Вдруг раздается звонок скайпа.

Логопед: Ребята, нам кто-то звонит, посмотрим?

 (на экране появляется повар)

(повар создает проблемную ситуацию – пропали овощи, и он не может приготовить обед для детей детского сада, рассказывает о проблеме и просит детей помочь)

Логопед: Ребята, попробуем помочь повару? (получает согласие от детей)

Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Мы будем искать пропавшие овощи и фрукты, а что такое овощи, что такое фрукты?  Как вы думаете? (Ответы). А в поиске овощей и фруктов поможет нам карта. (Повар высылает карту подсказку. Дети и взрослый внимательно изучают ее. Логопед предлагает детям отсканировать карту и вывести изображение на интерактивную доску для обсуждения. Обсуждают места, которые, необходимо посетить для поиска овощей и фруктов)

 Вы готовы отправиться в путь? (Да).

-Послушайте внимательно правила, которые помогут нам во время поиска.

Правила.

Выполняйте все задания вместе, не перебивайте своего товарища, помогайте друг другу, и тогда вы обязательно найдете пропавшие продукты. Удачи!

Интересно, а какие именно фрукты и овощи пропали?

Сюрпризный момент – в группу влетает бумажный самолет.

Ребята, это, наверное, первая подсказка. Давайте прочитаем:

«Дорогие друзья! Отправляйтесь в путь. Найдите все подсказки и выполняйте все задания правильно, только тогда вы найдете все пропавшие овощи и фрукты»

Первое задание. Отгадайте загадку, и вы узнаете, где спрятана следующая подсказка.

У бумажных умных птичек

Много крылышек - страничек

(Книга.)

Правильно. Значит, первая подсказка спрятана в книге (в книжном уголке).

Дети вместе с педагогом подходят к книжному уголку. Найти подсказку предлагается ребенку, который правильно отгадал загадку. Конверт с подсказкой - ребенок отдает педагогу. Педагог читает подсказку.

«Путь Ваш будет долгий и сложный.

Идите по стрелкам, никуда не сворачивайте, и тогда на вашем пути появится дерево загадок. Отгадайте все загадки по порядку. Не перепутаете очередность.

-Ребята, вам надо найти необычное дерево чистоговорок

Дети по стрелкам подходят к дереву, на котором висят пронумерованные конверты от 1 до 6. Проговаривать чистоговорки по порядку.

Развитие дикции, речи.

– Отгадайте и повторите чистоговорки.

Ор-ор-ор – сорвали красный ………помидор.

Ец-ец-ец – съели вкусный …………огурец.

Жан-жан-жан – лежит на грядке……баклажан.

Он –он- он – ели кислый мы ….лимон.

Син – син – син – очень вкусный ….апельсин.

Ук – Ук – Ук – видели на грядке …лук

Ко – ко – ко – ароматное…. яблоко

 (ответы детей)

Логопед: Теперь мы знаем, какие овощи и фрукты пропали, но что, же делать? Где нам их найти?

Открывают конверт красного цвета, а там лежит следующая подсказка.

-Ребята мы выполнили задание и следующая подсказка.

Педагог читает следующее задание.

«Идите через болото. Смотрите не оступитесь, а иначе приключение закончится, и задание выполнить не сможетеПройдете через болото, там вас ждут следующие испытания».

-Ребята давайте начнем наш путь через «болото».

Игра «По кочкам»

На полу лежат круги с изображением овощей и фруктов. Круги находяться на разном расстоянии друг от друга. (Предлагается детям перебраться по ним от старта к финишу, словно по камешкам через болото. Мальчикам предлагается наступать на круги с овощами, а девочкам с фруктами. Прыгая из круга в круг, ребенок не должен оступиться, чтобы не угодить в «воду»)

Мы переправились через болото. Вышли к следующей подсказке.

На пути магнитная доска. На доске закреплен конверт с заданием. Открываем конверт, читаем задание.

Игра «Назови ласково» (называть фрукты и овощи ласково)

Логопед:  Молодцы ребята. Что у нас дальше по карте? – Ёжик? Что бы это значило? ( Находим ежика, рядом с ёжиком лежит конверт с заданием)

Чтобы получить следующую подсказку, выполните упражнения с вот этими шариками – ежиками.

А для чего они нужны?

(Дети объясняют и  предлагают провести самомассаж – с массажными мячиками по их выбору)

Логопед: Давайте ребята я вам расскажу про,  маленького ёжика.

(выполняют упражнение с массажными мячиками)

Открываем следующий конверт.

В конверте картинки с овощами и фруктами, задание.

Игра «Слоговые ряды» (разделить название овощей и фруктов на слоги)

Логопед: Справились с заданием. 

После завершения игры  появляется конверт со следующей подсказкой.

«Вы уже совсем близко к спрятанным овощам и фруктам! Выполните последнее задание и можете забирать свои овощи и фрукты!

.

Образование прилагательных.

– Что можно приготовить из фруктов? 

 – Салат, компот, морс, пирог, желе, кисель, сок.

-Молодцы. А давайте сейчас с вами сделаем сок из яблок. Он будет какой?   – Яблочный.

– А сок из груши?         – Грушевый.

– Сок из апельсинов?   – Апельсиновый.

– Сок из ананасов?   – Ананасовый.

– А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой?    – Ассорти.

– Ребята, а из овощей можно делать соки?   – ДА.

– Как назовём сок из моркови?   – Морковный.

– Из огурца?     – Огуречный.

– Из свёклы?    – Свекольный.

– Молодцы! Замечательно!

Дети замечают на столе следующий конверт с подсказкой.

«Вы молодцы! Поздравляю! Справились со всеми заданиями, и значит, вы достойны, получить овощи и фрукты и передать их повару. Ищите их там, где вы проводите тихий час»

Дети с педагогом идут на поиски данного места и находят блюдо с пропавшими предметами.

- Ура! Мы нашли! И прежде, чем отнести все это повару, расскажите, что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? (Ответы детей).

Логопед с детьми отправляются на кухню, где их встречает повар.

Повар: Ребята вы справились! Какие вы молодцы!

А где вы их искали?

(ответы детей)

Повар: Вот теперь можно приготовить вам вкусный и полезный обед.

До свидания ребята.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Рябинка» поселка Мостовского муниципальное образование Мостовский район

Мастер - класс для родителей

«Изготовление тренажера для развития мелкой моторики у детей с ТНР»

Учитель – логопед: Е.В.Фурманчук

пгт. Мостовской, 2019 г.

Цель: Познакомить  родителей с вариантами развития мелкой моторики детей в домашних условиях.

Задачи:

повышать компетентность и знания родителей о значении развития мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;

 вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.

Ход мероприятия:

Логопед: «Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас!»

Я вам сегодня предлагаю немного поиграть. Обратите внимания на столы. У вас на столах лежать сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Я буду задавать вам вопрос, вы поднимаете карточку с зеленым цветом если ваш ответ на вопрос «Да», а если «Нет» то с красным цветом.

Знаете ли вы, что такое мелкая моторика пальцев рук?

Если «Да», то поднимите зелёный кружок

Если «Нет», то поднимите красный кружок

Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук?

«Да» «Нет»

Развиваете ли вы мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях?

Если «Да», то как? «Нет»

Как вы думаете, необходимо ли развитие моторики руки?

 Знаете ли вы, для чего это необходимо делать?

Что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать?

Логопед: Мелкая моторика рук – это ничто  иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение.

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках пальцев.

Хочу вам процитировать высказывания двух знаменитых людей В.А.Сухомлинского и Н.Канта.

Как говорил В.А.Сухомлинский

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

Высказывания Н. Кант

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. И если мы будем развивать мелкую моторику, тем самым активизируем эти центры. Тем более что развитие мелкой моторики – важная часть подготовки ребенка к письму и школе, а так же развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.

Поэтому нужно уделять большое внимание развитию и совершенствованию мелкой моторики дошкольников.

Развивать  мелкую моторику у детей можно и не прибегая к специальным тренажерам и играм, например  при элементарных навыках самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и многое другое.

Сейчас, к сожалению, у большинства детей наблюдается отставание в моторном развитии. Они не умеют завязывать шнурки, поэтому родители покупают обувь на липучках или молнии.

Уважаемые родители! Представляю вашему вниманию тренажер для развития мелкой моторики, а именного тренажер для обучения завязывания шнурков. Я вам предлагаю  сегодня изготовить из фетра данный тренажер. Но прежде, чем мы приступим к работе, попробуем всем вместе сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,   Руки в вертикальном положении ладони

                                                             Прижаты друг к другу, округлить пальцы

Утром весенним раскрыл  лепестки. Развести пальчики в стороны.

Всем лепесткам красоту и питанье  Ритмичное движение пальцами

                                                             вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки. Положить ладони тыльной стороной на  

                                                            стол, пальцы развести .

Изготовление тренажера.

Также дома для развития мелкой моторики можно использовать штриховки, лепить из пластилина, теста, использовать раскраски.

Заключительная часть.

Сегодня вы познакомились с изготовлением простого тренажера для развития мелкой моторики.

И помните, развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. Предлагаем Вашему вниманию памятку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики.

Большое спасибо за активное участие!

Памятка

«Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук»
• Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
 BD15185_
• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
hello_html_m45c975c3.jpg

Для развития ручной умелости дети должны:
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• рисовать, раскрашивать, штриховать
• выполнять аппликации;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:Игры с красками. Игры. Дети. Сайт о здоровом образе жизни. KAKZDOROVO.COM. Диеты, упражнения для быстрого похудения, фитнес, рек

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).D:\Документы\Работа Наташа\110988_or.jpg

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

Конспект игровой образовательной ситуации с использование технологии сторителлинг  «История о грустном ките»

 

Задачи по образовательным областям:

Социально-коммуникативное  развитие :

- развивать   эмоциональную отзывчивость,  сопереживания,  

- формировать готовности к совместной деятельности со сверстниками,

 - формировать позитивную установку к деятельности.

Познавательное  развитие: 

-   развивать  интерес  детей,  любознательность  и познавательную  мотивацию к жизни «Животных морей и океанов».;

 - развивать  воображение и  творческую  активность;  

- формирование   представлений  о животном  мире моря.

Речевое развитие: 

- обогащение активного словаря  по лексической теме «Животные морей и океанов».;

- развивать связную, грамматически правильную диалогическую  речь;  

- развитие  речевого  творчества.  

 

Художественно-эстетическое  развитие: 

-  развитие    ценностно-смыслового  восприятия  и  понимания  произведений  искусства;  

- развитие    ценностно-смыслового  восприятия  и  понимания  мира  «Животные морей и океанов».;

 

Оборудование: пластилин; морской пейзаж

Организационный момент.

(Логопед сидит за столом в группе и лепит кита из пластилина входят дети)

Дети: Здравствуйте Е.В. А что вы делаете?

Логопед: Здравствуйте ребята! Я придумываю историю.

Логопед: Ребята, а вы любите придумывать истории ?

Дети: Да!

Логопед: А какие могут быть истории?  

Дети: грустные, веселые, добрые, познавательные….

Логопед:  ребята, а мы  можем  с вами изобразить  историю?

Дети: Да!

Логопед: Что нам в этом поможет?

Дети : доска с пейзаже,  пластилин и китенок.

Логопед: Однажды к берегу моря приплыл кит (прикрепляет на доску фигуру кита),  но на берегу никого не было. Тих и печален был  берег. Никто не вышел ему навстречу: ни маленький  краб, ни чайки. Грустно и одиноко было киту. Представляете: кит жил в огромном море  и был такой одинокий.  Кого из морских обитателей мы с вами можем  сделать из пластилина для кита?  (Дети лепят морских обитателей )

(завершив лепить морских животных)

Педагог: Но вот на берегу прямо под камешком  (крепит камешек) появился….  (диалог с детьми)

Педагог: «Наконец-то кит почувствовал себя уютно и тепло. Сколько друзей появилось у нашего кита, всем нашлось место на берегу: (называет с детьми персонажи, которые дети выполнили  и прикрепили к доске). Берег уже не был пустынным. У кита теперь много друзей.

Логопед: Ребята, как вы думаете, а почему киту было грустно?

Дети: Потому что у кита не было друзей.

Логопед: Как  мы с вами поступили сегодня, сделав  для кита друзей?

Дети: (варианты детей)

Логопед: Я горжусь вами! Вы очень добрые и отзывчивые  ребята. Вы настоящие друзья.

Рефлексия

Педагог: «Вам понравилась история про большого кита  и его друзей? А что вам понравилось больше всего?» Что вам было сложно, что легко.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  детский сад  комбинированного вида № 2 «Рябинка»

поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район

Сценарий мероприятия с родителями в форме круглого стола

 «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» 

Разработал: учитель - логопед

Фурманчук Елена Владимировна

Поселок Мостовской

Логопед:  Добрый вечер!

        Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

        Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

        Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2.Общение ребёнка с другими детьми.
3.Речь взрослого – образец для подражания.
4.Развитие мелкой моторики рук.
5.Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

        Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям)

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Словарная работа.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Упражнение «Острое блюдо» по Метеновой Н.М.

(Ведущий,  передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

Вопросы:

1.С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью?

2.Почему?

3.В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома?

4.Как часто?

5.Какие самые любимые?

 6. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Логопед:  Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают вам дети?

1.«Мама, а откуда появляются детки?

2.«Почему идет дождь?»

3.«Для чего верблюду горб?»

4.«А почему у этой тети огромные глаза?»

Родитель: ну а более актуальным остается все же вопрос у ребенка, о том, откуда же берутся дети? Самым верным и отличным ответом будет обыкновенная фраза: «Детишки появляются из живота мамочки». Но успокоиться ли ребенок на этом? Нет, он, вероятнее всего захочет узнать о подробностях этого процесса. И тут у же нет никаких стереотипов. Естественно с детьми разного возраста и пола на данную тему необходимо разговаривать по-разному, но важным считается такой ответ чтобы, то что услышит ваш сын или дочь не испугало их излишней натуралистичностью, но и не надо отмалчиваться. В такой ситуации малыш почувствует , что родители держат в секрете от него что-либо постыдное, в это тоже может быть чревато психологической трагедией. Общих советов не существует, все детишки разные, и почти все зависит от интуиции родителей.

Логопед: На эти и множество других самых невинных вопросов обычно взрослые отвечают подробно и спокойно, ничего не скрывая . Главное - глубже дышите, не переживайте, просто ваш ребенок дорос до того возраста когда ему хочется знать почти все .Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам. Это возраст «почемучки».

Логопед: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

Логопед: Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Логопед: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Логопед: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Логопед:  Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

Проблемная ситуация.

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их п, кормить печеньем,  хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали  к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

Вопросы:

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

Варианты ответа:

1. Дети не могли в вестибюле рассмотреть хорошо птичек (утром мамы спешили на работу);

2. Никто из взрослых не организовал правильное наблюдение за птичками;

3. В ходе занятий у детей формируется понимание специфике живого объекта, его принципиального отличия от предмета. Формируется элементарные умения правильного взаимодействия с растениями и животными.

Логопед:  Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

СОЛНЦЕ- золотистое, лучистое, доброе, веселое, дорогое, великолепное, весеннее;

ВЕТЕР - слабый, бодрый, прохладный, ураганный, сладкий, теплый, смелый, обжигающий, освежающий;

ЛУНА - яркая, круглая, полная, месяцеподобная;

МЕТЕЛЬ - пушистая, порывистая, с ног сшибательная, белая, кружащая, разноцветная;

КОШКА- пушистая, мягкая, добрая, зеленоглазая, разноцветная;

ВОРОНА - черная, полезная, хищная, сворливая, болтливая, какркающая;

ЖУК - добрый, красивый, ядовитый, ползучий, вредный, черный, майский;

ЧЕРВЯК - длинный, короткий, дождевой, листоедный, ползучий, зеленый.

Логопед: каждый человек использует в своей речи крылатые выражения, как вы объясняете значение крылатых выражений своему ребенку:

-« горе луковое»;

- «спустя рукава»;

-«бить баклуши»;

- «точить лясы».

(Высказывания родителей)

Логопед: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

Ведущий: А знает ли ребёнок, в каком поселке он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

Логопед:  Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Логопед: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим  в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

- много разговаривать

- объяснить

- раскрашивать

- лепить

- рисовать

- читать и т.д.

Логопед:  Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  детский сад  комбинированного вида № 2 «Рябинка»

поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район

Мастер – класс для родителей  

«Что мы знаем, тому и научим».

Разработал: учитель - логопед

Фурманчук Елена Владимировна

Поселок Мостовской

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей.

Задачи: познакомить родителей с видами работы при коррекции речевых нарушений, создать эмоциональный контакт между родителями, детьми и учителем – логопедом.

1. Организационный момент.

Логопед: «Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам немного поиграть, вы не против?» (ответы родителей)

Игра «Узнай по голосу». (запись голоса детей, родитель должен узнать своего ребенка, если узнает то берет цветок и занимает удобное ему место).

Логопед: «Какие вы внимательные, все узнали голоса своих детей!»

Логопед (держит в руках букет из осенних листьев): «Какое сейчас время года?» (осень). «А как вы догадались?» (ответы родителей и детей). «Я предлагают нам всем вместе сделать волшебное упражнение «Осенью».

Туча небо кроет, (взмахи руками над головой),

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет (изображают рупор),

Дождик моросит, (взмахи руками перед собой).

Воды зашумели (топают ногами на месте).

Быстрого ручья,

Птички улетели (изображают улетающих птиц)

В теплые края.

2. Развитие мимических мышц лица «Корзина с овощами».

Логопед: Что мы делаем только осенью? (собираем урожай). Вот корзина урожай овощей (муляжи). Давайте «попробуем» овощи на вкус: горький лук, сладкий помидор, вкусная морковь, горький чеснок. (логопед демонстрирует овощ, родители изображают мимикой их на вкус)

3. Работа по развитию речевого дыхания на и голоса «Ветер»

Логопед предлагает изобразить завывание осеннего ветра. Сначала родители изображают сильный ветер и громко произносят у-у-у-у. Дети изображают слабый ветер и тихо произносят у-у-у-у. Затем родители меняются местами с детьми.

4. Игра «1, 2, 3 – букву напиши».

Логопед: На наших логопедических занятиях мы с детьми не только знакомимся с буквами русского алфавита, но еще учимся их печатать. Сейчас у нас есть возможность проверить хорошо ли это у них получается. (Родители сидят спиной к логопеду и своим детям. Логопед в это время показывает детям карточку с изображенной на ней буквой. Дети печатают букву на спине своего родителя. Родитель должен отгадать и назвать напечатанную букву).

5. Игра «Поймай звук». (Логопед произносит ряд звуков. Дети услышав звук А, должны хлопнуть в ладоши, а родители топнуть ногой)

Логопед: Какие дети и родители внимательные! Умницы я вами горжусь!

6. Игра «Домик». (Логопед выставляет на середину группы три стула которые будут обозначать место звука в слове – звук в начале, середине и конце слова. Логопед называет слово. Предлагая определить позицию какого – либо звука в данном слове. Ребенок определяет место звука в слове и сажает своего родителя на соответствующее стул, а остальные проверяют правильность выполнения задания.).

Логопед: «Уважаемые родителя, еще мы с детьми умеем определять положение звука в слове. Хотите мы и вас научим? (ответы родителей). И так,  определите положение звука [л] в словах: слон, лапа, лодка, юла, лук. Какие вы умницы, так быстро справились с таким сложным заданием!

7. Рефлексия. 

Логопед: «Дорогие, уважаемые родители, мы было очень приятно с вами сегодня играть, те упражнения, что не получилось выполнить точно, мы с вами обязательно научимся их выполнять, в этом вам помогут я и ваши замечательные дети. А сейчас я предлагаю вам повесить на дерево ленточки – если вы узнали что – то новое зеленую, если ни чего нового и полезного не узнали – синюю. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  детский сад  комбинированного вида № 2 «Рябинка»

поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район

Артикуляционный тренинг для родителей

«Такая нужная артикуляционная гимнастика» 

Разработал: учитель - логопед

Фурманчук Елена Владимировна

Поселок Мостовской


Цель: повышение компетенции родителей по вопросу развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях. 


Задачи: информировать родителей о значении артикуляционной гимнастики, познакомить с правилами выполнения гимнастики, научить правильно выполнять артикуляционные упражнения (на примере комплекса упражнений для звука Р),
стремиться установить доверительные отношения с родителями.


Оборудование: мультимедийная установка, презентация, разноцветный колпачок, цветные карандаши, зеркала, буклеты.


Логопед: «Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время и пришли на наш тренинг, надеюсь, что мы проведем его с пользой. Предлагаю поиграть в игру «Волшебный колпачок» и поприветствовать друг друга (родителями передают колпачок при помощи карандашей и говорят приветствия).»
«Очень приятно, что многие из вас обеспокоены состоянием звукопроизношения своего ребенка. Жизнь дошкольников, у которых есть речевые нарушения, состоит не только из беззаботных игр. Артикуляционная гимнастика – это труд, серьезная работа для ваших детей. Это постоянные тренировки, которые требуют концентрации внимания и приложения усилий. 

Тренинг поможет вам, заботливым родителям, познакомиться с артикуляционными упражнениями и овладеть некоторыми из них. Комплекс упражнений, который будет сегодня представлен вам, предназначен для постановки звука Р.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети смогут научиться говорить чисто и без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начинает заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены. Артикуляционная гимнастика полезна также детям с правильным, но вялым произношением, про которых говорят: «У них каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение является основой обучения письму на начальном этапе.
         «Артикуляционная гимнастика для губ».

Уважаемые родители! Для того, чтобы повысить интерес ваших детей к выполнению сложных упражнений, сделать каждодневные тренировки интересными и увлекательными, предлагаю вашему вниманию комплекс артикуляционной гимнастики в форме игры. Обращаю ваше внимание, что все упражнения ребенок выполняет только в присутствии родителей. Для подвижности губ делаем следующие упражнения: «улыбка», «трубочка - хоботок», «бублик» (родители перед зеркалом выполняют данные упражнения).

«Упражнения для языка».

Уважаемые родители, давайте выполним упражнения для язычка по картинкам-символам. Посмотрите, перед вами лежат картинки, я, предлагая вам выполнить упражнения «Лошадка», «Грибочек», «Дятел», «Завести моторчик». Аналогично артикуляционную гимнастику дома выполняем с ребенком.
        Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом, грамматически правильной речью является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Конечно, серьезные речевые дефекты – предмет сферы деятельности учителей-логопедов. И вместе с тем чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания. Уважаемые родители, данные упражнениями для постановки звука Р я предлагаю вам использовать дома. Надеюсь, что этот материал будет вам полезен и востребован! 

«Большое спасибо!» Уважаемые родители, и в заключении вернемся к игре «Волшебный колпачок», передавая колпачок, поделитесь своим мнением, насколько интересна и полезна была наша встреча.