БРОШЮРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ"

Здравствуйте, уважаемые родители!

 

 

Пройдет совсем немного времени, и ваших малышей  будут называть школьниками, а вас - родителями школьников. И у каждого появится  своя сложная, но важная роль в школьном процессе. Готовы ли вы к этой роли? Знаете ли, что делать?

Наша задача помочь вам как можно больше узнать об особенностях своего малыша- дошкольника, младшего школьника, указать самый верный путь помощи ребенку, ответить на часто задаваемые вопросы, а малышам - подготовиться к непростой роли ученика.

          В 5-6 лет ребенок начинает быстро расти и прибавлять в весе. Из коротконого­го человечка с большим туловищем он превращается в пропорционально сложен­ного мальчика (девочку). Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и позвоночник. Но до окончательного формирования организма ребенка еще очень далеко: не сформирована центральная нервная система, от которой зависит пове­дение и психическая деятельность, остается характерной высокая утомляемость ребенка.

Поступление малыша в школу существенно изменяет социальную сторону его развития. Ребенку придется общаться не только с большим коллективом сверстни­ков, но и со взрослыми, подчиняться их требованиям, а главное, ребенку нужно бу­дет стать членом коллектива, который имеет свои цели и функции, отличные от кол­лектива, например, в детском саду.

Многие родители считают главным показателем готовности ребенка к школе широту знаний, которые он приобрел в период детства. Однако ребенок может прийти в школу с развитым кругозором, но оказаться совершенно неподготовленным к вы­полнению разнообразных требований, предъявляемых школой.

 

ПОСТУПЛЕНИЕ  РЕБЕНКА  В  1-й КЛАСС

Естественно, это отражается на всех членах семьи (что может не осознаваться). Чтобы семья адаптировалась к новым условиям и ее семейный ритм вошел в норму, требуется время.

Жизнь семьи стабилизируется, когда ребенок окончательно примет на себя роль школьника, а родители почувствуют себя родителями школьника.

Чтобы кризисный период не был столь болезненным для семейных отношений, необходимо заранее готовиться к предстоящим волнующим событиям. И не только готовить ребенка к школе, но и готовиться самим.

Рекомендации поступающим в 1-й класс

1. Для начала выработайте и у ребенка, и у себя позитивное отношение к школе.

Можно опереться на собственный опыт и вспомнить тот период в своей жизни, ког­да вы приступали к учебе в школе. Вспомните все свои чувства, переживания и тре­воги, как позитивные, так, возможно, и негативные. Расскажите о том, как вы по­шли в 1-й класс, какие ожидания были у вас, опишите, если помните, свою первую учительницу, своего одноклассника, с которым вы сели первый раз за парту. Вы это делаете не только ради ребенка, но и ради себя - ведь именно вам участвовать в школьной жизни вашего ребенка целых 10 лет.

2.                   Конечно, каждая семья переживает по-своему данную ситуацию. Но важно помнить, что это событие является позитивным и требует от вас мобилизации сил и любви к собственному ребенку. Первое сентября -день радостный и волнительный одновременно как для ваше­
го ребенка, так и для вас. Сделайте этот день праздничным. Ведь это определен­ный итог вашей жизни. Изменился статус семьи. Теперь вы с гордостью говорите,
что ваш ребенок - первоклассник.

3.                   С поступлением в школу изменится и положение малыша в семье. У него появят­ся права и обязанности, и к нему будут все относиться как ко взрослому. Поэтому
у ребенка обязательно должен быть свой стол, где он будет делать уроки. За по­рядком на столе он должен следить сам.   Первое время нужно будет принимать
участие в подготовке домашнего задания, контролировать его работу, как можно
чаще интересоваться его школьной жизнью. В старших классах контроль со сторо­ны взрослых должен быть все реже и реже, но интерес к школьной жизни не дол­
жен исчезнуть.

4.                   Было бы хорошо, если бы требования, предъявляемые в школе, совпадали
с теми, которые установлены у вас дома, или не очень сильно отличались. Если учи­тель говорит, что улицу переходят только на зеленый свет, то для ребенка это закон.
Но мама почему-то переходит улицу где придется. Ребенок растерян, как вести себя
в этой ситуации, кому верить: учителю или маме?

Во-первых, мама сознательно или бессознательно подрывает авторитет учителя. Во-вторых, мама вносит сомнения и неуверенность в слабую психику ребенка. В-третьих, жизнь ребенка подвергается реальной опасности. Возможен вариант, когда учитель предъявляет к ребенку требования, совершенно неприемлемые с точки зрения родителей. В этом случае можно обсудить существу­ющие разногласия и совместно выработать линию поведения. Конечно же, ребенку необходимо приспосабливаться к требованиям различных лю­дей. Умение контактировать с людьми, оставаясь при этом целостной личностью, - это важное качество, которое вырабатывается в школе.

 

 

Как узнать, готов ли мой ребенок к обучению в школе?

Для самостоятельного определения уровня готовности ребенка к школе существует несколько способов.

Во-первых, обратите внимание на следующее: умеет ли ребенок сосредотачивать свое внимание, например, когда отвечает на вопросы или описывает картинку; ка­кие предложения он использует в своей речи: распространенные или простые, не нарушено ли строение предложений; какова его речь: плавная или прерывистая. Когда ребенок рассматривает картинку, спросите его: «Расскажи, что здесь нари­совано?» Понаблюдайте, четко ли ребенок произносит звуки или, наоборот, торо­пится и половину звуков пропускает; умеет ли он плавно и выразительно читать сти­хотворение наизусть; умеет ли копировать образец, например фразу: «Я иду в шко­лу»; способен ли нарисовать человека (желательно все части тела); может ли запомнить 4—5 слов на слух, а затем воспроизвести их. В различных школах задания могут варьироваться.

Уровень готовности ребенка к обучению в школе можно определить с помощью сле­дующих параметров:

Достаточно развито мышление

1.     Умеет вести устный счет.

2.  Знает последовательность чисел (понимает, что число «перед каким-либо» на­ходится слева от него в числовом ряду, а число «после него» справа от него в число­вом ряду).

3.  Знает цвета и формы.

Достаточно развита речь

1. Умеет строить предложения.

2. Правильно произносит все звуки.

3. Умеет с выражением читать наизусть.

Готовность ребенка к обучению в школе можно определить с помощью следующих заданий:

1. Нарисуйте любые узоры, состоящие из геометрических фигур, или элементов прописных букв, или двух-трех простых слов, и попросите максимально точно по­вторить эти изображения с соблюдением размера, формы и т. д. Для геометрических фигур удобно использовать бумагу в клеточку, для элементов прописных букв или слов — нелинованную бумагу. С такого рода деятельностью вашему ребенку придется сталкиваться в школе ежедневно. Это и списывание с доски в классе, и выполнение домашнего задания по учебнику.

Проверьте вместе с ребенком, насколько точно узор соответствует образцу.

2.  Проведите аналогичную работу. На бумаге в клеточку малыш должен нарисо­вать геометрический узор под вашу диктовку. Диктуйте прямо по клеточкам от на­чальной точки, употребляя слова: «вверх», «вниз», «влево», «вправо». Узор может быть
любым. Целесообразно в этом диктанте использовать и счет. Проследите за коорди­нацией движений руки (чтобы малыш не отрывал карандаш от листа бумаги). Когда
закончите диктовать узор, попросите ребенка продолжить получившийся рисунок
самостоятельно в полном соответствии с тем, что сделал под диктовку.

Проверьте вместе с ребенком, насколько точно соответствует рисунок под дик­товку и тот, что выполнен самостоятельно.

3.  Попросите ребенка нарисовать фигуру человека. Обратите внимание, все ли
части тела изображены на рисунке: голова, черты лица, шея, руки, на руке пять паль­цев, туловище, ноги, одежда. Если девочка нарисовала женскую фигуру, а мальчик -мужскую, это говорит о хорошей половой идентификации, то есть способности отож­дествлять себя с данным полом.

Хорошо запомните следующее!

1. Процесс обучения в школе требует от ребенка не только умения обобщать, ана­лизировать и синтезировать, но и умения наблюдать и иметь развитое творче­ское воображение.

2. Большую роль играет и хорошее здоровье. Состояние здоровья ребенка в на­чале обучения - это тот резерв, тот запас сил, который определяет во многом ус­пешность и первого года обучения, и всего школьного марафона.

3. Многие исследования показали, что младшие школьники любят учиться. В этом
возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил. Но неграмотное поведение родителей и учите­лей приводит к уменьшению прилежания и ответственности. Ведь каждый ребенок
к моменту поступления в школу находится на определенном уровне морального
развития. Поэтому некоторые дети начинают следовать установленным правилам
поведения только для того, чтобы избежать наказания от взрослых, а некоторые -
ведут себя так, чтобы избежать неодобрения со стороны других людей. Более вы­сокий уровень нравственного развития характеризуется тем, что первоклассник
руководствуется человеческими принципами и нормами для того, чтобы избежать
потери достоинства, угрызений совести.

4.                    Поведение ребенка во многом зависит и от его темперамента. Это может про­являться в речи, эмоциональном развитии, мыслительных операциях, письме. Один
говорит быстро, другой - медленно; один легко включается в работу, другой дей­ствует неуверенно, робко; один решает трудную задачу упорно и настойчиво, дру­гой ~ бросает, потом опять продолжает решать. Особенности темперамента могут
быть замаскированы навыками, привычками, так называемым характером. А так
как темперамент зависит от свойств нервной системы, то изменить его почти невоз­можно и не следует пытаться это делать!

5.                    Дети в 6~7 лет уже обладают коммуникативными способностями. Это способ­ности, которые помогают ребенку общаться. Сюда же относятся: желание вступать
в контакт с окружающими взрослыми и детьми; умение организовывать общение,
слушать собеседника; знание норм и правил общения.

К возрастным особенностям 6-7-летних малышей относятся непосредственность, эмо­циональность, любознательность, доверчивость, отзывчивость. Например, при объяснении учителем арифметической задачи, в которой говорится о грибах, перво­классник может тут же рассказывать о том, как он тоже собирал грибы в лесу. При этом не нужно принимать такое поведение за непослушание или невнимательность. Ребенок непосредственен в отношениях с вами. Капризы и упрямство тоже характер­ны для этого возраста. Важным качеством является подражание, однако надо помнить, что ребенок перенимает не только положительное, но и отрицательное.

Таким образом, в основе готовности к школьному обучению лежит и физическое, и психическое развитие ребенка, без которого он не сможет успешно учиться в школе.

 

 

Общие рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению

1.             Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

2.             Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

3.             Увеличивайте словарный запас ребенка.

4.             Регулярно водите ребенка в библиотеку.

5.                    Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, за­
тем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие расска­зы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли
вам ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не по­лучается.

6.             Учите с ребенком стихотворения наизусть. Сначала расскажите стихотворение це­ликом, затем учите по частям. Наблюдайте, полно ли ребенок воспроизводит текст,
не переставляет ли слова, пропускает ли слова или добавляет несуществующие.

7.             В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их призна­ков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия пред­метов.

 

8.              Знакомьте ребенка со счетом, последовательностью чисел. Каждый раз об­ращайте внимание на следующие моменты: считает ли ребенок «глазами» или
проговаривает тихим, но слышимым шепотом. Необходимо, чтобы малыш по­степенно переходил от момента прикосновения пальцем при счете предмета
к моменту счета без видимых моторных или двигательных компонентов, т. е.
к счету глазами.

9.              Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой
картинке по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти корзинки похожи?» и т. д.

 

10.             Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребенком в разные игры.

11.             Помогите ребенку запомнить его имя, фамилию, адрес.

Конечно, эти рекомендации являются общими. Дальнейшая работа зависит толь­ко от желания помочь своему ребенку.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для развития мыслительных операций.

Для развития мыслительных операций существуют следующие упражнения, которые можно рекомендовать каждому родителю, работающему со своим ре­бенком.

1. Обобщение.

Разложите перед малышом картинки с рисунками предметов или предметы. По­просите его назвать разложенные предметы, например: огурец, лук, помидор — это овощи; или: стрекоза, муравей, бабочка — это насекомые и т. д.

2. Исключение лишнего предмета из ряда других методом сравнения двух и более предметов.

Спросите у малыша, чем отличается, например, книга от тетради. Разложите книги и положите среди них тетрадь. Пусть найдет лишнее.

3.                                                                                  Сортировка картинок или предметов.

4.                                       Ассоциативное мышление.

Предложите малышу узнать предмет по описанию, по заданным признакам. Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Например, что описывается в следующих загадках: «Сам алый, сахарный, кафтан зе­леный, бархатный» (арбуз); «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук) и т. д.

5. Установление причинно-следственных связей.

Разложите перед малышом картинки в соответствии с последовательностью сю­жета. Предложите составить рассказ по картинкам.

6. Выделение признаков предметов.

Предложите малышу назвать, например, признаки треугольника, квадрата, пря­моугольника и т. д.

Задание. Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числу. После привлечения внимания ребенка скажите: "Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу: "игрушка", а ты должен сказать: "игрушки".

Затем назовите 11 существительных в единственном числе: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок.

Результаты можно считать хорошими, если ребенок допустил не более двух ошибок.

Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией трех предложений типа "Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать".

Предложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: "Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала?"

Задание. Проверьте, как ребенок может рассказывать по картинкам. Положите в беспорядке 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке девочка просыпается, на другой - делает зарядку, на третьей - умывается, на четвертой - завтракает). Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Знаком "+" отметьте (на листе бумаги) правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий.

Знак "±" ставьте в том случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать.

Знак "-" ставится, когда последовательность картинок случайная.

Задание. Операция "Анализ"

Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку; дерево: ствол, ветки, листья, корни.

Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например, стул. Труднее, когда это картинка. И, наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего.

Противоположной операцией является операция "Синтез", когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.

Предложите ребенку составить из букв данного слова возможно большее число слов (например, лампочка: лак, кол, мочка, ком и т.д.). Для упражнений можно использовать слова: магазин, аптека, комната и др.

Задание.

а) "Сходство и различие"

Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга - тетрадь              День - ночь
Лошадь - корова            Дерево - куст
Телефон - радио            Помидор - огурец
Самолет - ракета           Стол - стул

б) "Поиск противоположного объекта"

Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное" и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

в) "Поиск аналогов".

Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)

г) "Аналогии по признакам".

Выпишите в столбик признаки заданного предмета, например, портфель, и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.).

Задание. "Составить предложение из трех слов".

Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

Задание. Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать, одним словом:

- стол, стул, шкаф - это...
- собака, кошка, корова - это...
- чашка, блюдце, тарелка - это...
- василек, ромашка, тюльпан - это...

Неумение обобщать - слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку - цвету, форме.

- Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.

В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.

" Определения "

Ребенку предлагается отвечать на вопрос "Что такое?" по поводу предметов. Что такое стул?

- Это на четырех ножках.
- Значит, наша кошка - это стул?
- Нет, стул деревянный.
- Значит, стол - это стул? И т.д.

 

                                         Игры, развивающие память

Игра «Исчезнувший предмет»

Ребятам предлагается запомнить игрушки, картинки или открытки, разложенное на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет какой-нибудь предмет и предлагает отгадать, что исчезло.

Игра ««Что изменилось?»

Ребятам предлагается запомнить расположение игрушек или картинок, открыток, разложенных на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий меняет местами не­сколько предметов и предлагает отгадать, что изменилось на столе.

Сейчас огромное количество разнообразных развивающих игр. Главное, чтобы родители помнили: чем раньше начнется работа по развитию памяти малыша, тем легче ему будет учиться в школе.

                        Приемы, облегчающие запоминание

Прием рифмы

Человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому, чтобы лучше запомнить ка­кое-то правило, можно придумать рифму или простую фразу. Например, в рус­ском языке есть такое правило: ЖИ, ШИ пиши с буквой И.  Оно звучит в рифму, поэтому легко запоминается.

Часто бывает сложно запомнить все цвета радуги. Но существует такая считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной и той же буквы:

каждый - красный

охотник - оранжевый

желает - желтый

знать - зеленый

где - голубой

сидит - синий

фазан - фиолетовый

Прием парных ассоциаций

Важную информацию человек часто связывает с тем, что всегда хорошо помнит. Например, очень часто в качестве шифра для замка или камеры хранения человек выбирает год своего рождения. Это он никогда не забудет.

Мой ребенок застенчивый. Как ему помочь?

Застенчивость — это особенность, характерная для очень многих людей, как де­тей, так и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.

Быть застенчивым ребенком — значит бояться людей, особенно тех, от кото­рых исходит, по мнению малыша, какая-то угроза. В психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию стра­ха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии с другими людьми.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общать­ся — задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но решать ее надо, пока ребенок еще маленький. С возрастом у застенчивого ребенка уже складывается оп­ределенный стиль поведения. Ребенок не в силах победить свою застенчивость сам, поскольку он не верит в свои силы.

Рекомендации по преодолению застенчивости у детей

Выработайте определенный стиль поведения с застенчивым ребенком:

1.    Расширяйте круг его знакомств.

2.    Чаще приглашайте к себе друзей.

3.    Расширяйте маршруты прогулок; учите его спокойно относиться к новым местам.

4.    Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

5.    Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с обще­нием.

6.    Создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать
в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, есть ли в магазине эта
книга».

Работа по преодолению застенчивости должна вестись постоянно, согласованно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, так как застенчивый ребенок может отреагировать совсем не так, как мы этого ожидаем от него. Обязательно сообщите учителю об особенностях своего ребенка.

Попробуйте ответить только на один вопрос: «Почему застенчив мой ребенок?» Подумайте, проанализируйте поведение вашего ребенка, ваши отношения с ним, и, может быть, вы сами сможете найти свой путь преодоления застенчивости у ва­шей дочери или сына.

 

 

 

В заключение

Радуйтесь вашему сыну или дочке. Разговаривайте с ребенком заботливым, обо­дряющим тоном.

Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая. Ваши объяснения должны быть простыми и ясными, говорите четко, ясно.

Старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать (рисовать, коллек­ционировать и др.).

Поощряйте игры с другими детьми и играйте сами с ребенком в разные игры. Не теряйте чувства юмора.

Поощряйте любознательность и творчество ребенка, стремление задавать во­просы.

Никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни. Иногда для сохране­ния хороших отношений в семье не устраивающую вас оценку лучше проигнори­ровать, иногда она должна вызвать сочувствие, а иногда ей даже можно обрадо­ваться.

Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное, где его любят.

 

Пусть вашему малышу будет легко и

интересно в школе!