Консультация для родителей "Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей"

Лопатина Алена Александровна

Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека.

Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощупать и определить качество поверхности, температуру.

Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красиво хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы; мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой.

Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок  знакомиться с его величиной, объемом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств движение взора по предмету.

Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры , которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня. По сенсорному содержанию эти игры и упражнения весьма разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов.

Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые  именно в 2-3 года наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств. Но дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применять те знания и навыки, которые получают на занятиях. К сожалению даже старшие по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств объемных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удается справиться с заданиями: выстроить яд предметов по принципу увеличения или уменьшения какого-либо признака, обследовать внешние признаки предмета и описать их.