Для педагогов

Максимова Юлия Геннадиевна

Семинар для педагогов "Одаренный ребенок: удача или проблема"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_odarennye.docx104.86 КБ
Файл zanyatie_konspekt.docx471.84 КБ

Предварительный просмотр:

   Безымянный

©муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 105

городского округа город Рыбинск

   

Семинар для педагогов

«Одаренный ребенок: удача

 или проблема»

                                                                         Участник:  педагог – психолог

Максимова Юлия Геннадиевна

     

                                     

г. Рыбинск

Цель: Формирование компетенции педагогов  о личностных особенностях одаренных детей.

1. Упражнение «Перекинь мяч» ( 5 минут)

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2-5 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

2. Эксперимент «+» и «-»

Ведущий:

Прежде чем поговорить на эту тему, предложить педагогам поучаствовать в маленьком эксперименте. Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в детях, а знаком “-” то, что не нравится.

  • Дисциплинированный
  • Успешен не на всех занятиях
  • Организованный
  • Выбивающийся из общего темпа
  • Эрудированный
  • Странный в поведении, непонятный
  • Умеющий поддержать общее дело
  • Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями
  • Одинаково успешный на всех занятиях
  • Занятый исключительно своими делами
  • Быстро, «налету» схватывающий
  • Не умеющий общаться, конфликтный
  • Общающийся легко, непринужденно
  • Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного
  • Ясно, понятно для всех выражает свои мысли
  • Не всегда желающий подчиниться большинству или воспитателю

Далее предлагается зачитать качества, отмеченные знаком “+”.

Как Вы считаете, может ли ребёнок с такой характеристикой быть одарённым?

Все ли характеристики Вам нравятся? (дискуссия педагогов)

Ведущий:

Вот постепенно мы и перешли к теме семинара. Эпиграф нашего семинара: «Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей. Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».

Ведущий:

А кто же он для нас – одаренный ребенок, дадим свое определение

3. Упражнение «Одаренный ребенок – это…».

Сейчас я предлагаю Вам обсудить нашу тему следующим образом:

Условия:

1.      Каждый в течение нескольких минут думает и записывает свой вариант ответа. Продолжите предложение: «Одаренный ребенок – это…».

2.      Объединитесь в пары, и на основании индивидуальных формулировок выработайте и запишите такое определение, которое устраивало бы каждого из Вас.

3.      Каждые две пары объединяются в малые группы по 4 человека и из двух утверждений формулируют одно.

4.      Каждой группе предоставляется слово с целью презентации полученного результата. Все остальные участники могут после выступления группы задавать уточняющие вопросы.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности:  к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.

4. Виды одаренности

Выделяют следующие виды одаренности

социальную, иначе лидерскую;

художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую;

психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;

академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;

интеллектуальную  это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница,  в детском саду – схватывает на лету, а в школе — отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;

творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в детском саду. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенные моторика и восприятие, что отличает их от других детей (они даже едят не как все).

Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности. Среди таких детей можно выделить:

фанатов, увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;

лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;

скромников  детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;

невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;

чудаков или странных — спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.

Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, социальных педагогов, воспитателей.

5. Научное понимание одаренности

Ведущий:

Существует научное понимание одарённости. Чаще всего к одарённым детям относят умных, понятливых, сообразительных детей. И если Вы среди различных признаков одарённости выделяете хорошо развитое мышление как наиболее существенный признак, Ваше мнение совпадает с точкой зрения ряда учёных (А.А.Люблинская, А.И.Макарова и др.). В последние годы наука значительно продвинулась в изучении детской одарённости. Исследователи всё больше убеждаются, что отождествление одарённости с высоким уровнем развития мышления неправомерно. Интеллект не существует сам по себе. А успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, интересов, потребностей, воли, упорства и много другого, что относится к личностным особенностям человека. Многие исследователи считают,

что одарённость – это особый склад личности.

То есть, сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи в дошкольном возрасте. Ребёнок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как показатели детской одарённости.

Специалисты в подобных случаях говорят о сильно выраженной познавательной потребности (потребности в новых занятиях, способах и условиях действий), побуждающей ребёнка к активному поиску новых впечатлений, информаций, что сопровождается положительными эмоциями (радость от познания). Эта потребность не насыщаема: чем больше ребёнок знает, тем больше хочет узнавать. У одарённого ребёнка познавательная потребность может преобладать над другими потребностями: ради новой книги, занятия, дающего возможность узнать что-то новое и интересное, он готов отказаться от сладостей, от прогулки и сна. Ярко выраженное стремление к познанию является важнейшим признаком дарования на этапе дошкольного детства.

Как вы считаете: Могут ли бурная фантазия, развитое воображение, интересные детские суждения, рисунки, поделки и многие другие творческие проявления свидетельствовать об одарённости? И есть ли в ваших группах такие дети? (педагоги высказывают свое мнение по каждой группе)

Конечно, расположенность к творчеству выступает отличительной чертой детского возраста, в том числе и дошкольного.

В современных теоретических концепциях одарённость рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одарённости во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признаётся влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).

Более выраженные творческие проявления наряду с более высокой восприимчивостью к учению большинство специалистов в настоящее время признают как основные показатели одарённости ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятия о детской одаренности, как с точки зрения психологии, так и науки пересекаются. В основе лежат психические качества личности (задатки), которые раскрываются наличии определенных черт характера.

Какие черты характера, по вашему мнению, способствуют развитию одаренности? (настойчивость, активность, любознательность.)

6. «Немая дискуссия».

Ведущий:

 А сейчас, чтобы еще больше расширить наши представления по рассматриваемой теме, я предлагаю следующий этап нашего семинара. Этот метод называется «Немая дискуссия».

Условия:

  1. Я предлагаю Вам организовать обмен мнениями в письменной форме, воспользовавшись двумя стикерами с утверждениями: 1. «Одаренный ребенок – удача для педагогов и родителей»; 2. «Одаренный ребенок – проблема для педагогов и родителей». 
  2. Вы в течение 7-10 минут имеете возможность высказать свою позицию по поводу зафиксированных утверждений, записывая свои мысли под текстом. В последующем,закрепим высказывания на доске и сравним их.
  1. Удалось ли заявить свою позицию? 
  2. Остались ли невысказанными какие-нибудь точки зрения, мысли, идеи? 

Все дети без исключения

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – они
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый

день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

7. Метод «Вагончики».

Ведущий:

Итак, сейчас хотелось бы подвести итоги семинара при помощи метода «Вагончики».

Зафиксируйте свои впечатления, мысли, идеи на карточке и, не зачитывая, прикрепите свой листок на соответствующий вагончик. Все желающие могут ознакомиться с содержанием.

Вагончики:

1.   мои впечатления от семинара;

2.   мое участие в семинаре;

3.   содержание семинара;

4.   мое самочувствие.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 105

Конспект непосредственно образовательной деятельности

во второй младшей группе

«Доктор Айболит»

                                                Педагог – психолог

Максимова Юлия Геннадиевна

г. Рыбинск

Цель: создание условий, способствующих социально – коммуникативному и психическому развитию детей, через мотивационную деятельность.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о докторе Айболите и его работе.
  2. Формировать умения выполнять зрительный анализ задания.
  3. Развивать мелкую моторику, умение действовать в коллективе, способности быстро реагировать на инструкцию.
  4. Закреплять представления о здоровом образе жизни, о применении медицинских приборов.
  5. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу для сплочения группы.

Оборудование: Игрушка – доктор Айболит. «Волшебная» книга. Раздаточный материал на каждого ребенка: ватные палочки, зеленая краска; иллюстрации для выполнения заданий; крупа (горох, рис), тарелочки; готовые формы зубных щеток из картона, прищепки. Интерактивная игра «Что нужно доктору».

Ход деятельности

I Организационный момент

Психолог: - Здравствуйте,  ребята!

Дети: – Здравствуйте! (встают полукругом)

Психолог – Ребята, сегодня в гости к нам пришел … (доктор Айболит). Мы его знаем, а он нас – нет. Давайте с ним сейчас познакомимся, а как это можно сделать?

 Дети: – Назвать свое имя.

Психолог: – Правильно. Давайте сейчас каждый по очереди поздоровается с Айболитом и назовет свое имя, а потом доктор Айболит расскажет нам о себе.

Дети: – Здравствуйте, меня зовут ...

Психолог: – Молодцы. А теперь давайте послушаем Айболита.

Айболит: - Здравствуйте,  ребята! Меня зовут доктор Айболит. Я работаю ветеринарным врачом, лечу животных. Я пришел к вам не с пустыми руками, принес волшебную книгу с интересной сказкой о  моей работе и хочу вас с ней познакомить. Согласны?

II Основная часть

Дети  садятся на ковер.

Психолог:

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучек и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса»

Психолог: - Ребята, как вы думаете, лисе было грустно или весело, когда ее покусала оса?

Дети: - Грустно!

Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как грустила лиса. (дети при помощи мимики изображают грусть)

Психолог: - Что мы можем сделать, чтобы помочь лисе? Что обычно делает мама (обработаем ей укусы зеленкой, погладим, намажем кремом, подуем и т.д.)

Психолог: - Давайте поможем лисе, обработаем ей укусы зеленкой!

1.Упражнение «Обработай рану лисе». (Дети окунают ватную палочку в зеленую краску и замазывают красные точки «укусы» на лисе.) Приложение № 1

Психолог: - Ребята, как вы думаете, лисе стало грустно или весело, когда она выздоровела?

Дети: - Весело!

Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как обрадовалась лиса. (Дети при помощи мимики изображают радость)

Психолог:

И тут же страусята

 Визжат, как поросята.

Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят.

А рядом бегемотики

Схватились за животики:

У них у бегемотиков,

Животики болят.

Психолог: - Ребята, как вы думаете, животным было грустно или весело, когда они заболели?

Дети: - Грустно!

Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как грустили больные. (Дети при помощи мимики изображают грусть)

Психолог: - Что же могло произойти, от чего заболели животные?

Дети: - Мам не слушались, конфет много съели, лапы не мыли.

Психолог: –  Как же нам помочь больным животным?

Дети: - Животным надо отдохнуть. Можно дать таблетку.

Психолог: - Правильно, что бы помочь страусятам и бегемотикам мы дадим им витаминки.

2.Упражнение «Найди горошины».  (Дети выбирают горох из крупы риса).

Психолог: - Ребята, как вы думаете, что изменилось в настроении  животных, им стало грустно или весело, когда выздоровели?

Дети: - Весело!

Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как обрадовались животные. (Дети при помощи мимики изображают радость)

Психолог:

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит.

Ах, у ее малюток,

У бедных акулят,

Уже двенадцать суток

Зубки болят!

Психолог: - Ребята, как вы думаете, акулятам было грустно или весело, когда у них болели зубки?

Дети: - Грустно!

Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как грустили акулята. (Дети при помощи мимики изображают грусть)

Психолог: – Что же делать? Как помочь акулятам?

Дети: – Надо зубы лечить, лекарство дать.

Психолог: – Правильно, доктор так и сделает: даст акуле лекарство для ее деток. Но, чтобы больше у них зубки не болели, они должны научиться, за ними ухаживать, а вы умеете?

Дети: – Да, мы чистим зубы.

Психолог: – Молодцы! Давайте подарим акуле щетки, чтобы ее детки тоже научились ухаживать за зубами. Будут  щетками акулята чистить зубки и болеть они у них больше не будут.

3.Упражнение «Игра с прищепками».  (Дети прикрепляют прищепки, имитируя ворс щетинок, на готовые формы из цветного картона.) Приложение № 2

Психолог: - Ребята, как изменилось настроение акулят, когда они выздоровели?

Дети: - Им стало весело!

Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как обрадовались акулята. (Дети при помощи мимики изображают радость)

Психолог:

Вот и вылечил он их.

Вот и вылечил больных,

И пошли они смеяться.

И плясать и баловаться!

Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!

Психолог: - Ребята, вы думаете, какое настроение  стало у животных, когда они выздоровели?

Дети: - Хорошее!

Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как обрадовались животные. (Дети при помощи мимики изображают радость)

Психолог: – Вот и закончилась сказка о добром докторе Айболите, но пока он лечил больных животных,  из его чемоданчика все высыпалось. Может, мы и доктору поможем навести порядок? Соберем все необходимое для лечения больных.

4.Интерактивная игра  «Что нужно доктору». 

Дети: 

Градусник: градусник нужен, чтобы измерять температуру тела.

Шприц: шприц нужен для того чтобы делать уколы.

Таблетки: таблетки принимают больные, чтобы выздороветь.

Пластырь: пластырь нужен для того, чтобы защитить ранку от микробов (грязи).

Фонендоскоп: фонендоскоп нужен для того, чтобы слушать больного.

 - Психолог: – Молодцы! Мы помогли доктору Айболиту и правильно положили все необходимое для лечения больных. Теперь вы настоящие помощники доктора Айболита.

Айболит: - Спасибо, ребятки, за помощь, а мне пора спешить к новым больным. До свиданья (Персонаж уходит). 

Дети: – До свиданья!

III Заключительная часть. Рефлексия

Психолог: – Ребятки, кто к нам сегодня приходил в гости?

Дети: – Доктор Айболит.

Психолог: - А чем занимается доктор?

Дети: - Он лечит больных зверей.

Психолог: – Правильно, Айболит ветеринарный врач, он лечит животных. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

Дети: – Да!

Психолог: – Тогда давайте скажем, друг другу спасибо, потому что нам было хорошо работать друг с другом, и похлопаем в ладоши. Молодцы!

Дети: - Спасибо! До свидания!

Приложение № 1G:\Доктор Айболит\Доктор Айболит\003.jpg

Приложение № 1

G:\Доктор Айболит\Доктор Айболит\004.jpg