Для педагогов
Семинар для педагогов "Одаренный ребенок: удача или проблема"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_odarennye.docx | 104.86 КБ |
zanyatie_konspekt.docx | 471.84 КБ |
Предварительный просмотр:
©муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 105
городского округа город Рыбинск
Семинар для педагогов
«Одаренный ребенок: удача
или проблема»
Участник: педагог – психолог
Максимова Юлия Геннадиевна
г. Рыбинск
Цель: Формирование компетенции педагогов о личностных особенностях одаренных детей.
1. Упражнение «Перекинь мяч» ( 5 минут)
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Время: 2-5 минут
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
2. Эксперимент «+» и «-»
Ведущий:
Прежде чем поговорить на эту тему, предложить педагогам поучаствовать в маленьком эксперименте. Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в детях, а знаком “-” то, что не нравится.
- Дисциплинированный
- Успешен не на всех занятиях
- Организованный
- Выбивающийся из общего темпа
- Эрудированный
- Странный в поведении, непонятный
- Умеющий поддержать общее дело
- Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями
- Одинаково успешный на всех занятиях
- Занятый исключительно своими делами
- Быстро, «налету» схватывающий
- Не умеющий общаться, конфликтный
- Общающийся легко, непринужденно
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного
- Ясно, понятно для всех выражает свои мысли
- Не всегда желающий подчиниться большинству или воспитателю
Далее предлагается зачитать качества, отмеченные знаком “+”.
Как Вы считаете, может ли ребёнок с такой характеристикой быть одарённым?
Все ли характеристики Вам нравятся? (дискуссия педагогов)
Ведущий:
Вот постепенно мы и перешли к теме семинара. Эпиграф нашего семинара: «Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей. Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».
Ведущий:
А кто же он для нас – одаренный ребенок, дадим свое определение
3. Упражнение «Одаренный ребенок – это…».
Сейчас я предлагаю Вам обсудить нашу тему следующим образом:
Условия:
1. Каждый в течение нескольких минут думает и записывает свой вариант ответа. Продолжите предложение: «Одаренный ребенок – это…».
2. Объединитесь в пары, и на основании индивидуальных формулировок выработайте и запишите такое определение, которое устраивало бы каждого из Вас.
3. Каждые две пары объединяются в малые группы по 4 человека и из двух утверждений формулируют одно.
4. Каждой группе предоставляется слово с целью презентации полученного результата. Все остальные участники могут после выступления группы задавать уточняющие вопросы.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности: к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.
4. Виды одаренности
Выделяют следующие виды одаренности
социальную, иначе лидерскую;
художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую;
психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;
академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница, в детском саду – схватывает на лету, а в школе — отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;
творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в детском саду. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.
Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.
Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенные моторика и восприятие, что отличает их от других детей (они даже едят не как все).
Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности. Среди таких детей можно выделить:
фанатов, увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;
лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;
скромников — детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;
невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;
чудаков или странных — спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.
Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, социальных педагогов, воспитателей.
5. Научное понимание одаренности
Ведущий:
Существует научное понимание одарённости. Чаще всего к одарённым детям относят умных, понятливых, сообразительных детей. И если Вы среди различных признаков одарённости выделяете хорошо развитое мышление как наиболее существенный признак, Ваше мнение совпадает с точкой зрения ряда учёных (А.А.Люблинская, А.И.Макарова и др.). В последние годы наука значительно продвинулась в изучении детской одарённости. Исследователи всё больше убеждаются, что отождествление одарённости с высоким уровнем развития мышления неправомерно. Интеллект не существует сам по себе. А успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, интересов, потребностей, воли, упорства и много другого, что относится к личностным особенностям человека. Многие исследователи считают,
что одарённость – это особый склад личности.
То есть, сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи в дошкольном возрасте. Ребёнок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как показатели детской одарённости.
Специалисты в подобных случаях говорят о сильно выраженной познавательной потребности (потребности в новых занятиях, способах и условиях действий), побуждающей ребёнка к активному поиску новых впечатлений, информаций, что сопровождается положительными эмоциями (радость от познания). Эта потребность не насыщаема: чем больше ребёнок знает, тем больше хочет узнавать. У одарённого ребёнка познавательная потребность может преобладать над другими потребностями: ради новой книги, занятия, дающего возможность узнать что-то новое и интересное, он готов отказаться от сладостей, от прогулки и сна. Ярко выраженное стремление к познанию является важнейшим признаком дарования на этапе дошкольного детства.
Как вы считаете: Могут ли бурная фантазия, развитое воображение, интересные детские суждения, рисунки, поделки и многие другие творческие проявления свидетельствовать об одарённости? И есть ли в ваших группах такие дети? (педагоги высказывают свое мнение по каждой группе)
Конечно, расположенность к творчеству выступает отличительной чертой детского возраста, в том числе и дошкольного.
В современных теоретических концепциях одарённость рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одарённости во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признаётся влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).
Более выраженные творческие проявления наряду с более высокой восприимчивостью к учению большинство специалистов в настоящее время признают как основные показатели одарённости ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятия о детской одаренности, как с точки зрения психологии, так и науки пересекаются. В основе лежат психические качества личности (задатки), которые раскрываются наличии определенных черт характера.
Какие черты характера, по вашему мнению, способствуют развитию одаренности? (настойчивость, активность, любознательность.)
6. «Немая дискуссия».
Ведущий:
А сейчас, чтобы еще больше расширить наши представления по рассматриваемой теме, я предлагаю следующий этап нашего семинара. Этот метод называется «Немая дискуссия».
Условия:
- Я предлагаю Вам организовать обмен мнениями в письменной форме, воспользовавшись двумя стикерами с утверждениями: 1. «Одаренный ребенок – удача для педагогов и родителей»; 2. «Одаренный ребенок – проблема для педагогов и родителей».
- Вы в течение 7-10 минут имеете возможность высказать свою позицию по поводу зафиксированных утверждений, записывая свои мысли под текстом. В последующем,закрепим высказывания на доске и сравним их.
- Удалось ли заявить свою позицию?
- Остались ли невысказанными какие-нибудь точки зрения, мысли, идеи?
Все дети без исключения
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – они
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)
7. Метод «Вагончики».
Ведущий:
Итак, сейчас хотелось бы подвести итоги семинара при помощи метода «Вагончики».
Зафиксируйте свои впечатления, мысли, идеи на карточке и, не зачитывая, прикрепите свой листок на соответствующий вагончик. Все желающие могут ознакомиться с содержанием.
Вагончики:
1. мои впечатления от семинара;
2. мое участие в семинаре;
3. содержание семинара;
4. мое самочувствие.
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 105
Конспект непосредственно образовательной деятельности
во второй младшей группе
«Доктор Айболит»
Педагог – психолог
Максимова Юлия Геннадиевна
г. Рыбинск
Цель: создание условий, способствующих социально – коммуникативному и психическому развитию детей, через мотивационную деятельность.
Задачи:
- Расширить представления детей о докторе Айболите и его работе.
- Формировать умения выполнять зрительный анализ задания.
- Развивать мелкую моторику, умение действовать в коллективе, способности быстро реагировать на инструкцию.
- Закреплять представления о здоровом образе жизни, о применении медицинских приборов.
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу для сплочения группы.
Оборудование: Игрушка – доктор Айболит. «Волшебная» книга. Раздаточный материал на каждого ребенка: ватные палочки, зеленая краска; иллюстрации для выполнения заданий; крупа (горох, рис), тарелочки; готовые формы зубных щеток из картона, прищепки. Интерактивная игра «Что нужно доктору».
Ход деятельности
I Организационный момент
Психолог: - Здравствуйте, ребята!
Дети: – Здравствуйте! (встают полукругом)
Психолог – Ребята, сегодня в гости к нам пришел … (доктор Айболит). Мы его знаем, а он нас – нет. Давайте с ним сейчас познакомимся, а как это можно сделать?
Дети: – Назвать свое имя.
Психолог: – Правильно. Давайте сейчас каждый по очереди поздоровается с Айболитом и назовет свое имя, а потом доктор Айболит расскажет нам о себе.
Дети: – Здравствуйте, меня зовут ...
Психолог: – Молодцы. А теперь давайте послушаем Айболита.
Айболит: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут доктор Айболит. Я работаю ветеринарным врачом, лечу животных. Я пришел к вам не с пустыми руками, принес волшебную книгу с интересной сказкой о моей работе и хочу вас с ней познакомить. Согласны?
II Основная часть
Дети садятся на ковер.
Психолог:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучек и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса»
Психолог: - Ребята, как вы думаете, лисе было грустно или весело, когда ее покусала оса?
Дети: - Грустно!
Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как грустила лиса. (дети при помощи мимики изображают грусть)
Психолог: - Что мы можем сделать, чтобы помочь лисе? Что обычно делает мама (обработаем ей укусы зеленкой, погладим, намажем кремом, подуем и т.д.)
Психолог: - Давайте поможем лисе, обработаем ей укусы зеленкой!
1.Упражнение «Обработай рану лисе». (Дети окунают ватную палочку в зеленую краску и замазывают красные точки «укусы» на лисе.) Приложение № 1
Психолог: - Ребята, как вы думаете, лисе стало грустно или весело, когда она выздоровела?
Дети: - Весело!
Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как обрадовалась лиса. (Дети при помощи мимики изображают радость)
Психолог:
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят.
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них у бегемотиков,
Животики болят.
Психолог: - Ребята, как вы думаете, животным было грустно или весело, когда они заболели?
Дети: - Грустно!
Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как грустили больные. (Дети при помощи мимики изображают грусть)
Психолог: - Что же могло произойти, от чего заболели животные?
Дети: - Мам не слушались, конфет много съели, лапы не мыли.
Психолог: – Как же нам помочь больным животным?
Дети: - Животным надо отдохнуть. Можно дать таблетку.
Психолог: - Правильно, что бы помочь страусятам и бегемотикам мы дадим им витаминки.
2.Упражнение «Найди горошины». (Дети выбирают горох из крупы риса).
Психолог: - Ребята, как вы думаете, что изменилось в настроении животных, им стало грустно или весело, когда выздоровели?
Дети: - Весело!
Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как обрадовались животные. (Дети при помощи мимики изображают радость)
Психолог:
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.
Ах, у ее малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток
Зубки болят!
Психолог: - Ребята, как вы думаете, акулятам было грустно или весело, когда у них болели зубки?
Дети: - Грустно!
Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как грустили акулята. (Дети при помощи мимики изображают грусть)
Психолог: – Что же делать? Как помочь акулятам?
Дети: – Надо зубы лечить, лекарство дать.
Психолог: – Правильно, доктор так и сделает: даст акуле лекарство для ее деток. Но, чтобы больше у них зубки не болели, они должны научиться, за ними ухаживать, а вы умеете?
Дети: – Да, мы чистим зубы.
Психолог: – Молодцы! Давайте подарим акуле щетки, чтобы ее детки тоже научились ухаживать за зубами. Будут щетками акулята чистить зубки и болеть они у них больше не будут.
3.Упражнение «Игра с прищепками». (Дети прикрепляют прищепки, имитируя ворс щетинок, на готовые формы из цветного картона.) Приложение № 2
Психолог: - Ребята, как изменилось настроение акулят, когда они выздоровели?
Дети: - Им стало весело!
Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как обрадовались акулята. (Дети при помощи мимики изображают радость)
Психолог:
Вот и вылечил он их.
Вот и вылечил больных,
И пошли они смеяться.
И плясать и баловаться!
Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!
Психолог: - Ребята, вы думаете, какое настроение стало у животных, когда они выздоровели?
Дети: - Хорошее!
Психолог: - Давайте изобразим на своих личиках, как обрадовались животные. (Дети при помощи мимики изображают радость)
Психолог: – Вот и закончилась сказка о добром докторе Айболите, но пока он лечил больных животных, из его чемоданчика все высыпалось. Может, мы и доктору поможем навести порядок? Соберем все необходимое для лечения больных.
4.Интерактивная игра «Что нужно доктору».
Дети:
Градусник: градусник нужен, чтобы измерять температуру тела.
Шприц: шприц нужен для того чтобы делать уколы.
Таблетки: таблетки принимают больные, чтобы выздороветь.
Пластырь: пластырь нужен для того, чтобы защитить ранку от микробов (грязи).
Фонендоскоп: фонендоскоп нужен для того, чтобы слушать больного.
- Психолог: – Молодцы! Мы помогли доктору Айболиту и правильно положили все необходимое для лечения больных. Теперь вы настоящие помощники доктора Айболита.
Айболит: - Спасибо, ребятки, за помощь, а мне пора спешить к новым больным. До свиданья (Персонаж уходит).
Дети: – До свиданья!
III Заключительная часть. Рефлексия
Психолог: – Ребятки, кто к нам сегодня приходил в гости?
Дети: – Доктор Айболит.
Психолог: - А чем занимается доктор?
Дети: - Он лечит больных зверей.
Психолог: – Правильно, Айболит ветеринарный врач, он лечит животных. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?
Дети: – Да!
Психолог: – Тогда давайте скажем, друг другу спасибо, потому что нам было хорошо работать друг с другом, и похлопаем в ладоши. Молодцы!
Дети: - Спасибо! До свидания!
Приложение № 1
Приложение № 1