Для родителей
Тесты, позволяющие выявить виды детской одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy.docx | 126.83 КБ |
konsultatsiya_negotivnoe_vliyanie_smi_na_razvitie_detey.docx | 206.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
( В.С.Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А.Барановой.)
Выявляет наличие, силу и устойчивость познавательной потребности.
Стандартизированная анкета включает 7 вопросов, адресованных родителям или воспитателям. Ответы «а» оцениваются в 5 баллов, ответы «б» - 3 балла, ответы «в» - 1 балл.
Вопросы | Возможные ответы | Балл | |
1. | Как часто (полчаса – час) ребенок занимается какой-нибудь умственной работой | а) постоянно б) иногда в) очень редко | |
2. | Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку? | а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других | |
3. | Просит ли почитать книги, дослушивать до конца? | а)постоянно слушает до конца; б)иногда, не всегда слушает до конца; в) редко; | |
4. | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением? | а)очень эмоционально б)когда как в)эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) | |
5. | Часто ли ребенок задает вопросы? | а)часто б)иногда в)очень редко | |
6. | Дожидается ли ответа на поставленный вопрос? | а) да б) не всегда в) нет | |
7. | Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме) | а) да, бывают довольно часто б) когда как в) не наблюдалось |
Обработка и интерпретация результатов
Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 27-35 баллов – потребность выражена сильно;
17-26 баллов – умеренно;
меньше 17 баллов – слабо.
Факторы способствуют развитию одарённости
1) Создание специальных условий дома и в детском саду, заинтересованность и помощь родителей;
2) Совместная работа родителей и педагогов;
3) Обучение детей на высоком уровне сложности;
4) Сложные игры, задания, творческие задачи;
5) Всестороннее развитие ребёнка;
6) Умственное развитие;
7) Индивидуальная работа;
8) Умелое руководство развитием ребёнка.
(автор СИЗАНОВ А.Н.)
Анкета для родителей
С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный
- Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
- Он с готовностью откликается на все новое.
- Любит все загадочное и непонятное.
- Часто нуждается в поддержке старших.
- Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.
Одаренный
- Его интересы достаточно стабильны.
- Его любознательность устойчива.
- Любит задавать и решать трудные вопросы.
- Часто не соглашается с мнением взрослых.
- Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
- Начатое дело всегда доводит до конца.
- Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
- Настойчив в достижении поставленной цели.
- Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
- Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
- Часто бывает эгоистичен.
Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.
Яркая одаренность
- Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.
- Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
- Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
- Всегда ищет самостоятельные решения.
- В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.
- Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
- Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
- Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.
9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка
- Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
- Стремление освоить незнакомое дело.
- Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
- Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
- Выражена потребность помечтать в одиночестве.
- Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
- Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.
- Способность к творческому воображению, созданию нового.
Несколько советов родителям:
если ваш ребенок одарен, то
- Поддерживайте в нем интерес, творческие устремления, оригинальность;
- Никогда не ругайте его за то, что он делает не так как все;
- Уважайте в ребенке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение;
- Помните, что вы должны приспосабливаться к ребенку, а не он к вам;
- Помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;
- Найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он;
- Не увлекайтесь соревновательными методами, если ваш ребенок будет всегда победителем, другие дети могут его возненавидеть;
- Не говорите об одаренности ребенка в его присутствии, не перехвалите его;
- Не требуйте от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу отличником (успехи в школе не всегда связаны с одаренностью).
Педагог – психолог Максимова Ю.Г.
Предварительный просмотр:
Негативное влияние СМИ
на развитие детей
В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов.
Негативное влияние современных СМИ на развитие детей очевидны для специалистов.
Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.
В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии (многократное повторение сцен садизма), когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.
Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющееся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.
Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания.
Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.
Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Ребенок с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не идет развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.
Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.
Рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического
здоровья детей
1.Детям до трех лет телевизор смотреть не следует.
2.Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин.
3. 5-6летние дети 30 мин.
4. Младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.
До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.
Подготовила: педагог-психолог Максимова Ю.Г.