МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Колегова Елена Михайловна

Здесь размещен материал для педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание в работе инструктора по физической культуре

Подготовила: Колегова Елена Михайловна, инструктор по физической культуре

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются занятия физкультурой и спортом. Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: в непосредственно образовательной деятельности в процессе проведения подвижных игр и эстафет, при проведении спортивных праздников, развлечений и досугов, военно-патриотические мероприятия, знакомство детей с различными видами спорта и выдающимися спортсменами нашей страны и края.

Например, это такие мероприятия в нашем дошкольном учреждении как: «Малые Олимпийские игры», спортивное развлечение «А ну-ка, мальчики», «Богатырские потехи», «День народного единства», фестиваль национальных видов спорта «Северное многоборье», «Смотр строя и песни», «День победы», «День России».

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные подвижные  игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, обычаями, традициями, его трудовой деятельностью, бытом.

Знакомить детей с русско-народной подвижной игрой можно начинать еще с младшего дошкольного возраста.

Также эффективной является квест-технология, которую можно использовать:

  • Для ознакомления детей  с достопримечательностями населенного пункта, региона, страны;
  • в освоении памятных дат и исторических событий;
  • в ознакомлении с военными профессиями, героями и известными людьми региона.

Давайте обозначим значимость квест-игры для детей дошкольного возраста:

1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

2. Формирует ощущение личной заинтересованности к выполнению заданий.

3. Обогащает сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

4. Формирует базу знаний и представлений, к которой можно обращаться вовремя работы в группе.

5. Позволяет взрослому выделить те объекты для ознакомление наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач и учесть интересы детей в полном объёме.

6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая, оценивать свою работу и работу товарища, помогать друг другу.

Условно поделим квест-игру на 3 части.

1.Предварительная работа

Во время предварительной работы с детьми необходимо решать задачи-загадки и тут же реализовывать их на практике. Содержание подготовительных к игре бесед, рассматривание иллюстрации, слайдов, видеофрагментов о службе солдат, чтение приключенческих рассказов способствует эмоциональному настрою и погружает ребёнка в мир приключений.

2. Прохождение квеста.

Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п., что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.

3. Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия)

Заканчивается квест – игра решением всех задач, поставленных перед игроками, оценкой, ну и, конечно же, вручение приза.

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, детского сада), так и на улице.

Для успешного проведения квест-игры я подготовила алгоритм (Приложение 1), на который вы можете опираться при проведении игровой программы.

Но, также подумайте и  над вариантами модификации игры.

Не всегда дети чётко должны выполнять задания, которые даёт педагог, очень хорошо, если вдруг что-то пошло не так. Педагог на протяжении всего поиска может с лёгкостью менять мезосцены, добавлять или убирать задания. Очень важна естественность происходящего в проведении квестов. Когда педагог очень жёстко выстраивает ход квеста и он становится чётко структурным, естественность восприятия ребёнка нарушается, он попадает в рамки, а рамки противоречат свободе выбора, экспромту, спонтанности, креативности. Это игра, а когда педагог смотрит на часы, игра перестаёт быть игрой. Оптимальное разнообразие непредсказуемости, не однотипности, эмоциональной позитивной окраски, не прогнозируемости того, что будет, всё это безусловно будет сильно влиять на появление и удержание детской мотивации.

Предлагаю вам варианты составления маршрута

 Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

 Карта (схематическое изображение маршрута);

 «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники);

Приемы для детской квест-игры

Прием «Тайное письмо»

Чтобы его прочесть, с ним надо проделать определенные действия.

Примеры такого письма:

 Восковая свеча или мелок. Бумагу с подсказкой надо закрасить карандашом, чтобы надпись проявилась. Отличный безопасный вариант задания.

 Вдавленная надпись. Берем два листа бумаги, кладем на мягкую поверхность и пишем послание так, чтобы оно отпечаталось на нижнем листе. Он то и будет нашим тайным письмом. Чтобы прочесть надпись, ее так же, как и в предыдущем варианте, надо закрасить.

Прием «Кроссворд»

Легко можно составить самостоятельно. Например, отгадкой к следующему этапу будет слово «Патриот» . К каждой букве слова придумываем еще одно слово и т.д. Причем это может быть не обязательно первая буква слова. Потом к каждому из слов подбираем наводящий вопрос или загадку. Ответы вписываются в клеточки и в результате получается слово-подсказка в одном из столбцов. Его окрашиваем каким-нибудь цветом.

Прием «Спрятанная подсказка»

Для такого вида заданий потребуется емкость с песком, любой крупой или макаронами, в которой и спрятана капсула с подсказкой. Также можно использовать ведро с водой. Можно спрятать подсказку и не в емкости, а на определенной местности. Это могут быть какие-то кусты или густая трава. Заморозить в кубике льда. Назвать предмет, которых в помещении несколько (стол, подоконник) — задача ребенка будет вспомнить и обыскать все подобные места. Закопать в миске с крупой, но дополнительным условием тут может быть не достать руками, а использовать палочки, вилки или раздувать мелкую крупу через коктейльную трубочку. Искать контейнер с запиской на ощупь. Например, спрятать записку, а с ней — всякие мелкие игрушки, в обувную коробку, тщательно заклеить ее скотчем и проделать отверстие для одной руки.

Прием «Шифровка»

Педагог показывает зашифрованное слово с использованием различных позиций рук. Дети расшифровывают слово с помощью листа обозначений.

И еще хочется немного добавить. Сейчас мы активно готовимся к смотру строя и песни, и готовясь к педсовету, по патриотическому воспитанию у меня возникла такая идея,  которую я планирую реализовать - это создание отряда «Юнармейцы»» (для детей 6-7 лет). Целью, которого является формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств, обучение и отработка строевых упражнений

Этот работа - подходящий повод рассказать дошкольникам, что такое смелость и отважность, а с другой стороны – прививать любовь к своей стране, воспитать патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.

Таким образом, посредством совместной деятельности, родитель, педагог и ребенок, формируется модель выпускника-патриота, физически развитая личность с активной гражданской позицией, уважающими Отечество, чувствующий причастность к родному краю, его истории, традициям, достижениям своего народа, готовым выполнить свои гражданские обязанности, обладающий социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Приложение 1

1. Провести мониторинг потребностей воспитанников н своих педагогических возможностей

Что нужно и актуально сейчас детям? Какие темы?  Есть ли у меня профессиональные и личностные ресурсы для данной работы?

2. Описать целевую группу квест-игры

Кто, какой, какая, какие они - дети моей группы?

3. Сформулировать проблему квест-игры

Чего сейчас не хватает данной группе?  Чего они не умеют, не делают, не знают?

4. Поставить цели квест-игры

Ради чего проводится программа? Какие цели будут поставлены? Какого результата мы хотим достичь? Достаточно ли нам времени?

5. Определить задачи - шаги, позволяющие достичь цели квест-игры

Как, за счет чего цель будет достигнута?

6. Разработать тематический план квест-игры

Какие темы, формы работы, техники мы используем для реализации каждой задачи? Сколько нам потребуется времени на проработку каждой темы?

7. Определить продолжительность игровой программы

Сколько времени нужно, чтобы работа была результативной?

8. Разработать сценарий квест-игры

В какой последовательности, с учетом логики тренинга, групповой динамики и времени проведения, будут расположены выбранные формы работы?

9. Определиться с материалами и условиями, подготовить дидактические и раздаточные материалы

Что нужно для обеспечения работы? Как будет оцениваться.

Приложение 2

C:\Users\8\AppData\Local\Temp\7zO42211D80\1675763267467.jpg

        



Предварительный просмотр:

Сценарий спортивного праздника «Зимние забавы»

(подготовительные и старшие группы)

Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня, придя на работу, я обнаружила у себя в спортивном зале вот такие конверты, на которых написано для ребят детского сада «Лукоморье» от тех, кто очень сильно любит зиму и зимние праздники! В конвертах лежат задание, но чтобы их открыть и узнать от кого и что это за задание, вам нужно отгадать загадки.  Отгадаем?

Вед: Итак, все собрались, все здоровы?

Бегать и играть готовы?

Ну, тогда торопись,

Отгадывай и не ленись!

Вед: Любят ледяные глыбы

Птицы-плавают, как рыбы.

Кто так любит снег и льдины!?

Дети, это же……. (Пингвины)

  1. Эстафета «Веселые пингвины»

Команде выдается мягкий набивной мяч. Зажав между ног, нужно обежать конус и передать мяч следующему.

Вед: В темном лесе есть избушка.

Стоит задом наперед.

В той избушке, в той избушке

Отгадайте, кто живет?

У нее глаза большие,

Словно огоньки горят.

Ух! Сердитая какая!

Дыбом волосы стоят….. (Баба Яга)

  1. Эстафета «На метле»

Команде выдается метла. Нужно пробежать верхом на метле, обежать конус  и передать метлу следующему.

Вед: Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и в миг

Получился …….  (Снеговик)

  1. Эстафета «Кто быстрее донесет комочек»

Командам выдается снежок и лопата. Задача донести на лопате снежок и оставит на линии финиша, вернуться обратно и передать эстафету следующему.

Вед: Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

  1. Эстафета «Горячая рукавичка»

Команды стоят в шеренгу по одному, по сигналу передают друг другу рукавичку в одну, а потом в другую сторону. Выигрывает та команда, чья рукавичка раньше всех вернется к капитану.

Вед: Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки …… (Зимы)

  1. Эстафета «Санки»

Вед: Дорогие, родители,

Детей покатать не хотите ли?

Сани быстро мчаться,

Ветру не угнаться!

Родители из команды по очереди обвозят детей по одному вокруг конуса.

Вед: Девочки внимание!

Мальчики – внимание!

Есть для вас еще одно,

Веселое задание.

  1. Эстафета «Силачи»

Вед: А какая же из команд самая сильная?

Ну, ребята, подтянись!

Друг за дружкой становись!

Раз, два – взяли! (Перетягивание каната)

Вед: Самый добрый в мире дед

В шубу – валенки одет.

Бородой седой зарос

Наш любимый …….  (Дед Мороз).

  1. П/И «Два мороза»

Вед: Молодцы, ребята! Вы были ловкими, смелыми, а самое главное дружными.

Отдохнули мы на славу.

Победили вы по праву.

Похвалы достойны и награды,

И мы призы вручить вам рады!



Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения

«Папа, мама, я – спортивная семья».

Цель: способствовать приобщению детей и родителей к ЗОЖ.

Задачи:

  • Воспитание физической культуры и нравственной сплоченности семьи;
  • Развитие спортивных и двигательных навыков у детей и взрослых;
  • Укрепление отношений между детским садом и семьей.

Ход мероприятия:

Вед 1: Оставили папы работу и мамы забыли большие заботы, обули кроссовки и, взяв малышей, пришли на соревнования скорей. С гордостью каждый может сказать, что ближе семьи никого не сыскать.

Вед 2: Добрый день, уважаемые гости и активные болельщики! Мы рады приветствовать вас на соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья».

Вед 1: Разрешите представить участников соревнований:

Семья________________,

Семья________________,

Семья________________,

Семья________________.

Вед 2: Представляю строгое, но справедливое жюри:

____________________________________________________________

Вед 2: Пусть жюри весь ход соревнований без промашки проследит, кто окажется быстрее ловчее дружнее тот конечно победит.  За волю к победе, за честность в борьбе жюри может добавить 1 балл, за нарушение правил снять 1 балл.

Вед 1: И так, внимание, мы начинаем соревнования. У нас приготовлены для вас веселые эстафеты, на старт будут приглашаться по две семьи.

Хочется пожелать вам всем победы, но самое главное получите от этого мероприятия только самые положительные эмоции, и помните время, проведенное с семьей – оно бесценно!

Вед 2: И мы, приглашаем на линию старта семьи ___________

Вед 2: Первая эстафета называется «Дружная семейка».

Участники стоят на линии старта Папа, Мама, Ребенок.

ВНИМАНИЕ: Папа с обручем бежит, оббегает дальнюю фишку, бежит за мамой. Папа с мамой держась за обруч бегут, оббегают тоже дальнюю фишку и бегут за ребенком. Ребенок входит в обруч, втроем оббегают ближнюю фишку и возвращаются на линию старта.

Оценивается скорость выполнения эстафеты и правильность выполнения.

Вед 1: Вторая эстафета называется «Меткий стрелок».

Ребенок стоит на линии около корзины с мячами, мама стоит на расстоянии 2 м в обруче с корзиной в руках, папа на расстоянии 4 м от мамы в обруче с корзиной.

ВНИМАНИЕ: Ребенок по сигналу бросает мяч маме в корзину, мама ловит мяч корзиной, но выходить из обруча она не может. Далее мама берет мяч в руки  и бросает папе в корзину, папа тоже ловит корзиной, из обруча выходить нельзя!!! Если мяч в корзину не попал, то догонять его не надо!!!

Оценивается количество попаданий!

Вед 2: Следующий конкурс у нас исключительно для папы с мамой. Дети могут присесть и отдохнуть пока. И так, мы раздадим папам записки, где написаны предложение из 3-х слов. Задача папы объяснить маме это предложение без слов, только жестами, время дается 3 мин, задача мамы угадать, что говорит папа!

Оценивается отгаданное слово, и время за сколько справились. Штраф – 5сек, если папа произнес слово.

Вед 1: Следующая 4 эстафета «Быстрые ноги и ловкие руки».

Ваша задача на вот таких лыжах дойти всем вместе до фишки и вернутся на линию старта.

Оценивается скорость выполнения эстафеты.

Вед 2: Следующая 5 эстафета называется «Кто быстрее».

Сейчас мы посмотрим, как вы быстро сможете собраться домой, например, на вечерний ужин пятницы. Папа стоит на линии старта, напротив стоит мама и ребенок. По сигналу задача папы лечь на «таблетку» и отталкиваясь руками доехать до мамы, забрать ее с работы, и увезти домой. Мама садится на «таблетку», крепко держится, папа везет ее домой, оставляет ее на линии старта, ложится и, отталкиваясь руками, едет за ребенком, ребенок садится на «таблетку», держится крепко руками, папа везет домой на линию финиша.

Оценивается скорость выполнения эстафеты.

Вед 1: Ну, и завершающая 6 эстафета называется «Построй дом».

Участники стоят на линии старта Ребенок, мама, папа.

На финише лежат модули, первый бежит ребенок, берет «Крышу», возвращается на линию старта, бежит мама, берет «Стены», возвращается обратно, далее бежит папа берет «фундамент» и возвращается обратно, на линии старта вы все вместе должны выстроить дом.

Оценивается скорость выполнения эстафеты и правильность выполнения.

Вед 2: А пока, жюри  подводят итоги, я предлагаю вам устроить музыкальную паузу. Прошу выйти все семьи и дружно повторять за мной.

Музыкальная пауза.

Вед 1: А сейчас слово предоставляется жюри.

Жюри: Ну, в-первую, очередь хочется поблагодарить вас за полученные эмоции на этих соревнованиях, за упорство к победе, за сплоченность семьи, если вы нашли время и пришли сюда со своей семьей это уже о многом говорит, значит, вы одно целое. Ну что, а сейчас переходим к награждению.

В среднем возрасте:

2 почетное место заняла семья _______________________

1 почетное место заняла семья _______________________

В старшем возрасте:

2 почетное место заняла семья _______________________

1 почетное место заняла семья _______________________

Вед 2: Мы от всей души поздравляем вас и хотим сказать огромное спасибо вам за участие в нашем конкурсе.

Вед 1: Берегите свои семьи, берегите своих близких, и пусть никогда не погаснет ваш домашний очаг!

Вместе: До свидания, до новых встреч!