Инновационная деятельность на базе КФУ

Цель инновации

Внедрение и реализация на уроках в начальной школе системно-деятельностного подхода в обучении; изучение возможности метода  в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Направления инновационной работы

1.     1. Внедрение системно – деятельностного подхода посредством посредством использования на уроках групповой и парной работы, Сингапурской системы обучения.

2.Вовлечение учащихся в системно – деятельностный подход, проектную деятельность учащихся.

Психолого-педагогическое обеспечение образовательной  деятельности в условиях эксперимента

Цель деятельности: раскрыть потенциал системно - деятельностного  метода для формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира; применение сформированных компетенций; мотивация на дальнейшее самообразование и самореализацию.

             Задачи: выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность  системно - деятельностного  подхода;  обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования данного метода для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.  Для определения уровня развития на уроках  ведётся наблюдение за тем, как обучающиеся воспринимают знания, решают различные учебные задачи, работают в паре и  группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение  к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационной деятельности

учителя начальных классов Мотовой Людмилы Юрьевны.

Параметры информации

Содержание информации

  1. Общие сведения

Ф.И.О. автора

Мотова Людмила Юрьевна

Образовательное учреждение

МБОУ «Школа № 51» Вахитовского района г. Казани

Должность 

Учитель начальных классов

Стаж работы в должности

31 год

Категория.

Если высшая, указать, подтверждаете (год присвоения) или претендуете на получение

Высшая категория, 2017 год (подтверждение)

Классы и количество обучающихся, участвующих в реализации инновации

Обучающиеся начальных классов

2.Тема инновации:  «Реализация системно – деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе».

Цель инновации

Внедрение и реализация на уроках в начальной школе системно-деятельностного подхода в обучении; изучение возможности метода  в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации

  1. 1. Изучить возможности использования , внедрения и реализация системно – деятельностного подхода посредством использования на уроках групповой и парной работы, Сингапурской системы обучения.
  2.  2. Организовать доступ педагогам, школьникам родителям к информационным ресурсу  http://nsportal.ru/motova-lyudmila-yurevna
  3. 3. Создавать условия для развития познавательной и  образовательной среды обучающихся.
  4. 4. Сформировать  банк данных электронных и цифровых образовательных ресурсов: методические разработки и дидактические материалы к урокам, презентации к урочной деятельности, статьи из опыта работы, учебные программы, обучающие компьютерные программы

Сроки реализации инновации

2014 – 2018 г.г.

Направления инновационной работы

  1. 1. Внедрение системно – деятельностного подхода посредством посредством использования на уроках групповой и парной работы, Сингапурской системы обучения.

2.Вовлечение учащихся в системно – деятельностный подход, проектную деятельность учащихся.

Характеристика инновации: по сфере обновления

Развитие своего опыта

На какой стадии находится инновация

опытное внедрение

Использование современных образовательных технологий

  • разработать и внедрить в учебный процесс педагогический мониторинг, обеспечивающий развитие индивидуальных способностей учащихся;
  •  использовать механизмы включенности каждого учащегося в образовательный процесс  через технологию ИОСО (индивидуально – ориентированная система образования);
  •  формировать у учащихся универсальные учебные действия, реализуя   деятельностный метод  обучения;
  •  использовать ИК - ресурсы на уроке в целях повышения мотивации к учению;
  •  создать здоровьесберегающие условия, обеспечивающие оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования.

  1. Обеспечение инновационной деятельности

Учебно-методическое (имеющееся и планируемое)

Авторский сайт   http://nsportal.ru/motova-lyudmila-yurevna

Психолого-педагогическое обеспечение образовательной  деятельности в условиях эксперимента

Цель деятельности: раскрыть потенциал системно - деятельностного  метода для формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира; применение сформированных компетенций; мотивация на дальнейшее самообразование и самореализацию.

             Задачи: выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность  системно - деятельностного  подхода;  обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования данного метода для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.  Для определения уровня развития на уроках  ведётся наблюдение за тем, как обучающиеся воспринимают знания, решают различные учебные задачи, работают в паре и  группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение  к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.

  1. Теоретическая интерпретация опыта  учителя

Источник изменений

Активное использование системно – деятельностного подхода в обучении – это универсальный инструментарий для формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира; применение сформированных компетенций; мотивация на дальнейшее самообразование и самореализацию.

   Считаю одной из важных форм работы современного учителя использование личного интернет-сайта. Использование личного интернет-сайта педагога, содержащего системно – деятельностного подхода в обучении, позволяет учителю лучше организовать учебно-воспитательную деятельность на уроке, повышает познавательную активность и знания учащихся.

Идея изменений

В последние годы я активно внедряю в педагогическую деятельность методику системно – деятельностного  подхода в обучении учащихся, т.к считаю, что именно она позволяет обеспечивать новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно – ориентированной  направленности образования.

     Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. Он может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). В деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Концепция изменений

Выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность  системно - деятельностного  подхода;  обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования данного метода для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.  Для определения уровня развития на уроках  ведётся наблюдение за тем, как обучающиеся воспринимают знания, решают различные учебные задачи, работают в паре и  группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение  к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.

 

Результаты инновационной деятельности

с указанием сроков достижения

1. Авторский сайт http://nsportal.ru/motova-lyudmila-yurevna 

2.Выступление в рамках участия районном этапе городского  конкурса «Учитель года города Казани - 2016»  («Учитель-предметник естественно – математического цикла»). Грамота в номинации «Традиции и новаторство в образовании».

Формы представления инновационного педагогического опыта

Год, месяц

Форма участия, тема

2016

1.Выступление на педагогических советах школы:

  • «Организация внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС».
  • «Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий».
  • «Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов».

2. Выступление на Республиканских курсах повышения квалификации учителей начальной школы: «Реализация системно – деятельностного подхода в обучении четвероклассников на уроках окружающего мира. УМК «Перспектива». Январь 2016 г.

3. Выступление в рамках участия районном этапе городского  конкурса «Учитель года города Казани - 2016»  («Учитель-предметник естественно – математического цикла»). Грамота в номинации «Традиции и новаторство в образовании».

2017

Отчёты и обмен опытом  на конференциях, семинарах; , в педагогических интернет – сообществах, публикации.

2018-2020

Отчёты и обмен опытом  на конференциях, семинарах; , в педагогических интернет – сообществах, публикации.

Способы диагностики результатов инновационной практики

  • Всероссийская проверочная работа;
  • мониторинг:  анализ динамики вовлечения в  системно-деятельностный подход в обучении;
  • диагностические  исследования: внутренняя (самоанализ учителя-экспериментатора) и внешняя (участниками семинаров, конференций, посетителями сайта).

экспертная взаимооценка участников сообщества.

Где можно познакомиться с результатами инновации

Авторский сайт http://nsportal.ru/motova-lyudmila-yurevna

  1. Краткое содержание инновационного опыта учителя

 

В последние годы я активно внедряю в педагогическую деятельность методику системно – деятельностного  подхода в обучении учащихся, т.к считаю, что именно она позволяет обеспечивать новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно – ориентированной  направленности образования.

     Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. Он может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). В деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

              Цель деятельности: раскрыть потенциал системно - деятельностного  метода для формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира; применение сформированных компетенций; мотивация на дальнейшее самообразование и самореализацию.

             Задачи: выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность  системно - деятельностного  подхода;  обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования данного метода для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.  Для определения уровня развития на уроках  ведётся наблюдение за тем, как обучающиеся воспринимают знания, решают различные учебные задачи, работают в паре и  группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение  к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.

           Уровень сформированности коммуникативных умений определяется на основе наблюдений за активной и интерактивной работой обучающихся. Обращается внимание на способность детей следовать «Правилам общения»; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге.

      Учитывая уровень развития мышления обучающихся, я планирую формирование определенных мыслительных операций на всех уроках поэлементно и поэтапно. Использую разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю. Позиция учителя: он  превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы -  добыванию необходимых знаний.

          Требования, которые я ставлю перед собой и учащимися на уроке окружающего мира:

  • цели должны быть конкретными, достижимыми, понятными;
  • учителем должен быть сформирован интерес не только к предмету, но и к достижению конечного результата;
  • ученикам необходимо показать возможность применения полученных знаний на практике;
  • отбор содержания урока должен быть качественным, не перегружая учащихся, но обеспечивающий усвоение программного материала;
  • материал урока должен быть доступным, но выводить детей в определённой ситуации из зоны комфорта, тем самым заставляя их искать новые пути и решения поставленных перед ними задач;
  • выводы на уроке должны делать сами ученики;
  • максимальное внедрение в урок системно-деятельностного подхода;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей класса;
  • обратная связь;
  • урок должен быть связан с жизнью;
  • дети должны уметь работать в парах, постоянных и сменных группах;
  • обязательным моментом является рефлексия;
  • вариативность домашнего задания;
  • здоровьесберегающая среда на уроке;
  • положительный эмоциональный настрой на уроке.

              Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

              В настоящее время, в условиях введения ФГОС и пересмотра целевых ориентиров современного образования, школьный учитель должен освоить технологии, обеспечивающие достижение новых результатов образования. Достижение  этих результатов, а также необходимого развивающего эффекта обучения возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний.

     Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Должен создать такие условия на уроке, в  которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.

             Принято считать, что одним из условий сохранения психического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе. Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Здесь речь идёт не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно развивается и совершается на уроке. Это позволяет системно развивать у учащихся универсальные учебные действия, зафиксированные в проекте стандартов второго поколения. Работу по формированию УУД  провожу  поэтапно, малыми порциями на каждом уроке. Обязательно организую  отслеживание уровня  сформированности.

              Для проведения уроков окружающего мира я разработала и внедрила в учебный процесс педагогический мониторинг учебных достижений учащихся. Составила технологические карты выявления качества обучения, разработала формы отслеживания уровня обученности. Это позволило  получить:

  1. объективную динамику качества обученности ученика за несколько лет;
  2.  возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики;
  3.  возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
  4.  планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний для ученика и для класса.            

               Работа в постоянных парах дает возможность восстановить изучаемый материал, устранить пробелы. Парная работа обеспечивает включение мыслительной деятельности каждого ученика. Хороший результат дает парная работа, организованная в форме взаимотренажа.

               Работа в парах и группах сменного состава позволяет ученику рассмотреть материал с различных позиций, услышать разные мнения, выбрать верное решение. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

Работу в парах постоянного и сменного состава, индивидуальную работу на уроке организую, используя методики КУЗ (коллективных учебных занятий): методика Ривина, методика взаимопередачи темы, взаимообмен заданиями, взаимопроверка индивидуальных заданий.

               Для достижения этой цели поставила перед собой следующие задачи:

  •  разработать и внедрить в учебный процесс педагогический мониторинг, обеспечивающий развитие индивидуальных способностей учащихся;
  •  использовать механизмы включенности каждого учащегося в образовательный процесс  через технологию ИОСО (индивидуально – ориентированная система образования);
  •  формировать у учащихся универсальные учебные действия, реализуя   деятельностный метод  обучения;
  •  использовать ИК - ресурсы на уроке в целях повышения мотивации к учению;
  •  создать здоровьесберегающие условия, обеспечивающие оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования.

  1. Ожидаемые результаты
  1.  Работа в постоянных парах ; работа в парах и группах сменного состав.
  2.  Распространение педагогического опыта внедрения системно-деятельностного подхода  помощью участия в  семинарах, конференциях, интернет-сайта http://nsportal.ru/motova-lyudmila-yurevna
  3. Сформированность такой компетенции, как способность самостоятельно получать знания.