Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Матвеева Светлана Викторовна

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:

 -педагогического наблюдения;

 - изучения результатов деятельности (работ учащихся);

 -диагностики познавательных интересов;

- «пробы сил» в том или ином виде деятельности;

 -наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;

- индивидуальных бесед с детьми и родителями;

- анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

 - «Характеристика ученика»;

 - «Карта одаренности»;

 - Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);

- Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);

 - «Интеллектуальный портрет»;

 -выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности ( рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;

 - диагностика способностей к обучению (тесты «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака);

 - «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;

- анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;

- анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания (задания с *).  Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни.

 Применяю активные форы уроков: уроки-конкурсы, уроки – викторины, урок-игра, урок-проект и мн. др.. Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания.

 Всѐ это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал. В межаттестациоый период учащиеся принимают активное участие и занимают призовые места в предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях разного уровня: международные, федеральные, региональные, муниципальные, школьные

 Одной из форм с одарѐнными детьми считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включѐн в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребѐнка в целом.

Я считаю, раскрытие и реализация способностей детей важны не только для самого ребѐнка как для развития личности, но и для общества в целом.



Предварительный просмотр:

Результаты мониторинга сформированности УУД  2018-2019 уч.  (1 класс) (тестирование, анкетирование, беседа)                  

Уровень

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Самопознание и самоопределение

Нравственно-этическая ориентация

Тест на определение самооценки «Лесенка»

Анкета по оценке школьной мотивации

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Рисование по точкам

Кодирование

Найти отличия (сравнить картинки)

«Левая и правая сторона»

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

3

5

3

6

5

8

7

10

7

10

3

7

5

8

Средний

19

18

19

18

20

17

14

13

14

13

19

16

13

14

Низкий

4

3

4

2

1

1

5

3

5

3

4

3

8

4

Итого:

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

Высокий

8%

14%

8%

17%

14%

22%

20%

28%

20%

28%

8%

20%

14%

22%

Средний

81%

78%

81%

78%

83%

75%

66%

64%

66%

64%

61%

72%

64%

67%

Низкий

11%

8%

11%

6%

3%

3%

14%

8%

14%

8%

11%

8%

22%

11%

Итого:

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

                                                                                          Выводы:

  1. В конце 2018-2019  учебного года у первоклассников наблюдается положительная динамика в формировании личностных универсальных действий самоопределения и смыслообразования. Учащимся характерно сочетание ориентации на социальные и собственно- учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной адаптации.
  2. Уровень развития универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания у учащихся соответствует второму уровню. Однако,  большинство детей нуждается в помощи взрослых при выделении морального содержания действий и ситуаций. Наблюдается положительная динамика в развитии данного вида УУД у учащихся.
  3. Результаты сформированности  регулятивных универсальных действий разнятся: у одних сформированы к концу учебного года, у других находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития. Для эффективного развития данного вида УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.
  4. У большинства обследованных первоклассников выявлен средний уровень развития коммуникативных действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра), т.е. дети не всегда учитывают позиции других людей и координируют их.

                                                 Результаты мониторинга сформированности УУД  2019-2020 уч. год      (2 класс)

Личностные УУД

Самопознание и самоопределение

Смыслообразование

(мотивация)

Нравственно-этическая

ориентация

Количество

учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

8

15

1

9

14

1

9

14

1

Итого:

23%

74%

3%

26%

71%

3%

26%

71%

3%

                                                                                                            Регулятивные УУД

Целеполагание

Контроль

Оценка

Количество

учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

10

12

2

10

12

2

10

12

2

Итого:

29%

65%

6%

29%

65%

6%

29%

65%

6%

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

Логические учебные действия

Постановка и решение проблем

Количество

учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

10

13

1

8

14

2

8

14

2

Итого:

29%

58%

3%

23%

71%

6%

23%

71%

6%

Коммуникативные УУД

Коммуникация как кооперация

Коммуникация как интеракция

Коммуникация как интериоризация

Количество

учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

8

14

2

8

14

2

8

14

2

Итого:

23%

71%

6%

23%

71%

6%

23%

71%

6%

Выводы:

  1. У большинства учащихся наблюдается положительная динамика в формировании личностных универсальных действий самопознания и самоопределения. Учащимся характерно сочетание школьной мотивации, учебной активности, а также ориентации на моральные нормы и соблюдение конвенциональных норм.
  2. Большинство учащихся умеют ставить учебные цели, осуществлять планирование и контроль учебной деятельности; задачи, соответствующие усвоенному способу выполняют безошибочно.
  3. При исследовании уровня регулятивных УУД выяснилось, что учащиеся умеют ставить цели, осуществлять планирование и контроль учебной деятельности.
  4. При исследовании коммуникативных УУД наблюдается положительная динамика,  большинство детей умеют договариваться, находить общее решение поставленной задачи.

                                           Результаты мониторинга сформированности УУД  2020-2021 уч. год (3 класс)

Личностные УУД

Самопознание и самоопределение

Смыслообразование

(мотивация)

Нравственно-этическая

ориентация

Количество

учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

11

12

1

12

12

0

12

12

0

Итого:

32%

65%

3%

35%

65%

0%

35%

65%

0%

Регулятивные УУД

Целеполагание

Контроль

Оценка

Количество

учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

11

23

0

12

22

0

12

22

0

Итого:

32%

68%

0%

35%

65%

0%

35%

65%

0%

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

Логические учебные действия

Постановка и решение проблем

Количество

учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

12

22

0

10

23

1

10

23

1

Итого:

35%

65%

29%

68%

3%

29%

68%

3%

Коммуникативные УУД

Коммуникация как кооперация

Коммуникация как интеракция

Коммуникация как интериоризация

Количество

учащихся

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

12

22

0

12

21

1

12

21

1

Итого:

35%

65%

0%

35%

62%

3%

35%

62%

3%

Выводы:

  1. Развитие универсальных учебных действий по определению уровня школьной мотивации учащихся соответствует 2 и 3 уровню школьной мотивации. Такой уровень мотивации является средней нормой. Учащимся характерно сочетание школьной мотивации, учебной активности, а также ориентации на моральные нормы и соблюдение конвенциональных норм.
  2. При исследовании уровня развития коммуникативных универсальных действий у большинства учащихся выявлен средний уровень формирования УУД.
  3. Развитие познавательных универсальных учебных действий, в частности, выявление уровня развития словесно-логического мышления, позволяет сделать вывод, что уровень развития логического УУД- средний.
  4. Развитие регулятивных универсальных учебных действий у большинства учащихся соответствует высокому уровню или возрастной норме. Учащиеся сознательно контролируют свои действия, ориентируются на заданную систему требований, имеют высокие и средние показатели концентрации внимания.