РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Ресурсное (материально-техническое, программно-методическое, информационное) обеспечение обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание «безбарьерной» среды

НРМ ДОБУ Детский сад комбинированного вида «Капелька»

для обучающихся с ОВЗ

Материально-технические условия

  • Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.
  • Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для ребенка с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
  • Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо свободное мало изрезанное пространство, сухие бассейны, тренажеры.

Архитектурная среда и учебное пространство

  • Наличие транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов.
  • Внутренний и внешний пандус.
  • Поручни и ручки-скобки, ступенькоходы, съезды на тротуар.
  • Пространство для передвижения коляски.
  • Специально оборудованные туалеты (стульчик, ручки и перила), адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки для смены памперсов
  • Входная дверная группа, обеспечивающая беспрепятственный доступ в здание детей-инвалидов.
  • Вертикализатор. Опора для сидения «Антошка».
  • Опора функциональная для лежания для детей –инвалидов «Я Могу!» исполнение ОС-006  .
  • Ходунки для больных ДЦП регулируемых по высоте на 4-х колесах НМР- КА 2200.
  • Кресло многофункциональное «SPEEDY».
  • Ходунки Поло-Плюс-Т.
  • Стул для координации движений ребенка.
  • Сенсорный мяч.
  • Сухой бассейн.
  • Сенсорная комната.
  • Массажные валики.
  • Пособия: модуль для развития тактильных ощущений, шнуровка.

Специальное оборудование

  • минифланелеграфы с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
  • средства передвижения: кресло-каталка.
  • коврики, мягкие маты, оборудование сенсорной комнаты для релаксации;
  • оборудование группы мультимедийным проектором.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий НРМ ДОБУ Д/с "Капелька"

___________О.Д. Попугаева

«___»______________20__ г.

ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Ответственный за кабинет:

Алина Рифовна Мастерова

г.п. Пойковский, 2019 г.


Кабинет организован 1 сентября 2015 года.

Кабинет расположен на первом этаже, изолирован от других помещений учреждения.

Основанием для разработки данного паспорта являются следующие нормативно-законодательные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Концепция дошкольного образования
  • Инструктивные письма

Целью деятельности логопедического кабинета является своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Задачи логопедического кабинета:

  1. Консультативно-диагностическая работа и отбор детей для осуществления коррекционной работы в кабинете;
  2. Проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий;
  3. Консультативная работа с родителями, привлечение родителей к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье;
  4. Пропаганда логопедических знаний.

Функции логопедического кабинета:

  1. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
  2. Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
  3. Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Направления работы логопеда:

1. Диагностика (ранняя, для комплектования групп, мониторинг (промежуточный и конечный) качества логопедических услуг).

2. Коррекция (индивидуальная, подгрупповая, групповая).

3. Организационно – методическая поддержка (педсоветы, семинары, круглый стол, деловые игры).

4. Просветительско – профилактическое сопровождение (родителей, воспитателей через родительские собрания, выступления, оформление тематических папок – раскладушек.

5. Консультационная помощь родителям и педагогам через индивидуальные и групповые тематические консультации.

Технические характеристики логопедического кабинета:

Освещение: люстры /лампы накаливания/

Освещенность по рабочим местам: 150 Лк на 1 кв.м.

Температурный режим:  20 – 21 С

Аптечка: 1 шт.

Средства пожаротушения: нет

Пол: доска обрезная, линолеум, ковер.

Стены: обои

Вход: 1 деревянная дверь.

Окно: 1 шт. без решеток

Уборочный инвентарь: нет

Базовое оснащение логопедического кабинета.

Мебель:

  • Стол для проведения индивидуальных занятий с детьми:  1шт.
  • Настенное зеркало: 1шт.
  • Стул для детей: 5 шт.
  • Шкаф со стеклянными дверцами 3-х секционный для наглядных пособий и специальной литературы: 1 шт.
  • Настенное зеркало, закрытое шторкой.
  • Ковёр напольный: 1шт.

Материал для индивидуальных и подгрупповых занятий:

  • 7 зеркал для индивидуальной работы.
  • Логопедические зонды: 7 шт., спирт, вата, салфетки.
  • Деревянные (разовые) шпатели.
  • Металлические тарелки: 1 шт.
  • Подставки для тетрадей: 2 шт.
  • Корзинки: 5 шт.
  • Дидактический материал (см. каталог).
  • Специальная литература (см. каталог).

Логопедический кабинет - пригоден для логопедической работы с подгруппой детей и индивидуально, площадью 18 кв. м, хорошо освещён.

Дидактический материал

  1. Материал для обследования.
  1. Альбом для логопеда. О.Б. Иншакова «Владос», 2008
  2. Игрушки, счётный материал, материал для обследования мелкой моторики пальцев рук. 
  1. Материал для фонетической работы.
  1. Пособия для развития речевого дыхания: султанчики, пузырьки, вертушки, полоски бумаги и др.
  2. Картинки-профили правильной артикуляции звуков.
  3. Рисунки с изображением артикуляционных упражнений.
  4. Картинки - символы звуков.
  5. Карточки для звукового анализа.
  6. Цифровые ряды (наборы цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка).
  7. Набор фишек.
  8. Картинный материал для автоматизации звуков в словах, фразах, текстах:  Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. - Альбомы по автоматизации звуков свистящих, шипящих, сонорных (4 альбома), «Гном и Д», 2006.
  9. Демонстрационный материал: картинки со всеми звуками речи.
  10. Дидактические игры: «Поймай рыбку»; «Узнай слово по гласным»; «Как их зовут?»; «Определи место звука»; «Пирамида»; «Подбери и назови» (логопедическое лото) под редакцией Л. Успенской, М. Успенской; «На какой звук начинается слово?»; «Если звук ты угадал, верно слово ты назвал»; «Цепочка слов»; «Подбери слово к схеме» (18 таблиц) для фронтальной и индивидуальной работы; «Найди слово»; А. Вадбольская «Карусель из слов».

  1. Пособия для дифференциации звуков: сигналы разного цвета; игра «Красный - белый»; «Слова-паронимы» (картинки- слова, отличающиеся одним звуком, на все пары; «Звенит - жужжит» (з - ж); «Свистит - шипит» (с - ш); «Звенит - жужжит - свистит - шипит».
  1. Материал для развития словаря.
  1. Демонстрационный предметный материал по темам (36 таблицы).
  2. Папки с картинным материалом по лексическим темам.
  3. Дидактические игры «Животные и их детёныши» (пазлы); «Антонимы»; «Синонимы»; «Времена года»; «Части суток»; «Чей хвост? Чья голова?»; «Какой? Какая? Какое?» (относительные прилагательные); «Кто как передвигается?»; «Кем я буду?».
  4. Картинки сюжетные с глаголами «моет, одевает»; «Что забыл нарисовать художник?»; «Кому что нужно?»; «Когда это бывает?»; «Кто как голос подаёт?»; «На ферме»; «Найди такой же».
  5. Картинки к словам сложного слогового состава. Дидактические игры.
  1. Материал для развития связной речи. 

  1. Картинки для составления рассказов на фланелеграфе:
  2. Сказки.
  3. Серии последовательных сюжетных картинок.
  4. Схемы для составления описательных рассказов по темам.
  5. Мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
  6. Алгоритмы по составлению предложений.
  7. Загадки, потешки.
  1. Материал для работы по грамоте.
  1. Таблицы по обучению чтению.
  2. Азбука в картинках.
  3. Трафареты букв для штриховки.
  4. Схемы для выкладывания слов, предложений.
  5. Слоговые таблицы для чтения, таблицы для чтения слов, предложений, рассказов. 
  1. Материал для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия.
  1. Коноваленко, С. В. Смотри, думай, выигрывай / С. В. Коноваленко. - М.: Детство-Пресс, 2012.
  2. Игры «Сложи картинку»; «Что изменилось?» (сравнение двух картинок); «Составь такой же узор»; «Замри»; «На что это похоже?»; «Подбери цвет к предмету»; «Подбери по цвету»; «Подбери по форме»; «Какой из шести?»; «Найди девятое»; «Найди пару» (3 варианта); «Футболисты»; «Составь букет»; «Подбери чашки к блюдцам»; «Четвёртый лишний»; «Помоги Незнайке»; «Продавец и покупатель».
  3. Пирамидки.
  4. Кубики.
  5. Мозаики.
  6. Пазлы.
  7. Наборы предметных картинок для запоминания (от 4 до 10).
  8. Счётные палочки (1 набор).
  1. Материал для развития мелкой моторики.
  1. Трафареты по всем изучаемым темам.
  2. Шнуровки.
  3. Игры «Волшебные верёвочки»; «Лего»; «Заплети косичку».
  4. Бусы.
  5. Кубики.
  6. Матрёшки.
  7. Конструкторы.
  8. Мозаики.
  9. Пазлы.
  10. Раскраски.
  11. Цветные карандаши.
  12. Подбор специальных упражнений для развития мелкой моторики.
  13. Многофункциональная игрушка «Клоун Яша».
  1. Игрушки.
  1. Дудочки (2 штуки).
  2. Колокольчик.
  3. Вертушки (2 шт.)
  4. Мяч (1 шт.).
  5. Волчки (5 шт.)
  6. Губные гармошки (5шт.)
  7. Игрушечный фотоаппарат (5 шт.)
  8. Трубочки (10 шт).

                Акценты в подборе дидактического материала делаются в зависимости от имеющегося речевого нарушения у ребенка. Например, для работы с заикающимися детьми, кроме перечисленных материалов, необходимо иметь пособия, способствующие работе по выбранной логопедом методике.

Литература

  1. Программы обучения.
  1. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева,О.        П. Гаврилушкина,  О. П. Зарин, Н. Д. Соколова. - СПб. : Союз, 2001.
  2. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1978.
  3. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1991.
  4. Филичева, Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа) / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1993.
  1. Диагностическая литература.
  1. Волкова, Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993.
  2. Громова, О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет /

О.        Е. Громова, Г. Н. Соломатина. - М. : Сфера, 2004.

  1. Дмитриев, Ю. А. Диагностика готовности детей к обучению в школе / Ю. А. Дмитриев. - М. : А.П.О., 1994.
  2. Забрамная, С. Д. Наглядный материал для психологопедагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1985.
  3. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная. - М. : Академия, 2003.
  4. Симонова, М. А. Психолого-медико-педагогическая комиссия: организация, содержание и основные направления деятельности / М. А. Симонова, В. В. Докутович, Т. П. Гапоненко. - Волгоград, ВГИ11КРО, 2005.
  5. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2007.
  6. Стребелева. Е. А. Наглядный материал для обследования детей / Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2007.
  7. Шипицына, Л. М. Психолого-медико-педагогическая консультация: методические рекомендации / Л. М. Шипицына. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.
  1. Справочно-информационная литература.
  1. Боголюбская, М. К. Хрестоматия по детской литературе / М. К. Боголюбская, А. Л. Табенкина. - М. : Просвещение, 1984.
  2. Боровцова, Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ / Л. А. Боровцова. - М. : ТЦ СФЕРА, 2008.
  3. Дьячков, А. И. Дефектологический словарь / А. И. Дьячков. - М. : Педагогика, 1970.
  4. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. - М.: Просвещение, 1982.
  5. Жуковская, Р. И. Родной край / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. - М. : Просвещение, 1985.
  6. Орлов, Н. И. Съедобные и ядовитые грибы / Н. И. Орлов. - М. : Медицина, 1965.
  7. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Повалясва. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
  1. Методическая литература.
  1. Автоматизация звука [л] / сост. О. В. Епифанова. - Волгоград : Экстремум, 2006.
  2. Автоматизация шипящих звуков / сост. О. В. Епифанова. - Волгоград: Экстремум, 2006.
  3. Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматичес кого недоразвития речи у дошкольников с ОНР / 3. Е. Агранович. - СПб. : Детство-Пресс, 2001.


Утверждаю:

Заведующий НРМ ДОБУ Д/с "Капелька"

___________О.Д. Попугаева

«___»______________20__ г.

График работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год


Утверждаю:

Заведующий НРМ ДОБУ Д/с "Капелька"

___________О.Д. Попугаева

«___»______________20__ г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении занятий в логопедическом кабинете