Худякова Елена Николаевна

Утренняя гимнастика в детском саду

Выполнения физических упражнений после пробуждения важен и известен всем родителям. Но в условиях современной жизни не всегда удаётся соблюдать правильный режим дня. Приём детей в детский сад начинается с 7:00, и многих ребят родители приводят без зарядки.

Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. 

Цели утренней гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.

Поэтому утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ. Она является важным компонентом двигательного режима.  Посредством утренней гимнастики решаются задачи:

ü «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;

ü стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, (усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, что создает условия для увеличения работоспособности.);

ü способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Большое значение для решения задач физического воспитания имеет выполнение утренней гимнастики под музыку: помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект.

Для проведения утренней гимнастики необходимо выполнение ряда условий:

ü одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов;

ü на ногах — удобная обувь (чешки) или носки с прорезиненной подошвой. Можно заниматься и босиком;

Соблюдение гигиенических требований к проведению утренней зарядки: выполнить проветривание и влажную уборку в помещении.

В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе. Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах составляет:

v во второй младшей группе― 5―6 мин;

v в средней группе ― 6―8 мин;

v в старшей группе― 8―10 мин;

v в подготовительной группе ― 10―12 мин.

Упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определённой последовательности.

Часть

Последовательность

Значение

Вводная

Спокойная ходьба, переходящая в медленный бег.

Ходьба и бег увеличивает частоту и глубину дыхания, улучшает кровообращение

Сочетание видов ходьбы: на носках, на пятках, на наружном  крае стопы.

Профилактика плоскостопия и коррекция нарушения осанки

Ходьба с продвижением вперед (Дыхательные упражнения по необходимости)

Восстановление дыхание

Основная

Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса, рук и спины

Способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника и формированию правильной осанки

Упражнения для укрепления мышц туловища и ног

Способствуют формированию правильной осанки, укрепление мышц ног.

Прыжки

 

 Заключительная

Дыхательные упражнения

Восстановление дыхание

Ходьба на месте или с продвижением вперед

Снижение общего возбуждения организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения, лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц.

Общие методические требования:

· Требования к подбору общеразвивающих упражнений: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.

· Один комплекс используется 10-14 дней, с последующей заменой 2-3 новых упражнений.

· Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами.

 · Спортивный инвентарь раскладывается заранее.

· Для детей с повышенной возбудимостью ЦНС использовать «Утяжеление» бега; лёгкий бег на носках, руки на пояс.

· Педагог выполняет движения, стоя перед группой, зеркально, что облегчает занимающимся копировать упражнения.

· Общеразвивающие упражнения рекомендуется укладывать в счет. Чаще всего на 4 и 8 счетов.

· Последовательность упражнений постоянна: сначала для плечевого пояса и рук, затем для туловища и ног.

 · На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

· В процессе утренней гимнастики инструктор (воспитатель) следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

Команды имеют большое значение для организации детей. Так как они дают сигнал к началу и окончанию упражнений

· В старших и подготовительных группах перед выполнением упражнения даётся команда «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». В исходном положении подается команда: «Со мной упражнение начи-НАЙ!».

· Последнее слово команды произносится с небольшой паузой: начи-най (дополнительный сигнал к началу выполнения упражнения).

· Если необходимо прервать выполнение, подается команда: «ОТСТАВИТЬ!» Заканчивают упражнения по команде «СТОЙ!» или «Закончили». Данные команды подаются вместо последнего счета: « и- и раз, два, три, закончили». «На месте стой: раз, два».

Утренняя гимнастика — обязательная часть обычного дня в детском саду. Только регулярные и грамотно организованные занятия будут эффективны в укреплении физического и эмоционального здоровья малышей. Большую работу проделывает инструктор физо, разрабатывая комплексы зарядки для дошкольников разных возрастов: подбирает упражнения и музыку, придумывает увлекательные сюжеты, привлекает необычный инвентарь. Это ежедневный труд на благо подготовки здорового подрастающего поколения.

1. В.М. Качашкин методика физического воспитания.

2. Скопина Мария Утренняя гимнастика в детском саду -17.05.2018.

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов