Родительские собрания в ДОУ

Боровник Татьяна Анатольевна

На данной странице, я разместила материалы родительских собраний, в которых я принимала  участие и представляла родителям данную информацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.televidenie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Цель: формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка.

     Задачи: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру телепередач детьми; проводить профилактику телевизионной зависимости детей и взрослых.

     Форма проведения: традиционная.

     Участники: воспитатели, педагог-психолог, родители, медсестра.

     План проведения:

1.Актуальность вопроса. Вступительное слово.

2. Разминка. Введение в проблему.

3. Факты и комментарии.

4. Обсуждение результатов микроисследования.

5. Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.

6. Выступление медсестры «Требования к просмотру детьми телепередач».

7. Тестирование родителей.

8. Заключительная часть.

Этапы  мероприятия:

I.Подготовительный этап.

1. Плакат с темой собрания.

2. Анкеты родителей «Ребенок и телевидение». Анализ результатов.

3. Анализ результатов микроисследования с детьми.

4. Подготовка памяток для родителей:

  • «Просмотр телепередач»;
  • «Правила для родителей».

II. Организационный этап.

  1. Разместить плакат с темой собрания.
  2. Подготовить доску с маркерами, бумагу для записей, ручки и т.д.

III. Ход собрания.

1. Актуальность вопроса. Вступительное слово.

Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы предлагаем обсудить тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка».

     Отличительная черта времени, в котором мы живем,- стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека..

     По мнению специалистов, неограниченный по времени и бесконтрольный со стороны взрослых, просмотр телепередач детьми дошкольного возраста может отрицательно влиять, как на физическое, так и на психическое здоровье ребенка.

     Актуальность нашей темы заключается в том, что нет однозначного ответа о вреде и пользе просмотра телепередач детьми.

     Давайте постараемся разобраться в вопросах:

-Телевидение в жизни ребенка – это хорошо или плохо?

- Сколько и что должны смотреть дети?

- Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?

2. Разминка. Введение в проблему.

Упражнение «Рисунок».

Психолог. Символом обсуждаемой темы является телевизор. Пожалуйста, нарисуйте на своих листочках схематично телевизор определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к теме встречи: большой телевизор означает пользу, маленький – вред.

     Психолог. Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывания родителей).

- Так стоит ли дошкольникам смотреть телевизионные передачи?

     По мнению многих специалистов (врачей, психологов, педагогов), время препровождение у телеэкранов детей дошкольного возраста не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в дошкольном возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, наносят непоправимый вред детской психике.

3. Факты и комментарии.

Воспитатель. А сейчас пришло время узнать о проблемах телезависимости в разных странах.

     ОКНО – очень короткие новости из области статистики:

  • 2/3 наших детей в возрасте от 5 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
  • Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
  • 50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.
  • 25% детей в возрасте от 5 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.
  • 38% ребят в возрасте от 5 до 12 лет, отвечая на вопрос о том, как они предпочитают проводить свободное время, на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.

4.Обсуждение результатов микроисследования.

Психолог.  Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Мы провели опрос в одной из групп нашего детского сада. Детям было предложено ответить на ряд вопросов:

     1). «Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?»

  • 80% детей сказали, что смотрят телевизор каждый день;
  •  14% детей смотрят телевизор 3-4 раза в неделю;
  • 6% детей – 2 раза в неделю.

           2). «Ты смотришь телевизор один или со всей семьей?»

  • 40% детей сказали, что смотрят телевизор одни;
  • 54% детей – смотрят, как одни, так и с родителями;
  • 6% детей смотрят телевизор только с родителями.

3). «Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?»

  • 54% детей сказали, что смотрят по телевизору все подряд;
  • 30% смотрят только отдельные передачи;
  • 6% любит смотреть передачи о животных.

            4). «Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь  была нескучной и интересной?»

  • 40% детей заказали бы игрушки (любые);
  • 20% детей заказали бы средство передвижения (машину, катер, плот) для  путешествий;
  • 20% детей – кукол;
  •  14% - фрукты и другую еду;
  • 6% - карандаши, бумагу, пластилин.

Телевизор и другие технические средства дети не называли.

Анкетирование родителей.

Анкетирование родителей показало следующие результаты:

1). 100% детей после прихода домой из детского сада смотрят           телевизор;

   58% детей играют самостоятельно;

   по 8% детей играют вместе с родителями, гуляют, слушают     чтение книги и т.д.

2). 100% детей смотрят телевизор каждый день.

3). 100% детей смотрят мультфильмы;

     42% - передачу «Галилео»;

    По 8% - передачи: «Шесть кадров», «Даешь молодежь», «Воронины» и др.

4). 100% детей нравятся положительные герои сказок, мультфильмов.

5). 42% родителей считают, что герои телепередач оказывают на детей негативное влияние;

     58% - положительное влияние;

   

6). 50% родителей ограничивают просмотр ребенком телепередач;

    25% - иногда ограничивают;

    17% - считают, что у них не получается ограничивать просмотр ребенком телепередач;

    8% - считают, что ограничивать просмотр телепередач не стоит.

7).Чтобы телевизор стал другом для ребенка, по мнению, родителей, необходимо: ограничивать просмотр телепередач детьми по времени; смотреть только определенные передачи.

8). На вопрос «Как часто работает телевизор в вашем доме?»

     42% родителей считают, что телевизор включается только для просмотра определенных передач;

     42% родителей считают, что телевизор чаще всего бывает включен;

     16% родителей считают, что телевизор у них работает с утра до вечера.

5.Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.

Воспитатель. Какие у вас будут вопросы?

Существуют разные взгляды и мнения. Давайте попробуем выявить достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором.

Игра-дискуссия «Телевизионный ринг».

     В красном углу – сторонники применения телевидения в дошкольном воспитании, в синем – его противники.

     Задача команд: выбрать нужные высказывания и, опираясь на них, постараться убедить членов другой команды в истинности именно этого мнения.

     Примерные подсказки:

     Телевизор:

  • Вызывает положительный интерес к технике;
  • Полностью захватывает сознание ребенка;
  • Развивает творческие способности, воображение ребенка;
  • Устраняет страх ребенка перед новой техникой;
  • Отрицательно влияет на физическое развитие детей;
  • Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
  • Позволяет развивать кругозор ребенка;
  • Повышает состояние тревожности, нервозности и страха;
  • Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность;
  • Снижает двигательную активность детей, способствует развитию гиподинамии;
  • Позволяет получать новые знания;
  • Ухудшает зрение ребенка;
  • Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления.

     Вывод: как видите, у телевидения есть и положительные, и отрицательные стороны, и это нужно учитывать в воспитании ребенка. Не следует использовать телевизор как средство отвлечения ребенка для того, чтобы отдохнуть, не общаться, не играть и не заниматься с ним.

6. Выступление  медсестры «Требования к просмотру детьми телепередач».

Просмотр телепередач для ребенка – большая зрительная и психоэмоциональная нагрузка.

     Зрительная нагрузка связана с напряжением аккомодации глаза, и ее необходимо регламентировать следующим образом. В дни посещения ДОУ просмотр телепередач для детей следует ограничить до 15 минут, а в выходные – до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть. Большое значение имеют также условия просмотра. Дети нередко любят располагаться близко к экрану. Оптимальное расстояние для зрения 2,0-5,6 м. от экрана. Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при этом может быть как естественным, так и искусственным. Однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться на экране телевизора.

7. Тестирование родителей.

            Тест на обнаружение телевизионной зависимости.

     Представьте, что у Вас сломался телевизор и не работает уже три дня. Поставьте знак «+», если согласны с утверждением.

  1. У Вас появились слабость, упадок сил, вялость, неуверенность, чувство потерянности и неприкаянности, а также отмечается снижение трудоспособности.
  2. Вы испытываете чувство неудовлетворенности, и Вас начинает раздражать каждая мелочь, падает настроение, а при первой же возможности «доступа к телевизору» Вы успокаиваетесь и забываете обо всех тревогах.
  3. Вы теряете самообладание: отвечаете с раздражением, гневом, злостью или высказываете свое недовольство по любому поводу.
  4. У Вас появляется чувство, что вам чего-то не хватает, и при этом на Вас наваливается ощущение пустоты или Вы чувствуете себя не в своей тарелке.
  5. У Вас возникает дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо, или Вы испытываете апатию, безразличие, отстраненность, сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность.
  6. Вы испытываете чувство вины, унижения, обиды на кого-либо, страдание, боль, невыносимые муки.

    И вот телевизор заработал! Поставьте знак 2+», если согласны с утверждением.

1.У Вас запущена квартира, на кухне гора немытой посуды, и Вам стыдно пригласить кого-либо в гости.

2.У Ваших детей появились проблемы, а в отношениях с супругом или супругой появился холодок отчуждения.

Ваши былые увлечения, хобби забыты, и Вы не помните, когда в последний раз читали серьезную книгу, были в театре или на концерте.

4.Все проблемы и неудачи телегероев Вы воспринимаете как свои, а в разговорах со знакомыми и сослуживцами Вам не о чем поговорить, как только на тему увиденного по телевизору.

5.Вы каждый вечер проводите у телевизора не менее 4-5 часов.

Обработка результатов.

     Если Вы обнаружили у себя хотя бы три критерия, проконсультируйтесь у специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость (уровень потребности, привычки).

     Если Вы обнаружили у себя половину этих признаков – необходима помощь профессионала, без психологической помощи Вам не обойтись.

     Если Вы обнаружили у себя более пяти признаков, это уровень сформировавшейся зависимости, угроза здоровью, социальному положению, семейному благополучию, это признак того, что помимо телевизионной зависимости у Вас сформировались депрессия или комплекс зависимостей.

Правила борьбы с телеманией.

а) Обсуждать и определять вместе с детьми телепередачи для просмотров на последующую неделю.

б) Обсуждать любимые телепередачи детей после просмотра.

в) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, иначе это станет для ребенка положительным примером.

г) помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже постепенно начинает испытывать от таких эпизодов удовольствие.

8. Заключительная часть.

Психолог. Чем можно заменить просмотр телепередач?

     Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

     В заключение родителям выдают памятку «Просмотр телепередач» и «Правила для родителей».