Опыт работы

Пашнина Алёна Владимировна

В данном разделе я рассказываю о своем опыте работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_alyona.docx54.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

«LEGO конструирование как инструмент речевого развития

детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Пашнина А.В.

г.Озёрск, Челябинская область

Педагогический опыт

«LEGO конструирование как инструмент речевого развития

детей дошкольного возраста»

Внедрение ФГОС ДО предполагает использование в работе воспитателя новые педагогические технологии. Одной их таких технологий является использование Лего-конструкторов, другими словами –Лего – технология. Конструкторы Лего позволяют ребенку фантазировать, мыслить и действовать. 
           Через использование данных конструкторов можно реализовать все 5 образовательных областей (речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, познавательное и социально-коммуникативное), в зависимости от того, какую цель поставил педагог на том или ином занятии. 

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные требования, чем были 30-40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам.

Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструированию, выполнения любой работы? Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для психического развития ребенка. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

Лего — это игровой феномен от латинского слова LEGO — собирать, конструировать. В середине прошлого века появился первый конструктор «Лего». Отличительной чертой Лего от других строительных комплектов послужило то, что Lego предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Лего — конструирование приоритетно используется в дошкольной педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях.

Дети с помощью занятий Лего — конструированием также повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

Теоретические основы исследования

  1. Психолого–педагогические исследования развития связанной речи дошкольников

Внимание к проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1672), который предлагал в качестве средства развития связной речи использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Развитие связной речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.

Близкими трудам Я.А.Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). В обучении связной речи он устанавливал такую последовательность: познание внешнего вида предметов, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор ряда слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов. Разработанные Песталоцци упражнения одновременно развивали познавательные способности [1, с.27].

Продолжением прогрессивных педагогических идей стала система обучения родному языку, разработанная выдающимся русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. В первоначальном обучении детей родному языку К.Д.Ушинский видел три цели. Первая - развивать дар слова, то есть умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель - учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. К.Д.Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель - практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения - придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и другое. Все три цели должны осуществляться одновременно.

К.Д.Ушинский внес большой вклад в методику развития связной речи детей дошкольного возраста. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке [4, с.15].

Непосредственной ученицей и последовательницей К.Д.Ушинского была Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) - известная в те годы детская писательница и педагог. Вслед за своим учителем Е.Н. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. Развитие связной речи и мышления она рассматривала в тесной связи с накоплением чувственного опыта. В своем труде «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8-летнего возраста» Е.Н. Водовозова изложила программу развития у детей родной связной речи и методику использования русского фольклора. Здесь она подробно изложила взгляды на сказку, предложила серию сказок, доступных для дошкольников. По ее мнению, сказка должна опираться на детский опыт, развивать детскую фантазию, обогащать речь народными оборотами и выражениями. Ценными были рекомендации по отбору сказок. Многие сказки она предлагала рассказывать детям в специальной обработке, в сокращенном виде.

Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию связной речи детей оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Развитие связной речи, обучение родному языку Е.И.Тихеева рассматривала в связи с развитием личности. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение связной речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и другие [1, с.32].

Значительное влияние на методику развития связной речи оказала доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики МПГИ им. В.И.Ленина Евгения Александровна Флерина (1889-1952). Большой интерес представляют мысли Е.А. Флериной об обучении детей диалогической речи. Не уменьшая роли монолога, она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом. Опираясь на длительные исследования и педагогический опыт, Е.А.Флерина подчеркивала роль непринужденной обстановки в общении, необходимость специальных бесед с детьми, предложила свою классификацию и методику бесед [1, с.33].

Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занималась Ольга Ивановна Соловьева. Возглавляя долгие годы Центральный научно-методический кабинет по дошкольному воспитанию Министерства просвещения Ольга Ивановна очень много сделала для совершенствования работы детских садов по развитию речи, а позднее, в 1956 году, подготовила первое учебное пособие по методике для дошкольных педучилищ, в котором освещается развитие всех сторон речи, в том числе и развития связной речи дошкольников.

Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались А.П. Усова, Л.А. Пеньевская, А.М. Бородич, Р.И. Жуковская, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин - ученик С.Л. Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог.

Мария Митрофановна Конина (1913-1991) - непосредственная ученица Е.А. Флериной, в течение почти 40 лет преподавала курс методики развития речи в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина. М.М. Конина продолжала развивать идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. Эта проблема была заглавной в ее исследованиях. Она углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания.

Проблема речевого развития детей изучались также в секторе дошкольного воспитания НИИ школ РСФСР под руководством Ляминой Галины Михайловны. Психологические и педагогические исследования стали основой выработки речевых нормативов для детей разных возрастных групп. Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (по классификации Ф.А. Сохина):

1) структурном - исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического;

2) функциональном - исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции;

3) когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи [7].

Второе направление представлено исследованиями педагогических условий формирования связной речи, которая рассматривается как феномен, вбирающий в себя все достижения умственного и речевого развития детей.

Исследования в области связной речи в 60-70-е годы определялись во многом идеями Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной. В них уточнялись классификация детских рассказов, методика обучения разным видам рассказывания в возрастных группах (Н.А. Орланова, О.И. Коненко, Э.П. Короткова, Н.Ф. Виноградова).

На подходы к изучению и развитию связной речи оказали влияние исследования в области лингвистики текста. В исследованиях, выполненных под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Г.А. Кудрина, Л.В. Ворошнина, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г.Шадрина), в центре внимания находится поиск более четких критериев оценки связности речи. В качестве основного показателя выступают умения структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями [1, с.50].

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [1, с.245]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника

Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л.П. Якубинский) [1, с.247]. Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим [1, с. 40].

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходи диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Л.П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленного темпа обмена репликами, большего их объема, а так же обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Ряд учёных считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связанным монологическим высказыванием и потому, что бы последнее могло быть, как можно раньше включено в развёрнутый диалог и обогащало бы беседу, предавая ей естественный, связный характер [4, с. 45].

В педагогической литературе чаще подчёркивается особая роль связной монологической речи, но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «Диалогические отношения…это почти универсальное явление, пронизывающие всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М.М.Бахтин) [1, с. 249].

  1. Легоконструирование как средство всестороннего развития дошкольников

Британская ассоциация продавцов игрушек назвала кирпичик лего самой значимой игрушкой 20 века в 2000 году. Конструкторы лего не случайно вот уже три поколения подряд занимают верхние строки популярности у детей. Шипастые кубики воплощают идею модульности. Поразительно, но детали первых конструкторов середины 20 века совместимы с новейшими сериями выпуска 2013-2014. Повальное увлечение детей лего-конструированием заинтересовало и методистов-педагогов.
        Выяснилось, что игры с лего повышают мотивацию к обучению (т.к. при этом требуются знания практически всех учебных дисциплин - от искусства и истории до математики и естественных наук). Таким образом, игру с лего с легкостью можно превратить в игровой урок с использованием кубиков в качестве материалов и пособий.

В процессе игры у детей легко вырабатывается естественный интерес к проектированию и созданию различных моделей. Ну а Лего предлагает модели из самых разных областей жизни и техники, вплоть до научно-фантастических. Первый этап - сборка по инструкции - скоро перерастает в авторское техническое творчество и изобретательство. Последнее особенно актуально для современных детей, привыкших только "нажимать на кнопку".
         Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям, в том числе для конструкций с электродвигателями "попутно" изучаются основы электроники и электробезопасность. Занятия с удовольствием посещают как мальчики, так и девочки [17].

Лего-конструирование – это современное средство обучения детей, отвечающее и запросу на самовыражение и образовательным задачам. Это гармоничный комплексный игровой подход для изучения самых различных областей и предметов! Внедрение Лего-конструкторов в учебный процесс делает его гораздо более привлекательным для ребенка, способствует многогранному развитию личности и побуждает к самообучению в дальнейшем.

Основа успеха LEGO — его простота и универсальность. Отвечая запросам своих покупателей, постоянно меняясь и совершенствуясь LEGO прочно занял свое место в детских комнатах, с ним не скучно и ваша фантазия практически не ограничена. Маленькие кубики способны превратиться в любую игрушку, в любой предмет, воплотить любую фантазию, все зависит только от играющего. 

Самая известная в мире игрушка, мечта многих маленьких мальчиков и девочек — конструктор LEGO появилась в Дании, королевстве детских сказок, на родине Ганса-Христиана Андерсена. Кажется, именно там, в стране с волшебной атмосферой, с любовью к миру детства, должен был появиться замечательный конструктор, там его смогли придумать и оценить по достоинству. Конструктор LEGO неоднократно получал премии и награды в разных странах мира, вполне справедливо он был назван одним из самых важных изобретений 20-го века.

LEGO – самый узнаваемый бренд в мире игрушек, был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном (Ole Kirk Christiansen) столяром из небольшого городка Билунд в Дании (Billund, Denmark). Оле Кирк Кристиансен на своей небольшой фабрике занимался производством стремянок, табуреток, гладильных досок и деревянных игрушек. Название компания получила в 1934-м году от словосочетания «LEg GОdt» — «играть хорошо» на датском. Оле Кирк Кристиансен объявил о конкурсе на лучшее название для фирмы среди своих работников и в тяжелой конкурентной борьбе сам же его и выиграл.

С тех пор название украшает собой всю продукцию компании. Рядом с отцом с подросткового возраста работал и сын — Готфрид (Godtfred), позже возглавивший компанию. «Тяжелому детству» мальчика многие могут позавидовать, уже с 17-ти лет он полностью посвящает себя моделированию и производству деревянных игрушек. Позже руководство Lego Group возьмет на себя внук основателя Кильд Кирк Кристиансен (Kjeld Kirk Kristiansen).

Форма для штамповки кирпичиков Lego. Прежде чем стать экспонатом в Legoland California в августе 2008 года, она отштамповала более 120 миллионов деталей.

В 1949-м году LEGO начинает выпуск «Автоматически соединяющихся брусочков» с четырьмя или восемью выступами — в них уже можно узнать прообраз будущего знаменитого конструктора. В 1954-м такие кубики начинают называть «кубиками LEGO». Современная система крепления кубиков была запатентована позже в 1958-м году. В те же годы компания разрабатывает и свою «игровую систему» — определенный набор основных и дополнительных элементов конструктора, которая с каждым годом становилась все сложнее и сложнее. К кубикам позже прибавились транспортные фигурки, фигурки людей, потом животных, множество дополнительных элементов и еще много-много, очень много кубиков.

В 1973-м году появляется логотип LEGO, который мы знаем сейчас, до этого продукция выпускалась под несколькими логотипами, но активный выход компании на международный рынок привел к созданию единого знака, узнаваемого во всех странах. В 1998-м была создана новая, более сжатая версия логотипа [19].

LEGO выпускает продукцию для детей самых разных возрастов, да и взрослые с удовольствием занимаются складыванием не таких уж и примитивных кубиков. Самая знаменитая серия LEGO так и называется «Lego» или «Lego system» она представлена множеством серий: «Город», «Замок», «Космос», «Пираты», серии посвященные «Звездным войнам» и «Гарри Поттеру» и т.д. Выпускается серия для маленьких детей — «DUPLO» и для самых маленьких — «Primo».

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли «на равных» играть с ребенком, выбирать для него наиболее интересную и полезную игрушку? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством? Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника и младшего школьника. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе все шире используются ЛЕГО-технологии.

Одной из них является конструктивно-игровое средство ЛЕГО ДУПЛА, обладающее рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, прежде всего – большим диапазоном возможностей. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами и психологами и автором, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию детей. Подчеркивая социальную значимость игрушек и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин в то же время отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Об этом же много лет назад в своей книге об игрушках писал французский социолог и философ Роланд Бартес, говоря, что главным для ребенка в игре является микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых, только в миниатюре: «К этому космосу веры и сложных переложений ребенок может относиться только как собственник и потребитель, никогда – как изобретатель и творец. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей-потребителей, а не детей-творцов».

Этапы развития способностей к конструированию:

1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.

2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.

3. Самостоятельно конструировать.

4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

6. Определять назначение получившегося изделия.

Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:

  • Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
  • Концентрацию внимания.
  • Мелкую моторику.
  • Умение следовать образцу.
  • Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
  • Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
  1. Использование легоконструирования в речевом развитии детей дошкольников

Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. В настоящее время, «время прогресса», инноваций, взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио –, и видеотехнику). Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть.

Занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений. Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).

Дети с помощью занятий Лего – конструированием также повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки  предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Вначале, постройки носят условный характер и лишь общей формой напоминают реальный предмет, но даже такие простые сооружения требуют от детей умение ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

В педагогике различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям образца нет - задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. Но главное - конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир.

В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают — и так исследуют мир вокруг себя. Вариантов скрепления Лего-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.

Особенность конструирования предметов из Лего детьми среднего дошкольного возраста заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу воспитателя и с его помощью. Так как у детей среднего дошкольного возраста еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из Лего-деталей, различными способами.

Конструирование теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.

Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

После введения в систему образования ФГОС и новых требований к воспитательно-образовательному процессу мы решили углублённо изучить и внедрить в педагогическую деятельность LEGO конструирование. Хочу представить опыт работы по Лего-конструированию.

Педагогический опыт имеет развивающую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность образовательных областей способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке. Так же программа направлена на обучения математическим навыкам детей дошкольного возраста, помогая установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает.

Актуальность определяется:

- социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи;

- важностью создания обоснованных психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческой самореализации детей.

Основной целью работы – сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. ребенка рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

Отличительные особенности и новизна программы.

ЛЕГО-педагогика – одна из современных педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для формирования универсальных учебных действий и развития личности ребёнка.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.

Работа построена таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность распознавать, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или LEGO-шаблоны при следующих предъявлениях.

На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять количество со словом, а затем с помощью этих кирпичиков выполняются различные задания. Таким способом, у детей формируются собственное представление о количестве, о соотношениях между ними.

Данная деятельность дополняет и углубляет знания и умения детей, приобретенные в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности по программе «От рождения до школы», которая является основной образовательной программой в детском учреждении.

Целью опыта является создание такой образовательной среды, в которой дети научатся воплощать в жизнь свои идеи, смогут развить свои творческие способности в процессе освоения мира через свою собственную творческую предметную деятельность.

Основные задачи:

1. Активизация памяти и внимания

2. Развитие логики.

3. Совершенствование навыков классификации.

4. Развитие речи и коммуникативных способностей.

5. Развитие сенсорных и математических навыков.

6. Развитие мелкой моторики.

Задачи программы:

Обучающие:

• познакомить с основными простейшими принципами конструирования;

• изучить виды конструкций и соединений деталей;

• сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы;

Развивающие:

• содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей;

• сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел;

• развивать наглядно-образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;

• стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:

• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

• способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах;

• нравственное воспитание.

Учебный план по обучению детей Лего-конструированию, разработан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года, основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ред. от 25.11.2013г., "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС дошкольного образования (Министерство Образования Науки Российской Федерации, Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования, СанПиН 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").

Обеспечение программы:

Методическое: для реализации программы используются следующие методические материалы:

учебно-тематический план;

ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;

схемы пошагового конструирования;

иллюстрации, фотографии, презентации, видео;

стихи, загадки по темам занятий.

Материально-техническое:

1. Конструкторы LEGO

2. Плакаты, схемы, муляжи, книги, иллюстративный материал, картинки с изображением объектов реального мира, фотографии, игрушки, мячи и т. д.

3. Программа развивающих занятий с использованием LEGO-конструирования.

4. Цветные карандаши, раскраски, цветная бумага, цветной картон, пластилин, гуашь и т. д.

До 2016 года я  работала в старшей возрастной группе. В своей группе мы использовали образовательный набор Лего «Моя первая история» (по желанию педагога эти карточки можно подготовить и сделать собственными руками по необходимой теме).

Этот привлекательный и легкий для понимания малыша набор, способствует творчеству и развитию речи.

Прекрасно подходит для пересказа историй или создания своих собственных!

В комплекте также идут тематические карточки - фоны, которые позволят сделать историю еще более запоминающейся и яркой.

Этот увлекательный и легкий в использовании набор побуждает детей творчески рассказывать и придумывать истории. Он предназначен для развития языковых навыков малышей и идеально подходит для изучения огромного количества тем. Дети придумывают сюжет, опираясь на декорации в виде 5 двухсторонних карточек, которые служат фоном к рассказываемой истории.

Дети учатся создавать полноценные сказки, состоящие из трех завершенных частей (начало, середина и конец) или описывать определенную сцену истории. Набор также можно использовать и для свободного творчества.

Основные принципы цели обучения:

Развивает языковые навыки, включая повествование, говорение и слушание.

Социально-эмоциональное развитие во время совместной работы детей над повествованием и придумыванием историй.

Развитие навыка конструирования, а также развитие мелкой моторики у детей.

Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде.

Набор идеально подходит для свободного творчества и ролевых игр.

Поставляется в удобном пластиковым контейнере для хранения.

Фоновые карточки, а также карты с задания и идеями для педагога уже включены в комплект.

Игра с красочными кубиками, декорациями, животными и машинами помогала маленьким участникам создавать свои неповторимые истории. В современной образовательной системе мало место уделяется выслушиванию детей, принятию их мира и видения, поэтому наша работа с конструктором Лего имеет и серьезное психолого-социальное значение. Изложение истории, придуманной или действительной, способствовала не только развитию навыков речи, общения в группе, но и психологической разгрузке и самовыражению дошкольника.

На первом этапе работы мы с детьми придумывали Лего-истории. Дети делали постройки и описывали их, мы записывали рассказы и фотографировали постройки. Все это проходило в «Ситуации письменной речи» (ребенок говорит, взрослый записывает). Именно рассказ под запись делал интерес детей к изложению истории более выраженным. Рассказ становился заметно более продуманным, чем в обычном разговоре, дети старались грамотнее излагать мысль. Результатом первого этапа работы с набором «Моя первая история» стала книга рассказов «Мои Лего-истории».

На втором этапе мы с детьми стали придумывать полноценные сказки, в которых есть начало, середина и конец. Для этого мы использовали двухсторонние фоновые карточки, с помощью которых дети придумывали сюжет своих сказок. Работа на данном этапе была более интересной, потому что дети не просто описывали одну постройку, а придумывали продолжение и конец своих историй. Сначала мы придумывали сказки совместно, т. е. взрослый-ребенок, затем дети создавали свои, авторские сказки. Результатом работы на данном этапе стала вторая книга «Волшебные Лего-сказки».

Следующим этапом стало создание совместных сказок, когда один из детей придумывает начало, второй кульминацию, третий завершение сказки, т. е. дети, работали в соавторстве. Этот вид деятельности подразумевает навыки работы в группе. У детей этого возраста такие навыки только начинают формироваться. Такие задачи мы вводили аккуратно, и видели, что с каждым разом детям все проще работать совместно, развивались их социально-коммуникативные навыки.

Выводы

Таким образом, по результатам работы с детьми, можно сделать вывод о том, что использование образовательных решений Лего и метод «Ситуация письменной речи» существенно стимулирует интерес ребенка к речевой активности. Создание собственных рассказов и сказок также влияет на интерес детей к чтению.

Именно такой интерес к устной и письменной речи является целью нашей работы с образовательным набором «Моя первая история». Ведь хорошие навыки чтения и общения отмечены многими социологами, как главный критерий успеха человека во многих сферах жизни.

        Однако, на этом работа не заканчивается, а продолжится по развитию познавательно-речевого направления с детьми раннего возраста, с которыми я работаю в настоящее время.

        Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений, которые используются в комплексно-тематическом планировании воспитательно-образовательной деятельности.

         Дети любят играть в свободной деятельности. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения является игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.

В нашей группе разработана, утверждена и реализуется вариативная деятельность «Лего-няня» (см. приложение).

        Для её реализации мы тесно взаимодействуем с родителями: провели анкетирование, родительское собрание и консультацию - практикум по освоению лего-технологии. С коллегой по группе пополняем и создаём все необходимые условия для детской деятельности: разрабатываем схемы конструирования, доступные для детского понимания, подбираем и изготавливаем фоны (декорации) для обыгрывания построек, создаём банк конспектов НОД, памяток, консультаций для родителей и педагогов, делимся опытом с коллегами, публикуем материал в интернет пространстве (личный сайт, блог группы «Радуга», конкурсах различного уровня) и т.д. и т.п. (см. приложение)

Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:

• Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать

• Концентрацию внимания

• Мелкую моторику

• Умение следовать образцу

• Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек

• Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий

• Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

- Развитие познавательной деятельности, расширение элементарных представлений детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.

- Формирование сенсорного опыта в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом (игрушки). Обследуя предметы, дети называют их признаки (контрастные, конструктивные свойства (большой, маленький кубик; красный кирпичик; легкий кубик (пластмассовый); длинная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится; собака мягкая и пр.);

- Развитие элементарных конструктивных умений (соотносят детали, их взаиморасположение; устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия);

- Умение конструировать по условиям, заданным взрослым совместно с педагогом;

- Умение работать в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

        Мы, надеемся, что данными ориентирами наши малыши успешно овладеют.

Данный опыт работы дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир конструктора, который позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир.

Используемая литература:

1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

2. Волкова С. И. Конструирование. – М. : Просвещение, 1989.

3. Давидчук А. Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2010

4. Давидчук А. Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2001

5. Злаказов А. С. / Горшков Г. А. / Шевалдина С. Г. «Уроки Лего-конструирования в школе : методическое пособие» // БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2011

6. Институт новых технологий «Игровые пособия LOGO-Verlag» // Москва, Институт новых технологий, 2006

7. Комарова Л. Г. «Строим из лего» // «ЛИНКА-ПРЕСС», Москва, 2011

8. Лиштван З. В. «Конструирование» //Москва, «Просвещение», 2010

9. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. - Пересказ с англ. -М. : Инт, 2008.

10. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» // Издательский дом «Карапуз», Москва 2012

16. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» // из-во «Академия, 2002

11. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.

12. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду» // из-во «Сфера», Москва, 2012

Интернет-ресурсы:

1. Конспекты занятий «Лего - конструирование в 1 классе» http://www.progimn1781.narod.ru/expirience/lego/lessons/1_class/

2. Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/? page_id=390

3. Максаева Ю. А. «Лего - конструирование как фактор развития одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf

4. Планирование и развивающие игры 2-4 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-2-do-4-let.html

5. Планирование и развивающие игры 4-7 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-4-do-6-7-let.html

6. Строим из Лего http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_lego.html

7. http://ta-vi-ka.blogspot.ru/

8. ideas4parents.ru