группа 661

на странице публикуются материалы по дисциплине ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ и результаты ее освоения учащимися группы 661

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Виды НВОС24.59 КБ
Файл Плата за пользование недрами26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Виды негативного воздействия на окружающую среду

Определение негативного воздействия на окружающую среду дано в Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон №7-ФЗ). Это влияние хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие

Если деятельность субъектов-природопользователей негативно влияет на окружающую среду согласно Закону №7-ФЗ, то они обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Рассчитывать плату нужно в соответствии со следующими нормативными актами:

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия установленПостановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 (далее – Порядок). Пунктом 2 Порядка определены два вида базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия:

  • в пределах допустимых нормативов;
  • в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы в отношении каждого ингредиента загрязняющего вещества (отхода), вида вредного воздействия утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 №344 (далее – Постановление №344). Помимо базовых нормативов в Постановление №344 дополнительно устанавливаются коэффициенты, учитывающие экологические факторы для отдельных регионов и бассейнов рек.

Разрешение на негативное воздействие и установление лимитов

В соответствии с действующим законодательством об охране окружающей среды, различные виды негативного воздействия на окружающую среду должны осуществляться на основании разрешений, выданных специально уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Наличие разрешения на определенный вид негативного воздействия на окружающую среду является обязательным условием для осуществлении соответствующей хозяйственной и иной деятельности.

В разрешении устанавливаются лимиты негативного воздействия для конкретной организации. При отсутствии у организации или предпринимателя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

В соответствии с пунктом 5 Порядка за сверхлимитное загрязнение окружающей среды плата вносится в пятикратном размере от ставок в пределах установленных лимитов.

Технические нормативы для транспорта

В отношении транспортных средств вместо предельно допустимых нормативов устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 12 Закона №96-ФЗПостановление №344). Эти нормативы зависят не от объема выброса загрязняющих веществ, а от вида и объема используемого топлива, который определяется на основании первичных учетных данных. Талон о прохождении техосмотра является по сути свидетельством разрешения на выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от конкретного транспортного средства.

Количество израсходованного топлива за квартал определяется на основании первичных документов. Такими документами могут быть путевые листы, в которых фиксируется расход горючего в литрах.

Ежегодная индексация платы

Плата за негативное воздействие на окружающую среду ежегодно индексируется посредством применения индексирующих (поправочных) коэффициентов. Таких коэффициентов два:

  • первый относится к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, утвержденным в 2003 г. Постановлением №344;
  • второй относится к нормативам, скорректированным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 №410 (этим документом были изменены некоторые позиции порядка внесения платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными, а также передвижными источниками для различных видов топлива).

Начиная с 2014 года, проиндексированы применяемые в 2014 году нормативы платы за негативное воздействие в соответствии с Законом №349-ФЗ от 02.12.2013:

  • для нормативов 2003 года - 2,33;
  • для нормативов 2005 года - 1,89.

Определение фактического объема загрязнений

При определении платы величины нормативов сравниваются с фактическими данными. Фактический объем выбросов, поступающих в атмосферу и сбросов в водные объекты, определяется в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды России от 26.01.1993.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Закона №89-ФЗ). Порядокучета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721, а Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50.

Кто и за что должен платить

Несмотря на достаточно широкий перечень видов негативного воздействия, содержащийся в Законе №7-ФЗ, в настоящее время не установлена нормативно-правовая база для взимания платы за загрязнение окружающей среды такими видами физических воздействий как шум, тепло, электромагнитное, ионизирующее и другие виды физических воздействий.

Таким образом, пока законодательством определены только три категории воздействия, которые влекут обязанность природопользователей по уплате платежей и представлению отчетности:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (транспортных средств);
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

По стационарным источникам хозяйствующие субъекты признаются плательщиками по выбросам в атмосферный воздух только тех загрязняющих веществ, по которым Постановлением №344 утверждены нормативы платы.

По передвижным источникам хозяйствующие субъекты признаются плательщиками платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, если эти источники оборудованы двигателями, работающими на определенном виде топлива по которым Постановлением №344 утверждены нормативы платы.

Обращаем ваше внимание, что действующее законодательство (Закон №7-ФЗЗакон №96-ФЗ) не увязывает обязанность хозяйствующего субъекта производить плату за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ с правом собственности хозяйствующего субъекта на стационарный или передвижной объект – источник негативного воздействия. Таким образом, плательщиком платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ признается тот хозяйствующий субъект, который фактически использует в своей хозяйственной и иной деятельности стационарный или передвижной объект негативного воздействия. При этом не имеет значения, находится ли этот объект в собственности плательщика, в хозяйственном ведении или оперативном управлении, получен по договору аренды или в лизинг.

Хозяйствующие субъекты признаются плательщиками платы за сбросы в водные объекты только тех загрязняющих веществ, по которым Постановлением №344 утверждены нормативы платы.

Понятия "размещение отходов" в действующем законодательстве в сфере природопользования не содержится. Поэтому плательщиком платы за размещение отходов производства и потребления в соответствии с Законом №89-ФЗ могут признаваться хозяйствующие субъекты:

  • в результате хозяйственной или иной деятельности которых образовались отходы;
  • которые хранили эти отходы до их последующего захоронения или утилизации;
  • которые перевозили отходы к месту захоронения;
  • которые осуществляли захоронение отходов.

Из-за сложившейся правовой неопределенности по субъекту платежа природопользователи и контролирующие органы по-разному трактуют обязанность внесения платы за размещение отходов, что стало причиной многочисленных судебных конфликтов.

Так, по мнению Ростехнадзора, для целей определения плательщика платы является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов (Письмо от 12.02.2007 N 04-09/169). Однако в арбитражной практике есть судебные акты, в которых суды, принимая решения в пользу хозяйствующих субъектов, подчеркивают, что нормы законодательства РФ, регулирующего правоотношения в сфере природопользования, не связывают непосредственно наличие обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов с правом собственности на эти отходы (Постановления ФАС УО от 22.01.2013 N Ф09-13560/12).

Получается, что, несмотря на изобилие нормативных актов по законодательству в природоохранной сфере, на практике у хозяйствующих субъектов остается много вопросов.

В любом случае круг организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и отчитываться перед контролирующими органами, достаточно широк и не зависит от применяемого режима налогообложения (Письма Минфина от 11.07.2007 №03-11-04/3/262, от 21.03.2007 №03-06-06-04/1).

Штрафы за неуплату

Ну и, наконец, нельзя не отметить, что за неуплату (или несвоевременную уплату) платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также за непредставление (или несвоевременное представление) отчетности предусмотрены штрафные санкции, причем размер их довольно внушителен. Так, за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду ст. 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей.

ИТС ПРОФ: о функциях Росприроднадзора в области контроля за уплатой обязательных экологических платежей путем осуществления проверок см. в разделе Юридическая поддержка - Проверки Росприроднадзором.

Отчетный период, форма и срок представления Расчета

Отчетный период для платы за негативное воздействие на окружающую среду – квартал, а срок уплаты установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Это следует из положений Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 №557 (далее – Приказ №557) "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду". Форма и порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Расчет) утверждены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) приказом от 5 апреля 2007 г. №204 (далее – Приказ №204).

В настоящее время функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор, но до утверждения Росприроднадзором изменений в форму Расчета платы и порядка его заполнения при подготовке Расчета следует по-прежнему руководствоваться Приказом №204.

Расчет заполняют природопользователи, оказывающие следующие виды вредного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (транспортных средств);
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Расчет представляется в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению:

  • каждой производственной территории;
  • передвижного объекта негативного воздействия;
  • объекта размещения отходов;
  • организации (предпринимателя), если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Если у плательщика на территории субъекта Российской Федерации имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то Расчеты платы по ним включаются в единый Расчет. Если источники вредных выбросов расположены и зарегистрированы в разных регионах, то по каждому из таких объектов должен быть составлен отдельный Расчет.

Срок представления Расчета – не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Обратите внимание, что Приказом №204 не установлен порядок переноса срока представления Расчета в случае, если крайний срок приходится на выходной день. Таким образом, Расчет за I квартал 2014 г. необходимо было представить не позднее 18 апреля 2014 года, а Расчет за II квартал 2014 г. необходимо представить не позднее 18 июля 2014 года.

Если в отчетном периоде сумма платежа составляет 50 000 рублей и выше, то Расчет платы представляется в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Состав Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Расчет включает следующие листы:

  • титульный лист;
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1. Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • раздел 2. Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами;
  • раздел 3 Сбросы вредных веществ в водные объекты;
  • раздел 4 Размещение отходов производства и потребления.

Плательщики представляют Расчет в составе: титульного листа, Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1234 - в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Постановлением №632.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, могут отчитаться об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке. Такое право установлено в пункте 3 статьи 18 Закона №89-ФЗ.

Это означает, что у субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а плата за размещение отходов в пределах показателей, представленных в отчетности, исчисляется как за размещение отходов в пределах лимитов.

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержденПриказом Минприроды России от 16.02.2010 №30 (далее – уведомительный Порядок).

В соответствии с уведомительным Порядком отчетность по платежам составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Согласно Приказу Минприроды России от 16.02.2010 №30 отчетным периодом для субъектов малого предпринимательства является календарный год, а отчетность необходимо представить до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию оформления отчетности и программное обеспечение для ее формирования.

Новая форма отчетности – Расчет утилизационного сбора

С 2014 года вводится еще одна форма отчетности в рамках охраны окружающей среды – Расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси). Введение такой отчетности связано с изменениями, внесенными в ст. 24.1 Закона №89-ФЗ.

С 1-го января 2014 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора, взимаемого в отношении колесных транспортных средств (шасси), произведенных (изготовленных) в РФ, а также приобретенных на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор, возложен на ФНС России.

В письме от 25.12.2013 №ГД-4-3/23318@ ФНС России разъяснила, что до утверждения в установленном порядке соответствующей формы плательщик может использовать форму и формат Расчета, которые приложены к данному письму.



Подробнее: http://buh.ru/articles/documents/35487/#briefly_35490



Предварительный просмотр:

Плата за пользование недрами

Плата за пользование недрами может выступать, согласно главы 5 Закона «О недрах» с изменениями и дополнениями, в следующих формах – разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плата за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий, а также налога на добычу полезных ископаемых (гл. 26 «НДПИ» Налогового кодекса РФ)

Особенностями расчетов платежей является то, что платежи взимаются не только за добытые и использованные ископаемые, но и за потери, а сверхнормативные потери - в двойном размере. Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Оценка стоимости определяется налогоплательщиком, самостоятельно исходя из сложившихся цен реализации добытого полезного ископаемого или исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Эти особенности предопределяют специфичные табличные формы расчета.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых установлены с 1 января 2001 г. гл. 26 второй части Налогового кодекса РФ. В частности, за неметаллическое сырье для строительной индустрии и подземные промышленные воды – 5,5%. Налогообложение нормативных потерь при добыче полезных ископаемых производится согласно кодексу по нулевой ставке.

На занятии рассматривается ситуация добычи песка для изготовления железобетонных изделий. Расчет налога на добычу полезных ископаемых производится в таблице 2.1.


Последовательность и результаты расчетов

Таблица 2.1

№ п/п

Наименование экономических величин, ед. измерения

значение

1

Объем добычи песка, Q, тыс. м3

300

2

Потери всего, q1, тыс. м3

30

2.1.

В том числе сверхнормативные, q2, тыс. м3

0,3

3

Количество погашенных балансовых запасов, тыс. м3 (с.1 + с.2)

330

4

Количество реализованного (переданного в переработку) минерального сырья, тыс. м3

300

5

Выручка от реализации (себестоимость) минерального сырья, тыс. руб.

15000

6

Средняя цена (себестоимость) 1 м3 минерального сырья, руб. (с.5 : с.4)

50

7

Стоимость погашенных балансовых запасов за исключением сверхнормативных потерь, тыс. руб. [(с.3 - с.2.1) ·с.6]

(330-0,3)*50=16485

8

Ставка налога на добычу полезного ископаемого, %

5,5

9

Сумма налога по добытому полезному ископаемому, тыс. руб. [(с.7·с.8) : 100]

16485*5,5/100=906,68

10

Сумма платы за сверхнормативные потери полезных ископаемых при добыче, тыс. руб. [(с.2.1·с.6 с.8·2): 100]

0,3*50*5,5*2/100=1,65

11

Всего платежей Пнед (с.9 + с.10)

908,33


Таблица 1- Исходные данные для расчета

 №

варианта

добываемое сырье

Объем тыс. м3

Себестоимость добычи, тыс. руб

Добычи,

Q

потерь при добыче

В том числе сверхнормативных

1

руды черных металлов

120,0

0,6

0,2

46,0

2

Сырьё радиоактивных металлов

130,0

0,3

0,1

47,0

3

Калийные соли

110

0,4

0,2

49,0

4

неметаллическое сырьё

140

0,5

0,3

48

5

Битуминозные породы

100

0,4

0,1

50

6

кварцевое сырьё

120

0,3

0,2

48

7

лечебные грязи

140

0,5

0,3

46

8

Минеральные воды

150

0,4

0,1

46,4

9

золото

140

0,5

0,2

45,3

10

известняк

130

0,4

0,3

47,9

11

песок кварцевый

120

0,2

0,1

48,3

12

гранит

110

0,5

0,2

49,1

13

мрамор

100

0,4

0,2

45,8

14

соль природная

110

0,2

0,1

47,4

15

соли чистого хлористого натрия

120

0,4

0,1

46,7

16

бокситы

130

0,3

0,2

48,3

17

Горючие сланцы

140

0,5

0,4

49,4

18

Апатито-нефелиновые руды

150

0,4

0,2

50,1

19

руды черных металлов

140

0,3

0,1

49,4

20

цинк

130

0,3

0,2

48,6

21

свинец

140

0,5

0,2

46,7

22

торф

150

0, 4

0,3

48,4

23

серебро

140

0,3

0,1

49

24

Калийные соли

130

0,4

0,3

46,8

25

Битуминозные породы

120

0,5

0,1

48,6

26

кварцевое сырьё

110

0,4

0,2

49,3

27

лечебные грязи

100

0,6

0,2

46,9

28

Горючие сланцы

110

0,3

0,2

48,5

29

соль природная

120

0,4

0,3

49,5

30

соли чистого хлористого натрия

130

0,3

0,1

47

31

бокситы

140

0,5

0,1

48,3

32

Горючие сланцы

150

0,4

0,1

49,7

33

Апатито-нефелиновые руды

140

0,3

0,2

47,1

 


Наименование полезного ископаемого

Налоговая ставка

Калийные соли

3,80%

Торф

4%

Горючие сланцы

4%

Апатито-нефелиновые, апатитовые, фосфоритовые руды

4%

Кондиционные руды черных металлов*

4,8%

Сырьё радиоактивных металлов

5,5%

Горно-химическое неметаллическое сырьё (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд)

5,5%

Неметаллическое сырьё, используемое в основном в строительной индустрии

5,5%

Соль природная и соли чистого хлористого натрия

5,5%

Подземные промышленные и термальные воды

5,5%

Нефелины, бокситы

5,5%

Горнорудное неметаллическое сырьё

6%

Битуминозные породы

6%

Концентраты и другие полупродукты, содержащие золото

6%

Иные полезных ископаемые, не включенные в другие группировки

6%

Концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота)

6,5%

Драгоценные металлы, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота)

6,5%

Кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистое кварцевое сырьё и камнесамоцветное сырьё

6,5%

Минеральные воды и лечебные грязи

7,5%

Кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов)

8%

Редкие металлы, как образующие собственные месторождения, так и являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых

8%

Многокомпонентные комплексные руды, а также полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов

8%

Природные алмазы и другие драгоценные и полудрагоценные камни

8%

1 тонна добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной

919 рублей (на период с 1 января 2017 года)

1 тонна добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

42 рубля

1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья

35 рублей

1 тонна добытого антрацита

47 рублей

1 тонна добытого угля коксующегося

57 рублей

1 тонна добытого угля бурого

11 рублей

1 тонна добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого

24 рубля