УРОКИ КУБАНОВЕДЕНИЯ

Травкина Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:

Травкина Наталья Ивановна,

 учитель МБОУ СОШ № 3 им.А.Верещагиной г.Туапсе

 муниципального образования Туапсинский район

Предмет: кубановедение

Тема урока: «Уклад кубанской семьи» 

Класс: 2

Тип урока:  урок открытия нового знания

Используемые технологии:    технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии),  информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации  на тему: «Уклад кубанской семьи»), технология «Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающая технология, музейная педагогика  

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать  текст, способность ориентироваться в словарях, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций: 

Личностные УУД:  развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или  предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:  участие в групповой работе с использованием речевых  средств для решения коммуникативных задач;  использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД:  добывание новых знаний из текста раздаточного материала, словаря; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск информации).

Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность) ,  метод самоорганизации познавательной  работы на всех  этапах  урока.

Цель урока: знакомство с укладом кубанской семьи.

Задачи занятия:

1. Закрепить  понятия «саманный», «турлучный».

2. Развивать словарный запас учащихся, интерес к прошлому родного края.

3. Прививать любовь к родному краю, через познание его истории.

4. Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Дидактические средства: проектор, экран, презентация,  карточки с заданиями, фонограмма песни «За Кубанью, за рекой», музыка для танца «Стирка»

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

Цель этапа

Деятельность учителя: содержание работы, приемы  и способы реализации содержания, формы организации

Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся

Какие УУД формируются на каждом этапе

1. Организационный этап.

Психологическая установка на урок

          Сегодня на урок к нам пришли гости. Самое удивительное явление  в мире- это человеческая доброта. Подарите свои улыбки друг другу. Передайте свое хорошее настроение. Подарите улыбки гостям.

         Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

Казаки и казачки испокон веку  отличались гостеприимством, встречали гостей хлебом-солью, ставили на столы все лучшее, что было в хате. Давайте и мы нашим гостям покажем то лучшее, что есть у нас – наши знания.

         

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Проверка  домашнего задания.

Защита проектных работ

На прошлом уроке мы говорили о том, что казаки начинали строительство населенного пункта с Храма.  И вы получили задание – узнать истории туапсинских Храмов

Давайте послушаем эти удивительные истории.

Рассказывают о Свято-Алексеевском Храме;

Крестовоздвиженском Храме и Храме Святой Ольги

Личностные:

Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности

Актуализация опорных знаний и умений

Повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.

         Давайте вспомним, как строилась казачья хата.

Сколько способов постройки хаты мы узнали?

 Кирпич из глины с примесью соломы. О каком строительном материале идёт речь?

(саман)

Частокол, плетень обмазанный глиной. О чём говорится здесь? турлук.

-Сейчас, давайте, вспомним, в какой последовательности строилась хата. Расположите картинки  в нужном порядке.

- А теперь я предлагаю вам выступить в роли учителя и проверить работу своего товарища.

Мы с вами знаем, как строились хаты, как они выглядели. Давайте, ребята, подойдём к двери хаты и войдем во внутрь.

Отвечают на вопросы

2 ученика у доски расставляют картинки, изображающие постройку казачьей хаты.

2 ученика у доски проверяют и оценивают работу

Личностные:

Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности

Формулировка темы и целей урока

Определить вместе с учениками тему и цель;  настроить каждого ученика на решение учебной задачи урока.

Казачьи семьи всегда были многочисленны. И за одним столом собиралось иногда до 30 человек. Вот и мы с вами сегодня будем работать как одна большая дружная семья, в состав которой входит три маленьких.  Итак, е у нас  три группы, три семьи.  

Сейчас каждая семья выполнит первое задание – разгадает ребус. Назовет ключевое слово. А потом из ключевых слов мы составим тему сегодняшнего урока.

Так как же звучит тема урока?

Какие цели ставим себе на урок?

УКЛАД

КУБАНЬ

СЕМЬЯ

Уклад кубанской семьи

Узнать, что такое уклад. Выяснить каким же был уклад семьи

Личностные:

Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности

Изучение нового материала

Работа со словарями

Групповая работа

ФИЗ. минутка

Формирование новых способов решения поставленных учебных задач.

Что бы ответить на первый наш вопрос, давайте посмотрим в словари.

1 гр. Словарь русского языка

2 гр. Толковый словарь Ожегова

3 гр. Словарь синонимов русского языка

О чем же будем говорить?

В казачьей семье существовало четкое распределение обязанностей: каждый знал и делал свое дело.

И сегодня мы узнаем, чем же занимались казаки, казачки и казачата.

1 гр. получает нагайку и будет рассказывать о мужских обязанностях.

2 гр. получает рубель и рассказывает нам о женских обязанностях.

3 гр. получает  вот эту ложку и расскажет нам о том, что же делали по дому казачата.

Главной обязанностью казака была защита Родины.

Стихотворение _________________________

______________________________________

Песня «За Кубанью, за рекой…»

По картинкам и предметам рассказывают об обязанностях мужчин.

 

Казачка всегда была хранительницей семейного очага.

Стихотворение _________________________

______________________________________

По картинкам и предметам рассказывают об обязанностях женщин.

Зад. В ТПО

Стирка (танец)

Стихотворение _________________________

______________________________________

Рассказ об обязанностях казачат

 Задания в ТПО

Дети ищут информацию в словаре

О том, как жила кубанская семья

Регулятивные:

проговаривание

последовательность действий на уроке; формирование

познавательной инициативы.

Познавательные:

 умение находить и выделять

необходимую информацию;

умение делать предположения и

обосновывать их.

Личностные:

 умение осознавать

ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении

моральным нормам и этическим

требованиям.

Коммуникативные:

 умение выражать свои мысли с достаточной полнотой

и точностью; умение слушать и

понимать речь других;

учитывать разные мнения.

Итог урока

Сообщение результатов решения учебной задачи.

А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю. Лермонтов:

      «Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель».

Откроем глаза. А можем ли мы, оказавшись сегодня в казачьей хате, рассказать  о том, что же происходило в этой хате много лет назад

        Ответ ученика. Выставление оценок.

Дети отвечают на вопрос

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки,

осознание обучающимися своей учебной деятельности

Рефлексия

Самооценка учеником своих учебных достижений.

Ребята, мы воссоздали  картину из прошлого. Страничка казачьего быта помогли познакомиться с новыми понятиями.

 Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали на уроке.

Привет!

   Сегодня я был в казачьей хате. Представляешь, я узнал _________________.  

У меня получилось ______________________ .

У меня не получилось ____________________.

Продолжите.

-Давайте выслушаем

Сейчас у православных христиан идет масленая неделя. Вспомним как назывались дни недели:

Понедельник – встреча

Вторник – заигрыш

Среда – лакомка

Четверг – разгуляй

Пятница – тещины вечёрки,

Суббота – золовкины посиделки

Воскресенье – прощеный день.

Символом масленицы является блин. Всю неделю казаки угощают гостей и друзей блинами и пирогами. Мы не остались в стороне – для гостей испекли каравай.

 

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки,

осознание обучающимися своей учебной деятельности

Домашнее задание

Подготовить рассказ об укладе вашей семьи.

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

КАЗАЧКА

У казака свои заботы, -
Походы, сборы, много дней.
А все домашние работы,
Детей беречь досталось ей.

Из поколенья в поколенья 
Казачка гордо рядом шла.
Смела, умна, во всём терпенье,
Молилась Богу и ждала.

Вела хозяйство, не роптала,
Детей учила; - всё сама.
Душой и сердцем примеряла
Как будет жить, когда война.

Кубанский казачок

Елена Жукова-Желенина

Он ещё совсем ребёнок,
Малец,  и ростом не высок.
На коне сидит с пелёнок.
Накопить чуть-чуть силёнок,
Станет "знатный" казачок.
И одет уж по-казачьи:
Есть кубанка и башлык*,
"Дайте парню шашку в руки, -
Вслед станичник прокричит...
У костра в кубанском хоре
Слышен голосок смешной.
Казакам умело вторя,
Песню в такт ведёт малОй.
Все смеются: Казачонок,
А гутарит, как большой.
На рыбалке, хитрец, ловок.
Ох! Парнишка боевой!
Погляди-ка, казачонок,
Казаков отряд какой!
Вмиг помчался, пострелёнок,
Шаг равняя
с ними свой.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМ.А.ВЕРЕЩАГИНОЙ Г.ТУАПСЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

Урок кбановедения в 4 классе

Тема: «Навстречу 75-летию Краснодарского края. Праздничный кубанский костюм»

Травкина Наталья Ивановна

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:  

  • воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей малой Родине;
  • развивать творческие способности, умение планировать  свою деятельность, умение работать в парах и группах,
  • познакомить ребят  с особенностями праздничного кубанского костюма, составными его частями

Ход урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

     Здравствуйте,  дорогие ребята! Меня зовут Наталья Ивановна. Я приехала к Вам из Туапсинского района, с благодатного Черноморского побережья, где с конца 19 века обосновались казаки. И назывались эти казаки Черноморскими. Заселялись они на Черноморском побережье для того, чтобы защищать морские рубежи страны от турок и тем самым сохранять мир спокойствие в нашем любимом крае, который мы ласково называем Кубанью.

        Сейчас каждый из вас выполнит 3 задания в ваших индивидуальных картах, и тогда мы назовем  тему нашего урока.

Работа в индивидуальных картах:

  1. Какое слово обозначает движение по направлению, приближение к чему-либо или кому-либо (навстречу)
  2. Выполнить математические вычисления (ответ 75)
  3. Герб  какого региона  изображен в задании 3? (Краснодарского края)

      Итак, тема нашего урока -   (Навстречу 75-летию Краснодарского края)

3) Актуализация знаний.

   Замечательно! А когда же наш Край будет праздновать своё 75-летие (13 сентября 2012 года)

    Сентябрь –  собран урожай, близки к завершению полевые работы, казаки готовятся к празднику, ведь 13 сентября 2012 года весь честной народ соберется в стольном граде. На Кубани к празднику обязательно «справляли» обновки – покупали или шили новые наряды. Черноморские казаки тоже будут на празднике, и вы сегодня поможете разработать праздничный костюм для того, чтобы Черноморцы прекрасно смотрелись на праздновании 75-летия нашего благодатного Краснодарского края.

   Цель нашей сегодняшней работы – познакомится с особенностями праздничного кубанского костюма, и создать свои костюмы в преддверии праздника.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Рассмотрим мужской костюм

Вот так выглядел костюм черноморских казаков

А так выглядел костюм линейных казаков

К середине XIX века  для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой для всего кубанского казачьего войска.

Комплект мужской казачьей одежды состоял из черкески, шаровар, бешмета, башлыка, папахи, сапог

Что бы понять,  что такое  ЧЕРКЕСКА, давайте обратимся к словарикам

«Черкеска»: . Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна. На груди черкески нашивали подкладку для газырей.  Их наличие на  одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. Со временем они утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма.

Найдите в словариках определение БЕШМЕТА

Бешме́т  шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового, белого  и др. В праздничное время казаки носили атласные бешметы, оправленные серебром

Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык, который носился поверх папахи. Он представлял собой квадратный капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею.

Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах– сапоги.

Женский костюм

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав  у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, бисером. Юбки и кофты могли быть сшиты из одинаковой ткани, но если ткани не хватало, то её комбинировали, но в таких случаях отделка юбки повторяла узоры кофточки.

Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра.

Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.

Вот такие замечательные красивые костюмы носили казаки и казачки.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Я думаю, что сегодня вы сумеете разработать  замечательные костюмы для черноморских казаков. Работать будем парами. С помощью карандашей превратим эти безликие заготовки в яркие кубанские костюмы, в которых можно было бы приехать на юбилей Краснодарского края в 2012 году

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  оформление казачьего костюма

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ КАЖДОЙ ГРУППОЙ

А теперь, объединимся в дизайнерские компании и оформим выставку Кубанского костюма, выполненную каждой группой.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание сегодня будет немного необычным – дома вы сделаете поздравительную открытку с 75-летием Краснодарского края для своих близких - мам, пап, бабушек, дедушек, используя те знания о праздничном костюме кубанских казаков, которые вы получили на уроке

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

О какой части праздничного кубанского костюма бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке?

Что из того, что вы узнали на уроке, вы расскажете своим мамам и папам?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

Бешме́т — одежда в виде кафтана со стоячим воротником. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно. Не позже XVIII века заимствован казаками. Бешмет утверждённого по цвету и покрою образца входил в состав форменной одежды всех казачьих войск. Во внеслужебное время казаки могли носить бешметы любого цвета и материала. Бешметы использовались как в качестве уличной, так и домашней одежды.

Папа́ха — мужской меховой  головной убор, распространённый в России у народов Кавказа и Средней Азии, элемент военной формы одежды

Черке́ска— русское название верхней мужской одежды — кафтана, которая была распространена в обиходе у многих народов Кавказа. Иcторически терские и кубанские казаки заимствовали черкеску. В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная, праздничная.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

Бешме́т — одежда в виде кафтана со стоячим воротником. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно. Не позже XVIII века заимствован казаками. Бешмет утверждённого по цвету и покрою образца входил в состав форменной одежды всех казачьих войск. Во внеслужебное время казаки могли носить бешметы любого цвета и материала. Бешметы использовались как в качестве уличной, так и домашней одежды.

Папа́ха — мужской меховой  головной убор, распространённый в России у народов Кавказа и Средней Азии, элемент военной формы одежды

Черке́ска— русское название верхней мужской одежды — кафтана, которая была распространена в обиходе у многих народов Кавказа. Иcторически терские и кубанские казаки заимствовали черкеску. В настоящее время практически вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила свой статус как парадная, праздничная.

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  100 – 25=

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  60 : 4 + 60 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  99 – 24 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  57 + 18 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  225 : 3 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  15 * 5 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  25 * 3 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  3075 – 3000 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  2615 – 2 540 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  5000 – 4 925=

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  7 * 8 + 19 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  9 * 8 + 3 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  100 – 5 * 5 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  100 – (17 + 8 ) =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  5315 – 5240 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  3090 – 3015 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  3615 – 3540 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  2190 – 2115 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  4315 – 4240 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  825 : 11 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  1500 : 20 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________

Задание 1.

Напишите слово, которое  слово обозначает движение по направлению, к чему-либо или кому-либо ________________________________________

Задание 2.

Выполните вычисления:  1350 : 18 =

______________________________________________________________

Задание 3.

Напишите, герб,  какого региона  вы видите

 

________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМ.А.ВЕРЕЩАГИНОЙ Г.ТУАПСЕ                                                                                         МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

План-конспект

урока Кубановедения

 в 4 классе

по теме:

«Символы Краснодарского края:

герб, флаг, гимн»

Учитель: Травкина Наталья Ивановна

г. Туапсе

Тема: Символы Краснодарского края: герб, флаг, гимн.

Цель: познакомить детей с официальной символикой Кубани.

Задачи:

  1. Познакомить с символами Кубани, значением составляющих частей, историей появления.
  2. Учить растолковывать символы государства, развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез)
  3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родной земле, ее истории и современности.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, колонки, карточки для индивидуальной работы, пазлы для групповой работы

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний.

Кроссворд  слайды 2-8

- Если разгадаем кроссворд правильно, узнаем тему нашего урока.

К

П

А

Ш

Р

Е

Т

К

А

Н

А

А

Г

О

С

И

М

В

О

Л

У

Ц

А

К

Р

Е

Н

А

Н

А

Г

Н

Ь

З

И

Ь

П

 

П

И

Я

- Какое слово у вас получилось? (Символ)

- Что такое символ?

(слайд 9)

СИМВОЛ (греч.) - знак, опознавательная примета. 

СИМВОЛИКА - выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов).

  1. Формулировка темы урока:

- Что относится к символам государства, края? (герб, флаг, гимн)

- Давайте  попробуем  сформулировать тему урока. (Символы Краснодарского края: герб, флаг, гимн)

слайд 10

- Итак, сегодня мы узнаем больше о гербе, флаге, гимне Краснодарского края, их значении и истории возникновения, а так же познакомимся с официальными символами города Туапсе и Туапсинского района. На один урок мы станем учеными-геральдами, специалистами по символике.

4. Работа по теме.

- Начнем с герба. Что такое герб? (ответы детей)

- Слайд 11

ГЕРБ - символическое изображение, присвоенное какому-либо государству, городу или роду, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции.

- А теперь посмотрите, как выглядит герб Кубани. Расскажите, что изображено на гербе, что вы видите.

- Слайд 12

- Правильно, но вы назвали не все части герба., наверное,  потому, что не знаете, что это такое. Хотите узнать? Давайте попробуем растолковать значение частей герба и  связать его с историей.

(слайд 13). 

Современный герб Краснодарского края составлен на основе исторического герба Кубанской области (1874 г.). На зеленом щите золотая стена с двумя круглыми башнями, с открытыми воротами и черными швами, над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках.

                В золотой верхней части щита чёрный орел, имеющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древней державной короной, над которой возвышается российский штандарт с навершием в виде орла и буквами «РФ» в центре. Щит украшен алой лентой. За щитом расположены 4 лазоревых знамени, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу.

Самостоятельная работа  по карточкам (задание 1)

- В таком виде герб был принят в 1995 году.

- Теперь вы знаете как можно  толковать гербы.

- А как вы думаете, есть ли герб у нашего города? Запомните как выглядят герб города Туапсе и герб Туапсинского района.  - слайды 14-15

- Но даже юным ученым, а вы уже ученые-геральды (толкователи символики гербов и флагов), нужен небольшой отдых.

«Физминутка»

- Ну вот, отдохнули и можем продолжить научное исследование.

- Какой еще символ края мы можем изучить подробнее? (Флаг)

- Что такое флаг?

слайд 16.

ФЛАГ - символ государства, края, его официальный отличительный знак; одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или иной эмблемой или без таковых.

- Кто помнит, как выглядит флаг Краснодарского края?

- Вот это флаг Кубани

слайд 17.

- Расскажите, что вы видите. Кто знает, что обозначают части флага? (ответы детей)

- Есть три версии расшифровки значения цветов флага. Сейчас вы разделитесь на 3 группы и каждая группа изучит одну из версий и поделится ею с нами.

Выступление представителей групп

1 версия. Символизирует единство населения края

Верхняя полоса синего цвета символизирует иногороднее население края.

Средняя полоса – казачье население.

Зеленая – адыгейское  (черкесское) население.

2 версия     Символизирует единство территориальных групп казачества:

Синий – казаки-линейцы (донские казаки)

Малиновый – черноморцы (запорожские казаки)

Зеленый – горцы (черкесы)

От цвета флагов казаков и горцев.

3 версия Современная версия

Малиновый – благополучие и радость

Синий – мир

Зеленый - дружба

- Что заметили? (версии разные)

- Что может обозначать каждый цвет флага? (ответы детей)

- В каком порядке расположены цвета, если называть их сверху?

Есть ли свой флаг у  города Туапсе?

- Посмотрите и запомните, как выглядят флаги города Туапсе и Туапсинского района

- слайды 18-19

- Ну, вот вы и стали настоящими учеными-геральдами, научились толковать герб и флаг Краснодарского края.

Самостоятельная работа по карточкам (задание 2) по рядам : 1 ряд рисует флаг Краснодарского края, 2 ряд рисует  флаг города Туапсе, 3 ряд рисует флаг Туапсинского района

- А какой символ мы еще не изучили? (гимн)

- Что такое гимн?

слайд 20.

ГИМН (от греч. hymnos - хвалебная песнь) - торжественная песнь, зачастую используемая в качестве музыкального символа. Наряду с гербом и флагом является одним из государственных символов.

- Когда мы можем услышать гимн?

- А как правильно его слушать? (стоять ровно, слушать гимн, исполнять его во время звучания).

- Прочитайте текст гимна в учебнике с.41.

- Посмотрите в словаре в конце учебника значения слов со звездочкой. Как вы понимаете смысл гимна? Кто мог его исполнять впервые?

- Прочитайте на с.40 историю создания гимна Кубани.

- Что вы узнали о гимне Кубани?

- Когда впервые появился текст гимна?

- А вернулся гимн на Кубань и был снова официально принят в 1995 году, как флаг и герб.

- Давайте теперь послушаем, как исполняется гимн Краснодарского края. Исполняет официальный гимн Кубанский казачий хор. Напомните мне, как надо слушать гимн государства или края?

Прослушивание гимна (слайды 21- 51)

  1. Закрепление.

- А сейчас интересно проверить, что вы запомнили. Я предлагаю вам  поиграть. Сейчас вместе будем собирать пазлы. Каждый ряд получает свой набор пазлов, собирает картинку и объявляет, что получилось.

  1. Домашнее задание.

 - слайд  52

  • Выучи наизусть слова гимна Краснодарского края.
  • Придумай и нарисуй герб нашего класса (вспомни, что такое герб).

  1. Итог урока и выставление оценок

- Урок наш подходит  к концу. Мы много успели. А что вы вынесете из этого урока, о чем расскажете дома? Какие новые знания вы приобрели? Что вам было особенно интересно? Что вас заинтересовало?

Слайд 53

Спасибо за работу на уроке!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМ.А.ВЕРЕЩАГИНОЙ Г.ТУАПСЕ МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ В 4 КЛАССЕ Травкина Наталья Ивановна

Слайд 2

Кроссворд 1 2 3 4 5 6

Слайд 3

Кроссворд К 2 А Р 3 4 А 5 6 С У Н

Слайд 4

Кроссворд К П А Ш Р Е 3 4 А Н 5 6 С И У Ц Н А

Слайд 5

Кроссворд К П А Ш Р Е Т 4 А Н А 5 6 С И М У Ц А Н А Н Ь

Слайд 6

Кроссворд К П А Ш Р Е Т 4 К А Н А А 5 6 С И М В У Ц А К Н А Н А Ь З

Слайд 7

Кроссворд К П А Ш Р Е Т 4 К А Н А А 5 Г 6 С И М В О У Ц А К Р Н А Н А Г Ь З И П П И Я

Слайд 8

Кроссворд К П А Ш Р Е Т 4 К А Н А А 5 Г 6 О С И М В О Л У Ц А К Р Е Н А Н А Г Н Ь З И Ь П П И Я

Слайд 9

СИМВОЛ (греч.) – знак, опознавательная примета. СИМВОЛИКА – выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов).

Слайд 10

Тема урока: «Символы Краснодарского края: герб, флаг, гимн»

Слайд 11

ГЕРБ – символическое изображение, присвоенное какому-либо государству, городу или роду, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции .

Слайд 12

Герб Кубани

Слайд 13

Современный герб Краснодарского края составлен на основе исторического герба Кубанской области (1874 г.). На зеленом щите золотая стена с двумя круглыми башнями, с открытыми воротами и черными швами, над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках. В золотой верхней части щита чёрный орел, имеющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древней державной короной, над которой возвышается российский штандарт с навершием в виде орла и буквами «РФ» в центре. Щит украшен алой лентой. За щитом расположены 4 лазоревых знамени, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу.

Слайд 14

Герб города Туапсе

Слайд 15

Герб Туапсинского района

Слайд 16

ФЛАГ – символ государства, края, его официальный отличительный знак; одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или иной эмблемой или без таковых.

Слайд 17

Флаг Краснодарского края

Слайд 18

Флаг города Туапсе Утвержден решением Туапсинского городского Совета депутатов от 1 марта 2005 года. Дата принятия: 01.03.2005 Номер в Геральдическом регистре РФ: 1807

Слайд 19

Флаг Туапсинского района Утвержден решением Туапсинского районного Совета депутатов (#173) от 30 июня 2003 года. Дата принятия: 30.06.2003 Номер в Геральдическом регистре РФ: 1812

Слайд 20

ГИМН (от греч. h ymnos - хвалебная песнь) - торжественная песнь, зачастую используемая в качестве музыкального символа. Наряду с гербом и флагом является одним из государственных символов.

Слайд 37

Домашнее задание: Выучи наизусть слова гимна Краснодарского края. Придумай и нарисуй герб своего класса (вспомни, что такое герб).

Слайд 38

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМ.А.ВЕРЕЩАГИНОЙ Г.ТУАПСЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

Урок кубановедения

 «Певцы земли кубанской Кубанский казачий хор»

4 «А» класс

Травкина Наталья Ивановна

г.Туапсе

Тема: «Кубань – многонациональный край»

Цели и задачи:

  • воспитание толерантности, чувства гордости за принадлежность к своей нации, любовь к своей малой Родине;
  • развивать наблюдательность, умение слушать и смотреть выступление творческих коллективов;
  • познакомить ребят с культурой некоторых национальностей, проживающих на территории Краснодарского края, на примере творчества Государственного кубанского казачьего хора.

Тематический материал:  Многонациональность Кубани в творчестве Государственного кубанского казачьего хора

Музыкальный  материал: аудио и видеозаписи выступлений хора, фонограммы песен

Оборудование: мультимедийная установка, СD и DVD диски с записями выступлений хора и фонограмм

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и целей урока.

Слайд 1

        Богата талантами кубанская земля. Богата разными народами. Сегодня мы рассмотрим с вами как представлена многонациональность Кубани в творчестве Государственного кубанского казачьего хора

Слайд 2

  1. Беседа с учащимися по теме урока

               Казаки были хозяевами этой земли много веков подряд. И за это время они действительно создали уникальную систему сосуществования разных народов. В нашем регионе сложились уникальные традиции многовекового мирного сосуществования  разных народов, религий и культур.

«В песнях – душа народа, она может многому научить. В ней сочетается сила музыки и слова, разные виды искусства. Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова – и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски». Эту фразу часто любил повторять Виктор Гаврилович Захарченко – талантливый композитор и руководитель Кубанского казачьего хора, который популярен, и любим во всем мире. Многочисленные награды, а также народное признание говорят сами за себя.

Слайд 3

Летоисчисление Кубанского казачьего хора началось с 1870 года, когда просветитель Кубани и Черноморского казачьего войска К. Россинский обратился к атаману Бурсаку с прошением о создании Войскового певческого хора. Более ста лет, с 1811 по 1921 год кубанский Войсковой певческий хор был предметом гордости, знаменем культуры казачьего края. Хор участвовал в литургиях и других божественных обрядах, выступал с концертами на праздниках. В его репертуаре были духовные произведения Бортянского, Березовского, Львова, русская и зарубежная хоровая классика Глинки, Моцарта, Даргомыжского, Шуберта, а также русские и украинские народные песни.

В 1921 году из-за социальных и экономических трудностей деятельность хора была прервана, но в 1936 году был создан Кубанский казачий хор, а в 1938 году в нем появилась первая танцевальная группировка, и коллектив переименовали в «Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков». Новый коллектив принципиально исполнял только фольклор, а главной его целью стала пропаганда лучших образцов песенного и танцевального народного творчества. Тогдашним руководителем хора был Концевич.

Кубанский казачий хор в его современной структуре, состоящей из хора, танцевальной группы и оркестра, был воссоздан в 1968 году под руководством заслуженного деятеля искусств С. А. Чернобая, и уже в 1971 году к хору приходит первое мировое признание – он становится дипломатом фольклорного фестиваля в Болгарии. В 1974 году художественным руководителем хора становится Виктор Гаврилович Захарченко.

С танцевальной группой хора работали разные балетмейстеры. В настоящее время им является заслуженный деятель искусств России, Украины и Республики Адыгея Николай Кубарь. С его приходом почти полностью изменилось танцевальное искусство Кубанского казачьего хора. Главное в танцах хора – это историческая достоверность, фольклорная самобытность и права национального характера.

Казаки восприняли черкесский (адыгский) костюм (папаха, бурка, сабля и т.п.) – он был удобен в конной джигитовке и в походе, а в их песни и танцы пришли упругие кавказские ритмы и движения – широкий, как крылья орла, разлет рук, фантастический «гарцующий» ход мужчин на пальцах и полупальцах (как мощное устремленное тело коня на тонких и стройных ногах).

Слайд 4

Все технические находки, композиция танцев, костюмы, атрибутика (пики, кинжалы, платки, наковальня, музыкальные инструменты и т.п.) сюжетно обоснованы, имеют конкретное, взятое из народной жизни, национальным духом и характером обусловленное содержание. («На кордоне», «Молодычка», «Ковал кузнец казачью шашку», «Кавказская сюита», танец некрасовских казаков, «Крыло», «Встреча Казаков»).

Слайд 5-6

Танец некрасовских казаков. Оригинальные костюмы, своеобразная "восточная" хореография, дробный барабанный ритм по стилистике ближе к культуре мусульманских народов Турции, нежели к традиционной казачьей культуре. Танец насыщен энергетикой, многократной сменой темпоритма, сложными хореографическими решениями и производит незабываемое впечатление.

Видеозапись танца (отрывок)

Слайд 7

 «Кавказская сюита» Энергичный, взрывной номер, сделанный по мотивам фольклора народов Северного Кавказа. Любовь, лирическая тема женщины, честь джигита, традиционные ценности горцев нашли блестящее воплощение в этом танце.

Слайд 8-9

"Ковал кузнец казачью шашку"

В этом необычайно эффектном, феерическом номере наиболее ярко передано мужское воинское начало казачей культуры. Богатырская сила, бесшабашная удаль, лихое веселье, виртуозное владение оружием — и всё это на фоне стремительного кавказского ритма!

Видеозапись танца (отрывок)

За десятилетия хор накопил огромный репертуар. В исполнении хора стала гимном песня Кубани песня «Ты, Кубань, ты наша родина» на стихи священника первого Кавказского полка Константина Образцова. В репертуар входят многочисленные походные песни («За Кубанью огонь горит», «Ихалы казаченьки»), величаво-печальных песен-дум и баллад («Думы мои», «Заповит») и грустных лирических песен («Ой на гори сидела пара голубей», «Ой, там у сада»). А шуточные казачьи песни в исполнении кубанского казачьего хора всегда связаны с элементами игры, состязания и забавных реплик. Также Кубанский казачий хор участвует в церковных службах в екатеринодарских храмах, трепетно и самозабвенно исполняет духовную музыку («Благославлю Господа на всякое время», «Христос Воскресе», «Бедная птичка в клетке сидит»).

Песни в исполнении Кубанского казачьего хора заряжают слушателей энергетикой и глубинной чувства. Искусство хора и его руководителя отмечено наградами разной степени и блестящими победами в России и во многих странах мира. Хор является победителем первого и второго смотров-конкурсов профессиональных русских народных хоров России (Москва, 1975, 1984), международных фестивалей фольклора в Монтгийоне (Франция). В 1990 году хор стал лауреатом Государственной премии Украины имени Тарас Григорьевич Шевченко, а 1987 году кубанский казачий хор награжден орденом Дружбы народов.

Отдельного разговора заслуживают песни Виктора Захарченко на стихи Тараса Шевченко, Олеси Пчилки и Леси Украинки. Это значительнейшее творческое свершение. Даже украинская профессиональная музыка (и это признают сами украинские музыканты) не дала до сей поры столь пронзительного проникновения в мир гениального Шевченко. А стихи Леси Украинки, положенные на музыку Захарченко, приобрели неожиданный и впечатляющий масштаб.

Слайд 10

Песня «Витрэ буйный» (отрывок)

Тема духовного единения славянских народов-братьев пронизывает весь творческий путь Виктора Захарченко. Ещё в годы своей работы в Сибири он глубоко исследовал бытование белорусской народной песенности и её взаимодействие с русской народной традицией в сибирском фольклоре. Знаток белорусского народного творчества, Захарченко обобщил свои наблюдения в фундаментальном научном исследовании «Свадьба Обско-Иртышского междуречья» (Москва, изд. «Композитор», 1983). Синтез славянских культур – важнейший знак кубанской народной ментальности. Кубанское казачество изначально было двуязычным – черноморские казаки говорили по-украински, линейные – по-русски.

Слайд 11

Песня «В полном разгаре страда деревенская» (отрывок)

В.Г. Захарченко по рождению – черноморский казак, поэтому всё украинское ему так же близко, как и русское. Дорого ему и белорусское традиционное наследие. Поистине, композитор Виктор Захарченко – живое олицетворение славянского единства. Так, он создал гимн «Беларусь» на слова Кронида Обойщикова, песню «Мать послала сыну думы» на слова белорусского поэта Михаила Танича, гимн «Стольный град Киев» на слова В.Матвиенко. В концертах Кубанского казачьего хора звучат белорусские народные песни («Через речаньку, через болото», «Ой, речанька» и др.), творческие связи объединяют Кубанский хор и Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г. Цитовича.  

Песня «Часовенька»в исполнении учащихся

Кубанский казачий хор представляет творчество многих народов, проживающих на территории Кубани,  его неизменно встречает неподдельная, искренняя любовь самых широких кругов слушателей и триумфальный приём.

Слайд 12

Песня «Мы с тобой казаки» в исполнении учащихся

  1. Итог урока

    Как же представлена многонациональная культура Кубанского края в творчестве Государственного кубанского казачьего хора?

   Песни каких народов исполняет хор?

   Танцы каких народов вы сегодня увидели?

  1. Рефлексия

Что нового вы узнали?

Что запомнилось и понравилось больше всего?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок кубановедения в 4 «А» классе МОУ СОШ № 3 Травкина Наталья Ивановна "Певцы земли кубанской. Кубанский казачий хор"

Слайд 4

"Крыло"

Слайд 5

«КРЫЛО» Танец некрасовских казаков. Оригинальные костюмы, своеобразная "восточная" хореография, дробный барабанный ритм по стилистике ближе к культуре мусульманских народов Турции, нежели к традиционной казачьей культуре. Танец насыщен энергетикой, многократной сменой темпоритма, сложными хореографическими решениями и производит незабываемое впечатление.

Слайд 6

Энергичный, взрывной номер, сделанный по мотивам фольклора народов Северного Кавказа. Любовь, лирическая тема женщины, честь джигита, традиционные ценности горцев нашли блестящее воплощение в этом танце . "Кавказская сюита"

Слайд 7

"Ковал кузнец казачью шашку" В этом необычайно эффектном, феерическом номере наиболее ярко передано мужское воинское начало казачей культуры. Богатырская сила, бесшабашная удаль, лихое веселье, виртуозное владение оружием — и всё это на фоне стремительного кавказского ритма!

Слайд 9

Черноморские казаки

Слайд 10

Линейные казаки

Слайд 11

«Мы с тобой казаки!»