информационные листы для родителей

Здесь собрана полезная информация для родителей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Большие тревоги маленьких детей

         У доски неуверенный в себе первоклашка теряет дар речи, а на перемене горько оплакивает каждую неудачу. Как поддержать ребенка и помочь ему справиться с тревогами?

Малыши бывают разные: одни смело лезут в любую лужу, а другие боятся продавца мороженого и воздушных шаров. Одни активно завоевывают мир, а другие обустраивают свой уютный уголок. А есть такие дети, для которых любой самостоятельный шажок — это огромное дело! Причем настолько опасное и непредсказуемое, что лучше за него даже не браться. Эти ребята боятся не только злого бабайки, но и любого взрослого, с опаской встречают новое, не доверяют даже себе и вообще не ждут от мира ничего хорошего.

 Психологи связывают такое детское поведение с высоким уровнем тревожности. Ситуативная тревога возникает как ответ на травмирующие ситуации, которые были в прошлом. А базовая тревога является одной из черт личности, приобретенных еще в младенчестве.

 Ситуативную тревогу могут вызвать самые разные явления и события. Для детей с устойчивой нервной системой травмирующими ситуациями могут быть:

  • развод родителей,
  • переезд,
  • тяжелая болезнь или другие изменения (даже такие радостные, как рождение братика или сестрички).

Пошатнуть доверие к миру у малышей с неустойчивой нервной системой может даже мелочь, если эта мелочь была для ребенка важна. Внезапное изменение планов, перестановка мебели, новая кофта вместо любимой водолазки — любое из этих событий может вызвать у ребенка большую тревогу.

         Наличие базовой тревоги означает, что ребенку трудно положиться на мир, довериться обстоятельствам и ожидать чего-то хорошего. Такой малыш очень ценит постоянство, предсказуемость и возможность контролировать свою жизнь. Тревожный ребенок не уверен в себе, боится совершить ошибку и попробовать что-то новое, с трудом выполняет задания в ситуации дефицита времени, например, когда нужно решить задачку быстрее всех. Особенно трудно приходится такому ребенку в начальной школе, где необходимо в одночасье поменять образ жизни, привычки, научиться действовать по новым правилам и познакомиться с огромным количеством новых людей. Поэтому в школе тревожность становится серьезным препятствием для адаптации детей и успешной учебы. А если малыш еще и предъявляет к себе повышенные требования (например, учиться только на «пять» и радовать маму), то первые неудачи в школе становятся настоящей трагедией!

         Для улучшения самочувствия тревожного ребенка требуется длительная психологическая работа со всей семьей. Однако жизнь диктует свои правила, и ребенок-первоклашка успеет возненавидеть школу, пока эта работа даст свои первые результаты. Поэтому для коррекции тревожности специалисты рекомендуют комплексный подход: кроме занятий с психологом очень полезны соблюдение режима дня, спортивные занятия для снятия эмоциональной нагрузки.



Предварительный просмотр:

Детская истерика

«Как справиться с детской истерикой? Я говорю не о простом крике, нет! В нашей семье истерика иногда превращается в истерические припадки: дочь задыхается, бьется головой об пол, бросается на пол и сучит ногами, его лицо краснеет, а руки сжимаются в кулаки. Много раз мы пытались не обращать внимания на это, но смотреть на нее в таком состоянии больно. Получив свое, ребенок сразу успокаивается и на какое – то время становится просто ангелом. Я со страхом жду, что будет дальше?»

Ольга, мама 3 – летней Кати.

«Уж сколько раз твердили миру…» Игнорируйте! Проявляйте терпение и выдержку! Нельзя поддаваться требованиям ребенка, которые тот предъявляет в виде истерик, крика или припадков! Подобное поведение малыша преследует несколько целей:

  • Добиться вашего внимания
  • Получить желаемое вознаграждение
  • Продемонстрировать свою власть над вами

Если ребенку удалось добиться своего с помощью истерики, он будет прибегать к этому все чаще и чаще. Обычно дети закатывают сцены именно мамам, в крайнем случае, когда присутствуют оба родителя, и почти никогда подобных историй не происходит наедине с папами. Почему? Может, ребенок понимает, что мама быстрее и легче сдается?

  • Бороться с истерикой надо терпением и спокойствием.
  • Помните, что истерики – временное явление. С возрастом они непременно прекратятся.
  • Если во время припадка ребенок начинает задыхаться – проявляйте спокойствие. Не бросайтесь его спасать, не тормошите и не суетитесь. Иногда дети сами доводят себя до обморочного состояния. На это тяжело смотреть, но будет еще тяжелее, если вы в этот момент пойдете на поводу у ребенка.
  • В возрасте 2 лет у малыша может появиться привычка биться головой о стену, если ему не дают того, чего он хочет. Не волнуйтесь. Если в остальных случаях ребенок ведет себя совершенно нормально, лучше не обращать внимания на его выходки, а наоборот – полностью его игнорировать.
  • Истерики часто случаются, если ребенок не выспался, голоден или очень устал. В таком случае примите часть вины на себя и не допускайте подобных ситуаций впредь.
  • Некоторых детишек надо просто обнять, прижать к себе и поцеловать. Скажите: «Я тебя люблю!».
  • Если истерика находится в начальной стадии – попробуйте отвлечь ребенка: предложите ему пойти погулять, дайте яблоко, поставьте какой – нибудь мультфильм.
  • Используйте такой метод воспитания, как лишение внимания. Едва ребенок начал истерику – вставайте и выходите из комнаты.
  • Используйте такой метод, как игнорирование. Вы можете находиться с малышом в одном помещении (машина, холл поликлиники, рабочий кабинет и т. п.), но не разговаривайте с ним и не смотрите на него.
  • Не ждите немедленного эффекта. Ребенок, увидев, что вы остались невозмутимы, может утроить свои попытки. Именно тут вам надо проявить силу воли, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.
  • Если истерика началась в общественном месте (магазин, гости, транспорт) постарайтесь вывести его из помещения. Возьмите ребенка на руки (если это возможно) и идите на улицу. Поставьте на тротуар или посадите на лавочку. Скажите: «Кричать в помещении неудобно, ты мешаешь другим людям. Ну а здесь ты можешь кричать, сколько душе угодно».
  • Не обращайте внимания на реакцию окружающих. Любой взрослый человек, имеющий детей, хоть раз, но оказывался на вашем месте и все понимает, остальные же вам просто сочувствуют.
  • Если вы находитесь дома или гуляете с ребенком в парке, используйте метод «присоединение»: сядьте рядом и «лейте слезы» вместе с ребенком; постепенно успокаиваясь, вы заставляете ребенка следовать за вами. После того, как малыш успокоится, обнимите его и поцелуйте.
  • Когда истерика закончится, вы должны вести себя так, будто ничего не случилось. Если вы выдержите напряжение и сможете неукоснительно следовать этому правилу, через некоторое время вы заметите, что ваш малыш устраивает истерики все реже и реже.

Материал подготовлен педагогом – психологом МБДОУ № 183 Воеводиной Е.В.



Предварительный просмотр:

Как примирить ребенка с детским садом

 Адаптация ребенка к детскому саду - это непростое испытание для детской психики, и от нас зависит, насколько успешно ребенок справится с ним и как быстро сумеет влиться в коллектив сверстников.

 Ребенок достиг 3-летнего возраста, и пришло время отправить его в детский сад. Сам он пока не понимает, что его ждет, возможно, даже с оптимизмом готовится к переменам в жизни, к новому общению и играм с другими детьми. Мама предвкушает возвращение к профессиональной деятельности. У бабушки появится масса свободного времени. Казалось бы, все идет своим чередом. Почти все мы прошли через это в детском возрасте и забыли, какой же это стресс для неокрепшей психики малыша!

Ну вот, свершилось: ребенок уже несколько дней посещает детский сад, только радостным он не выглядит. Даже наоборот — стал замкнутым и молчаливым, почти не улыбается, плохо ест, с трудом засыпает и тут же просыпается, вскрикивая. Знакомая картина? Связано это с тем, что у большинства детей адаптация к детскому саду проходит непросто. Психологи даже выделяют степени адаптации детей: от легкой до тяжелой.

Если к малышу через пару недель возвращается хорошее настроение, он начинает делиться какими-то радостными впечатлениями и чаще улыбаться, можно предположить, что адаптация состоялась и пришло время вздохнуть с облегчением. Но если малыш в первый месяц заболел или просто отреагировал повышением температуры, скорее всего вы столкнулись с тяжело протекающей адаптацией. В этом случае ребенок нуждается в вашей помощи, а может быть, и успокаивающих препаратах, потому что длительный стресс вреден для детского здоровья, он подрывает защитные силы организма и снижает сопротивляемость инфекциям.

Что же происходит с ребенком, перешагнувшим порог детского сада и оставшегося там без мамы — своего главного защитника? А чувствует он панику, растерянность, желание убежать куда-нибудь, спрятаться от этих страшных детей, с которыми уже не хочется играть. Да и какой нормальный человек будет интересоваться игрушками и новыми знакомствами, когда от страха забываешь, как завязывать шнурки и расстегивать рубашку. Но детская психика достаточно гибкая, и через пару недель малыш забывает о своих тревогах и сам ищет новых друзей.

Итак, как же помочь малышу пережить вхождение в новую жизнь

Несколько советов родителям:  

  • Настраивайте ребенка на позитивное отношение к детскому саду заранее, расскажите, как ему будет весело с новыми друзьями;
  • Не обсуждайте при ребенке свои переживания и опасения по поводу детского сада;
  • Постарайтесь создать для ребенка спокойную атмосферу дома;
  • Не нагружайте его нервную систему излишними впечатлениями, такими как походы в гости, компьютерные игры перед сном, телепередачи;
  • Одевайте ребенка по погоде, чтобы он не замерзал и не перегревался;
  • Выясните у врача, какие физиотерапевтические процедуры сделают ребенка более уравновешенным и спокойным.  

 Спокойный, уверенный в себе малыш открыт для знакомства с огромным миром, окружающим его. Отсутствие боязливости и тревожности – лучшие условия для развития и получения новых навыков. 

(по материалам сети Интернет)