статьи для специалистов и педагогов ДОУ

здесь собраны материалы, которые могут быть полезны специалистам и педагогам ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игрового цветотренинга как нетрадиционной формы организации коррекционно – развивающей работы с детьми с ОНР»

Воеводина Е.В. педагог – психолог, высшая квалификационная категория Кузенкова О.М. учитель – логопед, II квалификационная категория.

.

МБДОУ Детский сад №183 г. Архангельск

В настоящее время появляется все больше детей  не только с речевыми нарушениями, но и с нарушениями, носящими комплексный характер (сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы).

Наблюдение за поведением детей на занятиях позволяют сделать вывод, что существующая программа по преодолению нарушений речи у детей с ОНР не всегда учитывает изменения, происходящие в последние годы в нашей жизни и оказывающие влияние на психическое и физическое здоровье наших детей. Воспитанники ДОУ зачастую соматически ослаблены, быстро утомляются, имеют недостатки развития внимания и памяти, не обладают достаточными навыками в сфере общения со взрослым и сверстниками, имеют проблемы в поведении. Дети, поступающие в группы с общим недоразвитием речи, часто не знают основных сенсорных эталонов и не владеют способами обследования объектов. Кроме того, общепринятая форма организации коррекционных занятий (фронтальные, индивидуальные за столом) не всегда позволяет полностью реализовать поставленные специалистом задачи. Все эти факторы стали предпосылкой для изменения  алгоритма проведения коррекционных занятий с детьми с ОНР. К общепринятым коррекционным фронтальным и индивидуальным занятиям были добавлены нетрадиционные в форме игротренинга.

За основу была взята методика Погосовой Н.М. «Игровой цветотренинг».

Занятия по цветотренингу направлены на:

  • комплексное развитие и коррекцию речи;
  • развитие восприятия;
  • закрепления знаний сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, вкус, запах и т.д.) и способов обследования предметов;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • развитие творческих способностей;
  • гармонизацию эмоционального состояния;
  • развитие навыков общения.

           Опыт первых занятий показал, что уровень сенсорного развития  детей  с речевой  патологией гораздо ниже возрастной нормы. Зрение и слух  у таких дошкольников физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного и вкусового). Дети в полной мере не владеют способами проведения перцептивных действии, снижена скорость их выполнения. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач.  В то же время дети с общим недоразвитием речи могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький". Не используют слова, обозначающие вкусовые, обонятельные и слуховые ощущения. Недостатки сенсорного развития определяю скорость пополнения и объем активного и пассивного словаря.  

Исходя из результатов наблюдения и исследования дошкольников, нами были скорректированы задачи игротренинга:

1. Формирование  перцептивной деятельности.

2. Формирование  системы сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, фактура, вес, температура, вкус, запах, звук).

3. Формирование  интеллектуальных действий в  сочетании с развитием речевой  деятельности.

4. Разработка  схем и моделей для описания  предметов и их признаков.

5. Совершенствование  различных видов восприятия с  помощью системы дидактических  игр и упражнений.

6. Развитие  различных видов продуктивной  деятельности.

7. Формирование  мыслительных операций.

8. Развитие  продуктивного воображения.

9. Развитие  функции активного внимания.

Встречи игрового цветотренинга целесообразно проводить по алгоритму:

  1. Организационный момент: ритуал приветствия.

 (Здесь идет развитие коммуникативных навыков, актуализация знаний). Проводятся такие игры как «Цветное настроение (дети, сидя на ковре приветствуют др. друга, и выражают свое настроение в цвете, Спина к спине», «Дотронься до».

  1. Основная часть:
  • погружение в цвет  (Взрослый накрывает ребят большим разноцветным, шифоновым платком, произносит магические слова, и дети оказываются в стране цвета. Чтение сказки, путешествие в страну цвета)
  • всестороннее обследование объектов определенного цвета, составления описательного рассказа, сравнение предметов. Закрепление полученных знаний в дидактических играх и упражнениях для развития сенсорики, развития и коррекции речи, когда реальный предмет можно увидеть, понюхать, попробовать, послушать, потрогать: «Запах зеленого городка», «Синий звук»,  «Положи и скажи», «Чей? Чья? Чье».
  • динамические паузы
  • упражнения для развития мелкой моторики кисти рук
  1. Заключительная часть:
  • Самовыражение в цвете (рисование, аппликация, создание коллективной работы) Это деятельность детей.
  • Ритуал прощания (Что больше всего понравилась, какое настроение у меня сейчас, пожелания на неделю).

Проведение занятий таким образом позволяет активизировать внимание ребенка, удерживать работоспособность на достаточно высоком уровне, сохранять интерес к занятию до его окончания.

Результатом систематической  работы по программе игрового цветотренинга стало:

  • обогащение словаря и развитие связной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие правильного звукопроизношения;
  • Формирование  перцептивной деятельности;
  •  Формирование  системы сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, фактура, вес, температура, вкус, запах, звук);
  • положительная устойчивая мотивация к занятиям;
  • снижение уровня тревожности воспитанников;
  • снижение агрессивности воспитанников
  • выработка навыков самоконтроля
  • снятие эмоционального напряжения воспитанников.

Для родителей дошкольников был проведен семинар – практикум, в ходе которого им оказана информационная поддержка по способам развития сенсорной и речевой сферы ребенка в играх:

  • Игры с красками
  • Цветные игры со словами (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами); проговаривание и дополнение предложений);

 а также родителям предложены:

  • Разноцветные сказки для чтения,
  • Стихи для заучивания,
  • Сочинение разноцветных сказок и историй.

По окончании курса была проведена диагностика. Ее результаты позволяют утверждать, что

  • На 31% вырос уровень развития восприятия и овладения сенсорными эталонами;
  • На 20,3% вырос уровень концентрации внимания;
  • На 15% снизился уровень общей тревожности дошкольников;
  • На 15% вырос уровень речевого развития (объем предметного и глагольного словаря, овладение предложно – падежными конструкциями, связная речь);

Наблюдение за дошкольниками в ходе игр, режимных моментов и ООД показало, что у них возрос самоконтроль звукопроизношения, произвольность поведения, снизился уровень агрессии, дети стали более коммуникабельны.

 Анализируя полученный опыт работы и результаты наблюдения,  диагностики, считаем целесообразным включение нетрадиционных занятий в форме игротренинга в общепринятую систему работы по коррекции речи детей с ОНР.

Используемая литература:

  1. Алексеева Е.Е. «Психологичекие проблемы детей дошкольного возраста», СПб.: Речь, 2006г
  2. Нищева Н.В. «Цветные сказки», СПб.: Речь, 2001г
  3. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг», СПб.: Речь, 2005г., 152с
  4. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?», М.: Генезис, 1988г.
  5. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет, М.: Генезис, 2005г.