Патриотическое воспитание на уроках английского языка

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» второго поколения указывает на необходимость  активизации процесса  патриотического воспитания в младшем школьном возрасте. Согласно концепции духовно-нравственного развития стандарта выпускник начальной школы должен обладать следующими личностными характеристиками: это человек, любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно познающий мир. Таким образом, изучение проблемы и основных эффективных методик патриотического воспитания младших школьников необходимо и актуально.

     Кроме того, очень важным в проблеме патриотического воспитания в школе вообще, и в частности на уроках английского языка, является то, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, искренне сочувствуют и сопереживают. В этот возрастной период закладываются и формируются духовно-нравственные основы ребенка, его механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Поэтому этот возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка.  

    Основная  задача учителя английского языка в начальной школе    – заложить первые кирпичики в фундамент формирования ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма ученика. На этом этапе начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином сво­его Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые по­зволяют ему занять достойное место в обществе . А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала  младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны. 

Другим важным условием успешности формирования у ученика такой системы является  деятельностный подход, который состоит из  трех аспектов :когнитивного, эмоционально-чувственного и деятельно-практического. Ученик должен знать о том, что значит быть патриотом своей страны (когнитивный аспект). Кроме того, у него необходимо сформировать внутреннее убеждение в соблюдении норм межнациональных отношений(эмоционально-чувственный аспект).И только через деятельность и сопричастность мы можем заложить в детях чувство патриотизма и гражданственности. 

В своей практической деятельности я использую различные методы и формы патриотического воспитания. Например, сравниваю и анализирую  английские и русские пословицы и поговорки, при изучении различных тем, что способствует бережному отношению к народной памяти, национальным, культурным традициям.

     Любовь к своей Родине проявляется и в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка правильной культуры общения способствуют часто применяемые диалогические упражнения. 

      Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика. Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников доказывает свою эффективность. Правильно организованная проектная деятельность позволяет дать ощутимый воспитательный эффект, связанный с личностным развитием учащихся, с формированием их ключевых компетенций гражданина и патриота России. Главное здесь, постараться сделать акцент на усвоение общечеловеческих  ценностей, использовать  простые примеры, доступность и образность формы изложения.

     Очень важна внеклассная работа по предмету, которая позволяет  учитывать возрастные особенности младших школьников. Это могут быть мероприятия, посвященные какому-то празднику, событию или интересной теме.

     Способ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на уроках иностранного языка заключается в освоении современных информационных технологий, внедрении инновационных подходов в преподавании и, конечно же, в совершенствовании собственной педагогической техники. Ведь только благодаря постоянному творческому поиску, рациональному выбору форм и приемов обучения, современный учитель может успешно  реализовать поставленные перед ним цели и задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках английского языка

     «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» второго поколения указывает на необходимость  активизации процесса  патриотического воспитания в младшем школьном возрасте. Согласно концепции духовно-нравственного развития стандарта выпускник начальной школы должен обладать следующими личностными характеристиками: это человек, любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно познающий мир. Таким образом, изучение проблемы и основных эффективных методик патриотического воспитания младших школьников необходимо и актуально.

     Кроме того, очень важным в проблеме патриотического воспитания в школе вообще, и в частности на уроках английского языка, является то, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, искренне сочувствуют и сопереживают. В этот возрастной период закладываются и формируются духовно-нравственные основы ребенка, его механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Поэтому этот возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка.

      Основная  задача учителя английского языка в начальной школе    – заложить первые кирпичики в фундамент формирования ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма ученика. На этом этапе начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему занять достойное место в обществе . А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала  младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

      На данном этапе обучения (начальная школа) речь идет о создании учителем  условий для формирования  гражданско – патриотической культуры личности  ребёнка .Именно эти условия должны обеспечить эффективность и последовательность последующей работы по патриотическому воспитанию учащихся.

       Другим важным условием успешности формирования у ученика такой системы является  деятельностный подход, который состоит из  трех аспектов :когнитивного, эмоционально-чувственного и деятельно-практического. Ученик должен знать о том, что значит быть патриотом своей страны (когнитивный аспект). Кроме того, у него необходимо сформировать внутреннее убеждение в соблюдении норм межнациональных отношений(эмоционально-чувственный аспект).И только через деятельность и сопричастность мы можем заложить в детях чувство патриотизма и гражданственности.

     Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета. Английский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма сквозь призму восприятия иноязычной культуры.

     Можно выделить основные направления содержания деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности  по предмету иностранный язык :

1)Историко – краеведческое (родной край, город, известные люди)

2)Гражданско-патриотическое (защита отечества, страна ,в которой мы живем)

3)Культурное (праздники,традиции)

4)Литературное (устное народное творчество,стихи,пословицы)

5)Семейное (история своей семьи, традиции, увлечения)

 

     В своей практической деятельности я использую различные методы и формы патриотического воспитания. Например, сравниваю и анализирую  английские и русские пословицы и поговорки, при изучении различных тем, что способствует бережному отношению к народной памяти, национальным, культурным традициям.

     Любовь к своей Родине проявляется и в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка правильной культуры общения способствуют часто применяемые диалогические упражнения.

      Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика. Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников доказывает свою эффективность. Правильно организованная проектная деятельность позволяет дать ощутимый воспитательный эффект, связанный с личностным развитием учащихся, с формированием их ключевых компетенций гражданина и патриота России. Наиболее популярные темы проектных работ : My family, We like Russian and English fairy-tales, School, My city, Russian and English food, Our friends. Главное здесь, постараться сделать акцент на усвоение общечеловеческих  ценностей, использовать  простые примеры, доступность и образность формы изложения.

     Очень важна внеклассная работа по предмету, которая позволяет  учитывать возрастные особенности младших школьников. Это могут быть мероприятия, посвященные какому-то празднику, событию или интересной теме.

     Способ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на уроках иностранного языка заключается в освоении современных информационных технологий, внедрении инновационных подходов в преподавании и, конечно же, в совершенствовании собственной педагогической техники. Ведь только благодаря постоянному творческому поиску, рациональному выбору форм и приемов обучения, современный учитель может успешно  реализовать поставленные перед ним цели и задачи.