Список методических публикаций

2013-2018 гг. Статья «Современные мультимедийные ресурсы в иноязычной подготовке учащихся». Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в рамках реализации принципа преемственности «школа-вуз»: материалы Республиканского научно-методического семинара (13 апреля 2013). – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2013. – 116 с. 2013 г. Статья «Использование базовых средств ИКТ на уроке иностранного языка. Мотивация, развлечение. Обучение» Сборник «Электронное образование в России: опыт, проблемы, перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции в –х ч./ Сост. А.Р. Камалеева-Казань, Отечество, 2013. – 392 с. Статья «Использование технологии креативного обучения в создании индивидуальной образовательной траектории лингвистически одаренных детей». Научный сборник «Современные стратегии и подходы сетевого полилингвального обучения одаренных детей.» Сб. статей под ред. И.Э.  Ярмакеева. Казань: Отечество, 2014. – 132 с. – ISBN 978-5-9222-4. Статья «Современные образовательные технологии в творчестве педагога» Центр современных образовательных технологий конкурс.net. Публикация на образовательном портале ООО "НПЦ "ИНТЕРТЕХИНФОРМ" http://конкурс.net  Публикация «Способы практической реализации интерактивных методов обучения иностранному языку» Публикация на образовательном сайте «Для педагога» https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1215. Публикация на странице   Интерне-проекта «Копилка уроков - сайт для учителей», свидетельство №.359400. Методическая разработка «Календарно-тематическое планирование с УУД к учебнику «Spotlight 3» АО  Издательство «Просвещение»,сертитфикат № 544 http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=46187 Статья «Творческие приемы обучения как одно из условий формирования навыков свободного языкового самовыражения. Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы: Всероссийская научно-практическая конференция педагогов и руководителей научных обществ: тезисы докладов/под ред. Д.Р. Муравьевой.-Казань: Изд-во Казань ун-та,2017.- Ч.III/-92 c. Статья «Проектные технологии в формировании иноязычной культуры одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО» Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие: Сборник материалов четвертой республиканский научно-практической конференции. – Казань: редакционно-издательский центр «Школа», 2017. – 400 с. Статья «Реализация иноязычной коммуникативной компетенции в проектной деятельности учащихся». Инновации в образовании: опыт реализации: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. – Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. – 620 с.Статья «Практические способы реализации принципов развивающего обучения на уроках английского языка на ранних этапах обучения», Теория и практика развивающего обучения в условиях реализации ФГОС. ХIII Занковские чтения. // Сборник статей и методических материалов международной научно-практической конференции. 14 марта 2018 г. / Под ред. проф. В.Ф.Габдулхакова. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, 2018. 285 с.ISBN 978-5-9222-1212-0.Статья «Коучинг как форма профессионального развития и поддержки молодого педагога». МО и Н РФ, МО и Н РТ, УО ИК ЗМР РТ, К(П)ФУ, Институт психологии и образования. Путь к мастерству: сборник методических статей по материалам заседания клуба молодого педагога. –Казань-Зеленодольск, 2018 – 234 стр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarullina_e.v.statya.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Е.В. Яруллина,

МБОУ «Лицей № 14» ЗМР РТ, (г. Зеленодольск, Россия)

Резюме: Статья посвящена использованию продуктивных технологий в обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС. Приведены примеры их  практического применения на уроке и во внеурочной деятельности с целью формирования  креативной  компетенции, позволяющей учащимся использовать языковые средства в различных контекстах спонтанно и на продуктивном уровне.

Abstract: This article is devoted to  the use of productive technologies in teaching a foreign language in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard. The examples of their practical application in the classroom and in extracurricular activities are given in order to form creative competence, which allows students to use language tools in various contexts spontaneously and at a productive level.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компонент, коммуникация, коммуникативные стратегии, обучение иностранному языку.

Key words:, productive technologies, classroom and in extracurricular activities foreign language teaching.

Одной из самых важных  задач обучения в  школе  всегда являлось умственное развитие учащихся.  Выпускник творческий и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству  - таково одно из требований к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ООО.  Переход  на новые стандарты обучения  потребовал    соответствующих новому времени  изменений  в деятельности педагога, в том числе таких ее направлений как  реализация  деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, построение обучения на принципах развивающего обучения, обязательное участие обучающихся в проектной деятельности по предмету, оценка предметных результатов с позиции оценки способности учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Практическая  же цель обучения иностранному языку заключается в формировании основ коммуникативной компетенции, позволяющей осуществлять иноязычное общение в говорении,  чтении, аудировании и письме. Достижению этих целей уделяется большое внимание на протяжении всех лет обучения. Почему же тогда учащиеся или выпускники школ, владея солидным лексическим запасом, зная  его грамматические нормы, осознавая его строй, оказываются совершенно беспомощными вне урока в ситуациях естественного общения,  в том числе  и с носителями языка?  Прежде всего, это отсутствие мотивации в речевой деятельности, что препятствует выходу накопленных умений в естественное речевое общение. (Гальскова:62). Поэтому в задачу учителя входит  удовлетворить  потребность  учащихся в живом общении, развивать и поддерживать интерес к изучаемому  языку. С помощью дополнительных приемов, использования инновационных технологий, возможно активизировать интерес детей, повысить их учебную мотивацию, превратить пассивное слушание в активную работу.  

Одной из интересных и продуктивных технологий, применяемых на  уроке и во внеурочное  время в работе с одаренными школьниками , является  проектная.  Реализуется  она, в том числе, и в форме участия учащихся в международных телекоммуникационных проектах с носителями изучаемого языка. Суть его – стимулирование интереса учащихся к  проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, применимой в практической деятельности. Проект, который был бы интересен  для учащихся из разных стран, позволяет создать естественную языковую среду. Соответственно появляется мотивация для иноязычного высказывания, настоящая потребность в собственном высказывании на иностранном языке и, соответственно, подлинная коммуникация. Но, самое главное, такого рода проект - это  диалог культур.  В процессе работы над темой одинаково значимой для всех участников, реализуется идея культуры мира и важной составляющей учебного процесса становится подготовка бикультурной личности, воспринимающей и реализующей себя как составную часть мирового культурного процесса. Социокультурное образование становится для обучаемых не только ключом к образу жизни конкретных изучаемых стран, стилей жизни их народов, богатству их культуры, но и ключом к осознанию универсального и специфического национально-культурного взаимодействия. Очевидно, что явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в процессе деятельности и общении, отображаются в его сознании, фиксируя причинные связи явлений и эмоций, и картина мира меняется от одной культуры к другой  (Цветкова:109-115). В качестве примера возьмем проект «Places and Perspectives» (https://iearn.org).

Старт очередного проекта начинается с определения зоны ответственности каждой команды и последовательности календарного планирования. Оговариваются критерии успеха, формы контроля,  рамки проекта, состав и содержание,  ограничения и допущения, правила взаимодействия основных участников и их ответственность, координация работ проекта, организация контроля выполнения, отчетность по проекту, завершение проекта, подведение итогов. Учителя знакомят друг друга со своим творческое кредо и своей командой. Визитная карточка учащихся представляет собой обобщенные сведения о своем классе, увлечениях, городе, стране. Каждая команда предлагает свой мини-проект, тема которого должна быть созвучна общей. Для того чтобы работа была успешной, ребята рассылают друг другу вопросы, касающиеся той информации, которую они хотели бы получить. Все участники должны  не только внести  вклад в мини-проекты школ-партнеров, но и проявить  заинтересованность в работе каждого участника, послав в ответ на очередную публикацию свой отклик, соблюдая, таким образом, нормы речевого этикета.

В ходе реализации проектов  учащиеся   школ-партнеров из разных стран мира, используя возможности Интернет, обмениваются своими ответами на вопросы в рамках конкретных тем, предложенных для обсуждения.  Наши учащиеся представляют культурно-исторический и природный потенциал Республики Татарстан, что способствует распространению, популяризации национальных, культурных, исторических ценностей и разрушению отрицательного образа  мусульманской цивилизации, сложившегося не без влияния западной пропаганды и тиражируемого средствами массовой информации.

Еще одной из форм деятельностной технологии, применяемой автором в работе с одаренными детьми,  явиляется  участие в некоммерческом проекте одной из крупнейших международных студенческих организаций AIESEK, деятельность которой направлена на развитие высоко конкурентных молодых специалистов, на содействие реализации Целей устойчивого развития на территории РТ через диалог культур.  Проект был реализован    в форме проведения нестандартных  уроков  непосредственно англоязычными волонтерами, в форме виртуальных путешествий по территории Египта, Китая и Марокко,  лекциях о профессиях будущего, уроков, посвященных личностному и профессиональному росту, роли  необходимости изучения иностранного языка для успешной карьеры, а также играх на сплочение, танцевального и  вокального конкурсов.

Вовлечение в такого рода деятельность волонтеров и учащихся создает дополнительную мотивацию и стимул для  их дальнейшего участия в общественной жизни. Новый опыт приобретает, также, учитель. В этих условиях у учащихся формируется творческая (креативная) компетенция, позволяющая использовать языковые средства в различных контекстах спонтанно и на продуктивном уровне, которая и обеспечивает коммуникативную деятельность на изучаемом языке, ибо в таком случае создается уникальная ситуация естественной языковой среды.  Вот почему важно находить  разные возможности непосредственного взаимодействия с носителями языка, воспитывать  у учащихся потребность использовать язык как средство общения.

Список использованной литературы:

1. Федеральный  Государственный Образовательный  Стандарт ( приказ от 17 мая 2012 г. N 413).  Консультант Плюс:  комп. Справ. Прав. Система [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193932&rnd=244973.1326725358#0  (Дата обращения 21.09.2020).

2. Н.Д. Гальскова.  Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с. (Метод, биб-ка).

3. Цветкова Т.К. Обучение иностранному языку в контексте социокультурной парадигмы // Вопросы филологии. - 2002. - №2. - С. 109-115.