Результаты сотрудничества МБОУ Школа 21 в лице учителя истории и обществознания К.И.Кожевникова с Нижегородским центром непрерывного образования (фрагмент)

Кожевников Константин Иннокентьевич

Результаты сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_godovogo_analiza_1.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

( Фрагмент годового анализа

результатов мониторинговых исследования сформированности УУД ,

выполненный  ЧУ ДПО НЦНО на основе исследований педагогов,

сотрудничающих с организацией )

Регулятивные универсальные учебные действия

        Приоритетной целью современного образования наряду с классической  передачей знаний  от педагога к обучаемому становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся призван стать координатором и направляющим образовательного процесса, создателем своей образовательной траектории безусловно ,при направляющей и и координирующей деятельности учителя. Большую значимость приобретают регулятивные умения. Их важность возросла   в новых достаточно непростых условиях, которые возникли  в период дистанционного обучения,  которое стало активно развиваться в последнее время.

 К регулятивным УУД относятся следующие умения:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;

• контролировать процесс и результаты деятельности;

• адекватно оценивать свои достижения;

• осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Результаты сформированности регулятивных умений обучающихся основной школы 2020-21 уч.год ( 1 п\г). на историческом материале.  ( % показателей)

Для детального анализа динамики развития  регулятивных умений  в 2020-2021 уч.году  были предложены  умения  контроля и оценки полученных результатов .

        Контроль и оценка входят в состав учебной деятельности, но отличаются от других учебных действий и по своей природе, и по способу формирования. На любом уроке школьник учится работать  с изучаемым материалом: преобразовывать  его, моделировать  его существенные свойства и т.д. Вместе с тем школьник учится контролировать и оценивать все эти предметные действия. Контроль и оценка – это действия с действиями, а не действия с предметами. От того, как учащийся овладевает действиями и мыслями о действиях зависит его рефлексивное развитие. Иными словами, от судьбы контрольно-оценочной части учебной деятельности существенно зависит ее развивающий эффект, ее направленность на рефлексивное развитие школьника. Выполнение  контрольно-оценочных  действий  способствуют  тому, что учащийся обращает внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия  решаемой  задаче.  Данное  умение  должно  формироваться  ипоступательно  развиваться  у школьников в каждодневной практике, т.к. возрастает объём и сложность материала от темы к теме ,от класса к классу.
От правильной организации действий контроля и оценки зависит во многом успех образования  учащихся  в  школе. Согласно  Федеральному  государственному  стандарту основного общего образования система оценивания построена на следующих основаниях:

1. Оценивание - постоянный процесс, встроенный и интегрированный в образование.

2.  Оценивание  критериальное.  Основными  критериями  оценивания  выступают операциональный  состав  способов  действий,  которые  осваивает  ученик  и соответствующие учебным целям.
3. Критерии оценивания и алгоритм, форма фиксации самой оценки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

4.  Система  оценивания  выстраивается  таким  образом,  чтобы  учащиеся  включались  в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
        Оценивание  может  осуществляться  по  критериям,  которые  вырабатываются педагогами  и  учащимися  совместно,  а  может  происходить  по  готовым  разработанным критериям. Данная работа является одной из форм подготовки к ОГЭ И ЕГЭ, т.к
, с такими критериями учащиеся сталкиваются, выполняя задания ОГЭ и ЕГЭ (в основном это касается второй части заданий).  

        Проанализируем актуальное состояние и уровень сформированности оценочных действий  учащихся основной школы в 1 полугодии 2020-2021 учебном году.

Мониторинг, разработанный Центром, позволил отследить   уровень сформированности прогностической оценки у учащихся. Прогностическая оценка – это оценка своих возможностей для решения той или иной задач.

Результаты исследований оценочных действий у обучающихся

основной школы (средние показатели 2020 – 2021уч.г. 1полугодие, указан % обучающихся, безошибочно выполнившие задания).

        Анализ результатов мониторинга показал, что, несмотря на достаточно хорошие  результаты, которые показали учителя математики в 5 классе в развитии   у обучающихся умения осуществлять прогностическую оценку, – 70%, на универсальном уровне ей  владеют не более 12%  пятиклассников.

Данные  диаграммы достаточно информативны и на ее основе можно сделать ряд выводов

  1. Формирование данного умения возможно, обучающиеся понимают  какие шаги они должны для прогноза  своих результатов при изучении той или иной темы,но  не все учителя  практикуют работу по формированию данного умения,не обращают внимания  школьников на то, как  оценивать  свою деятельность и свой результат,на что можно рассчитывать  при выполнении  определенных действий, а следовательно, на что обратить  внимание для улучшения своих знаний и , следовательно, отметок.

Так, анализ показал, что  в 5 класс только у 12 % школьников формируется умение контроля и оценки на универсальном уровне, несмотря на то, что на математическом предметном материале его продемонстрировало 70 %  исследуемых.

2.Работа по данному направлению , к сожалению, не проводится в системе. Если в 5 ых классах  обучающие показали  хорошие результаты  на отдельных предметах, то в 6,7,8 классах  необходимого внимания данным умениям не уделялось. Диаграмма показывает падение результатов данных действий. Например, исследования на математическом предметном материале показало резкое падение показателей  (от 70 % в  классах до 6 % в 8- ых классах). Казалось бы, что в период взросления школьников, увеличения доли самостоятельности в их учебной деятельности  эти цифры  должны расти,но этого не происходит.

 Но как обстоит дело с ретроспективной оценкой у обучающихся основной школы, т.е. с оценкой уже выполненной работы по готовым критериям или разработанными совместно с учителем?  В 7-8 классе обучающиеся самостоятельно определяли критерии оценивания работы, исходя из требований к заданию, при этом оценивалось ими не отсутствие или наличие того или иного параметра, а правильность выполненного задания по найденным критериям. К концу 1 полугодия в 7 классе безошибочно выполнили задание на предметном содержании русского языка 15% обучающихся, в 8 классе на математическом содержании всего лишь 3% школьников успешно справилась с заданием на умение самостоятельно оценивать выполненную работу. Обращаем внимание учителей, что необходимо продумать систему заданий, в которых учащиеся учатся оценивать результат выполненной работы не только по готовым критериям, но и учатся коллективно или самостоятельно определять нужные критерии для оценивания работы. Без умения оценивать результат работы, невозможно самостоятельное продвижение вперед, определение своего незнания и планирования шагов по его устранению.

 Примеры  таких  заданий могут выступать следующие:

– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);

– составление проверочных заданий под составленные критерии;

– выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;

– создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);

– характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах.