Методическая копилка

"Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь"

                  В.Ключевский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соловьихинская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края

Номинация: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении»

Карта урока

по математике в 4 классе

«Единицы времени»

учитель начальных классов

Рыжих Маргарита Леонидовна

2017г.

 ТЕМА УРОКА: Таблица единиц времени.

ЦЕЛИ УРОКА:

Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме «Единицы времени», систематизация знаний по теме, составление таблицы «Единицы времени»

Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные УУД: 

Самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. (Самооценка).                                        

Коммуникативные УУД: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные УУД: 

постановка учебной задачи;

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД: 

структурирование знаний;

построение логической цепи рассуждений, доказательство.

ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ: 

1.Моро М.И., С.И.Волкова, С.В. Степанова. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч.  – М.: Просвещение, 2015.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 2. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по математике 4 класс. -  М.: ВАКО, 2014

 3. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы(КИМы). Математика. 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, презентация Power point, слайды Солнечной системы.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: интерактивная доска, компьютер, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: окружающий мир.

МЕТОДЫ: частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный, практический

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: фронтальная, индивидуальная, групповая. 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация);

-Здоровьесберегающая.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- повышение активности учащихся на уроках;

- улучшение результатов обучения;

- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

                                 

                                          Карта   урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

- Доброе утро, дорогие друзья. Присаживайтесь.

- Вы готовы со мной сегодня поработать?

- А для работы нам сегодня понадобятся:

внимательные глаза,

чуткие уши,

ловкие руки,

сообразительные головы.

И, конечно же, хорошее настроение!

- А какое у вас сейчас настроение? Покажите.

Ребята! Хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своею довольны остались,
Чтоб этот урок порадовал всех,
И каждый из вас ощутил свой успех.

Да

Показывают свое настроение с помощью условного знака

Личностные УУД:

Самоопределение;  смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Слайд 1

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- На слайде записано известное высказывание писателя. Прочитайте его.

– Чем является время с точки зрения писателя?  
– Что такое время с точки зрения математики? 

- Что вы уже знаем об этой величине?

- Что умеем делать с единицами времени?

- Определите тему нашего урока.

- Вы изучили все единицы времени.

Значит, какую задачу поставим на уроке?

- А еще мы сегодня составим таблицу единиц времени.

      - Как много можно сделать за одну минут. Некоторые ребята за

минуту успевают прочитать 130 слов. И мы сейчас с вами, не теряя ни минуты, начнем урок.

-Кто из вас мечтает побывать в космосе?

Сегодня на уроке ваша мечта сбудется.     

Дети читают:

«Время это- драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.»

- Подарком

- Время – это величина

- Мы знаем единицы времени

 Величина –свойство предмета, которое можно измерить, сравнить с помощью знаков <, >,  = преобразовать.

Время.

Повторить все, что изучили.

Ребята поднимают руки.

Познавательные УУД: 

структурирование знаний;

построение логической цепи рассуждений, доказательство

Регулятивные УУД: 

постановка учебной задачи;

Слайд 2

3. Актуализация знаний

-Предлагаю вам совершить небольшое путешествие на космическом корабле по нашей Солнечной системе, а так как полет будет проходить во время урока математики, то за время путешествия мы повторим все единицы  времени, составим таблицу единиц времени, а так же вспомним, что мы знаем из окружающего мира о Солнечной системе.

Каждый из вас получил бортовой журнал, в котором вы будете фиксировать все свои космические баллы, полученные на уроке.  

Заполним журнал. Напишите свою ФИ и дату полета.

-А что самое главное для космонавтов в полете?

-А как мы будем работать?

-Но для того чтобы отправиться в путь, вам необходимо пройти предстартовую проверку

Выполните  задание №1

Проверьте и оцените свою готовность к полету. Сделайте пометку в бортовом журнале, обведите нужную цифру в соответствии с критериями.

Дети заполняют бортовой журнал

- Внимание, взаимовыручка.

- Дружно, помогать друг другу 

Задание №1

2 ч = … мин

60 с = … мин

65 мин = … ч …мин

70 мин = …ч …мин

90 мин = …ч … мин

Познавательные УУД: 

структурирование знаний;

Регулятивные УУД: 

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала.

Слайд 3 Солнечная система

Приложение 1

4. Обобщение и систематизация знаний ( подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

Итак, проверка закончена и вы все допущены к полету. Пристегнитесь, взлетаем.  Держим курс на Луну

  

- А что нам известно о Луне?     

 Работа в группах.

- Ребята!!! Наш навигатор дал сбой и перепутал временную последовательность.

 Для того чтобы продолжить путешествие, нам необходимо ее восстановить.

- Вот сейчас нам пригодиться внимание, дружба, взаимовыручка – будем работать в группах.

- Разделимся.

-Каждая группа получит: ватман, набор карточек и клей.

-Ваша задача восстановить временную последовательность и установить соответствие между величинами.

-За работу!

- Кто закончил работу? Прошу спикеров представить таблицу.

- Проверим работу друг друга и устраним помехи, если нужно

 Результаты проверки работы в группе занесите в бортовой журнал соседа.  

 Схему, которую вы восстановили, называется "Таблицей единиц времени".

- Где можно использовать наши таблицы?

Т.е. можно повесить таблицу в классе, как памятку.

- А зачем 2 таблицы? Что можно сделать со второй?

- Луна – единственный спутник Земли, который притягивается Солнцем. Луна – самая близкая соседка Земли. На Луне нет воздуха и воды.

Ученики делятся на две группы, выбирают ответственного и выполняют задание.

Спикеры прикрепляю таблицы к доске, защищают работу группы.

Взаимооценивание

- На уроке. Этой таблицей мы будем пользоваться при переводе из одной единицы времени в другую

Ответы детей

,Коммуникативные УУД: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные УУД: 

структурирование знаний;

построение логической цепи рассуждений, доказательство

Регулятивные УУД - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона

Слайд 4 (Луна)

Слайд 5 (Сбой)

Слайд 6 (Пустая таблица)

Слайд 7 (Эталон)

Приложение 3

Молодцы, вы успешно исправили неполадки, но потратили много сил. Мы должны их восстановить и подзарядиться.

Физкультминутка

1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Будильник" - хлопки над головой.
4) "Пружинка" - приседания.
5) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Держим путь на Марс

- Что вы знаете о Марсе?

 

Ученые считают. Что условия на Марсе близки к земным.  Если мы встретим марсианина, то нам нужно как можно подробнее описать сегодняшний день, используя опорные слова – единицы времени (Месяц, неделя, год, век, час, минута, секунда)

-Кто самый смелый и вступит в разговор с марсианином?

- Держим курс на Солнце. Я предлагаю туда лететь. Вы все согласны?

 

- Да и далековато. Расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 км.

Если бы мы решили поехать на карете, нам понадобилось бы 500 лет. А сколько это веков?

Если ехать на автобусе понадобится в 5 раз меньше времени. Сколько это лет?

А солнечный лучик преодолевает это расстояние за 8 минут.

-Это четвертая планета Солнечной системы

Подготовьтесь к диалогу в парах.

Дети разыгрывают диалог с Марсианином. 

- Нет. На Солнце лететь нельзя. Температура – 6000˙ жары.

- 5 веков

- 100 лет

Коммуникативные УУД: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Слайд 8 (Марс)

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

- Ну а нам пришла пора возвращаться на нашу родную планету. Произведем мягкую посадку.

Выполнение теста

1. В какой строке слова расположены по порядку?

А) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера;

Б) Послезавтра, вчера, сегодня, позавчера, завтра;

В) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;

2) Сколько минут в 3-х часах?

А) 300;

Б) 150;

В) 180;

3) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно?

А) 1 век > 207 лет;

Б) 2 мин.50сек.<200 сек.

В) 2 ч. > 100 мин.

4)  Солнце взошло в5 ч. 10 мин., а зашло в 18 ч. 10 мин. Найди продолжительность дня.

А) 24 ч.

Б) 13 ч.

В) 12 мин.

5) Занятия начинаются в 9ч. 30 мин утра – 4 часа в классе и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются занятия?

А) 12 ч. 30 мин.

Б) 14 час.

В)14 ч.30 мин.

Проверьте свои записи с правильными ответами на доске. Результаты внесите в бортовой журнал.

Выполнение самостоятельной работы

Самопроверка

Регулятивные УУД: 

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала.

Слайд 9 Земля

Приложение 2

Слайд 10 Эталон

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Итак, 40 минут пролетели очень быстро. Можно ли сказать, что мы их провели с пользой?

-Почему так думаете? Обоснуйте свой ответ.

 -Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что было интересно? Что затрудняло?

-А сейчас посмотрите сколько баллов вы набрали за время «полета» и попробуйте оценить себя, поставив себе отметку бортовой журнал в графу «За работу на уроке». Кто сомневается в своей оценке, позовите меня на помощь.

Кто может прокомментировать свою отметку?

-Кто доволен собой?   Кто не очень доволен и почему?

- Посмотрите на доску, выберите подходящее для себя выражение и запишите ниже в бортовом журнале.

Ответы детей

- Повторить все, что знаем по теме «Время», составить таблицу «Единицы времени»

- Да было интересно.

Ответы детей.

Комментарии ребят 

Ничего не понятно на уроке.

Все понятно на уроке, затруднений нет.

Хочу знать больше.

Регулятивные УУД: 

оценивание качества и уровня усвоения материала.