Самообразование

Киреева Галина Валентиновна

«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством ознакомления с народными промыслами России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

   «Нравственное воспитание           дошкольников посредством сказки»

«Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»

Русская народная пословица

Каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Сказки – неотъемлемая часть нашего детства, дверь, через которую все мы попадали в волшебный мир, где добро всегда побеждает зло, где царят чудеса, а честность и справедливость всегда вознаграждаются.

Ребенок, читая или слушая сказку, входит в многогранный и сложный мир, где сталкивается не только с верной дружбой, справедливостью и героизмом, но и с ложью, предательством, жестокостью. При помощи сказок маленький человек учится отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного. Период детства – самый благоприятный для формирования моральных принципов и убеждений.

Содержание нравственного воспитания неизбежно претерпевает изменения с течением времени, но всегда были и будут востребованы в обществе гуманизм, толерантность, эмпатия, разностороннее развитие личности, стремление к труду и познанию мира, критическое мышление.

Богатым источником нравственных принципов и моральных норм можно считать сказки: эти произведения фольклора созданы многими поколениями людей, а значит, вобрали в себя народную мудрость, выработанную в веках. За внешней фантастичностью сказок скрывается реальный жизненный опыт, знания о социальных отношениях, столь необходимые детям, еще не имеющим обширного собственного опыта социальных отношений. Помимо этого сказки также прививают детям чувство прекрасного, содержат в себе не только этические принципы, но и эстетическое наслаждение. Существует неразрывная связь между этическими и эстетическими понятиями.

Благодаря сказке ребенок учится ценить доброту и справедливость, начинает считать прекрасными проявления этих качеств теми или иными героями, в то же время убеждается в том, что ложь, предательство, несправедливость – понятия отрицательные, а герои, которые лгут или предают друзей, вызывают у него негативную реакцию. Книгу сказок можно назвать своеобразным «учебником жизни» для ребенка, через который он получает основы нравственного воспитания.

Основы нравственного воспитания закладываются в младшем дошкольном возрасте, так как именно на этом жизненном этапе формируются основы будущей личности, возникают первичные представления об элементарных нравственных категориях, таких, как хорошее и плохое, добро и зло, сочувствие и равнодушие. Этот процесс будет более успешным при совместной работе в данном направлении в семье и детском саду.

Сказки о животных – это первые сказки, с которыми знакомится ребенок еще в раннем детстве. Главными героями в большинстве случаев являются звери и птицы, но за образами животных стоят человеческие характеры и модели поведения. В данном виде сказок у каждого животного зачастую есть некоторые типичные черты. Лиса всегда представлена очень хитрой и умной, но использующей свой ум только в своих целях («Теремок», «Лиса, заяц и петух»). Волк не отличается умом, он зол и беспощаден («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»). Образ медведя сложнее: иногда он представлен довольно злым и жестоким, иногда – добрым и справедливым. Симпатии детей всегда оказываются на стороне положительных героев, проявляющих доброту, честность, справедливость. Сказки о животных учат детей вставать на сторону добра, правды, а не зла, обмана и силы.

Волшебные сказки самые популярные среди детей дошкольного возраста. Их привлекают необычные герои, которых невозможно встретить в реальности, яркие образы, героические подвиги положительных персонажей. Обычно сюжет волшебной сказки строится вокруг борьбы человека, олицетворяющего такие положительные качества, как доброта, честь, справедливость, и отрицательного персонажа, злого и жестокого, обладающего различными магическими способностями (Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный и др.). Дети с удовольствием наблюдают за развитием событий, радуются за героя, которому удается справиться со злом и достичь поставленной цели, обрести счастье. Такие сказки учат детей отдавать предпочтение внутренним качествам человека, смотреть в первую очередь на его способность проявлять доброту, поступать честно и справедливо, помогать друзьям.

Социально-бытовые сказки наиболее близки к реальной жизни, здесь далеко не всегда встречаются элементы фантастики или волшебства. Но каждое слово героев всегда наполнено смыслом и ориентировано на нравственное развитие юных слушателей. Поступки персонажей открыто поощряются или осуждаются, отрицательные герои, проявляющие злобу, жадность, жестокость или равнодушие, высмеиваются и подвергаются наказанию.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» - гласит русская пословица, с чем трудно не согласиться. Несмотря на то, что в сказках всегда происходят вещи, которым нет места в реальности: магические предметы помогают героям добиться цели, звери и птицы разговаривают и вступают во взаимоотношения, характерные только для людей, – в них всегда содержится некий нравственный посыл, мораль, которую дети запоминают и учатся использовать в повседневной жизни. Сказка – это всегда урок доброты, взаимопомощи, сочувствия и справедливости.

В большинстве народных сказок традиционен счастливый конец: злодеи всегда наказаны, герои торжествуют. В этом и заключается своеобразная мораль: хочешь жить счастливо – поступай справедливо, будь добрым и честным, уважительно относись к другим людям. Уроки, скрытые в сказках, дети хорошо запоминают. Им не составляет труда объяснить, что в лес нельзя ходить без взрослых, так как там много опасностей, потому что так научила их сказка «Маша и медведь». На примере «Репки» или «Теремка» дети понимают, что взаимопомощь способна привести к таким результатам, каких довольно сложно достичь одному человеку.

Со временем дети учатся размышлять над причинами тех или иных поступков персонажей сказок, их характерами. Во время прослушивания сказки у детей возникает потребность высказать свои мысли, поделиться переживаниями со сверстниками и взрослыми. Очень важно предоставить детям эту возможность - свободное обсуждение сказки в процессе чтения развивает коммуникативные навыки детей, учит их не бояться высказывать свою точку зрения и в то же время признавать возможность существования разных взглядов на одну и ту же проблему.

При чтении детям сказки необходимо учитывать, что они чрезвычайно восприимчивы к любому обману, эмоциональной наигранности. Ребенок поверит только искренним, не преувеличенным эмоциям. Незаинтересованность взрослого, отсутствие у него эмоционального отклика на сказку вызовут такое же отсутствие интереса у маленьких слушателей.

У детей дошкольного возраста проявляется ряд психологических потребностей, которые возможно удовлетворить за счет использования сказок:

  • Потребность в автономности. Герои сказок действуют автономно: сами принимают решения, предусматривая последствия своих действий. Они сами несут ответственность за свои поступки, тем самым подавая пример юным читателям.
  • Потребность в знаниях и опыте. При помощи обретенных персонажем знаний ему удается одолеть своего врага, уступающего ему в объеме знаний и опыта.
  • Потребность в активности. В сказках герои всегда проявляют активность: они отправляются в путешествия, спасают друзей от злодеев, оказывают помощь другим положительным героям.

Подбирая детям сказку для чтения, необходимо учитывать наличие в ней такого героя, которым они могли бы восхищаться, которому им хотелось бы подражать. Это должен быть персонаж, обладающий такими положительными качествами, как верность друзьям, стремление к справедливости, готовность приложить усилия для достижения своей цели, способность к сочувствию и взаимопомощи. Одним словом, все те высокие моральные принципы и другие свойства личности, которые мы, взрослые, хотели бы развить в своих детях.



Предварительный просмотр:

Основной принцип мастер класса:

«Я знаю, как это сделать, и покажу вам».

 Участники: педагоги дошкольного учреждения

Добрый день, уважаемые коллеги! Я представляю Вашему вниманию мастер-класс: «Сказка как средство нравственного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

 Цель мастер – класса:

- поделиться с педагогами имеющимся опытом использования сказок в работе по воспитанию нравственных качеств детей 2-3 лет.

 Задачи:

- обогатить знания педагогов об использовании сказки, как средства нравственного содержания в работе с детьми дошкольного возраста;

- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования сказок в работе по воспитанию нравственных качеств дошкольников;

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- мультимедийное оборудование;

- электронная презентация мастер – класса.

 МАТЕРИАЛЫ: маски для театрализации к сказке «Теремок», домик-теремок; фонограммы; мольберт, альбомный лист формата А 3, готовые формы для аппликации, картинки сказочных героев для аппликации; иллюстрации к русским народным сказкам: «Репка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса».

 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР - КЛАССА:

  1. Постановка педагогической проблемы.
  2. Практическая демонстрация. Комментарии.
  3. Обратная связь.
  4. Рефлексия.

 ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

 Воспитатель: - Работая с дошкольниками, мы много читаем, рассказываем, рассматриваем. Но задумываемся ли мы о содержании предлагаемых произведений? На мой взгляд, самое главное, это подбор литературных произведений, которые доступны воспитанникам, имеют глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный урок, сформулировать идею опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЁМОВ

 В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом, и продемонстрировать Вам приёмы работы со сказкой, которые я использую в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Сказка является одним из средств нравственного воспитания дошкольников.

Для воспитания нравственных качеств, не достаточно просто прочитать сказку, нужно помочь детям понять её, пережить вместе с героями различные ситуации, проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.

Уважаемые коллеги, с приёмами работы со сказкой мы познакомимся практическим путём.

Я предлагаю Вам поучаствовать в свободной деятельности детей (речевой и продуктивной), и приглашаю педагогов побывать в роли детей.

-  Дети уже знакомы со сказкой «Теремок» в обработке Е. Чарушина, и я предлагаю Вашему вниманию один из приёмов: беседа с детьми о сказке, нахождение основного ключа и идеи нравственного воспитания.

 На столе расположены маски героев к сказке  «Теремок» и домик-теремок, воспитатель обращает внимание детей на героев сказки.

 – Ребята, посмотрите, герои из какой сказки у нас сегодня в гостях? (Ответы детей). Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите того героя, который вам нравится.

– Ребята, скажите, кто сначала поселился в теремке? (Мышка-норушка)

Звучит музыка.

– Проходи, мышка-норушка в теремок.

(Ребенок выставляет фигурку героя в окошке теремка).

Звучит музыка.

–Кто спешит к теремку, ребята? (Лягушка-квакушка)

– Как попросилась лягушка-квакушка в теремок, с какими словами? (Кто, кто в теремочке живёт?Кто, кто в невысоком живёт?)

– Проходи, лягушка-квакушка в теремок.

Звучит музыка.

– Кто еще хочет поселиться в теремке, ребята? (Заяц — на горе увёртыш!)

– Проходи, заяц в теремок.

– Ребята, согласились мышка с лягушкой жить с зайцем в теремке? Как вы считаете они добрые, гостеприимные? (Ответы детей).

 Включение музыкального фрагмента позволит детям идентифицировать героя сказки.

Звучит музыка.

– Кто еще спешит к теремку, ребята? (Лисичка-сестричка)

– Проходи, лисичка-сестричка в теремок.

Звучит музыка.

– Кто ещё хочет поселиться в теремке? (Волк - из-за кустов хватыш!)

– Проходи, волк в теремок.

–  Ребята, сколько зверей поселилось в теремке? (Много.).

 – Ребята, скажите, а почему одни звери пускали других в теремок? (Звери в сказке добрые, дружные, они любят гостей.Звери просились вежливо.).

- Применяя словесный метод – рассказ детей (прием – пересказ сказки с использованием фигурок или масок  героев) я обобщаю такие нравственные понятия как доброта, дружелюбие, гостеприимство.

Звучит музыка.

–Кто ещё торопится к теремку? (Медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!)

(Как только ребенок выставляет фигурку медведя в окошке – теремок «ломается»).

– Что же произошло? (Медведь сломал теремок).

– Почему медведь сломал теремок? (Потому что медведь большой, а домик маленький).

– Ребята, красиво поступил медведь? (Некрасиво, нехорошо он поступил.)

– Разве можно ломать чей-то домик, теремок? (Нельзя ломать, разрушать.)

– Ребята, наши звери остались без теремка. Чем же мы можем им помочь? (Ответы детей)

– Давайте построим новый теремок и поселим в нём героев нашей сказки.

-  Применяя словесный метод – беседу (прием: пояснение, а также прием – вопросы к детям) формирую у детей понятие хорошо – плохо, обращая внимание на нравственный аспект: ломать и разрушать – плохо, а приходить друзьям на помощь – хорошо. При помощи вопросов побуждаю детей предложить помощь героям сказки и построить для них новый теремок, воспитывая такие нравственные качества как: сострадание, желание прийти на помощь.

Пальчиковая гимнастика

Строим домик для зверят
Стук -стук- постук, раздается где то стук.     
(стучим кулачками)
Молоточки стучат, строят домик для зверят -
Вот с такою крышей,                
(ладошки «крышей» над головой)
Вот с такими стенами,              
(ладошки вертикально около щёк)
Вот с такими окнами
,                (ладошки вертикально перед лицом)
Вот с такою дверью,                  
(одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком!               
(сцепили ручки в «замок»)

 –Ребята, у вас на столах приготовлены детали для нового теремка. Я предлагаю вам всем вместе сделать теремок. Для этого нам нужно приклеить детали на большой лист.

(Дети наносят клей на готовые формы.Приклеивают готовые формы на общий фон).

–Теперь давайте расселим в теремке сказочных героев. Выбирайте, кто кого хочет поселить. (Дети выбирают сказочных героев и селят их в теремок.)

– Ребята, как вам удалось сделать такой красивый теремок? (Ответы детей).

– Правильно, мы работали дружно, все вместе. Молодцы, ребята! Давайте все соберемся около нашего теремка.

- Искусство слова является своеобразным зеркалом, отражающим в себе явления реальной жизни. Несмотря на вымышленность сюжетов художественных произведений, они способны помочь ребенку научиться правильно понимать окружающую действительность, ведь в вымышленном мире действуют те же нравственные принципы, что и в реальном. Именно поэтому так необходимо использование художественной литературы в нравственном развитии младших дошкольников.

– Ребята, в сказке «Теремок» в одном домике, все вместе жили самые разнообразные животные. Звери в этой сказке какие? (гостеприимные, доброжелательные, вежливые и отзывчивые).

– Они никому не отказали в крыше над головой.

– Мне очень понравилось, как вы сегодня помогли героям сказки построить новый теремок. А вам понравилось? (Ответы детей.)

– А что вам ещё понравилось? (Ответы детей.)

– Молодцы, ребята!

– Всем участникам спасибо за помощь в проведении сегодняшнего мастер - класса. Присаживайтесь на свои места.

 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

- Уважаемые коллеги! Так как мастер – класс предполагает обратную связь - предлагаю Вам определить по иллюстрации название сказки и сказать, какой нравственный урок можно извлечь из данного произведения?

(Воспитателям раздаются иллюстрации к сказкам)

(Ответы воспитателей).

Сказка «Репка» – Эта сказка воспитывает у детей младшего дошкольного возраста такие нравственные качества, как быть дружными, оказывать помощь.

Сказка «Маша и медведь» – Из этой сказки можно извлечь урок о том, что в лес одним ходить нельзя! Потому что можно попасть в беду! А если уж попал в беду — не надо отчаиваться, надо постараться найти выход из этой сложной ситуации.

Сказка «Гуси-лебеди» – Нравственный урок здесь заключается в том, что нужно слушаться родителей, а также сказка воспитывает умение признавать и исправлять свои ошибки.

 Сказка «Лиса и заяц» – Эта сказка воспитывает у детей осторожность и желание помогать близким.

 Сказка «Кот, петух и лиса» – воспитывает такие нравственные качества, как дружба, взаимопомощь, отзывчивость.

  1. РЕФЛЕКСИЯ (впечатления о мастер-классе):

- Уважаемые коллеги! Сегодня вы посмотрели мастер – класс «Сказка как средство нравственного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

 Мне очень важно услышать ваше мнение от увиденного, и я предлагаю вам закончить предложения.

Впечатления о мастер-классе.

  • Мне понравилось…
  • Я узнала, что…
  • Я научилась…
  • Недостаточно…
  • В свой педагогический багаж я возьму…

Спасибо за внимание! Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!



Предварительный просмотр:

                «Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное   искусство, то есть то,    

 что запечатлено народом, сохранено, то,

что народ пронес через столетия»

                                                                                     Михаил Иванович Калинин

   На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с культурой, историей, традициями, народными промыслами русского народа и родного края. Изучение культуры русского народа в целом и родного края в частности вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое мы знаем поверхностно. Целесообразно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и родного края. Поэтому важным моментом в воспитании детей становится целенаправленное возрождение народных ремесел и помыслов русского народа и родного края. Большая часть народной культуры тесно связанна с народными промыслами.

   Осознание того, что утрата многих народных занятий привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связей времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным промыслам нашего региона на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и зарубежных педагогов, посвященных исследованию влияния промыслов родного края на развитие творческих способностей ребенка.

  Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей с промыслами родного края.

Народные промыслы невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни нашего края, демонстрирует художественные вкусы, эстетическую красоту и является частью его истории.

  В процессе ознакомления с народными промыслами интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов. Наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

   Красочный мир народного промысла раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того, чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как рождаются картины, как расписывают свои изделия художники, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор елецких кружев, как расцветают яркие цветы на вышивке и как через чудное сплетение лозы появляются предметы быта, педагог сам должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Много интересного и полезного можно почерпнуть из книг, рассказывающих о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами. Богат наш край и музеями, где можно  дети могут не только услышать рассказ об искусстве, но и наглядно увидеть работы наших елецких мастеров, изделия старинных елецких фабрик.  

   Для работы по проблеме творческого развития детей  дошкольного возраста в ДОУ, определены несколько целей:

- развитие творческих способностей детей,

- создание условий для развития творчества,

- организация сотворчества детей и педагогов,

- проявление своей фантазии, изобразительности,

- воспитание творчески активной личности.

Достижение этих целей возможно при решении таких задач, как:

- привитие интереса и любви к народным промыслам;

- восстановление связи поколений;

- развитие стремления к достижению высокого совершенства и завершенности в работе;

- изучение народных промыслов;

- создание условий для развития и сотворчества детей и взрослых.

  Выстраивание модели образовательного процесса ведется в нескольких направлениях:

1. Изучение имеющегося теоретического и практического материала по данной теме;

2. Разработка собственного перспективного плана работы на учебный год;

3. Организация предметно-развивающей среды в группе;

4. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе;

5. Разработка консультативного материала для семинаров и консультаций с педагогами.

6. Исследование результатов работы за год и подведение итогов.

Во время эксперимента в работе с детьми широко используются различные материалы: глина, ткани различных фактур и расцветок, лоза, гуашевые краски, цветные мелки, пастель.

    Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры  детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка.

   Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.

   Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

   Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны и малой родины.

  Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.  И именно в народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, городки и т. д.  Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.

   В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.

По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

   В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь – могущества и пробуждения природы, баран или корова – изобилия и плодородия, козел – добра, олень – удачного брака.

   Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками – землю и зерна; капли, наклонные линии – дождь; спираль – ход солнца; ромб – плодородие, крест – веру.

Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный – дом.

   Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.   

Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа “ткани” (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).

Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.

   В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

   Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

  Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.             Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

  Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.

 



Предварительный просмотр:

Цель мастер - класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общенияи в создании благоприятных условий для развития творческих способностей с помощью технологии авторской росписи матрёшек.

Задачи:

  1. Знакомство с понятием и историей возникновения народных  промыслов,с историей матрёшечного дела, художественными особенностями промысла, традициями и обычаями, связанными с изготовлением и авторской росписью матрёшек.
  2. Создание условий для развития воображения и художественно – творческих способностей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрёшкой, овладение необходимыми умениями и навыками.
  3. Формирование у педагогов  эстетического интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства, показать как один и тот же предмет можно раскрасить разными способами и красками.
  4. Развитие эмоциональной сферы участников мастер - класса: радости, творчества, вдохновения.
  5. Воспитание художественного вкуса и оценочных критериев.

Методическое оснащение мастер -класса.

Методы:

  • интерактивный (словесный, наглядный, практический);
  • исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа).

Приемы:

  • объяснение, рассказ, демонстрация алгоритма действия, практическая работа.

Использование наглядности:

презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point на тему: авторская роспись матрёшки «Русская душа»,  образцы готовых работ по разным видам промыслов, выставка декоративно – прикладного искусства «Народные промыслы России».

План проведения мастер -класса  - 20 минут

1.     Организационный момент (2 минуты)

2.     Теоретическая часть. Вводный рассказ с демонстрацией игрушек, показ презентации. (3 минуты)

3.Объяснение последовательности росписи. (2 минуты)

4.     Практическая часть «Русская матрешка» (самостоятельная роспись фигурки матрешкипо дереву на плоской заготовке для раскрашивания в авторской технике (10 минут)

5.     Заключительная часть. Подведение итогов (3 минуты)

Ожидаемый результат мастер – класса:

повышение творческой активности педагогов;

рост мотивации участников мастер - класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;

возможность применение педагогами росписи авторской матрёшки в своей практике;

практическое освоение участниками мастер-класса специальных знаний, умений, навыков, техники исполнения в процессе работы.

Материалы и оборудование: наглядный материал (иллюстрации «Гжель», «Хохлома», «Матрешки»), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель;  деревянные заготовки матрешек для росписи, гуашь, кисти разных размеров, стаканчики с водой, салфетки, подставки, лак глянцевый акриловый, кисть для лака, проектор, экран, презентация,  выставка декоративно – прикладного искусства «Народные промыслы России».

     

 

Ход   мастер -класса.

Педагог в русском национальном костюме приветствует гостей:

Я красиво нарядилась,

Вокруг себя оборотилась.

Вышла песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышла с вами поиграть –

Себя людям показать!

Здравствуйте,  красны девицы! (ответы педагогов - Здравствуйте!)

- Мы сегодня поговорим о русском декоративно – прикладном искусстве и тема моего мастер – класса «Чудеса народных промыслов. Технология авторской росписи матрешки «Русская душа»

Народные промыслы – это ремёсла мастеров, технологии которых передавались из поколения в поколение: от родителей к детям, внукам, правнукам. И в наши дни продолжают они свой исторический путь. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. Сделали их русские мастера – умельцы.

   - Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

И сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

   Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

   Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение, украшал свои изделия затейливой росписью.  Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления.

- Давайте и мы вспомним известные направления народных промыслов.

Викторина  «Что вы знаете о народных промыслах»

- Искусство этой росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку.

Как волшебница жар – птица, не выходит из ума

Чародейка – мастерица и  богата и красива, рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши. И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета

И ромашки луговин,  листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы. Входим в царство Берендея,

В мир волшебной  (ответы педагогов)хохломы.

- Кто желает поделиться своими знаниями об этом промысле?

Хохлома

   У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

   Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

   Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

   Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. 

Педагог: - Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

Педагог: - Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)

Педагог: Спасибо!

 «Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая  (ответы педагогов) Гжель»!

- Кто желает поделиться своими знаниями об этом промысле? -

Сине-голубое чудо Гжели

- Эта  посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400  лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:

    «Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

    В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. 

- А какое настроение вызывает эта посуда? (ответ педагога)

Педагог: Спасибо!

На земле старинной вятской
Много лет тому назад
Называли Свистопляской
Древний праздничный обряд.
И, как водится, в народе
Веселились от души,
Свистом глиняных мелодий
Забавлялись малыши.

Дамы в ярких шляпках,
Нянюшки в оборках,
В солнышках лошадки,
Индюки, коровки. Чьи это игрушки? (
ответы педагогов)- дымковские.

- Кто желает поделиться своими знаниями о промысле?

Игрушки

- Это глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

Педагог: Спасибо!

- Назовите, какие промыслы вы еще знаете? - (Ответы педагогов)

Деревянные игрушки: Богородская, Городецкая, Гороховецкая,

Романовская, Тверская, Каргопольская, Филимоновская, игрушки из соломы и дерева.

Городец, Жостово, Павлопосадские платки, Елецкое кружево, Елецкие валенки, Тульский самовар, Тульский пряник и многие другие.  

-  К нам в Россию приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наши российские сувениры. Давайте их назовем.

Педагог: - Но есть еще один сувенир, который гости покупают чаще всего.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … (Матрешка)

Теоретическая часть.

Педагог:-Правильно, матрешка - это образец русского прикладного искусства, она лаконична по форме, яркая и красочная. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

   Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. А название «матрёшка» произошло от старинного женского имени Матрёна, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

Практическая часть «Русская душа» (роспись матрешки по дереву на плоской заготовке в технике авторской росписи).

- Сегодня я хочу познакомить вас с технологией авторской росписи матрёшки. Из материалов нам понадобится деревянная заготовка формы, которая тщательно зачищена, загрунтована клейстером или грунтовкой для дерева для идеально гладкой поверхности. Черный фон нанесен для того, чтобы вы поняли, как идет процесс росписи изделия профессиональными художниками, синтетические кисти для росписи, гуашь 12 цветов, палитра, баночка для воды, лак глянцевый акриловый, салфетки. Приступая к работе по росписи матрешки, необходимо определиться с внешним видом, выбрать узор и подходящие краски.

Объяснение поэтапной росписи матрешек.

Первый этап - рисуем лицо матрёшки. Смешиваем тон для лица. Нам понадобится всего три цвета - это белый, охра и алый. Проверяем тон, нанося мазок на кисть руки, он должен быть светлее, чем наша кожа. Покрываем лицо матрёшки. Следом смешиваем тон для щек, добавляя в тон для лица, немного алого цвета. Закрашиваем щечки. Рисуем белки глаз, голубые глазки, черные зрачки, верхнее и нижнее веко, реснички, носик и губки. Закрашиваем коричневым цветом волосы. Более тонкой кистью белой краской ставим блики в зрачках.

Второй этап - заполняем цветом основные части матрёшки: начинаем с крупных - платка и передника. Закрашиваем рукава матрёшки. Наносим основной цвет на платье. На платке намечаем тень в складках и свет, добавляя более светлую краску.

Третий этап - переходим к декоративным элементам. Для этого я советую использовать синтетические кисти или ватные палочки. Здесь уместны будут такие элементы как мазки, капли, точки. Покрываем краской сначала верхнюю часть матрешки, а затем – нижнюю, нанося краску равномерно. Листочки, ягодки, цветочки, стебелёк, завиток – все элементы приветствуются. Можно придумать свой узор – не забывайте, что ваши матрешки авторские. Для удобства росписи можно поставить матрёшку на подставку. Когда матрешки будут полностью расписаны и высохнут, мы на них нанесем акриловый лак в 2-3 слоя чтобы матрешки блестели и долго хранились. Вот такая матрешка получилась у меня.

Правила техники безопасности.

Прежде, чем приступить к росписи, я напомню правила техники безопасности. Аккуратно обращайтесь с красками. При попадании красок в глаза нужно промыть водой. В конце работы протереть руки влажными салфетками и привести в порядок рабочее место.

- Перед работой предлагаю размять наши пальчики.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли.

Педагог: -Дорогие гости!

Сидеть без дела не годиться,

Ваше старанье нам пригодиться.

Закатайте рукава,

Краски, кисточки, вода

Все для вас имеется,

Пусть никто не лениться.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело!

Самостоятельная часть (рисование)

Комментирующая часть.

- Пока вы работаете я расскажу вам принцип изготовления матрёшки, который не изменяется и до нашего времени, сохраняя все приёмы токарного искусства русских умельцев.

   Матрёшек изготавливают из берёз, лип, осин или ольхи, но лучшие матрешки получаются из липы. Липа очень мягкое при изготовлении и душистое дерево. Деревья спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда деревья в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя кое-где кольца коры, иначе при сушке дерево потрескается.

   За столетнюю историю матрешка стала одним из символов русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селе Полховский Майдан.

  Интересна история матрешки, но еще интереснее самому быть художником и мастером игрушки. Все существующие способы росписи матрешек условно подразделяются на 2 группы: это традиционная роспись, уходящая корнями в историю игрушки, или же авторский стиль, который позволяет получить абсолютно новую, ведь каждый может расписать её по своему желанию. Это могут быть классические образы, оригинальные авторские эксперименты.

  А еще существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно исполниться, причём чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее желание исполниться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного и милого домашнего символа, настоящего произведения искусства, тепла и уюта в доме.

Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время… (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

   Широка наша Россия. Славится она своими традициями, мастерами, умельцами и народными промыслами. Мы можем гордиться, что живем в такой славной стране, где столько талантливых, умелых, творческих людей.

- Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось. Коллеги! Возьмите каждый свою работу и принесите на выставку! Посмотрите какую вы красоту создали своими руками. Авторские матрёшки «Русская душа» готова! Настоящие мастера!

Выставка творческих работ участников мастер-класса.

Номинации выставки:

Самая забавная матрешка

Самая нарядная матрешка

Самая современная матрешка

Самая юная матрешка

Самая яркая матрешка

Самая весёлая матрешка

Матрешка-модница

Самая румяная матрешка

Самая авторская  матрешка

- Мы хорошо с вами поработали и предлагаю отдохнуть. Становимся в полукруг.

Физкультминутка "Весёлые Матрешки"- видео

Матрёшечки, матрёшки, горят румянцем щёчки - показывают щёчки
Матрёшечки, матрёшки, мамочки и дочки
 – ручки чуть в стороны,
Красивые, нарядные, милые и ладные  -
поворот вокруг себя
Заводят хоровод, веселят честной народ –
заводят хоровод

Русские матрёшки, ой, какие крошки – качают головой
Девицы-красавицы, во всём мире славятся
Русские матрёшки, яркие сапожки –
показывают ножки
Красавицы-девицы, невозможно не влюбиться.

Матрёшечки, матрёшки, доченьки и мамы – хлопают в ладоши
Матрёшечкам, матрёшкам не нужна реклама -
руки на пояс

В Канаде и в Австралии, в Китае и в Италии
Знают наших крошек – русских матрёшек

Русские матрёшки, ой, какие крошки -стойка прямо
Девицы-красавицы, во всём мире славятся
Русские матрёшки, яркие сапожки –
выставляют ножки
Красавицы-девицы, невозможно не влюбиться.

Рефлексия.

Педагог: - Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами расписали авторскую матрёшку «Русская душа», у всех получились замечательные сувениры, которые будут радовать не только вас, но и ваших близких.