Обмен опытом

Ремизова Ольга Игорьевна

Статьи преподавателя по методике преподавания, оценивания, воспитательной работы на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентно - ориентированные задания как средство оценивания

 на уроках физики.

 Ремизова О. И.

ГБПОУ СПО ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

     Смысл компетентностно-ориентированного образования состоит в диалектическом синтезе образования, в обогащении личностного опыта субъекта в конструировании такой образовательной среды, которая способствует оптимальному развитию индивидуальности, уникальности обучающегося с учетом общечеловеческих ценностей. Тезис «незаменимых людей нет» уходит в прошлое. Общество, культура обогащаются, развиваются благодаря уникальности их представителей.

      В соответствии со Стратегией модернизации российской системы общего среднего образования преподаватель призван обеспечивать интеграцию и неразрывность процессов становления комплекса универсальных знаний, умений, навыков и формирования ключевых компетенций. Компетентностное  образование говорит о множественности планок в возможном поле достижений обучающегося.

      В компетентностном подходе преподаватель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта. В компетентностном подходе обучающийся сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обучения занимает разные позиции внутри педагогического взаимодействия.

Компетентностный подход позволяет оценивать реальный, а не абстрактный продукт, то есть изменение должна претерпеть в первую очередь система оценивания уровня достижений студента. Оцениваться должно умение решать проблемы, которые ставит перед студентом техникумовская жизнь. Образовательный процесс должен трансформироваться таким образом, чтобы в нем появились «пространства реального действия», которые выполняются не только для учителя, а для того, чтобы успешно конкурировать с сокурсниками и получить желаемую оценку на внутреннем (техникумовском) и внешнем (общественном) рынке.

     В докладе ЮНЕСКО говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные действия, а компетентность, своего рода набор  навыков, свойственный каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску».

    Из компетенций как комплексных многокомпонентных образований можно выделить следующие качественные уровни освоения студентами компетенций: воспроизведение, восприятие, применение, творчество.

    На уровне воспроизведения студент запоминает и пробует воспроизвести учебный материал. Это может быть работа на семинарских занятиях, обсуждение теоретических вопросов, решение типовых задач, подготовка

к текущему контролю. В процессе работы у студента формируются навыки научного изложения теоретического материала, развивается логическое мышление.

     Уровень восприятия предполагает осмысление изучаемого материала. Студент должен добиться понимания теоретических положений и выводов, сути методов решения задач, основ функционирования и реализации алгоритмов. Ему необходимо выработать умения интерпретации полученных результатов решения учебных задач. Умеет определить тип задачи, возможные методы ее решения. Преподаватель осуществляет консультирование, помогает в организации самостоятельной работы студентов. Заметим, что восприятие не является вторичным по отношению к воспроизведению, это, скорее, параллельные виды умственной деятельности, преследующие единую цель.

     Умение применять изученный материал в стандартных ситуациях – признак следующего уровня освоения компетенций. Критерии достижения: умение самостоятельно обосновывать несложные теоретические и практические утверждения на основании изученных; умение решать задачи с практическим содержанием при помощи изученных методов. В обобщенном смысле студент может проводить аналогии, видеть взаимосвязи понятий, сравнивать, систематизировать, классифицировать, выполнять другие логические операции. Реализует личностные мотивационные установки в активной учебной деятельности.

     Наиболее продвинутым уровнем освоения компетенций является уровень творчества, в основе которого–стремление студента к выполнению заданий, в ходе которых строятся новые суждения, получаются субъективно или даже объективно новые знания и другие

продукты поисковой и исследовательской деятельности. Здесь требуются способности к анализу, синтезу, оценке информации. Практически это реализуется в решении задач повышенной сложности, выполнении научной работы, участии в олимпиадах и конференциях и т.д.

     В качестве основных, можно выделить следующие компетентностно-ориентированных задания:

1. Предметные КОЗ: в условии описана предметная ситуация, для

решения которой требуется установление и использование широкого

спектра связей предметного содержания, изучаемого в разных разделах

физики; в ходе анализа условия необходимо осмыслить информацию,

представленную в разных формах; сконструировать способ решения

(путем объединения уже известных способов). Полученный результат

обеспечивает познавательную значимость решения и может быть использован при решении других задач.

2. Межпредметные КОЗ: в условии описана ситуация на языке

физики с явным или неявным использованием химии или биологии.

Для решения нужно применять знания из соответствующих областей, требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных.

3. Практические КОЗ: в условии описана практическая ситуация, для

разрешения которой нужно применять не только знания из разных

предметных областей (обязательно включающих изучаемую дисциплину),

но и приобретенные студентами на практике, в повседневном опыте. При

этом недостаточно задать только сюжетную фабулу, данные в такой задаче

не должны быть оторваны от реальности. Например, значение температуры, влажности, силы тока, напряжения, мощности, технологические процессы должны соответствовать действительности.

      В своей работе преподавателя физики я применяю все три типа КОЗ. Удобнее всего использовать такие задания в тестах. Например: наряду с обычными тестами применяются такие, где правильный вариант отсутствует или  не указано количество правильных ответов. Вопрос сформулирован некорректно – обучающийся должен ответить, что выбрать ответ при такой формулировке вопроса невозможно, формулировка физического закона представлена с грамматическими ошибками – обучающийся подчеркивает и исправляет ошибку, недостаточно данных для решения задачи – обучающийся указывает, каких данных для решения задачи не хватает и т. д.

       Основной критерий эффективности подобной контрольно-оценочной деятельности на мой взгляд — в постепенном улучшении качества выполнения тестов. Основная задача данного тестирования - обеспечить максимальную степень успешности контрольно-оценочной деятельности учащегося. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование.      Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную мета предметную роль, проявляющуюся не только в техникуме, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

1. Пашкевич А.В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы / Пашкевич А.В.- Изд.2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2016 -393 с.

2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm;

3.Компетентностно-ориентированные задания. /Сборник по материалам телекоммуникационного обучающего проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок».- Омск: 2012.-123с.



Предварительный просмотр:

Мы привыкли думать, что воспитание на уроке – это прежде всего примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Поэтому уроки литературы, истории, иностранного языка предоставляют якобы большие возможности для воспитания, чем уроки физики. Между тем воспитывающий потенциал урока как такового, вне зависимости от его предметного содержания, весьма высок. На каждом уроке воздействие на личность ребенка, то есть собственно воспитание, происходит благодаря стилю образовательного общения; культуре управления образовательной деятельностью; дидактической структуре; методическим приемам. 
В чем суть воспитательного воздействия урока? 

Воспитательная цель при обучении физике – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания, а это – сознание, смысл, переживания, личностный опыт и т.д.

Роль преподавателя – мягко, незаметно регулировать процессы формирования всех видов опыта: от опыта отношений до опыта умений и навыков.

Что конкретно воспитывать?

Преподаватель должен определить для себя ряд вопросов, решение которых ляжет в основу воспитательного момента:

а) личностные качества учащихся,

б) потенциал их возможностей

в) проблемные зоны в знаниях по предмету

На уроках физики мы говорим со студентами  о присутствии физики в нашей жизни, о необходимости знаний: принципа действия насосов, прессов, простых инструментов, физике на кухне и технике безопасности при работе с электроприборами, привлекаем учащихся к созданию презентаций, тестов, тематических плакатов. Такие методы призваны вызывать интерес к предмету, создаёт предпосылки к изучению темы.

В конце урока, проводя его анализ, необходимо отметить успехи обучающихся, обсудить причины неудач, иначе говоря, провести коррекцию воспитательных задач урока. Необходимо помнить, что урок – это часть жизни как студента, так и преподавателя. Как пройдёт этот миг жизни, что вынесет из него обучающийся – это задача преподавателя и решить её надо на уровне современной культуры.



Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО – ЕЩЕ ОДНА СТУПЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РОСТА.

Ремизова Ольга  Игорьевна,

преподаватель

ГБПОУ ВО «ЛАТТ»

Г. Лиски

Наставничество является одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых преподавателей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Тема наставничества является одной из центральных в нацпроекте «Образование». В целом тема наставничества охватывает почти все сферы человеческой деятельности, от предприятий различных форм собственности, медицины,  государственной службы, а так же не обошла стороной и тему образования. Наставничество это не дань моде, а осознанная необходимость ибо задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, тем самым повысить увлеченность начинающего педагога своей профессией и  как следствие повысить качество знаний учеников их стремление к саморазвитию и самоопределению.

Ответственность, которая ложится на плечи молодого педагога, очень велика и это пугает. С первых дней он имеет те же обязанности и ответственность, что и преподаватели с многолетним стажем. Часто молодые педагоги, не выдерживая такой нагрузки, уходят в другие сферы деятельности. Я  считаю, что это наша вина, опытных педагогов. В сферу образования, чаще всего, приходят молодые энтузиасты, получившие огромный заряд энергии в ВУЗе, горящие желанием сделать много интересного. Их мечты разбиваются о трудности, с которыми они не могут справиться самостоятельно, только потому, что не имеют опыта.

Наставничество обеспечивает молодого специалиста  поддержкой опытного наставника. Наставник ведет систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, наставник обязан всесторонне и глубоко развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в методике преподавания и области предметной специализации. 

Наибольшие трудности у молодых педагогов вызывает работа с документацией, на которую они тратят много времени. Поэтому педагог наставник обязан показать и объяснить, как составить план работы, родителями и прочие документы, научить анализировать составленные планы и оценивать результативность.

Успех педагогической  наставнической деятельности заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодых педагогов,  к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с подопечными по всем профессиональным вопросам. Успех кроется передаче практического опыта через организацию работы в тесном сотрудничестве, формировании мотивации у педагогов к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности и позитивному, честному и бережному отношение к профессии.

Наставничество – это ресурс не только молодого педагога, но и наставника. Ведь педагог - наставник вкладывая свой ресурс в молодого специалиста повышает свою значимость, увеличивает свой многолетний опыт и тем самым получает больший опыт. Становится более профессионально значимым для образовательного учреждения и общества в целом. Его знания уже не только напрямую влияют на знания обучающихся, но и косвенно влияют на знания следующих поколений, так как являясь наставником педагога, передает ему свой багаж знаний и педагогического опыты. На выходе мы получаем более профессионального педагога с огромным багажом знаний и опытом поколений, что не может не оказать положительного влияния на дальнейшее развитие образования в целом. Педагог, таким образом, не «хранит в сундуке» накопленный опыт, а эффективно делится им, тем самым способствуя более прогрессивному развитию образования в целом. Таким образом мы получаем «двойную выгоду», во-первых – более безболезненная адаптация молодого специалиста, во-вторых – более опытного, профессионально подкованного педагога, желающего и имеющего возможность делится накопленным опытом.

Литература

  1. Батышев А. С. Основы педагогической системы наставничества в трудовом коллективе. - М., 1991.
  2. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - С 178.
  3. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020 — 51 с.