Проба пера

Ремизова Ольга Игорьевна

Эстетическое воспитание студентов на уроках физики.

О. И. Ремизова, ГБПОУ СПО ВО «ЛАТТ»

 “… что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?”

Н. Заболоцкий.

             Эстетика техникумовской жизни – вот где таится резерв повышения качества учебно – воспитательного процесса, процесса в котором коллектив единомышленников: педагогов и обучающихся живет насыщенной содержательной жизнью. Для данной цели считаю необходимым устройство дискуссий, чтобы научиться спорить, отстаивать свое мнение, разобраться в своих сомнениях, но спорить, не выкрикивая обидных слов и не повышая голос, а вежливо, интеллигентно. Для выполнения этой цели можно использовать такие темы, как «Вред и польза электромагнитных полей»,        « Происхождение галактик», «За и против альтернативных источников электроэнергии» и многое другое. Необходимо больше доверять учащимся. Пусть вначале не все будет гладко. Зато сколько радости получат ребята от творческой удачи!

             Наша задача помогать учащимся в любой сфере деятельности находить красоту. Можно ли например говорить о профессии сварщика, не вспомнив о прекрасных творениях рук людей, посвятивших себя этой профессии. Осознав это, дети стремятся получить больше знаний, что положительно сказывается на результатах  учебно – воспитательной работы. Необходимо использовать формы и методы работы по формированию читательских интересов  устраивая  устные журналы на тему: « Сказка стала былью», где межпредметные связи будут побуждать учащихся использовать полученные на уроках знания для проникновения в тайны красоты природы, науки, человека и его разнообразной деятельности. В ходе подготовки можно предложить учащимся прочесть народные сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки и найти прообразы сказочных предметов и явлений в современной технике. Неоценимый вклад в развитие эстетического восприятия оказывают задания  в которых необходимо наблюдение или исследование  природы, выращивание кристаллов, по окончании которых учащимся предлагается результаты своей работы оформить в виде сочинения, иллюстрируя его фотографиями, рисунками и т. д. Поэтическое восприятие природы с установкой на научное осмысление ее красоты позволяет формировать у учащихся эстетическое видение окружающего мира, а  работа над творческими заданиями способствует развитию литературного языка, связной эмоциональной речи.

              Культура человека определяется не только знаниями, но и способностью мыслить творчески, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности. Творческую деятельность ученика можно сравнить с  научной деятельностью ученого. Только ученый дает миру новые неизвестные данные, а учащийся как бы заново открывает их для себя. Творческой можно назвать такую работу учащегося, когда он пытается самостоятельно отыскать ответ, найти более рациональный и красивый путь решения задачи, придумать оригинальный и умный эксперимент, поставить опыт, подтверждающий то или  иное научное положение. Любой творческий акт по своей природе эстетичен. Применительно к учебной деятельности это проявляется в способности из нескольких вариантов решения задачи, проблемы, вопроса выбрать наиболее рациональный, научно обоснованный и в то же время самый простой. Для творческой деятельности необходимо видеть в обыденном и привычном новое и необычное, а может и прекрасное.

              Стремление к красоте крепко заложено природой в каждом человеке, мы педагоги должны лишь разбудить то, что дано каждому, но по какой - то причине дремлет.

Красота – могучий источник нравственной чистоты,

 духовного богатства, физического совершенства…

Восприятие, осмысливание красоты – это основа,

 стержень эстетического образования,

сердцевина той эстетической культуры, без которой

чувства остаются глухими ко всему прекрасному.

В. А. Сухомлинский.