7. Педагогические разработки

Щёголева Елена Борисовна

Предварительный просмотр:

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального

образования  Владимирской области “ Муромский педагогический колледж “

Домашняя контрольная работа

по дисциплине :  « Педагогика»

Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста

                                                          Выполнила:

                                                                 Щеголева Елена Борисовна

                                                                 Студентка группы:  № ЗД-54 В

Содержание

         Введение………………………………………………………………….3


1     Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов…………………………………………………………………………… 4
2     Современная классификация игрушек……………………………..8
3     Характеристика предметно-игровой среды……………………….12
4     Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения…………………………14

Заключение……………………………………………………………..19


Список литературы……………………………………………………20

Практическое задание……………………………………………………………..21


 

          Введение


Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. 
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелой педагогической организации, которая обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Все компоненты комплексной организации формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды.
Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. 
Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. 
 
1. Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов
 
Детская игрушка — очень древнее и сложное по своему содержанию явление человеческой культуры… Игровая деятельность обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Игра, являясь одним из важных явлений духовной культуры человечества, обеспечивает межпоколенную трансляцию социальных и нравственных норм. Игрушка, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка. Этнографы отмечают, что игры и игрушки детей охватывают все основные сферы культуры, так что в период детства в ребёнке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой созидательной деятельности в коллективе людей.
Традиционные игрушки народов мира имеют много общего, хотя и несут на себе отпечаток национального своеобразия, и их можно разделить на следующие основные группы: звуковые (сенсорные) игрушки — трещотки, погремушки, свистки, жужжалки. и бубенчики и т. д., двигательные (моторные) — мяч, волчок, конь-качалка и т. д. оружие( в основном охотничье) и орудия труда, образные игрушки — куклы и игрушки, изображающие животных. У каждой из вышеперечисленных групп игрушек есть своё назначение в воспитании ребёнка: сенсорные игрушки развивают внимание, умение сосредотачиваться, слух, двигательные развивают координацию, пластику движения, ловкость, быстроту реакции , охотничье оружие и орудия труда осуществляют меж поколенную связь и готовят мальчиков ко взрослой жизни, образные игрушки вводят . детей в мир живой природы. Это касается игрушек животных . в которые играют и мальчики. и девочки.
Но общим у всех видов игрушек является их эстетическое воздействие на ребёнка. Для полноценного психического и духовного развития ребёнку необходим положительный эмоциональный фон, отсюда и острая потребность в радости, красоте и гармонии, которая присуща всем детям. И эту потребность в радости и красоте в значительной мере удовлетворяют детские игрушки. Традиционная игрушка, будь то тряпичная кукла, деревянная лошадка или глиняная птичка, всегда несёт в себе внутриэтнический эстетический идеал и формирует у подрастающего поколения национальное эстетическое сознание. Таким образом, традиционная народная игрушка может служить образцом правильной игрушки, способствующей гармоничному развитию психических функций ребёнка.
Обращение к традиции особенно актуально сейчас, когда идёт активная вестернизация нашей культуры, а прилавки магазинов и киосков завалены слащавыми героями диснеевских мультфильмов, отвратительными монстрами, сомнительным конструктором ЛЕГО с сюжетами американской тюрьмы, ограбления банка, и т. д., гигантскими игрушками непонятного назначения и прочими уродцами. Этот поток пошлости и дурновкусия, принимаемый многими взрослыми за современную игрушку, наносит урон духовному развитию ребёнка, эстетизируя уродство, искажая представления о добре и зле, лишая ребёнка нравственных ориентиров. Чего стоят, например, «справедливые» роботы-убийцы, «добрый» человек-паук, скелеты и вампиры, которыми играют наши дети. А голливудская красотка, американская мечта Барби. Сейчас по доступным ценам налажено производство отечественных красавиц скопированных с неё.
Попробуем разобраться, какую роль играла кукла в воспитании девочки. В традиционных культурах с древних времён назначение куклы было воспитать хорошую хозяйку и заботливую мать. Были кукла-мама, кукла-отец, бабушка, дети, внуки — т. е. в игре с куклами воспроизводились семейные отношения и осваивались социальные роли. Но самой любимой игрушкой девочек любого народа всегда была кукла-ребёнок. О ней заботились, её кормили, одевали, пели ей колыбельные песни — так формировалась установка на материнство, на чадородие и отрабатывались навыки ухода за ребёнком. Какие навыки и какую установку сформирует слащавая преуспевающая красавица Барби, кукла-женщина, игры с которой запрограммированы на путешествия, балы, сказочно-роскошные наряды и безудержное потребление.… Получит ли ребёнок столь необходимую ему информацию о красоте, радости и гармонии окружающего его мира от вышеперечисленных монстров и мультяшных уродцев.… Не придётся ли нам за такие игрушки расплачиваться психическим и нравственным здоровьем наших детей…
Пожалуй, ни в какие времена не было такого разнообразия игрушек, как сейчас. Они сопутствуют ребенку в самых различных играх, и появилась необходимость их классифицировать, это поможет разумно и своевременно использовать соответствующие игрушки в занятиях с детьми, в их самостоятельных играх.
Спутниками детства многих поколений являлись игрушки-самоделки. Самоделки делали взрослые и дети, когда не было еще игрушечного производства, самоделки делают и сейчас в семьях и детских учреждениях. Началом каждой игрушки является самоделка, которая после обсуждения ее на художественном совете, может поступить в серийное производство.
Наиболее распространены сюжетно-образные игрушки. Они являются образом и подобием человека, животных, предметов обихода, транспорта и часто определяют сюжет игры. Кукле принадлежит основная роль - она изображает ребенка и персонажей из сказок (Красная шапочка, Буратино), представителей различных национальностей и отражает профессии взрослых людей (повар, медсестра, шофер). Одна и та же кукла может быть одета по-разному, и, играя, дети создают различные сюжеты. Для более младших детей очень важен цвет кукольного платья, а не фасон его. Ребенок не требует еще украшательства в одежде, но она должна удобно сниматься и надеваться. В одежде куклы важна и фактура материала: мягкая или жесткая, пушистая или гладкая. Ребенка очень радует кукла с набором одежды. Мечта девочек многих поколений - красивая и удобная коляска для их «дочек» - теперь осуществилась. Кукла с соской, кукла с погремушкой, «голыш» с моющимися и расчесывающимися волосами, красивая столовая и чайная посуда, мебель в современном стиле, кукольные качели, различный транспорт - все это озвученное, заводное - не только приносит радость, но и обучает ребенка. К сюжетно-образным игрушкам относятся и меховые, плюшевые мягкие зверюшки: мишка, зайцы, кошки, собаки, козлики. Кот в сапогах, Чебурашка, крокодил Гена и т. д. Эти же игрушки могут быть пластмассовыми, деревянными, различных размеров. Сюжетная игрушка может быть в комплекте: «Зоопарк», «Репка», «Три медведя» - тогда в игре оживает сказка.
Все больше входит в жизнь детей техническая игрушка. Это - игрушки, приводящиеся в движение с помощью пружины, электричества, инерционного двигателя; игрушки с дистанционным управлением. К технической игрушке относятся: средства передвижения по земле, воде, в воздухе и космосе; техника, используемая в труде, - тракторы, комбайны, шагающие экскаваторы, подъемные краны; средства связи и информации - телефоны, радио, телевизоры, а также часы, фотоаппараты, киноаппараты, фильмоскопы, швейные и стиральные машины и т. д.; заводные куклы и зверюшки. Широко распространены игрушки типа конструкторов, различные технические наборы. Техническая игрушка должна быть грамотно выполнена без подделки материала (не рекомендуется замена деревом металла или глины), механизм должен быть открыт (чтобы ребенок не ломал игрушку), она должна расширять технический кругозор, интересы детей к строительству и технике.
Главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности.


 
 Современная классификация игрушек.
 
Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, возрасту детей, материалу изготовления.
По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:
• развивающие первоначальные движения и восприятия;
• знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;
• способствующие умственному развитию;
• знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;
• способствующие художественному и музыкальному развитию детей;
• знакомящие детей с элементами науки и техники;
• способствующие физическому развитию;
• развивающие жизнерадостность и чувство юмора.
Некоторые игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать на все его чувства.
Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой. Прозрачная погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.
Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.
Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность. По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.
Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с разнообразными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.
К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.
К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемников, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, помогают политехническому образованию детей.
К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).
Строительные материалы являются обязательной составной частью ассортимента игрушек и пособий для игр. Они развивают внимание, способность конструировать, двигательную активность. Все конструктивно-строительные наборы состоят из кубов, призм, конусов, цилиндров, используются и дополнительные формы - арки, доски, перекладины, круги. Строительный материал может быть крупным (ребро куба до 12 см) и мелким (для игры на столе).
В игре с крупным материалом дети меньше устают, так как движения их более разнообразны, чем при сидении за столом (где действуют в основном руки).
С организацией праздников связаны маскарадные, елочные игрушки. Они не только радуют ребенка, но и развивают его. Старшие дошкольники сами принимают посильное участие в изготовлении этих игрушек, с большой осторожностью обращаются с хрупкими изделиями. Маскарадные игрушки являются лишь составной частью маскарадного костюма, это различные шапочки, хвост, ушки, клюв. Этого достаточно, чтобы малыши вошли в сказочный образ, не боялись его.
Военная игрушка. Безусловно, вид малыша, «стреляющего» из игрушечного автомата в окружающих его людей, производит неприятное впечатление.
Но ведь оружие является не только средством нападения, но и средством защиты, сторожевой службы. Дошкольники любят играть в «пограничников», ведут освободительные «сражения». Поэтому здесь следует рассматривать два разных вопроса: о военных игрушках и характере их использования. Ребенку следует объяснять, что даже игрушечное оружие нельзя использовать для обиды маленького, что нужно заслужить право носить «личное оружие».
Военная игрушка предназначена для военных игр, в которых маленькие обычно не участвуют. Малышам нравится «стрелять», чтобы привлечь внимание окружающих к новой игрушке, их забавляет мигающий огонек в автомате, но они не понимают назначения оружия. Поэтому военные игрушки не рекомендуется давать в раннем возрасте.
К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.
По возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями безопасности, уровнем развития детей и связанным с ним проявлением интереса к окружающим предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут напугать малыша, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сможет взять в руки и т. п.
По материалам, применяемым в производстве, игрушки подразделяются на деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные, мягконабивные.
Современная игрушка должна отвечать требованиям педагогики, эстетики, техники и психологии, фантазии и эксперимента и, главное, отражать большую любовь к детям.
 


      Характеристика предметно-игровой среды.
 

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития
Все компоненты предметно-игровой среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-игровой мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно-игровая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Задача воспитателя – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Характерной чертой младших дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Педагог помогает ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности; воспитывает у детей бережное отношение к предметам, созданным трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу; помогает ребенку освоить соответствующий словарь.
Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы.
Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.
Познание природы помогает детям младшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления малышей с природой воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Воспитатель создает условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывая эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.


 
      Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.
 
Организация предметно-игровой среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. При организации такой среды педагоги стремятся сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным видам детских игр (сюжетно-ролевым,  театрализованным, дидактическим, конструктивным и др.),  разнообразным  по содержанию (семья, аптека, стройка, магазин, поликлиника). Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев
Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Игра является совместной деятельностью, поэтому в каждой группе следует предусмотреть  достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей и разнообразие игр. В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.
Для отобразительных игр необходимы образные игрушки. Они могут размещаться в различных местах группового помещения и использоваться педагогом для создания игровых ситуаций. Набор игрушек должен содержать и многофункциональные игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать такие игры, как «автобус», «поезд», «корабль»
В пространственно-развивающую среду, которая имеет непосредственное отношение к сюжетно-ролевым играм, включается и природный уголок. В нем могут разворачиваться различные игровые ситуации, входящие в сюжет ролевой игры. Например, в игре «семья» действие переносится в природный уголок, когда мама, папа и дочка отправляются на прогулку в парк.
Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.
Целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления.
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся  в специальном шкафчике, доступном для детей,  или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.
Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе  разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения  замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «семья»).
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка,  формирования его положительных личностных качеств и социализации  как члена общества
Как правильно выбрать игрушку?
Не берите детей дошкольного возраста с собой в современные игрушечные супермаркеты и на игрушечные ярмарки.
Выбор игрушки — серьезное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребенка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т. д. Капризы уставшего малыша не будут способствовать принятию правильного решения.
Обратитесь в детский сад, который посещает ваш ребенок, за бесплатной консультацией.
В дошкольных учреждениях работают профессиональные педагоги, психологи и методисты. При отсутствии у вас достаточных знаний о собственном ребенке и о психолого-педагогических критериях оценки игр и игрушек, весьма вероятно, эти специалисты помогут вам. Они протестируют ребенка по известным классическим тестам, чтобы подсказать вам, какие особенности психического развития необходимо учитывать. Детям, посещающим дошкольные учреждения, специалисты дадут рекомендации на основании собственных наблюдений. Узнайте, в какие игры и как играет ваш ребенок в своей группе. Купив аналогичную игру, вы решите сразу две дополнительные задачи: с большой вероятностью вы приобретете правильную, полезную для развития игрушку. Кроме того, ваш ребенок будет с самого начала знать, как играть в эту игру, да и вас научит. Как ни странно, одинаковые игрушки в детском саду и дома делают для ребенка посещение дошкольного учреждения более привлекательным, особенно в раннем возрасте.
В большинстве крупных городов есть магазины развивающих игр.
Главным отличием таких магазинов является работа с покупателями консультанта, который, как правило, имеет квалификацию педагога или детского психолога. Следует обратить внимание на ассортимент — отсутствие героев западных блокбастеров для детей, аляповатых электронных игрушек, орущих с китайским акцентом зверей или кукол, наконец, очень ограниченный арсенал или даже полное отсутствие оружия — признаки правильного магазина детских игрушек. А что же должно быть на полках? Конструкторы и строительные материалы, настольно-печатные игры, наборы для творчества, головоломки, спортивные игры и наборы, оборудование для ролевых игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора), дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаики, продукция для игр с песком и водой, персонажи для театрализованной деятельности и ширмы к ним, игровые домики, горки, машинки и дополняющие их гаражи, знаки, эстакады, куклы и кукольное хозяйство (не обязательно формата Барби).
Желательно, чтобы в ассортименте были представлены изделия народных промыслов. Это далеко не полный перечень — к тому же в нем не учтены половозрастные особенности, сезонность игровой активности и уличное игровое и спортивное оборудование. И мы говорим о дошкольном возрасте, поэтому электронная игрушка и компьютеры с программным обеспечением к ним не упомянуты. Еще одна отличительная особенность магазина развивающих игр — наличие методических описаний к играм. Не просто инструкций — они тоже нужны, чтобы правильно собрать игрушку или разобраться с правилами игры, — а именно описания, что и как развивает у детей данная игра.
Запомните несколько принципов отбора игрушек для вашего ребенка. Назовем их критериями и разделим на две категории: обязательные и дополнительные. Обязательных критериев пять:
1. Безопасность игрушки.
1.1.    О безопасности игрушки свидетельствуют наличие сертификата РОСТЕСТа. В любом случае игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка.
1.2.    В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
1.3.    В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка.
1.4.    Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
1.5.    Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.
2.    Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка.
3.    Привлекательность игрушки для ребенка.
4.    Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (познавательное развитие, физическое совершенствование, художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное воспитание).


Заключение

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни. Главными формами организации этой жизни детей является: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно – практическая деятельность.

       Игра – самоценная деятельность для детей, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

       Игра имеет большое значение  и для развития личности ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретает опыт взаимодействия и взаимопонимания.

Умственное развитие, развитие мышления являются  также важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности её познавательной сферы.  Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.

Сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного воспитания

Список литературы

  1. Дошкольная педагогика /Авторы-составители О.В.Солнцева, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт. – СПб, 2005. – 125с.
  2. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста (Методические рекомендации) \ О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова.- М.: Центр педагогического образования, 2008
  3.  Дыбина, О.В. Социокультурная среда дошкольника: Учебно-методическое пособие для студентов и воспитателей / О.В. Дыбина, И.В. Руденко, О.А. Сергеева. – Тольятти, 2001. – 3.7 п.л.
  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр.; Гриф МО. - М.: Академия, 2006. - 415 с.
  5.  Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989.
  6. http://doshkolnik.ru/
  7. http://www.nachideti.ru/

8.  http://www.maam.ru/

                                 Практическое задание

Консультация для родителей «Как правильно выбрать игрушку для ребенка»

Всем известно, что игрушка - это главное в жизни ребенка. Ведь игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Ребенок играет везде, где бы он ни находился.

Сейчас в современном мире для детей большой выбор игрушек. У родителей от такого разнообразия расширяются глаза, и порой многие из них, покупают столько игрушек ребенку, что ими бывает, завален весь дом. Многие родители, к сожалению, не знают что нужно ребенку, какую игрушку выбрать, какую купить игру. Покупают все хаотично. Хотелось бы посоветовать, какие следует покупать игрушки, игры, развивающие пособия в зависимости от возрастных особенностей детей.

Совсем маленьким деткам от 0 до 1 года, как всем известно, нужны погремушки. Но погремушки тоже бывают разными. Самые простые, которые просто гремят, быстро надоедят даже крохе. Поэтому не ограничивайтесь только ими. Ведь даже маленькому ребенку нужно развитие, а не только потеха. Купите малышу забавные ключики, расчесочки, мордочки, кубики на связке. Ребенку будет любопытно перебирать их пальчиками, обследовать их форму, что очень полезно для мелкой моторики пальцев рук. Конечно, следует приобрести набор пластмассовых или прорезиненных зверят: зайку, мишку, лису, волка, слоника кошку, собачку, петушка и тд. Малыш будет узнавать с раннего возраста каждого зверя, и имитировать его голос. У малыша должны быть мячики. Не следует покупать большие по размеру мячи. Мяч должен помещаться в руках у ребенка. Перекладывайте мяч с ребенком из ручки в ручку, прокатывайте, бросайте. Неврологи советую катать детей на больших надувных мячах лежа на животе. Это успокаивает и уравновешивает ребенка. Не забывайте про книжки с яркими веселыми картинками и простыми четверостишьями. Учите показывать малыша пальчиком знакомых ему героев и их части (носик, ухо, хвост). Можно приобрести дудочку или свистульку. Вначале ребенку будет тяжело дуть, чтобы послышался звук, но после многочисленных тренировок увидите результат. Свистульки очень полезны для работы органов дыхания и речевого аппарата. Деткам от 1, 5 лет можно приобретать пирамидки разных форм и размеров, различные вкладыши, каталки, крупный строитель. В этом возрасте, а то и раньше купите ребенку карандаши, пальчиковые краски, массу для лепки, Под руководством взрослого ребенку будет интересно рисовать пальчиками, сжимать, отщипывать кусочки пластилина, проводить карандашами простейшие линии.

Все игрушки для малышей должны быть яркими, безопасными, легко обрабатываться моющими средствами.

Для малышей от 2 до 4 лет, наступает время активного освоения окружающего пространства и развития физической активности. В этом возрасте ребенку обязательно следует купить мяч (уже побольше, который он будет пинать, подбрасывать, катать, кольцеброс, кегли, обруч. Если дома будет установлен спортивный уголок – это будет просто замечательно! В этом возрастном промежутке начинается разделение игрушек для мальчиков и девочек.

Девочкам приобретают игрушки, которые отожествляют их женскую принадлежность: куклы, посуду, кукольную мебель, сумочки, детские украшения, коляски и др. Часто можно заметить, что таким малышкам мамы покупают «Барби», «Винкс», (а еще хуже «Монстерхай»). Не стоит этого делать. Эти куклы для более взрослых девочек, которые уже смогут оценить женскую красоту. К тому же у них много мелких деталей. Для девочек 2-3 лет лучше всего приобрести кукол-малышек, кукол-младенцев. У девочек этого возраста в силу своих возрастных особенностей, нет еще сформированности игровых навыков. Они повторяют действия показанные взрослыми. Малышка с удовольствием будет качать, пеленать, купать, кормить «свою дочку». Кукол не должно быть много. Купите 1 -3, ребенок пусть каждой даст имя, кукла займет свое место в комнате. Конечно, необходимо купить коляску, кроватку, белье, сумочку.

Главные игрушки любого мальчика это машины. Малышам 2 -3 лет лучше покупать машины большого размера, где хорошо видны все части, а с 4-х летнего возраста можно приобретать и модели поменьше. Всегда негативно отношусь к роботам, трансформерам и оружию (пистолетам, саблям и тд.) . Никакой развивающей направленности они не несут, а агрессию у детей развивают. Для малышей этого возраста огромный выбор конструктора на любой вкус. Следует только показать и научить ребенка играть в него, правильно сооружать постройки.

Не стоит ограничиваться набором игрушек. Следует подумать и о развивающих играх, пособиях и художественных принадлежностях. У ребенка должны быть настольные игры по возрасту для развития внимания, памяти, мышления, логики: «Сложи фигуру», «Подбери по форме», «На что это похоже», «Лото», «Домино», «Мозаика» (крупная, мелкая, настольная и напольная, «Пазлы» (от 4 до 12 частей). Не покупайте игр сразу много купите 1-3 научите играть в нее ребенка, играйте вместе всей семьей. Когда игра поднадоест или ребенок вырос, выберите в магазине новые игры.

Не следует исключать художественное творчество детей, что к сожалению, по моему опыту, делают многие родители. В доме порой, кроме карандашей у ребенка ничего не бывает. А ведь сейчас какой большой разброс творческих материалов: пастель, мелки, сангина, безопасная полимерная глина, которая не испачкает ничего маме, масса для лепки и многое, многое другое. Не ленитесь, дорогие родители, приобщайте ребенка к творчеству. И пусть из него не вырастит знаменитый Васнецов или Суриков, но вы раскроете ему мир прекрасного и увлекательного занятия.

Для старших дошкольников от 4 до 7 лет выбор игрушек не имеет границ. Всегда советую родителям тщательно обдумывать покупку новой игрушки. В этом возрасте можно предложить ребенку выбрать игрушку в магазине самому, но это только в том случае, если вы будете уверены, что не будет слез и истерик. Заранее расспросите ребенка, чтобы он хотел, о чем мечтает. Договоритесь с ним, что вы идете покупать только лодку на пульте управления, и больше ничего. Разнообразие на полках может застать ребенка врасплох, и ему захочется купить то, на что вы не рассчитывали, а ваш отказ вызовет бурю протеста.

Дети этой возрастной категории очень активны в любых сферах деятельности. Но стоит присмотреться к своему ребенку, и вы заметите, что что-то он предпочитает больше. Кто-то увлеченно рисует, кто-то занимается конструированием, кого-то интересуют развивающие игры. Поддерживайте стремления ребенка, но и не забывайте об остальных путях развития. Переключайте внимание на другие игры и увлечения.

Девочки старшего дошкольного возраста с интересом играют в милых мультяшных пони, красавиц Барби и Винкс, предпочитают альбомы с моделями одежды для кукол, не равнодушны к детским украшениям. Их можно приобщить к вышиванию, к плетению бисером, Но все это под присмотром взрослых!

Для мальчиков можно приобрести сложные модели машин, самолетов, катеров, поездов на пультах управления, различные конструкторы-схемы, наборы для выжигания, …

Детей в этом возрасте можно увлечь коллекционированием. Можно собирать серию каких-нибудь киндер сюрпризов, модельки машин, завести альбом с наклейками.

Отдельно хочется сказать о мягких игрушках. К ним неравнодушны не только дети, но и взрослые. Сколько умиления, когда смотришь на миленьких кошечек, медвежат, зайчат… Конечно такие игрушки стоит покупать малышу, но не забывайте их почаще простирывать и обрабатывать, чтобы избежать аллергии у ребенка. Маленькие дети (да и не только) любят с ними спать. Давно известно, что эти игрушки создают психологический комфорт во время засыпания. Поэтому, всегда иду навстречу ребенку, во время адаптации к детскому саду и разрешаю принести любимую игрушку из дома и поспать с ней в сончас. Такие игрушки приятно гладить, сжимать, обнимать – поэтому они нужны детям. Но не следует заваливать этими милыми созданиями весь дом, приобретайте их с умом.

Семи годами детство не кончается. Ребенок идет в школу, но он не перестает играть. У некоторых детей уже складываются определенные увлечения, и они с удовольствием занимаются им. Кому-то трудно выбором. И в этом вы должны помочь ребенку, уважаемые родители. Ведь недаром говорят: «Как ребенок играет, так он и будет вести себя во взрослой жизни».

Анкета для родителей

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Это поможет нам развивать и разнообразить игровую деятельность ваших детей.

1. С какой регулярностью вы приобретаете игрушки для своих детей?

• не чаще 1 раза в неделю

• не реже 1 раза в месяц

• только по праздникам

• не покупаю игрушки

2. Чем Вы мотивируете покупку детских игрушек?

• это подарки к празднику

• заодно с другими покупками

• порадовать своего ребенка новой игрушкой

• все старые игрушки ребенку надоели

• в магазине появились игрушки-новинки

• старые игрушки уже не подходят по возрасту

3. Какие игрушки Вы приобретали для своих детей в течение полугода?

• развивающие игрушки

• куклы, пупсы

• аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки)

• конструкторы, мозаики, кубики и др.

• народные игрушки

• настольные игры, познавательные карточки и др.

• технические игрушки (железные дороги, машинки и т. п.)

• музыкальные игрушки

• спортивные игрушки

• радиоуправляемые игрушки

• другое___

4. Что является для Вас приоритетным при покупке игрушки ребенку:

• цена

• качество

• возрастные рекомендации

• оформление

• известность марки

• наличие развивающей функции

• скидки при покупке игрушки

• желание ребенка

• другое___

5. Удовлетворяет ли Вас ассортимент игрушек целям развития вашего ребенка?

7. Ваш ребенок просит купить игрушку-героя после просмотра мультфильма?

Да нет

8. Как вы думаете, существуют ли «нехорошие» игрушки и как Вы к ним относитесь? ___

9. В какие игры играет ваш ребенок дома ___

10. Играете ли вы вместе с ребенком? ___

11. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки вместе со своими детьми? Если да, то какие? ___

12. Какая любимая игра и игрушка Вашего ребенка? ___

Огромное спасибо!

Анкета для родителей  "Игровая деятельность детей"

.Возраст вашего ребенка? -------------------------------------------------------------------------

 1. Что наиболее важно, по- Вашему мнению, для развития вашего ребенка? (отметьте, допишите).

 Физкультурно-оздоровительное направление развития — Занятие физической культурой — Подвижные игры — Прогулки на свежем воздухе, походы — Занятия в спортивных секциях, кружках, клубах — Занятия плаванием — Иное _____________________________________________________________

2. Познавательно-речевое направление развития — Развитие речи_ — Знакомство с элементарными математическими представлениями — Обучение иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, другому _ — указать какому. —

3. Развитие познавательной сферы

 4. Художественно-эстетическое направление развития — Занятия музыкой — Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация) — Конструирование и ручной художественный труд — Ознакомление с художественной литературой — Театральная деятельность — Хореография Иное __________________________________

5. Общение, совместные сюжетно –ролевые игры, подвижные игры

 6. Детская игра, детские занятия - какое место они занимает в жизни вашей семьи? а) ведущее место б) второстепенное в) отсутствует

7. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время? а) играет б) смотрит телевизор в) ходит за вами следом г) играет в компьютер д)гуляет на улице иное ------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно? а) может б) не может в) -----------------------------------------------------------------------------

9. Какие игры предпочитает Ваш ребенок? а) тихие и спокойные б) шумные и подвижные в)агрессивные г) ---------------------------

10. Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком? а) по первому требованию б) иногда в) часто мне бывает некогда

11. В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии? а) да б) иногда в) нет

12. Любимая игра , любимое занятие моего ребенка, это…(перечислите) а) рисование б) прятки в)дочки -матери---------------------------------------------------------------------------------------- ------------- - --- -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 13.Чаще всего мой ребенок играет А) один, в какие игры?--- ----------------------------------------------------------------------------------------------

Б)с друзьями, в какие игры? -------------------------------------------------------------------------------------- ----

В) с отцом, в какие игры?- --------------------------------------------------------------------------------------------

 Г) с матерью, в какие игры?- -----------------------------------------------------------------------------------------

 Д) братом, сестрой, в какие игры?- --------------------------------------------------------------------------------

14.Чтобы ребенок начал играть, надо …

 15.Детская игрушка должна быть …

16.Причина нежелания детей играть - -------------------------------------------------------------------------------

17. Как часто ребенок просит вас купить ему новую игрушку?- ----------------------------------------------

18. Расскажите , какие игры и игрушки предпочитают дети в детском саду, детском центре? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

19.Покупаете ли вы игрушки по принципу… куплю, потому что такой у нас еще нет? Да нет

20. Покупаете ли вы ту игрушку , которую требует ваш ребенок? да нет иногда

21.Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером в день? _________________________________________________________________. 22.Как ваш ребенок проводит время за компьютером? Варианты ответов: играет в игры, смотрит мультфильмы или фильмы, другое (запишите, что именно) ____________________________________________________________________________.

 23.У вас есть беспокойство по поводу пользования ребенком компьютера? Да нет. Поясните свой ответ: _____________________________________________________________.

24.Какие черты характера появились у ребенка после начала использования компьютера? Запишите ответ: _________________________________________________________________.

25.Сколько времени вы сами проводите за компьютером? Запишите ответ: _________________________________________________________________.

 Благодарим за участие в анкетировании!



Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области                                        Государственное бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального         Образования Владимирской области «Муромский педагогический колледж»

Домашняя контрольная работа

По дисциплине :   Психология

Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

   

                                                                                                              Выполнила:

                                                                                                             Щеголева Елена Борисовна

                                                                                                              Студентка группы:ЗД-34В

Содержание

           Введение………………………………………………………………………………………..3ст

  1. Понятие о мышлении…………………………………………………..4ст

  1. Особенности наглядно- образного мышления у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….6ст

  1. Пути и способы развития наглядно- образного мышления у детей дошкольного возраста………………………………………………….15ст

Заключение ………………………………………………………………...21ст

Список литературы………………………………………………………...23ст

Введение

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста.

В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.

Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования наглядного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.

Итак, основное значение в познании дошкольниками окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление. Оно дает ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности, становится источником детского творчества.

Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет непреходящее значение для всей последующей жизни человека, служит тем основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития.

Понятие о мышлении

Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить.

Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов.

Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Оно также связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры.

Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей.

Существует много определений понятия мышления в психологической литературе.

В.С. Мухина дает следующее определение: «мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний».

В «Большом педагогическом словаре Зинченко В.И.» представлено такое определение: «Мышление — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека».

А.Н. Леонтьев определяет мышление как «процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания».

Вот еще одно определение, данное Т.Н. Овчинниковой: «мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания».

В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

"Мышление - есть ассоциация" И.П. Павлов.

Следующее определение дала Смирнова Е.О. «Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности».

Проанализировав все вышеперечисленные определения, мы остановились на определении В.С. Мухиной, т.к. на наш взгляд оно наиболее правильное: «мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний».

Особенности наглядно- образного мышления у детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства совершается переход от наглядно-действенного мышления (свойственного детям 3-4 лет) к наглядно-образному (5-6 лет).

Мухина В.С. в своей книге «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» отмечает:

Основная особенность наглядно-образного мышления – решение ребенком жизненных задач не только в ходе практических действий с предметами, что характерно для наглядно-действенного мышления раннего периода развития, но и в уме с опорой на образы – представления об этих предметах. Успешное осуществление данных мыслительных процедур возможно только в том случае, если ребенок может комбинировать и сочетать в уме разные части предметов и вещей, а кроме того, выделять в них существенные инвариантные признаки, важные для решения различных задач. Уровень сформированности наглядно-образного мышления определяется главным образом развитием зрительного восприятия, кратковременной и долговременной памяти.

Урунтаева Г.А. подчеркивает, что именно благодаря своеобразию мышления у дошкольника происходит дифференциация явлений: «живое» и «неживое». Например, старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь между внешним строением животных и условиями их существования. У них складываются представления об основных условиях роста и развития растений. Дети могут понять некоторые физические явления, установить между ними простейшие закономерности, производить преобразования с явлениями неживой природы. Дошкольники пытаются осмыслить не только природные, но и социальные явления. Они анализируют нравственные категории. Мышление направляется на решение моральных проблем.

По мнению Коломинского Я.Л., Панько Е.А. итогом интеллектуального развития дошкольника являются высшие формы наглядно-образного мышления, опираясь на которые ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношение между предметами окружающей действительности, без особого труда не только понимать схематические изображения, но и успешно пользоваться ими.

Высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление - отражается в схематизме детского рисунка, умении использовать при решении задач схематические изображения, создавая большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающийся на реальные действия с предметами и их заместителями.

В наглядно-образном мышлении умение представлять предметы в том виде, как они воспринимались, является исходным. Ведь прежде чем оперировать образом, его нужно иметь.

Особенности перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному изучались в работе П.И. Минской (выполненной под руководством А.В. Запорожца). Детям предлагали задачи, в которых требовалось приблизить к себе какой-либо предмет с помощью различного рода рычагов.

Исследования показали, что успешный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному определяется уровнем ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на выявление существенных связей ситуации.

Дальнейшие исследования в этом направлении, проводимые Т.С. Комаровой, позволили получить ряд важных факторов, вскрывающих некоторые механизмы перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Работа проводилась по специальной методике и позволила установить что при формировании наглядно-образного мышления действия детей, которые ранее осуществлялись с реальными предметами, начинают воспроизводиться в плане представленной без опоры на реальные вещи, т.е. имеет место своеобразный отзыв действий от реальности. Этот отрыв осуществляется значительно успешнее, если он выступает не сразу, а проходит промежуточные стадии, когда ребенок воспроизводит эти действия не с самими реальными предметами, а с их заместителями - моделями. Вначале модель может выступать как точная копия предмета, но и здесь уже происходят принципиальные изменения в деятельности ребенка - он действует с моделью предмета и с помощью взрослого подводится к пониманию того, что эту модель и действия с ней необходимо соотносить с оригиналом. Иначе говоря, дети достаточно быстро усваивают, что их действия относятся к оригиналу, хотя и производятся с моделью. Это узловой момент формирования образного мышления, в котором важнейшую роль играют модели и действия с ними.

В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и дается характеристика некоторых особенностей его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.В. Кудрявцев, Ф.Н. Шемякин, И.С. Якиманская и др.). В качестве основного средства осуществления этой формы мышления выступают образы, которые могут различаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования. Сама мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.

Некоторые авторы (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и др.) обращают внимание на необходимость четкого различия двух понятий - тип образа и тип оперирования образом. В ряде исследований показано, что тип оперирования образами об известной мере не зависит от типа самих образов.

В других исследованиях имеются данные о том, что тип образа (его структура, его функциональные особенности) влияет на процесс оперирования, расширяя или сужая возможности последнего (В.П. Зинченко, Н.Н. Поддъяков).

В работах И.С. Якиманской выделены три типа оперирования образами. Первый тип характеризуется усиление представлять предметы (или их части) в различных пространственных положениях. Для второго типа характерно преобразование структуры и пространственного положения исходного образа. Третий тип оперирования заключается в построении принципиально новых образов, на основе сложных преобразований исходных образов.

Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Плаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования образного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.

В ряде исследований (Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и др.) выделены основные типы оперирования образами. Один из этих типов заключается в мысленном воспроизведении объекта в различных пространственных положениях. Такое оперирование является существенным моментом функционирования наглядно-образного мышления детей и имеет важное значение в процессе осуществления детской деятельности. Умение детей представлять объекты в различном пространственном положении - это достаточно сложное умение. Оно включает в качестве исходных звеньев другие, более простые умения, например представление предметов в том положении, в котором они находились в процессе непосредственного восприятия.

Переход к умениям представлять предметы в различных пространственных положениях может осуществляться на основе формирования промежуточных умений. Они заключаются в том, что ребёнок представляет разные пространственные положения скрытых частей объекта по видимым. Важно отметить, что эти умения играют роль не только промежуточного этапа, подводящего к формированию более сложных умений. Они имеют самостоятельное значение в ходе развития познавательной деятельности ребёнка.

Один из важных признаков развития наглядно-образного мышления состоит в том, насколько новый образ отличается от исходных данных, на основе которых он построен.

Степень различия между формируемым новым образом и исходными образами, отражающими условия задачи, характеризует глубину и радикальность мысленных преобразований этих исходных образов.

В своей повседневной жизни дети дошкольного возраста очень рано сталкиваются с изменением и развитием различных предметов и явлений. Экспериментальные исследования, а также систематические наблюдения за деятельностью дошкольников дают основание полагать, что одна из своеобразных форм чувственного обобщения, которая далеко выходит за пределы непосредственно воспринимаемого и является исходным моментом развития более сложных форм обобщения, возникает в процессе познания детьми предметов в их изменении и развитии. Характерная черта такого познания - формирование в этом процессе особых представлений, отражающих последовательность изменений, преобразования объекта, которые недоступны непосредственному восприятию.

Важным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. С помощью таких моделей ребёнок представляет себе скрытые стороны ситуации. В процессе использования моделей у детей формируются особые действия с двойственной направленностью - они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу. Это создаёт предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осуществления их в плане представлений.

Развитие образного отражения действительности у дошкольников идет в основном по двум основным линиям:

а) совершенствования и усложнения структуры отдельных образов, обеспечивающих обобщённое отражение предметов и явлений;

б) формирования системы конкретных представлений о том или ином предмете. Отдельные представления, входящие в эту систему, имеют конкретный характер. Однако, будучи объединены в систему, эти представления позволяют ребенку осуществлять обобщенное отражение окружающих предметов и явлений.

Основная линия развития наглядно-образного мышления заключается в формировании умения оперировать образами предметов или их частей. В качестве основы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы. Такие умения возникают у детей в ходе усвоения двух тесно взаимосвязанных систем действий. Вначале формируется система анализирующих действий, в процессе которых ребёнка обучают последовательно выделять основные, а затем производные части предмета, то есть обучают идти от общего к частному.

Затем в продуктивной деятельности формируется система воспроизводящих действий, в процессе которых ребёнка обучают воссоздавать вначале основные части предметов, а затем производные. Логика воспроизведения соответствует логике анализа предмета и развёртывается от общего к частному.

В ходе такого обучения у детей развивается способность произвольно актуализировать представление о воспринятом предмете и затем воплощать это представление в конструировании или рисунке.

Главной особенностью наглядно-образного мышления, по мнению Ж. Пиаже, является решение ребенком жизненных задач не только в ходе практических действий с предметами, что характерно для наглядно-действенного мышления предшествующего возрастного периода, но и в уме с опорой на образы - представления об этих предметах. Успешное осуществление данных мыслительных процедур возможно только в том случае, если ребенок может комбинировать и сочетать в уме разные части предметов и вещей, а кроме того, выделять в них существенные инвариантные признаки, важные для решения различных задач. Уровень сформированности наглядно-образного мышления определяется главным образом развитием зрительного восприятия, кратковременной и долговременной памяти.

Уместно вспомнить также положение Л.С. Выготского о прямом влиянии формирующейся речи на ускорение и интенсификацию развития наглядно-образного мышления и формирование его рефлексивных характеристик.

Образное мышление - основной вид мышления детей 5-6 летнего возраста. И как показывают исследования психологов, уже в этом возрасте дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, Они могут научиться мысленно, преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

На основе наглядно-действенной формы мышления дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимися в слове, то к концу дошкольного возраста, благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отражая не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения той или иной задачи, появляется возможность переходить к решению задачи в уме. По словам Урунтаевой Г.А. в дошкольном возрасте появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления.

У детей 5-6 лет наглядно образное мышление приобретает ведущее значение. К наглядно-действенному мышлению старшие дошкольники обращаются, как правило, только в случаях решения задач, которые невозможно решить без действенных проб, причем эти пробы часто приобретают планомерный характер. Так, в задании, где детям предлагалось путем нажимов на кнопки провести куклу по заданному пути, старшие дошкольники после двух-трех неудачных нажимов переходили к апробированию кнопок, причем у части детей вырабатывалось система опробования - ребенок исследовал их воздействие на движение куклы в определенном порядке.

Задания, в которых связи, существенные для достижения цели, можно обнаружить без проб, старшие дошкольники обычно решают в уме, а затем уже выполняют безошибочно практическое действие

Дети 6 лет при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получить необходимый результат в уме.

Возможность обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, сами приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи.

Н.Н. Поддъяков выделил несколько этапов в развитии внутреннего плана у детей дошкольного возраста.

…3-й этап. Задача решается уже в наглядно-образном плане путем манипулирования образами-представлениями объектов. От ребенка требуется осознание способов действий, направленных на решение задачи, их разделение на практические - преобразование предметной ситуации и теоретические - осознание способа произведенного требования...

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек. Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

Пути и способы развития наглядно- образного мышления у детей дошкольного возраста

Образное мышление - основной вид мышления детей дошкольного возраста. Уже в среднем дошкольном возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

Одной из важных функций образного мышления, а точнее его разновидности - пространственного мышления - является обеспечение ребенка возможностью ориентации в пространстве. Таким образом, в дошкольном возрасте все более актуальным становится формирование у ребенка пространственных представлений.

Формирование таких представлений предполагает, прежде всего, развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления обязательно включает и тренировку этого умения.

«Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

Действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения для развития таких действий.

Планировать свои действия в уме.

Эта способность дает возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять.

Предлагаемые нами игры направлены на развитие наглядно-образного мышления. Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом. Все игры и упражнения систематизированы нами в комплекс занятий.

Длительность одного занятия 25 минут. Периодичность проведения занятий 1-2 раза в неделю. Систематическое участие в решении умственных задач стимулирует познавательные интересы детей, изменяет их отношение к занятиям и особенно к заданиям, предлагавшимся вне занятий, во время игр.

Каждая игра на занятии проигрывается по несколько раз на различном материале в течение нескольких занятий.

На 1-ом занятии дети знакомятся с первыми двумя играми, дается каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.

Основная задача руководителя игрой (воспитатель) – стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться.

Каждое из предложенных занятий имеет следующую структуру:

  • Приветствие.
  • Разминка
  • Основное содержание
  • Рефлексия занятия.

Эти игры и упражнения направлены на то, чтобы обучить детей действиям замещения и наглядного моделирования.

У ребенка владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д.) появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий.

Предлагаемые игры и упражнения могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, конструированию и вне занятий; родителями - в повседневной жизни ребенка.

Подобранные нами игры и упражнения могут проводиться по подгруппам, состоящим из 2-7 детей. Воспитатель должен объяснить условия и правила игры, раздать материал. Во время детской игры ему необходимо наблюдать за действиями детей и при необходимости вмешиваться в ход игры, оказывая помощь.

Рекомендованные задания имеют игровую форму или предлагаются в виде интересных упражнений. Они могут быть предъявлены без предварительного обучения.

Эти задания группируются следующим образом:

  • Задания на замещение предметов.
  • Задания на анализ строения предметов
  • Задания на выделение пространственных отношений.

Одним из заданий на развитие у детей способности мысленно перегруппировывать элементы объекта и планировать свои действия в уме является игра «Головоломка с палочками». В этой игре детям предлагается в сложенном схематически из спичек домике переместить одну спичку так, чтобы «повернуть» дом в другую сторону. Затем детям можно предложить усложнение головоломки, при котором они должны будут совершать все действия в уме, преобразовывать предмет мысленно. В старшем дошкольном возрасте воспитателю все реже придется вмешиваться в выполнение ребенком задания, так как при систематической работе у детей совершенствуется наглядно-образное мышление.

Для развития внутреннего плана действий и комбинаторных способностей в занятия может быть включена игра «Шахматная доска». Для начала используется поле размером 3x3. Детям предлагается собрать целое поле из частей, но так, чтобы черные и белые клетки чередовались между собой, как на шахматной доске. Поле для начала разрезается на 3 части. В среднем дошкольном возрасте дети смогут достаточно быстро и безошибочно собрать поля. А используя эту игру в работе со старшими дошкольниками можно устроить состязания - кто быстрее и правильно сложит поле. Постепенно можно увеличить размер поля, разрезать его на большее количество частей.

Среди игр на развитие способности ориентироваться в простой план-схеме пространства предлагается игра «Где сидит попугай?». При первом знакомстве детей с этой игрой на ограниченной части пространства (столе) размещается игрушечная комната (мебель можно сделать из конструктора). Перед началом игры детям предлагается представить, что в этой комнате живёт мишка и попугайчик, которого они должны найти (на схеме это место отмечено крестиком). На первом этапе требуется объяснить им, что означают те или иные изображения и фигурки, где в комнате находятся соответствующие им предметы. Для ориентации в план-схеме важно определить место, где стоит сам ребёнок. Усложняя игру, можно предложить детям и другие ее варианты (например, найти зайчика и т.д.). Для разнообразия игры детям можно предложить детскую площадку, на которой они играют, групповую комнату, музыкальный зал.

На развитие способности «читать» и создавать схемы объектов может быть использована игра «Прогноз погоды». Существует 2 ее варианта.

1-й. Воспитатель, как ведущий, сообщает детям по «рации», какая будет погода (ветреная, дождливая, пасмурная), а они по очереди находят соответствующие карточки и вывешивают их на стенде «Информация для лётчиков и моряков».

Усложняя игру, детям предлагается 2-ой вариант игры, позволяющий самостоятельно рассказывать о погоде по схематичным изображениям. Для этого диктором телевидения становится один из детей, а другой ребенок - метеорологом, который показывает диктору карточки.

В старшем дошкольном возрасте также можно использовать игру «Созвездие», направленную на формирование умения соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Детям предлагается внимательно рассмотреть схемы созвездий и их художественное изображение и определить, на какой рисунок похоже то или иное созвездие.

После того, как дети достаточно хорошо справляются с данными играми, можно перейти заданиям, связанным с формированием у детей умения создавать план-карту знакомого им пространства, например своей площадки, где они играют.

При составлении план-карты у ребенка могут возникнуть следующие ошибки: упускается из виду важные детали планировки, не отображаются некоторые предметы, искажаются размеры отображаемых предметов. (Например, меньшие по размеру предметы обозначаются большими фигурками, а большие предметы - меньшими). Но такого рода ошибки вполне естественны в этом возрасте. Главное, чтобы взрослые обращали внимание на эти ошибки и объясняли детям, почему это является ошибкой. Необходимо также стараться, чтобы дети самостоятельно или с помощью взрослого исправляли эти ошибки.

Необходимо также помнить о том, что развитие наглядно-образного мышления происходит и в обычных видах детской деятельности. Это прежде всего сюжетно-ролевая игра, которая учит детей не только замещению, но и моделированию взаимоотношений взрослых. Наглядное моделирование проявляется и в детской конструктивной деятельности. Сделанный из строительного материала домик - объемная модель реального здания, передающая при помощи заместителей (деталей) отношения между его основными частями.

Использование заместителей и моделирование в игре, конструировании, рисовании (а также в лепке, аппликации и т.п.) и служит источником развития внутренних форм замещения и наглядно моделирования.

наглядный образный мышление дошкольник


Заключение

В возрасте от четырех до семи лет, по мнению Ж. Пиаже, происходит постепенная концептуализация мыслительной деятельности, которая подводит ребенка дошкольного возраста к дооперациональному мышлению. Мышление дошкольника остается в значительной степени наглядным, включающим элементы умственных абстрактных операций, что может рассматриваться как прогрессивное изменение по сравнению с предыдущим ранним возрастом.

Как отечественные так и зарубежные исследования показывают, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Анализируя взгляды представителей различных подходов и школ в отношении динамики мышления в дошкольном возрасте, отметим существенные возрастные изменения этой важнейшей системной функции, обеспечивающей адаптацию ребенка к условиям жизнедеятельности в предметной и социальной среде. Главным изменением процесса мышления в дошкольном возрасте является переход от внешнего действия во внутренний план, что обеспечивает к концу дошкольного детства способность действовать в уме.

Исследования ученых и полученные результаты опытно-экспериментального изучения наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста позволили выделить нам следующие особенности развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте:

• наглядно-образное мышление – основной вид мышления ребенка дошкольника.

• возникновение наглядно-образного мышления – узловой момент в умственном развитии ребенка;

• способность к оперированию представлениями возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка – развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности и т.д.;

• начальные этапы развития наглядно-образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия;

• задания, в которых связи существенные для достижения цели можно обнаружить без проб, дети старшего дошкольного возраста обычно решают в уме, а затем уже выполняют безошибочно практическое действие.

В результате тестирования мы выяснили, что наглядно – образное мышление у детей старшего дошкольного возраста развито достаточно высоко. Во время исследования многие дети верно справились с заданием. В старшей группе дошкольники имеют очень высокий уровень сформированности образных представлений об окружающем мире и сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года.

На основе полученных результатов мы разработали рекомендации для воспитателей по развитию у старших дошкольников наглядно-образного мышления.

Рекомендации направлены на развитие у детей способности мысленно перегруппировать элементы объекта:

• ориентироваться в простой план-схеме пространства;

• умения ориентироваться в схематическом изображении предмета и способности к конструированию;

•умению мысленно преобразовывать предмет, «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов;

•планировать свои действия в уме.


Список литературы

  1. Венгер Л.А, Мухина B.C. Психология - М., 1988
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2004
  3. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2004.
  4. Колесникова Е.В. Слушай, смотри, делай. - М., 2000
  5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. - М.:Просвещение, 1988-190с.
  6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.
  7. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка - М., 1999
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество., М., 1999 г.
  9. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 3-х кн. Кн.1 - 2-еизд. - М.: Владос, 1998г.
  10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 3-х кн. Кн.3 - 2-еизд. - М.: Владос, 1998г.
  11. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1999
  12. Овчинникова Т.Н.Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция: научно-популярная литература - М. : Академ. проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2000
  13. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2, т. 3. М.,1951
  14. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология - М., 1982
  15. Практикум по возрастной психологии. / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002
  16. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника - Киев, 2001
  17. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина-М., 1998
  18. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. П Ярошевского - М., 1990
  19. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред.Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Гавриловой-М., 2004
  20. Синельников В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач // Дошкольное воспитание - 1996 - №8
  21. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педвузов и педучилищ. - М., 1997.
  22. Современный психолог. словарь/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Евро-знак. - 2007.
  23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  24. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников // Дошкольное воспитание - 1996, №3
  25. Чиркова Т.И. Психологическая служба в д/саду - М., 2000

Эльконин Д.Б. Детская психология - М., 1960


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: