6.Педагогический опыт и образовательные технологии в сфере ДО

Щёголева Елена Борисовна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_shchegoleva_eb.docx99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 №13 «ВИШЕНКА»

Методическая разработка раздела проекта образовательной программы ДОУ

Тема: «Формирование любви у старших дошкольников   к малой Родине»

Выполнила воспитатель

ЩЕГОЛЕВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА

Городской округ город Выкса  - 2016

Образовательные области: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие.

  1. Пояснительная записка

          У каждого народа есть своя неповторимая Душа – это его вера, язык, праздники и обряды, песни и танцы. Пока жива душа народа, жив и сам народ.

          При современных условиях, когда происходят большие изменения в жизни общества в работе с подрастающим поколением, одним из центральных направлений становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким понятиям как родство, любовь к малой и большой Родине. 

        Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родной стране, родному краю.

       Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д.С. Лихачёв: "Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней". А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт , учиться и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей и т.д.?

         Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.

На мой взгляд, воспитание патриотизма не возможно без привития любви к малой Родине и особенно важно, чтобы любовь эта прививалась с детского возраста, чтобы дети знали: кто они, откуда их истоки, какова история земли, на которой они растут.

       Проблема дефицита  знаний у дошкольников о родном крае, стране, особенностях родных традиций не проходит бесследно, в душе ребенка зарождается равнодушное отношение к близким людям, товарищам, наблюдается недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

       У детей имеются представления о родном городе, но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города, его непохожесть на другие города.

       В связи с этим была определена тема моей работы: «Формирование  любви у дошкольников 5-7 лет  к малой Родине, через ознакомление детей с историей и культурой родного города».

2.Цель и задачи раздела

Исходя из вышеизложенного, я поставила цель - формирование любви у дошкольников 5-7 лет  к малой Родине, через ознакомление детей с историей и культурой родного города.

Задачи:

  1. Воспитание  любви к родному городу, к семье, к детскому саду.
  2. Воспитание добрых чувств  и интереса к своей малой Родине – городу Выкса.
  3. Воспитание желания  детей к выполнению общественно-значимых заданий и добрых дел.
  4. Формирование  представлений у  детей о малой Родине: знакомство с названиями главных улиц города, с его красивыми местами, достопримечательностями, окружающей природой.
  5. Знакомство с творчеством выксунских  поэтов, композиторов, художников. 


Для эффективной реализации поставленной цели мне необходимо было создать
условия:

  • Моё самообразование по истории  и культуре своего родного края;
  • Оформление соответствующей развивающей среды (оформление уголка краеведения, подборка дидактических игр и соответствующей литературы);
  • Взаимодействие с учреждениями социума (библиотека, музей братьев Баташёвых, посещение школьных музеев и детского дома творчества);
  • Создание системы работы с детьми и родителями по данной теме.

Свою работу по данной теме я вела в нескольких направлениях:

  1. Анализ или мониторинг
  2. Работа с детьми (беседы, НОД, встречи, экскурсии, выставки, участие в конкурсах);
  3. Работа с социумом и со специалистами детского сада.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения детьми учебного материала в соответствии с возрастными особенностями.

Возрастные особенности.

   В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. В этом возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) - это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

Дети 5 – 7 летнего возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятны для воспитания патриотизма, т.к. в этом возрасте они достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.
Благодаря возросшим умственным и познавательным способностям, дети 5 – 7 летнего возраста способны проявлять устойчивый интерес к малой Родине, к происходящим вокруг событиям.

  1. Ожидаемые результаты

Для педагогов:

- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

- инновационные изменения в организации воспитательного процесса, через взаимодействие с объектами окружающего социума;

- творческое использование ИКТ в организации различных видов детской деятельности.

Для воспитанников:

     - обогащение знаний и представлений детей о родном городе;

- положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру, активизация интереса и желания совершать добрые дела и поступки;

- активизация познавательной деятельности в жизни детей;

- проявление творческого, патриотического самовыражения;

- развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о городе Выкса в детских видах деятельности.

Для родителей:

- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

- повышение статуса семейного воспитания.

5.Обоснование используемых в образовательном пространстве по разделу программы образовательных технологий, методов и приёмов, форм организации деятельности детей.

Содержание всей моей работы по  социально-личностному  и познавательному развитию детей 5-7 лет  построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

В своей работе я использовала следующие методы и приёмы:

Используемые методы:

Методы

             Наглядные                             Игровые                        Словесные

Наглядные методы:
а) Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные элементы,  замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы. С его помощью ребенок не только познает явления окружающего мира, но и совершенствует навыки самоанализа, умения делать выводы.  В процессе наблюдений у детей возникают вопросы познавательного характера, что является одним из показателей активизации у детей познавательного интереса.

в) Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов о родном городе, экспозиций городского музея братьев Баташёвых, музея Туртапинской СОШ способствовало расширению кругозора детей в части представлений о семье, знаменитых местах города, промышленных предприятиях города. Даёт детям возможность наглядно увидеть те места, где они не имеют возможности побывать (к примеру: цеха Выксунского металлургического завода, Дробмаша, Хлебозавода и т.д.) Помогает заглянуть в историческое прошлое города и района.

г) Показ и просмотр презентаций  о достопримечательностях родного города, о лучших людях (спортсменах, музыкантах, поэтах, художниках). Помогает разнообразить организацию воспитательно-образовательного процесса, и также  даёт детям возможность наглядно увидеть те места, где они не имеют возможности побывать.


Игровые методы:

Известно, что основным видом  деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование познавательной активности, деятельности.
а) Дидактическая игра имеет огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста. Именно наглядность и дидактическая направленность настольно-печатных игр позволяет формировать представление о малой родине. Именно в дидактической игре дошкольники могут оперировать всеми имеющимися у них знаниями, умениями или закрепить их, либо найти что-то новое для себя.

б) Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Происходит  дальнейшее развитие детской личности именно в сюжетно-ролевой игре, формируются межличностные отношения и т.д.

 Словесные методы:
а) рассказ воспитателя –  во время проведения рассказа речь воспитателя должно быть грамотной и служить образцом для подражания, материал соответствовать  возрасту. Рассказ должен представляет собой форму обучения, при которой изложение материала носит описательный характер. Используя рассказ, я даю детям представления об объектах  окружающего мира. Рассказ рекомендуется сопровождать иллюстрациями;  


б) беседа – четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно – следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести свои знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях к окружающим  людям, животным, растениям, объектам неживой природы;

в) обсуждения  дают возможность детям высказать своё мнение по увиденному, услышанному, поделиться впечатлениями, эмоциями; 


г)
чтение художественной литературы – книга художественного содержания дает богатый материал в представлениях об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.

Обосную: почему вышеперечисленные мною формы организации считаю наиболее эффективными.

НОД – в ходе образовательной деятельности детьми усваивается новый материал,  закрепляются ранее приобретенные знания, умения и навыки, что подготавливает детей к обучению в школе и эффективно влияет на познавательную активность.

(см. Приложение №1)

Непосредственная  организованная образовательная деятельность.

1. НОД «Моя семья»

Интеграция областей – познавательное развитие.

Цель: Воспитание интереса к истории семейных традиций. Формирование первоначальных патриотических чувств.

2. НОД «Папин праздник»

Интеграция областей – познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Формирование представления о российской  армии, воспитание интереса, уважение к защитникам отечества, чувства гордости за выксунских солдат Великой Отечественной войны и желание быть похожими на них.  Обогащение словарного запаса детей.

3.НОД «Мой любимый город Выкса»

Интеграция областей – познавательное развитие.

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о родном городе.

4. НОД «Люби и знай свой отчий край»

Интеграция областей – познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о городе Выкса, о его символике и достопримечательностях. Воспитание любви к малой Родине.

5. НОД «Все работы хороши»

Интеграция областей – познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.

Цель: Формирование и расширение представлений дошкольников о разнообразии и значимости, необходимости и специфики профессий.

Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. (см.Приложение №2)

Экскурсия в музей братьев Баташёвых.

Цель: Знакомство детей с историей родного города, с жизнью  основателей города – братьев Баташёвых.  Воспитание интереса и любви к своему городу.

Экскурсия в городской парк.

Цель: Воспитание любви к природе. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Экскурсия в школьный музей села Мотмос.

Цель: Знакомство с историей  Выксунского района. Формирование практических навыков поисковой, исследовательской деятельности. Знакомство с историей села Мотмос, атрибутами русской избы, природными ресурсами.

Экскурсия в Новодмитриевский музей.

Цель: Знакомство  детей с историей села Новодмитриевка, расширение представлений о реактивной установке «Катюша», о её создателе  Василии Лужине.

Экскурсия в детскую библиотеку.

Цель:  Знакомство  детей с социальными объектами города. Расширение представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержания и значимости их труда для жителей города. Расширение и пополнение знаний детей о выксунских поэтах, прославленных земляках земли выксунской.

 

Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В игре происходит закрепление и получение новых знаний по теме.

Игра «Почта».

Цель: Развитие умения  детей самостоятельно планировать, реализовывать и развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.

Игра «Магазин».

Цель: Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

Игра «Библиотека».

Цель: Формирование и поддержка  интереса у детей к профессии – библиотекарь. Формирование  правил бережного и аккуратного  пользования книгой. Воспитание у  детей интереса и любви к книгам и бережного к ним отношения.

Игра «Завод».

Цель: Развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое завод (фабрика) и что он производит. Воспитание у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям рабочих династий.

Игра «Пограничники».

Цель: Воспитание у детей смелости и выносливости, желания защищать свою страну, свой город, своих земляков.

Игра «Улица».

Цель: Развитие умения  детей самостоятельно планировать, реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте. Формирование  умения  рисовать карту города, с названиями улиц, значимых мест Выксы.

Дидактическая игра позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Дидактическая игра « Мои права»

Цель: Закрепление знания детей о своих правах на имя, гражданство, на жильё, охрану здоровья и медицинское обслуживание, право на образование, на родной язык, на культурную и национальную самобытность. Закрепление  знаний у  детей своего домашнего адреса,  улиц  города, номера дома, квартиры, телефона, этажа.

Дидактическая игра «Наш детский сад ».

Цель: Закрепление  знаний детей о детском  саде, о работниках детского  сада, об обязанностях каждого взрослого и ребёнка, месторасположении помещений ДОУ. Закрепление умения сосуществовать в малом сообществе взрослых и детей, умения выстраивать социальные взаимоотношения.

Дидактическая игра  «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

Цель:  Формирование дружеских отношений, закрепление правил этикета, правил поведения. Формирование и развитие  у  детей интереса  и желания совершать  добрые поступки и дела. Развитие чувства уважения, дружбы, сочувствия и доброты к ближнему своему.

Дидактическая игра «Малая Родина ».
Цель: Закрепление  знаний и представлений детей о своей малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях, о знаменитых своих земляках: поэтах, художниках,  музыкантах, спортсменах.

Дидактическая игра «Путешествие по городу Выкса»

Цель: Расширение  и закрепление представлений  дошкольников о родном городе, о достопримечательностях  города, о памятниках культуры.

Встречи с интересными людьми – воспитание духовности, патриотизма, гражданственности. Приобщение к прекрасному, развитие дружественных связей между поколениями. Воспитание уважительного отношения к людям старшего возраста. Расширение представлений у детей о знаменитых, интересных жителях нашего города, об их вклад в историю города и района.

(см. Приложение №3)

Встреча с представителем исторического клуба «Бьёрн» Сергеем Власовым.

Цель: Формирование и поддерживание  у детей  интереса  к миру взрослых, земляков - выксунцев. Повышение познавательной активности детей, любознательности. Формирование у детей желания быть похожими на славных жителей родного города Выкса.

Благотворительная акция – формирование у дошкольников таких ценностных качеств, как доброта, милосердие, искренность, бескорыстие, великодушие. Формирование и развитие  у  детей интереса  и желания совершать  добрые поступки и дела. Развитие чувства уважения, дружбы, сочувствия и доброты к ближнему своему.

(см. Приложение №4)

Акция «Подари книге вторую жизнь».

Цель: Воспитание бережного отношения к книгам, формирование у дошкольников желания  делать подарки от чистого сердца (пополнение детской библиотеки), совершать добрые дела и поступки.

Акция «Дари добро». Концерт для пожилых людей в канун Нового года в Комплексном центре социального обслуживания населения города Выкса.

Цель: Воспитание у детей уважения к пожилым людям, умения доставить радость окружающим людям - престарелым землякам - выксунцам. Формирование и поддержание  у  детей интереса  и желания совершать  добрые поступки и дела. Развитие чувства уважения, дружбы, сочувствия и доброты к ближнему своему.

Акция «Народная ёлка»

Цель: Воспитание у детей желания участвовать в общем деле, дарить радость окружающим.

Участие в мероприятиях посвящённых 80-летию города Выкса.

Цель: Формирование у детей чувства гордости за свой родной город, его славное историческое прошлое и  прогрессивное будущее. Формировать у детей желание внести свой посильный вклад в развитие города, желание участвовать в общегородских мероприятиях и радовать жителей родного края своим детским творчеством.

6. Система знаний и система деятельности.

Разрабатывая систему работы по данной теме, на начальном этапе (октябрь 2013г) мной  был проведён опрос среди детей старшего дошкольного возраста. Детям были заданы вопросы, уточняющие знания детей об истории и культуре родного города:

  • Название города
  • Как выглядит герб города
  • Достопримечательности города
  • Домашний адрес
  • Знаменитые люди города
  • Название предприятий города

Проанализировав ответы детей, я  пришла к выводу, что знания детей по данному направлению требуют дополнительной работы.

И  результаты  мониторинга - опроса детей (по шести задаваемым вопросам), мои наблюдения во время детской деятельности  это подтвердили, выяснилось, что, на начало 2013 года -20% детей имели высокий уровень знаний по истории и культуре родного города, а на низком уровне находилось 43% детей.

Для реализации поставленных задач мною был разработан примерный план  мероприятий, работа по которому предусматривалась 1-2 раза в месяц с учётом принципов последовательности и системности, и впоследствии усложнённости в формировании знаний, навыков и умений детей по реализации задач раздела проекта примерной общеобразовательной программы «Радуга» по образовательным областям:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие  (см. Приложение №5).

  Содержание плана мероприятий направлено на создание системы работы, способствующей патриотическому воспитанию детей, формированию нравственных ценностей: воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим. В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа велась последовательно от более близкого (семья, детский сад) к более сложному (город, район).

Большая работа была проведена по формированию представления о своей семье, воспитывая любовь и привязанность к своим близким и родным людям, родному дому. Воспитанники вместе с родителями изучали свою родословную, постепенно(по мере поступления информации от бабушек, дедушек, пап и мам) растили своё семейное генеалогическое древо. Полёт творчества и фантазии был проявлен детьми и родителями при создании  альбома «Моя семья».

Всё это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи и их профессиональным предпочтениям, формировалось представление о семейных ценностях и традициях.

На этом этапе вся моя работа была направлена на формирование представлений детей о своих правах на имя, гражданство, на жильё, охрану здоровья и медицинское обслуживание, право на образование, на родной язык, на культурную и национальную самобытность. Параллельно закрепляла  знания  детей своего домашнего адреса, номера дома, квартиры, телефона. Далее переходила на закрепление знаний детей названий улиц родного города, микрорайонов, названия городов - соседей Выксы (Муром, Навашино, Кулебаки, Нижний Новгород, Арзамас и др.), названия областей – соседей (Владимирская, Рязанская, Ивановская и др.)

Вторым домом после семьи для детей является наш детский сад. Первое детко-взрослое сообщество, в котором ребёнок уже подчиняется определённым социальным нормам общения, сосуществования в коллективе сверстников и педагогов-взрослых. Здесь у детей  начинает формироваться умение  выстаивать первые социальные взаимоотношения. А для этого воспитанники ДОУ должны иметь первоначальные сведения(знания) о своём детском саде, о работниках детского  сада, об обязанностях каждого взрослого и ребёнка, месторасположении помещений ДОУ. На что и была направлена моя работа на этом этапе нашей деятельности с воспитанниками по формированию любви к малой Родине.

Проведение экскурсий по детскому саду детьми  помогли им свободно ориентироваться на территории и в помещениях детского сада. Все дети моей группы знали где находятся музыкальный и физкультурный залы, кабинеты специалистов, кухонное и прачечное помещения, кабинет руководителя, медицинский кабинет. А также месторасположение общесадового телефона (в случае чрезвычайных ситуаций воспитанники знали номера экстренных служб), расположение двух групп детей раннего возраста (ходили в гости к малышам – оказывать помощь, поиграть в игры, что способствовало развитию чувства заботы о младших детях, желания оказать посильную помощь в организации режимных моментов с детьми 2-3 лет).

Большое внимание в своей работе я уделяю беседам о родном крае, городе.

(см. Приложение №6)

Использовала аудио и видео аппаратуру для прослушивания музыкальных произведений о родном городе: «Улицы города В» гр. Седьмое Небо; «Песня о Выксе» Ия Данильченко.

Важным моментов в работе считаю создание уголка краеведения, который содержит:

-наглядный материал о городе Выкса (герб города, значки, открытки);

-альбомы: «Любимый город Выкса», «Православная Выкса», «Промышленная Выкса», «Выкса – творческая», «Выкса – спортивная», «Знаменитые люди города Выкса;

 -дидактичекие игры: «Малая Родина», «Наш детский сад», «Путешествие по Выксе», «Профессии города». Игры - пазлы: «Здания  нашего города», «Выксунские местечки»;

-подборку произведений выксунских земляков-поэтов: сборник «Сказка о Карлуше и его друзьях в Царицыне» Хлынов В.В.; стихи и сказки – Нина Сячина, Алена и Елизавета Баикины, Павел Лаптев, Людмила Монахова, Татьяна Гордеева;

-подборку сказок и стихов, сочинённых детьми г. Выкса:  «Крокодиловы слезы» Арипова Дарья, «Любимая Выкса» Виноградова Анастасия, «Тебе, мой город, посвящаю» Ладцева Эля, «С чего начинается наша Россия?» Кутаёва Ольга, «Я в Выксе родился» Кукунчиков Роман, «Выкса – мой город родной» Самарская Полина;

-аудиотека песен о родном городе: «Родной завод», «Любопытный гражданин», «Улицы города В», «Песня о Выксе»;

-медиатека презентаций о родном крае: «Выкса глазами художников», «Природа и поэзия города Выкса», «Выкса спортивная», «Люби и знай свой отчий край».

Еще одним значимым шагом в моей работе по патриотическому воспитанию, это участие в акции «Восемьдесят добрых дел городу» посвящённой  восьмидесятилетию города (2014г). Совместно с родителями мы подготовили НОД – игра «Путешествие по родному городу».

Мы активные участники концерта «С Днем рождения любимый город».

Мы участники конкурса «Роспись Бородачовской игрушки».

Важным в реализации задач по формированию любви у дошкольников 5-7 лет  к малой Родине, через ознакомление детей с историей и культурой родного города, является включенность в процесс родителей. В течение всего периода работы по теме я старалась привлечь родителей. При совместных мероприятиях использовала разные формы работы:

Коллективное, совместное творчество родителей и воспитанников выражалось в  рисовании стенгазеты по данной тематике, изготовлении информационных листов, подготовке фотоматериалов, подборке  вырезок  из газет и журналов. Особенно охотно воспитанники вместе с родителями изучали свою родословную, растили своё семейное генеалогическое древо.

Дети, как в самостоятельной, так и в организованной деятельности свободно могли пользоваться этими материалами, которые мы с воспитанниками охотно размещали в уголке краеведения. Во время игр с этими играми-пособиями у ребят повышалась познавательная активность, интерес к истории города Выкса, его достопримечательностям.  А также формировалась чувство гордости и уважения к старшему поколению.

Силами родителей бала организована и подготовлена выставка совместных творческих рисунков  с детьми на тему: «Любимые места города Выкса». (см. Приложение №7)

Родители активные участники тематических прогулок и экскурсий, в следствии которых происходило обогащение детей новыми яркими впечатлениями о нашем городе, о людях нашего района.

На этом этапе проводились  совместные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья».

Индивидуальные беседы, консультации с родителями: консультации – «Мой город – моя малая Родина», «История родного города Выкса»; беседы – «Я – выксунец», «Мой любимый город Выкса».

Проведя большую работу по формированию  любви у дошкольников 5-7 лет  к малой Родине, через ознакомление детей с историей и культурой родного города, мной был сделан промежуточный мониторинг (март 2015), используя метод наблюдения за деятельностью детей группы.

Промежуточный мониторинг показал, что на  низком уровне,  (по уровню знаний дошкольников о истории и культуре родного города ), находится 12% воспитанников группы, а на высоком уровне – 60% детей.

В результате моей работы у всех участников сложились доверительные, партнёрские отношения. У детей повысился уровень знаний о родном городе. Совместная взросло-детская деятельность в увлекательной и интересной форме позволила ненавязчиво и опосредованно развивать и формировать у детей чувство любви к малой Родине, уважительного отношения к старшему поколению.  

Таким образом, я убедилась, что веду работу в правильном направлении. У детей обогатились знания об истории и культуре родного города. Дети узнали много интересного и полезного, нового. Детский интерес к истории и культуре города Выкса возрос, свидетельством этому могут служить предложения воспитанников организовать экскурсию на ОАО ВМЗ, в ВМТ (у кого там учится брат или сестра); организовать поход в выксунский парк совместно с дошкольниками из соседнего детского сада (для сбора экспонатов для коллекции и гербария) и прочие.

Задача моей дальнейшей работы – закрепление и поддержание интереса  детей к земле на какой мы живём, беречь и уважать наследие своего народа, своих прадедов. Работу в данном направлении я продолжаю по сей день. Вместе с детьми и родителями мы планируем:

- продолжить встречи с интересными людьми;

- разработать проект «Чтим и помним» о ветеранах в годы великой отечественной войны.

 Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувства защищенности, духовной силы, нравственного здоровья.

Программно – методическое обеспечение.

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
  3. дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  4. Зеленова Н.Г. Мы живём в России: старшая группа, подготовительная группа. М.: Скрипторий, 2003, 2008.
  5. Белая К.Ю. Художественно – эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника. М.: Школьная пресса, 2007.
  6. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М.: Дошкольное воспитание, 2001, №2.
  7. Интернет - ресурсы: http://wyksa.ru/, http://k-zori.ru/, http://www.vr-vyksa.ru/.