Педагог-организатор

Тополницкая Анна Васильевна

Педагог-организатор – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией досуговой деятельности детей в образовательных организациях разных типов.Педагог-организатор – это специалист, организующий внеклассную и внешкольную работу в сфере дополнительного образования детей. Руководит работой клубов, кружков, секций и других объединений, функционирующих в образовательных учреждениях и организует деятельность учащихся по техническому, художественному, спортивному и туристско-краеведческому направлениям.

В обязанности педагога-организатора входит:

  • Содействие развитию личности, талантов и способностей, формирование общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), педагогизации социальной сферы;
  • Изучение возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей) в учреждениях и по месту жительства, создание условий для их реализации в различных видах активной и творческой деятельности;
  • Организация работы детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразной индивидуальной и совместной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых;
  • Руководство работой по одному из направлений деятельности учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и другим;
  • Организация вечеров, праздников, походов, экскурсий, поддержка социально-значимых инициатив обучающихся (воспитанников, детей) в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
  • Привлечение к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность;
  • Поддержка детских кооперативов, иных форм организации труда обучающихся (воспитанников, детей);
  • Организация каникулярного отдыха обучающихся (воспитанников, детей).

Педагог-организатор осуществляет свою деятельность в учреждениях культуры, внешкольных учреждениях досуга, общеобразовательных учреждениях, общественных организациях и по месту жительства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии и новые подходы в деятельности педагога-организатора

        Инновационные технологии применяются сегодня практически во всех областях человеческой деятельности – без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования.

В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников.         Современный педагог-организатор должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. От уровня подготовки педагогов-организаторов во многом зависит успех воспитательной работы. Укажем критерии готовности педагога к инновационной деятельности.

Это:

– осмысливание необходимости инновационной деятельности;

– готовность к творчеству;

твердая уверенность в необходимости приемах новшества и позитивного результата;

– готовность к преодолению творческих неудач;

– технологическая подготовленность;

– положительная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;

– способность к профессиональному самоанализу.

        В школах и учреждениях дополнительного образования детей для деятельности педагога-организатора возникает необходимость создания условия для перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий и одним из приоритетов образовательной политики является развитие системы дополнительного образования детей и применения в данной системе информационных технологий.

        Основной задачей в работе педагога-организатора помочь ребенку в школьные годы стать более активным, успешным, конкурентоспособным гражданином. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлекать обучающихся в образовательный этот процесс, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей. Большую помощь окажет ему в этом компьютер и мультимедийные формы как средство обучения, коммуникации, технологии работы в команде.

        Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе поможет не только детям в процессе обучения, но также принципиально меняет деятельность самого педагога. Видеофильмы, анимации, слайды, музыка, непроизвольно стимулируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.         Использование мультимедийных технологий в ходе действия делает само мероприятие ярче и насыщеннее, увеличивает качество и результативность мероприятий различной направленности. Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использование компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных целей.

И все же постоянное применение мультимедийных технологий в воспитательном процессе не может заменить самого педагога. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.         Педагоги-организаторы, чаще всего, стремятся свести к минимуму или вообще исключить вмешательство критики, стараются не ограничивать творческие фантазии подопечных, вдохновляют на зарождение неожиданных замыслов и новых предложений.

        Основу поисковых инновационных методических разработок составляют так называемый методы проектов. При помощи проектирования можно интересно организовать свободное время, содействовать приобретению навыков и умений, развитию творческих способностей, лидерских качеств и многое другое.

        Поиск решения проблемы и появление новых идей может произойти совершенно с неожиданного направления. Например, высокой продуктивностью выделяется так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской в течении длительного времени заносят свои идеи, точки зрения и понятия в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий список, после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых вариантов.

        Еще один метод, метод мозгового штурма, или мозговой атаки, направлен на коллективную производительность творческих идей. Создается деловая игра, в ней участвуют несколько групп: «генераторы» - авторы идей; эксперты – «аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, оснащающие финансовую поддержку идей; пользователи или потребители предлагаемой идеи. В основе инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целенаправленная установка на выработку творческих идей с помощью сходства случайно выбранных понятий или метафор.

        Во время рекреационной (восстанавливающей) игровой деятельности достаточную эффективность в производительности творческих идей показывает метод постановки основных вопросов типа «Что? Где? Когда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Выработка новой идеи может пойти в совершенно непредсказуемом направлении, или же потребует участия автора в проблемной ситуации в целях принятии адекватного решения либо пойти по пути использования различных вариантов сочетающих известных и зарекомендовавших себя составляющих.

        Таковы черты некоторых инновационных подходов к воспитательной и досуговой деятельности, которое поможет увидеть принципиальные особенности поиска нового и интересного.

        Инновационные технологии в воспитательной и досуговой сфере всегда предполагают тесную взаимосвязь и взаимодействие традиций и новаторства, позволяют делать процесс обучения и воспитания наиболее интересной, разнообразной, информационно-насыщенной и соответствующей времени и новым технологиям, запросам общества и личности.











Список используемой литературы, интернет ресурсы:

  1. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 2004.
  2. Программное обеспечение летнего отдыха детей: метод. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Жуковицкой, Н.П. Царевой. - Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2012. - 70 с. - (Сер. «Организация летнего отдыха детей». Вып.2.). 
  3. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2002.
  4. www.academy.edu.by/files/Slutsk-11.pdf