Эссе «Размышления психолога в эпоху перемен»

Кондратенко Анастасия Владимировна

Эссе «Размышления психолога в эпоху перемен»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

Эссе «Размышления  психолога в эпоху перемен»

ПсихологЭту профессию любой из нас, видит по разному.  

Многие люди психологу присваивают статус врача, некоторые принимают его за некого «волшебника», который видит людей «насквозь», и как опытный и всезнающий, разбирающийся в жизни человек, может вершить судьбы людей, говоря, что им нужно делать в конкретной ситуации.  У такой профессии, как психолог, нет единого определения, так же как у данной науки – психологии, нет единого (основного) направления развития. На самом деле эта профессия неоднозначна и очень многогранна. На профессию психолог, можно смотреть по-разному и с разных сторон. Человек, работающий в этой сфере, может развиваться в любом направлении  и работать как психолог-консультант, психолог-диагност, гештальт-терапевт, и многие другие. Но, в любом направлении, психолог - это дело особого рода. На каком-то отрезке, чьего-то пути быть вовлеченным в историю, ситуацию, жизнь, которая развивается и отчасти разворачивается, в моем присутствии. Это особый дар этой профессии, дар одновременно требовательный и щедрый.

Мое призвание – психология. Я счастлива, что моя профессия  соприкасается непосредственно с детьми,  самого нежного и раннего возраста.

 Детство—это не подготовка к школе,  жизни, не репетиция к взрослой жизни,  это сама жизнь, и самый ценный и  важный этап в жизни любого  человека, это период становления личности. Это как семя цветка, посаженного в землю, каждый цветочек растет индивидуально, у каждого есть свои сильные и слабые стороны, и только в зависимости от того, как его будут его поливать, ухаживать за ним, какими удобрениями подкармливать, таким и вырастет  цветочек. Некоторые цветки раскрывают свои бутоны и благоухают уже в юности. А некоторые бутончики, вроде готовы раскрыться, но слишком задавливает их корни сорняк, им не хватает питательных веществ в почве, и вроде он живет, а может выживает. А бывает и так, что цветок остается нераскрытым, и увядает, не достигнув «зрелости».  Все взрослые хотят видеть  своих детей в дальнейшем, крепко стоящими на ногах, счастливыми и здоровыми. Но, не каждый осознает особое значение заложенного фундамента в детстве. Важность дошкольного детства отражено в трудах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодского, Ф. Перлза  и еще многих,  многих известных психологов и педагогов.  

Профессию психолога часто называют помогающей, и я полностью с этим согласна. Дошкольный психолог - это в первую очередь педагог, который помогает разобраться в вопросах воспитания, в проблемах развития личности. И если всего лишь каких-то 10- 15 лет тому назад, педагоги брались за головы от неисправимых  шалунов, то на сегодняшний день, в каждом образовательном учреждении, в помощь детям, педагогам и родителям есть должность педагог-психолог.

Детский сад для детей – второй дом, и для моих воспитанников кабинет психолога – самое уютное место в нем. Многие взрослые, особенно родители, свято верят, в то, что в этом кабинете все же есть та самая заветная «волшебная палочка», которой взмахнет фея-психолог  и мгновенно поможет в решении всех проблем. Зачастую коллегам и родителям порой трудно объяснить, что в трудной ситуации сразу не поможешь, поэтому я никогда не говорю, что такой палочки у меня нет, а просто принимаюсь за работу. Моя работа заключается в том, что я становлюсь на время другом семьи, человеком, сопровождающим развитие личности ребенка. Психологические методы позволяют обнаружить проблемы развития, скорректировать их и помочь малышу раскрыть свой человеческий и творческий потенциал. История одного ребенка, или случай с ребенком, по поводу которого обратились к психологу за помощью, это всего лишь пазл, полной картины мира целой семейной системы. И моя задача, помочь решить не одну конкретную проблему, а подвести родителей к осознанию причины возникновения этой проблемы, увидеть картину в целом. Воспитатели и родители являются сопроводителями в процессе развития ребенка. И только тогда, когда все участники воспитательно-образовательного процесса работают на конкретный результат поставленных задач, вот тут-то и сработает та самая «волшебная палочка» и наш маленький цветочек, несомненно, зацветет. К сожалению, часто бывает так, что взрослые перекладывают проблему на специалиста, и ожидают быстрого положительного результата. Но конкретный результат работы, по каким-то индикаторам, можно оценить у специалистов таких, как логопед или воспитатель (научился ли ребенок произносить букву «Р», слышать ее в слове, считать по хлопкам какая она по счету в слове и т.д.) А результативность работы психолога почти всегда зависит от того, в какую среду ребенок попадает после работы с ним, и насколько она способствует оптимизации состояния ребенка.

Настоящее время в дошкольном образовании -  это время усовершенствований и инноваций. Китайская народная мудрость гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но я считаю, что всё совсем не так сложно и страшно. Невозможное станет возможным, надо только верить в чудо, и очень этого желать. А в педагогике чудо - это результат душевного труда, труда интеллектуального, волевого и эмоционального. Если не будет стремления и осознания важности этого труда - не будет и чуда.

 Не только в жизни, но и в своей профессии, я стараюсь идти в ногу со временем. И как бы не менялось течение моей работы в современных условиях, суть ее навсегда останется неизменной: любовь, уважение и непременная помощь  детям и их  семьям,  в решении психологических проблем.

Анастасия Кондратенко.

                                                                   

   

Кондратенко Анастасия Владимировна

п. Салым