3.Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе

Крюкова Марина Александровна

Конспекты НОД, семинар-практикум для родителей"Играем пальчиками"младшая группа

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

 

Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического воспитания трудно переоценить. К огромному сожалению, воспитание, а также деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода.

Согласно ФГОС ДО - экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе;
  • формирование системы экологических знаний и представлений;
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем быстрее ребенок научится видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, будет заложено позитивное отношение к предметному миру, к себе и другим людям. Поэтому, мое мнение, как воспитателя – формирование экологического воспитания нужно начинать с малых лет, а именно, с младшего дошкольного возраста.   Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра.

Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

  Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры осуществляется в системе:

  • совместная деятельность педагога и детей;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
  • работа с семьей

 Цель: формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

 Задачи:

     1.  Прививать начальные экологические знания,  навыки и умения  у детей.

     2. Развивать познавательную  и творческую  активность    дошкольников в ходе экологической деятельности.  

    3.Воспитывать чувства бережного отношения к природе.

    4. Создавать условия для формирования экологических представлений у воспитанников через создание игровой развивающей среды.

  1. Привлекать внимание родителей и педагогов к формированию экологических представлений у младших дошкольников.

Этапы реализации плана:

  1.  Подготовительный.
  • Подбор, изучение научно-методической литературы и интернет источников по проблеме исследования.
  • Обогащение РППС в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей.
  • Разработка перспективного плана работы с участниками педагогического процесса.
  • Подбор литературного материала по данному вопросу
  • Анкетирование родителей (законных представителей) по теме:

« Отношение родителей к проблеме экологического воспитания дошкольников »

  • Проведение педагогического мониторинга, с целью определения уровня развития экологического воспитания  детей младшего дошкольного возраста.

II. Практический.

  • Реализация системы работы  по экологическому  воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
  • Профессиональное взаимодействие с педагогами по данной теме.
  • Сотрудничество с социальными партнерами: родителями (законными представителями) по данной теме.

III. Заключительный.

  • Оценка эффективности проведенной работы, с детьми и родителями по данной теме.
  • Публикации методических разработок в сетевом педагогическом сообществе.
  • Определение дальнейших перспектив по данному вопросу.

Форма обучения: организованная образовательная деятельность, игровая деятельность.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы.

 

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

  • Сформирована целостная картина окружающего мира;
  • Сформировано бережное, гуманное отношения к природе;
  • Сформированы трудовые навыки, необходимые для сохранения растительного мира и животного мира;
  • Вовлечение родителей в процесс работы.

 

Диагностика и критерии результативности.

Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения мониторинга по изучению уровня развития экологического воспитания. Мониторинг проводился в начале года и в конце года.

Цель: выявление уровня развития экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

В качестве основного метода исследования использовалась диагностика

автор: Половинкина И. М.

Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы: растительный мир, животный мир и времена года.

При оценке сформировонности  обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: освоено, частично освоено, не освоено.

 

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Разработать  уровень  усвоения знаний о природе детьми младшего  дошкольного возраста.

2.Подобрать  диагностические методики, отражающие уровень игровых навыков детей данного возраста.

3. Провести  диагностику уровня знаний о природе.

 

Критерии оценки:

1.Освоено -ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего.

2.Частично освоено-ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов.

3. Не освоено-ребёнок не может ответить на поставленный вопрос.

Для выявления уровней знаний я проводила беседы, с использованием картинок.

Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Диагностика экологических знаний детей младшей группы


  1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рисование "Домашнее животное"116.95 КБ
Файл Рисование по сказке "Колобок"238.69 КБ
Microsoft Office document icon Аппликация "Снеговик Антоша "98.5 КБ
Microsoft Office document icon Аппликация "Фиалки"204 КБ
Файл Семинар - практикум "Играем пальчиками"898.76 КБ
Файл Утренник старшая группа "Новогодние приключения в зимнем лесу"2.54 МБ
Файл Утренник 1 младшей группе 928.64 КБ
Файл Конспект занятия по ознакомлению с профессией парикмахер " Гость группы"31.48 КБ
Файл Консультация " Трудовое воспитание дошкольников"549.8 КБ
Файл Мастер-класс «Использование технологии лэпбук в образовательном процессе по экологии для детей дошкольного возраста»30.8 КБ
Файл Открытое занятие "Волшебница водица"455.99 КБ
Файл Семинар- практикум для родителей На тему: «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»32.49 КБ
Файл Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: 31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе.

Тема: «Моё любимое домашнее животное».

Программное содержание:

• Учить выразительно передавать в рисунке образы домашних животных (форму тела, расположение и форму частей тела, их величину, пропорции) с опорой на схему

• Выбирать животное по своему желанию

• Закреплять технические навыки и умения в рисовании (смешение цветов для получения нужного оттенка)

• Развивать образное восприятие и воображение

• Учить рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей

Материалы:

• Гуашь, тонированные листы, кисти тонкие и толстые, вода, схемы строения животных, схемы смешения цветов, палитры, картины собаки, кошки.

Предварительная работа:

• Рисование животных восковыми мелками, фломастерами, лепка животных, рассматривание иллюстраций, мультфильмов, чтение стихов, рассказов, составление рассказов о домашних животных.

Ход занятия.

 1.Вводная часть.

Загадываю загадку:

- Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (собака)

 

- Дети, собака дикое или домашнее животное? (домашнее)

- А каких ещё домашних животных вы знаете? (кошка, лошадь, поросенок, корова, овечка, коза).

2.Основная часть.

- Сегодня вы будете рисовать своих любимых домашних животных, которые живут у вас дома или у бабушки в деревне, или вам какое-то животное просто нравится.

- С чего начинают рисовать животное? (с туловища)

- Туловище какой формы? (овальное)

- Голова какой формы может быть? (круглой и овальной)

- Уши какой формы? (треугольные, овальные, круглые)

- Лапы какой формы? (овальной) Сколько лап у животных? (четыре)

(обратить внимание на схемы изображения животных)

- Ребята, животные имеют разную окраску и длину шерсти. Давайте вспомним, как нужно смешивать цвета, чтобы получить нужный оттенок.

(схемы смешения серого, розового и оранжевого цвета)

- Как нужно располагать животное на листе? (крупно, в центре) Животное может стоять, идти, лежать, играть.

- Для рисования животного используем толстую кисть, а для прорисовки мелких деталей- тонкую.

- Не торопимся сразу прорисовывать мордочку. Нужно подождать когда она подсохнет.

- Дети, чтобы рисунки получились красивыми, давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

У зверей 4 лапы                                             (поднимаем и опускаем 4 пальца на руках)

Когти могут поцарапать                             (изображаем коготки)

Не лицо у них, а морда                              (пальцы соединить в шар,          приблизить к лицу)

Хвост, усы, а носик мокрый                      («волна», усы показать, носик обвести)

И, конечно, ушки!                                         (трем уши)

Только на макушке                                     (показать руками)

 

 

 Дети приступают к работе.

В процессе занятия направлять детей, поощрять инициативу, задавать наводящие вопросы, обращать внимание на схемы смешения цветов и изображения животных.

Физминутка  (в середине занятия)

«У кошки в гостях»

Позвала нас в гости Кошка    (ладошки на щеки, качаем головой)

И пошли мы по дорожке        (шагаем на месте)

Видим – дерево высокое         (ставим кулачок на кулачок) 

Видим - озеро глубокое          («волна» руками)

Птицы песенки поют                (скрестить пальцы)

Зернышки везде клюют           (клюём то на одно ладони, то на другой)

Тут клюют и там клюют

Никому их не дают                  («погрозить» пальцем)

Это дом                                    («крыша» из рук)

А в нем окошко                       (показываем пальцами)

Нас встречают кот и кошка     (хлопаем в ладоши)

Мы немножко погостим           («здороваемся» руками)

И обратно побежим                 (бег на месте)

 

3.Итоговая часть

C:\Users\Марина\Desktop\фото старшая гр\SDC10119.JPG



Предварительный просмотр:

Рисование по сказке «Колобок» в старшей группе

Непосредственно образовательная деятельность по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.


Цель: Учить детей рисовать сюжет из сказки
Задачи: 
• Совершенствовать технику владения кистью, передавать характерные особенности предмета;
• Использовать элементы декоративного рисования; 
• Закреплять умение хорошо располагать изображения на листе; 
• Развивать эстетическое восприятие, воображение.
Предварительная работа: 
• Чтение и обыгрывание сказки «Колобок»;
• Беседа о прочитанном сюжете;
• Рассматривание картинок, иллюстраций;
• Подготовить место работы: закрепить листы бумаги на стол при помощи скотча; подготовить краски и инструменты.


Оборудование: Краски гуашевые, листы бумаги белого или светло-голубого цвета формата А-4, кисти №6, №2, баночки с водой, палитра, салфетки, скотч.


Содержание изодеятельности:
Педагог предлагает детям отгадать загадки:
Он по коробу скребен,
По сусеку он метен,
У него румяный бок,
Он веселый…

(Колобок)
Эта рыжая плутовка
Колобочка съела ловко.

(Лиса)
Молодцы! Давайте вспомним сказку «Колобок», чем она закончилась?

На опушечке в лесу
Встретил рыжую лису.
— Здравствуй, рыжая лисица,
Хочешь я спою, сестрица?
И колобок снова запел.

— Здравствуй, сладкий колобочек.
Хорошо поёшь, дружочек.
Только я уже стара,
Стала на ухо глуха,
Сядь на мой ты язычок
И пропой еще разок.

Так и сделал колобок.
На язык он ей забрался
И еще раз спеть собрался.
Не успел разинуть рот,
Как попал лисе в живот.
Лиса его не слушала,
А взяла и скушала.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/36971_a11238248666ca8a418e485e9ed9dc21.jpg.jpg


Сегодня мы с Вами нарисуем сюжет из сказки «Колобок». Момент, когда лиса держит колобка на носу, а он поет свою песенку. Рассматриваем изображение, анализируем его.

Последовательность выполнения:
Наша лиса будет ярко оранжевая. Для этого мы смешиваем оранжевую и красную краски на палитре.
Чуть выше середины листа рисуем круг, толстой кистью.
Вытягиваем треугольный носик, начиная от низа мордочки.
Рисуем сарафан, он треугольной формы. От головы вытягиваем линии вниз в стороны, соединяем волнистой линией, закрашиваем.
Теперь рисуем пушистый длинный хвост, он красиво извивается.
Лапки передние.
Задние лапки. Сначала под сарафаном рисуем два овала.
Потом вытягиваем лапки вверх, они напоминают капельку.
Пока наша лисичка подсыхает, нарисуем колобка. Он желтого цвета и сидит на носу у лисы.
Даём колобку подсохнуть и нарисуем фон .
Белой краской оживляем наших персонажей. Размечаем глазки, декорируем сарафан и шубку лисы, с помощью точек, капелек, волнистых и прямых линий.
Дорисовываем черной гуашью глаза у героев, реснички нос лисы, ноты.
Рисуем колобку носик и ротик.
Вот и готов наш сюжет из сказки «Колобок». 


Ребята а как вы думаете, мог ли у сказки быть другой конец и колобок остался жить поживать? Дети фантазируют… Педагог зачитывает продолжение сказки «Колобок».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/2/36971_1ab03674582a314bac80d78dbfeefa31.jpg.jpg


Колобок. Продолжение.
Тебе ведь хорошо знаком
Весёлый колобок??
От всех зверей он удирал,
А от лисы не смог.

Он был хвастун и весельчак
И звонко песни пел,
С хитрющей рыжею лисой 
Всё ж справиться сумел!

Подпрыгнул очень высоко,
Схватил лису за хвост
И вот, сбежал он далеко,
Не так уже и прост!

От страха очень долго он 
Катился кувырком,
Но вдруг - лес кончился,
И вот - стоит чудесный дом!

Теперь живут в нём пирожки,
Конфеты, торты, крендельки,
Печенье, пряники, пирог
И с ними - смелый колобок!

К ним в гости весь лесной народ
Ходить стал в воскресенье,
А колобок им песни пел
И угощал вареньем!

C:\Users\Марина\Desktop\фото старшая гр\физ-ра рисование\SDC10089.JPG



Предварительный просмотр:

«Снеговик»

 конспект занятия по аппликации в средней группе

Программное содержание:  воспитывать у детей интерес к аппликации. Учить детей вырезать круг из квадрата, срезать у квадрата углы (получая ведро). Закреплять умение правильно держать ножницы, работать ими, пользоваться клеем, салфеткой.  Учить детей составлять композицию во весь лист. Воспитывать самостоятельность.   Развивать творчество, мелкую моторику рук.

Материал: 3 квадрата разного размера, два прямоугольника (разных цветов), клей, ножницы, салфетка.

 Предварительная работа: Загадывание загадок

Наблюдение за зимними постройками на участке. Лепка снеговика из липкого снега в теплую погоду. Чтение стихотворений.

Ход занятия:

Дети! К нам один гость пришел, а кто он нам поможет отгадать волшебная снежинка. Слушайте внимательно загадку:

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза - угольки,

Губы - сучки,

Холодный, большой.

Кто я такой?

- Кто же он такой? (Снеговик) .

Из чего же он сделан (из снега)

Показать картинку  с изображением снеговика.

А что же с ним будет, если станет тепло? (он растает). Давайте посмотрим, из чего же он состоит. На что это похоже? Из каких частей состоит туловище? (ком). Какой формы комки? (круглой). А комки все одинаковые? Сколько их? (три). Какой ком самый первый? (большой), затем идет (поменьше), а голова (маленькая).

1. Что, еще есть у снеговика? (нос, глаза, ведро). У вас на столах лежат детали.

2. Что же можно сделать из этих деталей. Давайте соберем картинку. Что у нас получилось? Портрет Снеговика

А вы хотите сделать такой же портрет?

3. Давайте посмотрим, что же лежит у вас на тарелочках Какие геометрические фигуры белого цвета? (квадраты). Как нам сделать круг из квадрата? (Срезать уголки.) А глаза и рот мы нарисуем фломастерами.

Физкультминутка «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок

(дети шагают на месте)

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком.

(кругообразные движения руками)

Его улыбка так светла

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(дети показывают улыбку, глаза)

Но солнце припечет слегка

- Увы, ... и нет снеговика.

(дети присаживаются на корточки)

4. Самостоятельная работа детей.

Какие замечательные у нас  получились портреты Кому, какой портрет понравился? Почему?

Все молодцы, спасибо.

       C:\Users\Марина\Desktop\все фото\конспект снеговик\SDC10095.JPG



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Фиалки»

Цель: способствовать расширению знаний детей о многообразии видов растительного мира;

закреплять познавательный интерес к природе;

Формировать умение находить растение по описанию;

учить передавать с помощью знакомых приёмов аппликации характерные особенности цветов;

способствовать развитию движений рук в работе с ножницами, внимание, находчивость;

воспитывать желание работать в коллективе сообща и доводить начатое дело до целостного восприятия картины.

Материал и оборудование: цветы группового пространства, бумажные цветочки для игры (на каждого ребёнка , - ножницы, цветная бумага, клей, клеёнки.)

Предварительная работа: знакомство детей с комнатными растениями и беседы, уход за растениями, чтение стихотворений, дидактические игры.

НОД:

1. Организационный момент: Звучит музыка (звуки природы). Воспитатель предлагает встать в круг, закрыть глаза и подставить ладошку. Каждому на ладошку кладёт бумажный цветок, слегка надушенный чем-то ароматным, и говорит:

- Вы разбудили цветочки. Что ощущаете теперь, когда цветок проснулся? (Ответы детей) Воспитатель предлагает открыть глаза и посмотреть на свой разбуженный цветочек:

- Чувствуете, какой замечательный аромат? Это аромат фиалок (Дети вдыхают аромат медленно носиком) .

2. Воспитатель рассказывает стихотворение:

На нашем, на окошке

Фиалка расцвела.

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла…

Но мы их обрывать не будем-

Пускай цветут на радость людям!

3. ДИ «Угадай по описанию фиалку»

4.Объяснение и показ воспитателя.

5. Самостоятельная работа детей.

6. Рефлексия.

C:\Users\Марина\Documents\разное\детский сад\SDC10203.JPG C:\Users\Марина\Documents\разное\детский сад\SDC10211.JPG 



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Программное содержание

Цель: ознакомление детей с профессией парикмахера.

Задачи:

Расширять представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитывать уважение к труду взрослых, любознательность.

Оборудование: презентация по теме, картинки с изображением профессий людей, предметы для сюжетно – ролевой игры (ножницы, фен, расческа, лак).

Организационный момент

–Ребята, скажите, куда ходят каждый день ваши родители? А где они работают?

- Давайте вспомним, о каких профессиях мы уже говорили?

2. Основная часть (выставляются на наборное полотно картинки – учитель, продавец, повар, шофер, швея)

Дидактическая игра «Кто, что делает?»

Врач – лечит, учитель - учит, продавец – продает, швея – шьет, повар – готовит.

- А сейчас попробуйте отгадать загадку?

Кто же сделает прическу

Феном, щеткой и расческой

Пышно локоны завьет,

Челку щеткою взобьет

Все в его руках горит

Кто изменит внешний вид? (парикмахер)

Ход беседы: Сегодня поговорим об одной такой профессии, если отгадаете загадку.

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый. (Парикмахер)

Скажите, пожалуйста, а кто такой парикмахер? (Ответы).

Сюрпризный момент. (заходит  – мама Живова Артёма).

Здравствуйте. Сегодня у нас в гостях мама Артёма – Татьяна Николаевна. Она работает парикмахером и расскажет о своей работе.

Можете задавать нашим детям вопросы, они о вашей работе много знают (вопросы задаёт парикмахер). А что ещё умеет делать парикмахер?

Давайте поиграем: игра с мячом.

Расчесать волосы, стричь волосы, причесать волосы, завивать волосы, красить волосы, брить усы и бороду, сушить волосы.

Правильно. Ребята, для этого парикмахеру нужно много инструментов и всяких предметов.

Сейчас я загадаю загадки, а вы отгадаете, чем же пользуется в своей работе современный парикмахер.

Зубы имеет,

А зубной боли не знает (расчёска).

Два конца, два кольца,

По серёдке гвоздик (ножницы).

Парикмахер  пользуется ножницами, расчёской, феном, бритвой, машинкой, красками и т. д

Игра на фонематическое восприятие "Угадайте, что в коробке?"

Дети, парикмахеру нужны ещё некоторые предметы, чтобы причёска удалась. В слове 3 звука, ловите - Л,А,К. Какое слово получилось? (лак).В названии предмета первый слог БИ (бигуди). В слове есть слоги КА и КРАС (краска).

. Молодцы! А скажите, парикмахер по характеру каким должен быть?.

Игра "Передай предмет и назови"

Спасибо Вам большое за интересный рассказ и причёски. Ребята, можете задавать свои вопросы. А кто - то может захотел стать парикмахером, есть такие?

Мы хотим Вас отблагодарить и приготовили вам стихотворение С Михалкова "В парикмахерской" (несколько детей рассказывают стих).

Папа к зеркалу садится:

— Мне постричься и побриться!

Старый мастер всё умеет:

Сорок лет стрижёт и бреет.

Он из маленького шкафа

Быстро ножницы достал,

Простыней укутал папу,

Гребень взял,

За кресло встал,

Щёлкнул ножницами звонко,

Раз-другой взмахнул гребёнкой,

От затылка до висков

Выстриг много волосков,

Расчесал прямой пробор,

Вынул бритвенный прибор.

Зашипело в чашке мыло,

Чтобы бритва чище брила;

Фыркнул весело флакон

С надписью: "Одеколон".

Рядом девочку стригут.

Два ручья из глаз бегут.

Плачет глупая девчонка,

Слезы виснут на носу —

Парикмахер под гребенку

Режет рыжую косу.

Если стричься решено,

Плакать глупо и смешно!

Стал волосы как грива,

Видно стричь пора пришла…

В парикмахерской красиво,

Много света, зеркала …

Мне на кресло указали,

Не успел сказать я: «Ой!»

Засверкали, залетали

Ножницы над головой.

Я пришел туда лохматый

И не стриженым бараном,

А ушел я аккуратным

И красивым мальчуганом.

Парикмахер дядя Саша

Мне сказал: «Не забывай парикмахерскую нашу, приходи не зарастай»

Парикмахер все умеет:

Хочешь – наголо обреет или челку уберёт,

Иль височки подравняет – как захочешь, подстрижет.

Он свою работу знает,

Кто подстричься хочет,

Тем поможет без проблем.

Парикмахер делает некоторым девочкам причёски (Заплетает красивые косички).

Рефлексия

- В народе говорят: «Хорошая прическа важнее дорогого наряда». Это значит, что парикмахер превращает нас в красивых, неузнаваемых, аккуратных людей с помощью своих волшебных рук, инструментов, своего мастерства. Для того, чтобы красиво выглядеть, нужно всегда держать в порядке голову и посещать парикмахерскую..

Я дарю вам «Набор парикмахера» и вы сможете поиграть. Всем спасибо.



Предварительный просмотр:

«Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ»

В настоящее время в детских садах незаслуженно забыто трудовое воспитание дошкольников. Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.

 Считается, что это направление деятельности не современно и не относится к развивающему обучению. Однако, это не так.
В
 ФГОС дошкольного образования, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», представлены следующие задачи:

— становление самостоятельности, целенаправленности и  саморегуляции собственных действий;
— формирование позитивных установок к различным видам труда.

Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников.


    В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

   

     Все учёные утверждают необходимость трудового воспитания с раннего возраста.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка- дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду.

Трудовая деятельность детей состоит из четырёх компонентов:

1. Умение ставить цель.

2. Умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов.

3.Умение планировать работу.

4. Умение достигать результата и оценивать его.

Трудовая деятельность дошкольников - это развивающая деятельность.  Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка.

На основе классификации можно выделить две группы задач:

- помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);

- развитие личности ребёнка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).

В дошкольном учреждении используют следующие виды труда:

самообслуживание,

бытовой (хозяйственно- бытовой) труд

труд в природе,

ручной труд.

 Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства. Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т.д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике), озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.

Формы организации труда детей дошкольного возраста.

Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности.

Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.

Коллективный труд - по способу организации делится на труд рядом, общий труд, совместный труд.

Труд рядом - обычно организуется в младшей группе (средняя, старшая и подготовительная к школе группы при новых усвоениях навыков), по 3- 4 ребёнка, каждый выполняет одинаковую работу (убрать кубики).

Общий труд - объединяет 8- 10 человек, начинается со средней группы, в нём нет разделения труда, детей объединяет общая цель и обобщение результатов труда.

Совместный труд (пооперационный) - присутствует в подготовительной группе, объединяет до 15 человек, особенность такого объединения - наличие в нём ряда последовательных этапов, дети оказываются в зависимости друг от друга, работа, выполненная одним ребенком, передается другому. Каждый выполняет свою операцию.

Развивающий компонент трудового воспитания будет заключаться в усложнении содержания трудовых заданий и поручений, в связи с приобретением практического опыта у дошкольников. А именно, в увеличении объема работы, степени обобщенности в формулировке заданий, степени самостоятельности детей, повышении требований к качеству.
Работа педагога в данном случае осуществляется с опорой на зону ближайшего развития ребенка, что тоже соответствует сути развивающего обучения.
Как Вы знаете, зона ближайшего развития – это та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого.
То, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Вот таким образом трудовое воспитание стимулирует развитие ребенка.
   

C:\Users\Марина\Desktop\труд в подготов.гр\DSC01250.JPG           C:\Users\Марина\Desktop\труд в подготов.гр\SDC10803.JPG                     

C:\Users\Марина\Desktop\труд в подготов.гр\уголок природы.ручной труд\SDC11051.JPG        C:\Users\Марина\Desktop\открытое занятие  хоз-быт. труд в подгот. группе\SDC10918.JPG



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование технологии лэпбук в образовательном процессе по экологии для детей дошкольного возраста»

Подготовила: Воспитатель: Крюкова М.А.

Использование лэпбуков в образовательном процессе позволяет: организовать, систематизировать информацию по изучаемой профессии; стимулировать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Что такое лэпбук?

Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если перевести дословно, то лэпбук - это «книга на коленях». Можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук - это интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

В интерактивной папке собирается материал по какой-то определенной теме.

«Профессиональный лэпбук» это не только мощный справочный инструмент о различных профессиях и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком).

Основа лэпбука по экологии создается педагогом, дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. Дети старшего дошкольного возраста уже могут самостоятельно придумывать и оформлять как отдельные задания в интерактивную папку, так и свои собственные лэпбуки. В результате совместной работы получается проработанный исследовательский проект.

Паспорт лэпбука

«Экология »

Лэпбук «Экология» состоит из семи разделов.

    Первый раздел – это картинки природных явлений.

    Второй раздел- это сюжетные картинки о природе.

    Третий раздел – это стихи о родной природе.

           Четвертый раздел- это динамические паузы.

           Пятый раздел- это загадки .

         Шестой раздел – картинки фруктов, овощей, ягод.

        Седьмой раздел – карточки для сортировки мусора.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 «Теремок»

городского округа города Кулебаки Нижегородской области

                                                           

Открытое занятие по экологии

во второй младшей группе

                                   Тема: «Волшебница водица».

Подготовили и провели:

воспитатели

Крюкова М.А.,

Мишенькина В.И.

 

                                                       г.о. г. Кулебаки

2023 год

Цель занятия: Расширение представлений о свойствах воды.

Задачи.

1. Формировать представления  детей о свойствах воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся;

2. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы;

3. Воспитывать умение детей слушать воспитателя;

4. Обратить внимание на значение воды в нашей жизни.

Предварительная работа:

Проведение опытов с водой:

Беседы о воде. Рассматривание иллюстраций о состояниях воды.

 Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде». 
Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, рассматривание иллюстраций. Обсуждение с детьми, что они знают о воде.

          Просмотр мультфильма «Капитошка», 

          Опыты и эксперименты с водой, беседы о воде.

Словарная работа:

Вода- это жидкость, прозрачная, , льётся, тяжёлая, без вкуса.

Материалы:

 Капелька, два стаканчика- вода. молоко, палочка,

 иллюстрации для рассматривания;

  4 стаканчика с жидкостью- сахар, соль, лимон, вода.

Бутылочка, ведёрко, 2 стаканчика.

Ход занятия:

В: -Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости?

В: Ребята вы слышите, кто-то стучится? (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку).
В: Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька! Давайте с ней поздороваемся.( дети здороваются)

Но мне кажется , что капелька чем-то расстроена.

 Послушайте ее историю: капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь  ничего не знать о себе-совсем не весело. И поэтому она обратилась к нам за помощью, ведь вы умные ребята и о ней наверняка много знаете.

В: Ребята как вы думаете  мы сможем капельке что-нибудь рассказать о ней?

Д: Конечно да.

B: Начнем прямо сейчас
В: Капелька из чего состоит?

Д:Из Воды

В: Значит, Капелька – это маленькая частичка чего? Воды.

 Давайте послушаем сказку про Капельку.
В: А где мы можем встретить воду?
Д: Озере, море, реке, ручейке.
В: Кому же нужна вода?

Д: Птицам, зверям, растениям, людям.

В: Во что может превращаться вода? Лед, снег, дождь, пар, росу.

В: Для чего нужна вода?

Д: Пить, умываться, стирать, готовить пищу.

В: А может ли человек прожить без воды?

Конечно же нет, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.

Чтение стихотворения «Воду нужно уважать!»

Воду нужно уважать —

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет —

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем

Без воды угаснет каждый!

В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой. Тогда  давайте подойдем к  столу .

1 опыт Вода – это жидкость

Воспитатель: (Воспитатель переливает воду из бутылки в ведерко, из

ведерка в кружку, из кружки в стакан). Посмотрите, что я делаю с водой?

(Переливаю)

Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в

кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Вода льется.

Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой.

(Дети переливают воду)

Воспитатель: Ребята, что такое вода? (Вода – это жидкость)

Воспитатель: Вот, мы с вами и выяснили что вода – это жидкость.

(Индивидуальные и хоровые повторения).

Воспитатель: А сейчас возьмите в руку пустой стакан. Что вы

почувствовали? Он какой? (Легкий).

Воспитатель: А теперь возьмите в руку стакан с водой. Что можно

сказать о стакане с водой? (Ответы детей) Какой он? Правильно, он тяжёлый,

а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.

Воспитатель: Ребята, что мы здесь узнали? (ответы детей)

Мы узнали здесь, что вода – это жидкость, и может быть тяжелой.

В: Подойдём ко 2 столу. Посмотрите,  на столе 2 стаканчика, В одном из них молоко, а в другом вода, в каждый из них я положила палочку. В каком стаканчике мы не видим палочку?

Д: В стаканчике с молоком.

В: А почему?

Д: Потому, что молоко белого цвета, и в стаканчике палочку не видно.

В: Правильно, а в другом стаканчике палочку видно? Почему?

Д: Видно, потому, что вода  прозрачная, светлая.

В: Молодцы, ребята.

В: Давайте проверим, была ли там палочка? ( Выливаем молоко из стаканчика, дети убеждаются, что в молоке была палочка).

В: Ребята, а теперь Капельке и нам нужно немного отдохнуть.

Физкультминутка «Дождик»:

Капля раз, капля два,

(прыжки на носочках, руки на поясе),

Очень медленно сперва.

А потом, а потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

( развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли.

( сомкнуть руки над головой полукругом.)

В: А теперь давайте подойдем к третьему столу и посмотрим. На столе  четыре стакана в водой (сладкой, соленой, кислой и обычной).
В: Ребята с помощью чайной ложки попробуйте воду, которая в стаканчиках. В первом стакане, какая вода?
Д: Сладкая вода.
В: Почему?
Д: В ней развели сахар.
В: А в этом какая?
Д: Соленая?
В: Почему?
Д: В ней развели соль.
В: А в этом какая?
Д: Кислая.
В: Почему?
Д: В ней развели лимонную кислоту.
В: А в этом стаканчике какая вода?
Д: Простая вода? В ней ничего не развели, она не имеет вкуса, она безвкусная.

В: Ребята, Капелька теперь всё знает о себе, она говорит вам спасибо, но к сожалению ей пора возвращаться домой.
К:  До свидания.

Итог занятия:
В: Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали о воде?

Вода – это жидкость, она имеет вес, прозрачная, не имеет вкуса.

В:  А что надо делать для того, чтобы беречь воду?

Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки и озера.
C:\Users\Марина\Desktop\2мл.гр.2022-2023гг\фото и конспект с открытого занятия\20230328_092314.jpg                         C:\Users\Марина\Desktop\2мл.гр.2022-2023гг\фото с открытого занятия\20230328_093205.jpg

        

C:\Users\Марина\Desktop\2мл.гр.2022-2023гг\фото и конспект с открытого занятия\20230328_091200.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 детский сад № 32 «Теремок»

 

Семинар- практикум для родителей

На тему: «Роль дидактической игры

в экологическом воспитании дошкольников»

Подготовила: воспитатель Крюкова М.А.

                                                  2023 г

                     Семинар – практикум для родителей

Тема: «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»

Цель: Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии.

Средства: Большие круги, маленькие кружки, флажки, дидактические игры экологического значения, карточки, рамки, медальки, карандаши, бумага.

Способы: вступительное слово, вопросы, показ,  описательный рассказ , опрос.

Структура:

  1. Формирование команд. Разминка.
  2. Сообщение воспитателя о задачах экологического воспитания дошкольников и роли дидактической игры экологического содержания.
  3. Обсуждение и обыгрывание дидактической игры экологического характера
  4. Творческое задание для родителей.
  5. Рефлексия

Предварительная работа: изготовление приглашений, подбор и изготовление дидактических игр своими руками, помощь родителей в сборе природного материала (семена, шишки, каштаны, камушки, листья и пр.), анкетирование, подбор иллюстраций, картинок о природных явлениях, домашних и диких животных, овощах и фруктах

                                                       

                                                        

Мир, окружающий ребенка- это прежде всего

                                                                   мир природы с безграничным богатством явлений

                                                                   с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе,          

                                                                   вечный  источник  детского разума.

                                                                                                                  В. Сухомлинский

1.Формирование команд. Разминка.

Цель: Формировать благоприятный психологический климат в родительском коллективе.

Средства: 3 больших круга (красный, желтый, зеленый) для обозначения игровых столов,  мелкие кружочки тех же цветов для формирования команд.

Способы: вступительное слово воспитателя, наводящие вопросы.

Сегодня в нашей группе проводится семинар- практикум для родителей на тему: «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников».

В начале семинара всем родителям предлагаю разобрать кружочки разного цвета (красные, желтые, зеленые), по отбору цветных кружочков формируются команды ( разные столы); каждый цветной кружок соответствует месту за столом.

После того, как родители определились с командами, приглашаю занять свои места за столами.

В начале семинара провожу небольшую разминку для того, чтобы родители настроились на работу.

Предлагаю поиграть в словесную дидактическую игру « Что бывает круглым в природе?» (солнце, луна, яблоко, апельсин, вишенка и пр.) – за большее количество ответов команда получает  1 балл (флажок).

2.Лекция  воспитателя о задачах экологического воспитания дошкольников и роли дидактической игры экологического содержания. Основные виды дидактических игр.

Цель: Активизировать знания родителей о значимости экологического воспитания дошкольников.

Способы: доклад воспитателя.

Затем предлагаю родителям послушать небольшую лекцию о задачах экологического воспитания и роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников.

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программой по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста предусмотрено воспитание у детей любви и бережного отношения к природе.

Основными задачами экологического развития дошкольников, которые решаются в ДОУ являются:

1.Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;

2.Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первооснов экологической культуры, мышления, сознания, то есть экологического воспитания в целом.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им т в помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, пейзажи в разное время года и многое- многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством  экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы,  любовь к природе, бережное отношение к ней, а также эколого- целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. Это не продуктивный вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах,  а в самом процессе.

Дидактические игры экологического содержания – это те игры, в которых дети закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Многие игры подводят детей  к обобщению и классификации. Для обучения через игру и были созданы дидактические игры.

Все дидактические игры можно разделить на три основные вида:

  • Игры с предметами (игрушки, природный материал, муляжи
  • Настольно- печатные игры;
  • Словесные игры

         

Предметные игры – с листьями, цветами, семенами, муляжами овощей, фруктов : «Чудесный мешочек», «Чьи детки с этой ветки». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами.

Настольно –печатные игры- это всевозможные лото, домино, пазлы, парные картинки, картинки- половинки (»Зоологическое лото», «Времена года», «Ягоды и фрукты», «Кто где живет» и др.) Они разные по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире. Дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, развивают мыслительные процессы.

Словесные игры («Кто летает, прыгает, бегает», «В воде, воздухе, на земле», «Летает - не летает и др.) проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизация знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связанную речь.

Проведение дидактических игр включает:

-ознакомление с содержание игры, с дидактическим материалом (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления  детей о них);

-объяснение хода и правил игры (четкое выполнение правил игры: что они запрещают, разрешают)

-показ игровых действий. Воспитатель учит детей правильно выполнять действие, иначе игра не приведет к нужному результату.

-определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика, арбитра.

-подведение итогов. Это ответственный момент, так как по результатам, которые дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

Руководя играми, необходимо учитывать возможности детей. Ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес к новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Они должны быть такими, чтобы при  их выполнении дети проявляли умственные и волевые качества.

3.Обсуждение и обыгрывание дидактической игры экологического характера.

Цель: Обучить родителей игровым приемам при использовании дидактических игр экологического значения.

Средства: карточки и рамки к дидактической игре «Урожай»

Способы: рассказ о содержании игры, знакомство с  дидактическим материалом, показ картинок, рамок, объяснение  хода и правил игры, показ игровых действий.

После прослушивания лекции знакомлю  родителей с дидактической игрой «Урожай». Рассказываю о содержание игры, знакомлю с дидактическим материалом, который будет использован в игре – показ картинок и рамок, объясняю правила и ход игры, а так же показываю игровые действия и прошу поиграть со мной в эту игру. Родители играют вместе со мной в игру. С окончанием игры подвожу итог.

Дидактическая игра «Урожай»

Цель: Закреплять знания детей об овощах и фруктах, об их характерных признаках; о том, что урожай собирают осенью.

Материал: Рамки и карточки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры: Взрослый раскладывает  карточки и рамки  изображением вверх. Берет одну карточку, спрашивает, что нарисовано. Предлагает детям найти подходящую рамку для карточки и вставить в нее картинку. Ребенок  должен «собрать урожай», найти «корзиночку» для каждого растения. В конце игры спросить детей как называется тот или иной предмет, где растет, в какое время собирают урожай овощей и фруктов.

4.Творческое задание для родителей.

Цель: Формировать позитивный настрой на практические задания. Обучать совместному выполнению задания.

Средства: дидактические игры экологического значения, флажки для вручения командам за правильный и быстрый ответ, бумага, карандаши, медальки.

Способы: краткая беседа, рассматривание, рассказ родителей, опрос.

Задание №1(для всех команд)

 На столах у каждой команды находится несколько дидактических игр экологического содержания. Нужно определить к какому виду (с предметами, настольно- печатная или словесная) относятся данные игры, рассмотреть их, рассказать правила проведения игры ( на ваш взгляд и опыт), какие задачи решает каждая игра. За правильные ответы команде присуждается 1 балл. Время на обдумывание 3 минуты.

Задание № 2

Команда за красным столом. Придумать любую не сложную дидактическую игру с предметами. Здесь можно использовать любой природный материал, муляжи фруктов, овощей, животных, птиц. За быстроту ответа  команде присуждается 1 балл. Время на обдумывание 3 минуты.

Команда за желтым столом. Придумать любую несложную  на ваш взгляд словесную игру экологического содержания. Эти игры построены на словах и действиях играющих. За  быстроту ответа команде присуждается 1 балл, время на обдумывание 3 минуты.

Команда за зеленым столом. Придумать любую не сложную настольно – печатную дидактическую игру экологического содержания. Всевозможные лото, картинки – половинки, пазлы. За быстроту ответа команде присуждается 1 балл, время на обдумывание 3 минуты.

Задание №3 (для всех команд)

Чтобы снять напряжение после творческого задания, провожу опрос родителей. За быстрый и правильный ответ команда получает 1 балл

  1. Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой?- красный цвет – сигнал опасности.
  2. Чем лягушка отличается от жабы?- лягушка – дневное животное, жаба- ночное.
  3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой?- пингвин- это птица, дельфин- млекопитающее.
  4. Есть ли у комара зубы?- есть и не мало -22.
  5. У кого уши на ногах?- у кузнечика
  6. Кто пьет ногой?- лягушка
  7. Какие птицы зимой выводят потомство?- клесты, зимородки.
  8. Чем скрепляют пчелы и осы свои соты?- слюной
  9. У кого язык длиннее туловища?- у хамелеона
  10. Каких насекомых зовут как животных?- жуки: олень, носорог, коровка.

По окончании творческих заданий подвожу итоги. Определяется победитель среди команд. Победители награждаются медальками.

Еще раз отмечаю, что посредством дидактической игры можно обеспечить усвоение экологических представлений, пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней.

5.Рефлексия.

 Наш семинар- практикум подошел к концу и Вам предлагается в завершении ответить на вопросы:

  • Что на Вас произвело большее впечатление?
  • Пригодятся ли Вам знания, приобретенные на семинаре?
  • Что из семинара взяли полезного, интересного?

Благодарю  родителей за участие в семинаре.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы

по самообразованию

во второй младшей группе

воспитателя

 Крюковой Марины Александровны

Тема: «Экологическое воспитание детей

 младшего дошкольного возраста

 посредством дидактической игры»

МБДОУ д/с № 32

 г. Кулебаки 2022-2023г 

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического воспитания трудно переоценить. К огромному сожалению, воспитание, а также деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода.

Согласно ФГОС ДО - экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе;
  • формирование системы экологических знаний и представлений;
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем быстрее ребенок научится видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, будет заложено позитивное отношение к предметному миру, к себе и другим людям. Поэтому, мое мнение, как воспитателя – формирование экологического воспитания нужно начинать с малых лет, а именно, с младшего дошкольного возраста.   Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра. 

Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

  Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры осуществляется в системе:

  • совместная деятельность педагога и детей;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
  • работа с семьей

 Цель: формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

 Задачи:

     1.  Прививать начальные экологические знания,  навыки и умения  у детей.

     2. Развивать познавательную  и творческую  активность    дошкольников в ходе экологической деятельности.  

    3.Воспитывать чувства бережного отношения к природе.

    4. Создавать условия для формирования экологических представлений у воспитанников через создание игровой развивающей среды.

  1. Привлекать внимание родителей и педагогов к формированию экологических представлений у младших дошкольников.

Этапы реализации плана:

  1.  Подготовительный.
  • Подбор, изучение научно-методической литературы и интернет источников по проблеме исследования.
  • Обогащение РППС в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей.
  • Разработка перспективного плана работы с участниками педагогического процесса.
  • Подбор литературного материала по данному вопросу
  • Анкетирование родителей (законных представителей) по теме:

« Отношение родителей к проблеме экологического воспитания дошкольников »

  • Проведение педагогического мониторинга, с целью определения уровня развития экологического воспитания  детей младшего дошкольного возраста.

II. Практический.

  • Реализация системы работы  по экологическому  воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
  • Профессиональное взаимодействие с педагогами по данной теме.
  • Сотрудничество с социальными партнерами: родителями (законными представителями) по данной теме.

III. Заключительный.

  • Оценка эффективности проведенной работы, с детьми и родителями по данной теме.
  • Публикации методических разработок в сетевом педагогическом сообществе.
  • Определение дальнейших перспектив по данному вопросу.

Форма обучения: организованная образовательная деятельность, игровая деятельность.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат: 

  • Сформирована целостная картина окружающего мира;
  • Сформировано бережное, гуманное отношения к природе;
  • Сформированы трудовые навыки, необходимые для сохранения растительного мира и животного мира;
  • Вовлечение родителей в процесс работы.

Диагностика и критерии результативности.

Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения мониторинга по изучению уровня развития экологического воспитания. Мониторинг проводился в начале года и в конце года.

Цель: выявление уровня развития экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

В качестве основного метода исследования использовалась диагностика

автор: Половинкина И. М.

Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы: растительный мир, животный мир и времена года.

При оценке сформировонности  обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: освоено, частично освоено, не освоено.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Разработать  уровень  усвоения знаний о природе детьми младшего  дошкольного возраста.

2.Подобрать  диагностические методики, отражающие уровень игровых навыков детей данного возраста.

3. Провести  диагностику уровня знаний о природе.

Критерии оценки:

1.Высокий уровень-ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего.

2.Средний уровень-ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов.

3. Низкий уровень-ребёнок не может ответить на поставленный вопрос.

Для выявления уровней знаний я проводила беседы, с использованием картинок.

Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Диагностика экологических знаний детей младшей группы


  1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону