Нормативно-правовая база

Иванникова Екатерина Викторовна

Нормативно-правовые документы - это письменные официальные документы принятые в нашем государстве и регулирующие работу учителя-логопеда.

Группы документов: 

 Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как педагогического работника;

Документы, регулирующие собственно профессиональную деятельность учителя – логопеда как сотрудника общеобразовательной школы;

Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как члена профсоюза.

Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как педагогического работника
  • Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14. 08. 2009 № 593(извлечение) – раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.(Компетентности: профессиональная, коммуникативная, информационная, правовая).
  • Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) (извлечение) – статьи: 91, 93, 95, 333.
  • Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации») (Извлечение) п. 3.
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Извлечение) п. 2.2; 2.4; 3.2; 4.1; 4.2; 4.6; 5.1; 5.2.
  • Закон РФ «Об образовании» (Извлечение) статья 55 пункт 5; статья 55 пункт 8.
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия».
  • Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений».
  • Приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 N 3570 Положение «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» . Положение «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
  • Приказ МО РФ от 26.06.2000 № 1908.

Документы, регулирующие деятельность собственно профессиональную деятельность учителя-логопеда, как сотрудника общеобразовательной школы

  • Закон Российской Федерации « Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г…»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (учреждён приказом Минобрнауки России 22 декабря 2009г.; регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 31. 01. 2012 г.№ 69;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Федеральной службы по надзору по защите прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом РФ от 29 декабря 2010 года № 189 (п.10 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса)
  •  Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения: цели и задачи логопедической работы, условия комплектования, предельную наполняемость, периодичность и продолжительность логопедических занятий, перечень и формы обязательной документации (формулировки даны в соответствии с инструктивным письмом): Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (заполняется по результатам обследования обучающихся), Речевая карта, Журнал логопедических занятий, Отчет о работе и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год.
  •  Программы логопедической работы.
  • Приказ Управления образования № 128 от 27.03.2014г. «О контроле за организацией работы логопунктов МОУ ИРМО СОШ, НШДС».
  • Нормативно-правовое обеспечение организации деятельности логопункта:
  1. Основная образовательная программа начального общего образования (представлена система коррекционной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного маршрута детей, нуждающихся в логопедической помощи).
  2. Положение о логопедическом пункте.
  3. Должностная инструкция учителя-логопеда.
  4. Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда.
  5. Приказы образовательной организации:

- о зачислении в логопедический пункт (зачисление возможно в течение всего учебного года);

- о комплектовании групп;

- об организации обследования речи обучающихся (проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая);

- об утверждении расписания логопедических занятий

  1. Организационные документы, регламентирующие деятельность логопункта:

- журнал логопедического обследования обучающихся.

- журнал учета логопедических занятий.

- речевые карты (на каждого зачисленного в логопункт).

- индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка (если план не является составляющей частью речевой карты).

- расписание логопедических занятий.

- годовой план работы логопеда (в т. ч. план консультативной помощи учителям общеобразовательного учреждения и родителям).

- картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

- отчет об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (за 3 последних года).

Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как члена профсоюза

  • Понятие сокращенной продолжительности рабочего времени для педагогических работников. Статья 333 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
  • Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты труда в соответствии с должностными окладами. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой является лишь нормируемой частью рабочего времени, поскольку должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы.
  • Особенности режима рабочего времени в каникулярный период и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса).
  •  Объем учебной нагрузки как обязательное условие трудового договора. Необходимость указания в трудовом договоре педагогических работников объема учебной нагрузки определена Законом РФ «Об образовании» (п. 6 ст. 55) и Трудовым кодексом РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) (ч. 2 ст. 333).
  • Верхний предел учебной нагрузки Статья 333 Трудового кодекса РФ . В соответствии со статьями 282, 284 ТК РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами продолжительность рабочего времени при работе по совместительству в течение одного месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников.