Информационная карта проекта

Устюгова Ирина Николаевна

Проект "Юные помощники природы Прибайкалья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Юные помощники природы Прибайкалья»

Автор проекта: Устюгова Ирина Николаевна.

Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели

Тип проекта:

По содержанию – интегративный (познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое)

По количеству участников -  групповой

По доминирующему виду проектной деятельности -  информационно - практико - ориентированный

Участники проекта: воспитатели-дети-родители.

Возраст детей: подготовительная к школе группа

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

 как и чем мы можем помочь сохранять и оберегать природный мир Прибайкалья.

 Цель проекта: формирование системы осознанно - правильных экологических представлений у дошкольников о природе Прибайкалья, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

 Задачи проекта:

Для детей:

1.Способствовать развитию познавательной активности.

2. Осознать важность бережного, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы.

Для педагогов:  

 1. Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

 2.Развивать умения самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях, анализировать вопросы и загадки;
3. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, следование доступным 
экологическим правилам в деятельности и поведении.

Для родителей:  

Создать условия в семье для развития познавательных интересов у ребенка, поддерживать инициативу, отвечать на интересующие вопросы.                                                                                        

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

 экологическая квест – игра.

Название итогового мероприятия проекта: «Наша помощь Сибирячку»

 Продукты проекта:

 Для детей:  

1.Освоение детьми экологических правил.

2.Изготовление экологических знаков, создание своей книжки-малышки о животных, лекарственных растениях, о деревьях, о птицах Прибайкалья.

 Для педагогов:

1.Привитие детям элементарным навыкам поведения в природе

2. Развитие личности воспитанника, его нравственного потенциала, умение взаимодействовать с другими людьми;

 3.Воспитание патриотических чувств, социальной ответственности (умение действовать в интересах большого сообщества).

 4.Пополнение уголка природы дидактически материалом.

 Для родителей:

1.Привлечение родителей к сбору информации о природе Прибайкалья, изготовлению книжек-малышек вместе с детьми, экологических знаков, дидактических  игр по экологии.  

2.  Положительный эмоциональный опыт общения с партнерами по проекту.                                                                                                      

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей

- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- разовьется интерес к явлениям и объектам природы;

- научатся анализировать и делать выводы.

 Для педагогов:

- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- пополнится развивающая среда в группе;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Для родителей:

 - обогащение уровня экологических знаний родителей;

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

- возможность участвовать в совместных экологических проектах.

Актуальность

«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами...

 И охранять природу - значит охранять Родину»  

 М.М. Пришвин.

 Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Этапы работы над проектом: 

Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный

Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме. 
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. 
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию 
проекта. 
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. 
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Основной этап

  • Занятие по познавательному развитию на тему:

 «Родной свой край – люби и знай»

Цель: создать условия для систематизации знаний детей о природе Прибайкалья. Закрепить знания детей о природе Прибайкалья, представителях флоры и фауны.Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое, любознательность, наблюдательность. Воспитывать экологическую культуру у дошкольников через ознакомление с природой Прибайкалья.

  • Занятие по познавательному развитию на тему:

Экологический квест-игра «Наша помощь Сибирячку»

«Земля – наш дом, природа – наша мать,

Об этом человек не должен забывать!»

Цель: создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели, повышение экологической культуры детей.

  • Занятие по художественно-эстетическому развитию.

Сюжетное рисование на тему: «Природа родного края»

Цель: формировать композиционные умения, развивать умение выражать свои представления о природе, эстетические переживания и чувства.

Аппликация на тему: «Птицы с нашего двора»

Цель: учить передавать особенности строения птиц, упражнять в композиционно правильном расположении деталей птицы, воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к птицам.

Лепка на тему: «Первые цветы»

 Цель: совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции. Формировать умение работать сообща, договариваться о работе. Сформировать убеждение о бесценности природы и ее даров.

  • Занятие по познавтельно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Техника «Оригами» на тему: «Рыбка»

 Цель: развивать конструктивные способности, воспитывать аккуратность, закрепить название рыб, обитающих в Байкале.

  • Просмотр мультфильма «Сибирячок и зайчиковая береза»

Цель: способствовать формированию у детей элементарных экологических знаний, убеждению о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

  • Индивидуальная работа с Евангелиной Белотеловой –

заучивание    стихотворения Марка Сергеева «Озорной мальчишка – из таежной шишки»

Цель: познакомить с журналом «Сибирячок», о том, что пропагандирует журнал, что интересного и полезного можно в нем узнать. Способствовать стремлению детей сохранять и оберегать природный мир Прибайкалья.

  • Изготовление книжек-малышек (дети + родители)

«Животные Прибайкалья»

«Птицы Прибайкалья»

«Лекарственные растения Прибайкалья»

«Народы Прибайкалья»

«Деревья Прибайкалья»

«Обитатели Байкала»

  • Изготовление экологических знаков (дети + родители), презентация.

Цель: воспитание чувства ответственности, внимательного отношения к окружающему миру.

  • Разучивание бурятской национальной игры «Зун, утахи, зангилаа»,  переводится «Иголка, нитка, узелок»

Цель: создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительное отношение к разным народам нашей страны.

  • Викторина «Край родной – люби и знай»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края.

  • Беседа «Помогите птицам»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

  • Беседа «Елкины иголки»                                                                              

Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения.

  • Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»

Цель: формировать понятие, что в природе нет ничего лишнего.

  • Беседа: «Красная Книга».

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

  •   Беседа: «Вода – это жизнь»

Цель: дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.

  • Беседа об охране природы.

Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.

Дидактические игры:

  • Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
    Цель: закрепить знания Детей о насекомых.
  • Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
    Цель: закрепить знания, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
  • Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
    Цель: закрепить знания о круговороте воды в природе.
    Дидактическая игра: «Назови растение».
    Цель: уточнить знания о комнатных растениях.
  • Дидактическая игра: «Кто где живет»
    Цель: закрепить знания о животных и местах их обитания.
  • Дидактическая игра: «Живое – неживое»
    Цель: закрепить знания о живой и неживой природе.

Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы.
Заключительный этап

Презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом.