Проект «1812 год. Бородино – слава России». 2021г.

Михайлова Лидия Владимировна

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».

Ф. Тютчев

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1812god._borodino_-_slava_rossii.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «1812 год. Бородино – слава России».

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».

Ф. Тютчев

 Гипотеза:

     Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать патриотические чувства у дошкольников, через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).

Актуальность проекта:

     Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. 

     В 1812 году началась Отечественная война русского народа против наполеоновских захватчиков. Важнейшая дата этого времени – Бородинское битва, которая произошла 26-27 августа 1812 года в 100 километрах от Москвы у села Бородино и, хотя русские войска вынуждены были отступить и в последствии Москва несколько месяцев была в руках Наполеона, силы французской армии, не знавшей поражений и захватившей почти всю Европу были подорваны в тяжелом бою на Бородинском поле. Историки считают, что начало падения Наполеона началось с Бородинского сражения, а затем и других битв, партизанских сражений русского народа, смело вступивших на борьбу с французскими захватчиками.

     Нам посчастливилось родиться и вырасти на этой исторической земле. Мы живем на земле, политой кровью наших предков. Изучая генеральное сражение, навсегда вошедшее в историю нашего народа, мы знакомимся с историей нашей Малой Родины, ее героическим прошлым. Любовь к своему Отечеству имеет большое значение, как для каждого человека, так и для государства. Кто имеет это чувство, тот не станет равнодушно относиться к судьбе своего Отечества и своих соотечественников. В славе Отечества он будет видеть свою славу, бедствие Отечества он примет так близко к сердцу, как собственное бедствие.

Цель проекта:

Для педагогов – создание единого образного пространства, направленного на формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне 1812 года придерживаясь принципа научности, достоверности, последовательности, принципа от простого к сложному; формирование основы творческой деятельности.

Для детей – обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о своей Родине, через культурно-историческое наследие своего родного края. Развитие у детей интереса к истории Отчизны на примере истории Отечественной войны 1812 года.

Задачи:

- расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране;

- расширять знания о малой Родине, месте, где, человек родился, живет, славу и богатство которой он должен беречь;

- расширять знания о событиях 1812 года;

- познакомить детей с памятниками и памятными местами, связанными с событиями 1812 года, с военной амуницией, вооружением, терминологией того времени;

- воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну: от героев Отечественной войны 1812 года до героев Великой отечественной войны;

- воспитывать уважение к памяти людей, защищавших свою Родину;

- развивать и обогащать речь дошкольников, эрудицию и интеллект, творческий потенциал и коммуникативные навыки.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники проекта: дети старших и подготовительный групп, педагоги МДОУ №3

г. Можайска, родители.

Ожидаемые результаты проекта:

Для педагогов:

- обобщение и актуализация профессиональных знаний, умений и навыков педагогов  по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников;

- внесение инновационных изменений в воспитательно-образовательную работу;

- обогащение патриотического воспитания новыми педагогическими технологиями, формами и методами.

Для детей:

- формирование следующих ценностных ориентиров: воспитание патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа;

- формирование устойчивого интереса к новой информации о том, что его окружает, о родном городе, стране, о людях, оставивших свой след в истории родного края;

- имеют представление о родном крае и его достопримечательностях, о преемственности поколений.

Методы проекта:

- беседы;

- чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов);

- игры;

- развлечения;

- литературно-развлекательные мероприятия;

-творческая деятельность детей, самостоятельная и с родителями.

Продукт проектной деятельности:

- план проекта;

- компьютерные презентации;

- работы детей;

- сценарии НОД;

- подборка художественной литературы;

- оформление мини-музея;

- экскурсии;

- мастер-класс для педагогов;

- викторина для родителей;

- фотогалерея «Бородино».

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

- определение инициативной группой темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозируемые результаты;

- обсуждение проекта инициативной группой, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;

- подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал;

- подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

- составить план мероприятий;

- интервью с родителями.

Основной этап:

- для своего рода путешествия в исторические даты и события нами было выбрано очень яркое, на наш взгляд  - Бородинское сражение. Мы провели целый цикл мероприятий.

- работа над проектом началась с изучения литературы, с рассматривания иллюстраций, репродукций картин, презентаций, бесед с детьми.

- посетили детскую библиотеку, краеведческий музей г. Можайска, где познакомились с экспозициями Бородинского сражения, формой солдат войны 1812 года.

- дети с увлечением рассматривали книги, плакаты и иллюстрации,  где изображены русские и французские полководцы, оружие, а также место сражений.

Заключительный этап:

- презентация проекта;

- подготовлена выставка рисунков и поделок «Бородино – 1812 год»;

- был оформлен мини-музей «;

- создана фотогалерея «Бородино»;

- интеллектуальная игра для детей брейн-ринг «Бородино – слава России»;

- литературная композиция «Стихотворение М. Лермонтова «Бородино»;

- интервью с родителями «Давайте вспомним…»;

- проведена викторина для родителей «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

Итоги проекта:
В ходе реализации данного проекта, мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность способствуют формированию чувства гордости за свою страну, формируют чувство патриотизма.
Участвуя в проекте, и дети, и взрослые не только получили новые знания, но и эмоционально обогатились, общаясь друг с другом. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

План мероприятий

месяц

мероприятия

октябрь

- оформление мини-музея «Бородино 1812 год»;

- фотогалерея «1812г. Бородино»;

- экскурсия в детскую библиотеку;

- экскурсия в краеведческий музей;

- знакомство со стихотворением М. Лермонтова «Бородино»; 

- песня «Давным-давно» из кинофильма «Гусарская баллада».

ноябрь

- викторина для родителей «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»;                                                                                                                                         - выставка рисунков и поделок «Бородино – 1812 год»;  

- интервью

- интервью с родителями «Давайте вспомним…»;

- интеллектуальная игра для детей брейн-ринг «Бородино – слава России»;                                                                                                        - мастер-класс для педагогов «Орден войны 1812 года».                                                                                                                                                                                  

Кадровое обеспечение проекта

№ п/п

Ф.И.О. участника проекта

должность

Функционал в проекте

1.

Михайлова Лидия Владимировна

заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

Руководитель проекта

2.

Кошелева Александра Сергеевна

музыкальный руководитель

Член творческой группы

3.

Мягкова Ирина Михайловна

воспитатель

Член творческой группы

4.

Анисимова Оксана Юрьевна

воспитатель

Член творческой группы

5

Автайкина Елена Викторовна

воспитатель

Член творческой группы

6

Гусакова Ирина Петровна

воспитатель

Член творческой группы

7

Смирнова Эльза Игнатьевна

воспитатель

Член творческой группы

8

Трубкина Светлана Эдуардовна

воспитатель

Член творческой группы

9

Мотевко Светлана Николаевна

воспитатель

Член творческой группы

Художественная литература для детей:

1. М.Ю.Лермонтов «Бородино».

2. С.Алексеев «Африка».

3.С.Алексеев «Птица – слава».

4.С.Алексеев «В лесу на поляне».

5.И.В.Маневич, Н.П.Рудакова «Некоторые черты из жизни Дениса Давыдова».

6.Н.Попов «Бородинское сражение».

7. Л.П.Богданов «На поле Бородинском».

Используемая литература:

1. «Дошкольникам о защитниках отечества» под редакцией Л.А. Кондрыкиной . М. ТС Сфера, 2006г.

2. Детская энциклопедия «Все обо всем».

3. Ю.Г. Степанов «1812 год: Отечественная война. Кутузов. Бородино» Москва,2012г.

4. О.Д.Трушин «Герои войны 1812 года» - М.: Махаон, 2012г.

5. М.Б. Зацепина «Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников» - Мизаика – Синтез, 2010г.