Методическая копилка

Галиуллина Регина Хакимьяновна

Олимпиадные задания по литературе

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 5 класс (2014-2015 уч. г.)(скачать в формате .doc)
Задания школьного этапа Всероссийскойолимпиады школьников по литературе 6 класс (2014-2015 уч. г.)(скачать в формате .doc)
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 7 класс (2014-2015 уч. г.)(скачать в формате .doc)
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 8 класс (2014-2015 уч. г.)(скачать в формате .doc)
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 9 класс (2014-2015 уч. г.)(скачать в формате .doc)
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 10 класс (2014-2015 уч. г.)(скачать в формате .doc)
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 11 класс (2014-2015 уч. г.)(скачать в формате .doc)

 

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 5 класс (2013-2014 уч. г.)(скачать в формате .doc)
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 6 класс (2013-2014 уч. г.)(скачать в формате .doc)
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 7 класс (2013-2014 уч. г.)(скачать в формате .doc)
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 8 класс (2013-2014 уч. г.)(скачать в формате .doc)

 

Структура каждого типа урока по ФГОС

 

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОЗ – компетентностно-ориентированные задания

Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку №1

Компетентность разрешения проблем - 1 уровень: определяет, с какой позиции он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем; определяет последовательность шагов по решению задачи.

Коммуникативная - 1 уровень: оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации.

Информационная - 1 уровень: указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет.

Вам предстоит сдать зачёт по изученной нами теме "Синтаксис и пунктуация". Сегодня у вас есть возможность проверить готовность к зачёту с помощью предложенного задания. Оцените свои знания по данной теме.

Стимул


1.Прочитайте текст, расставьте знаки препинания.

2.Вспомните, какие виды предложений бывают?

3.Запишите в таблицу виды предложений.

4.Выпишите из текста по 1 примеру предложения (заполните таблицу)

5.Если таких предложений нет, перестрой и запиши.

Задачная формулировка


В наши дни трудно, наверное, представить себе человека который (не) умел бы читать и писать. Таких людей еще один- два века назад называли "грам…теями" - к ним шли чтобы прочитать письмо составить документ проверить счета. В наши дни уметь только читать и писать недостаточно. Быть грамотным сегодня  это значит быть образованным, постоянно …владевать все новыми и новыми знаниями с…вершенствовать себя как личность уметь правильно оценивать свой интел…ектуальный уровень и достоинства собеседника.

Сегодня каждый уважающий себя человек должен совершенствовать свою речь овладевать навыками работы на компьютере при этом не забывая о том что нужно быть и хорошим соб…седником, и осведомленным читателем. Одним словом нужно постоянно работать над собой чтобы если пишешь то без ошибок если читаешь то умеешь оценить прочита…ное если поддерживаешь разговор то оцениваешь ситуацию …бщения и с достоинством выходишь из любой ситуации. Стоит обратить свое внимание и на знание иностранного языка и на понимание искусства и на овладение мастерством оратора. В XXI веке быть грамотным так не просто но возможно. Все в руках человека.

Сегодня (как и во все времена) быть грамотным  значит п…стоянно …владевать неи…черпаемыми б…гатствами родного языка в устной и письменной речи (это и правила русского языка и стиль и жанр и средства художественной выразительности и много других терминов и понятий в литературе). Необходимо не только заучивать правила правописания слов но самый простой и эффективный способ освоения русского языка  это чтение нашей клас…ики Пушкина Тургенева Достоевского поэтов "серебря…ого века" откуда мы черпаем азы культуры и грамматики. 
   Это п…может понять самого себя п…может поверить в себя поможет развить стр…мление к прекрас…ному стать грамотнее потому что грамотные и культурные люди всегда вос…требованы в обществе. Но чтобы достичь этих высот (стать грамотным и культурным) надо постоянно и много работать над самосовершенствованием.

Источник

Бланк для выполнения задания


Простые

предложения

Сложные предложения

ССП

СПП

БСП

В наши дни уметь только читать и писать недостаточно.

В наши дни трудно, наверное, представить себе человека, который не умел бы читать и писать

Инструмент проверки

(модельный ответ)




Оценивание:

"5"- обучающийся дал верное название колонок; правильно распределил предложения по колонкам, расставил знаки препинания, перестроил предложения, добавил свои примеры в каждую колонку. Вы к зачёту готовы.

"4"- а) обучающийся дал верное название колонок; верно распределил предложения по колонкам, расставил знаки препинания , но не все колонки заполнил, не смог перестроить предложения, добавил свои примеры не в каждую колонку,

б) обучающийся назвал колонки; распределил предложения по колонкам, расставил знаки препинания, перестроил предложения, добавил свои примеры в каждую колонку, но допустил 2-3 ошибки. Вы хорошо подготовились к зачёту, но знаете по данной теме ещё не всё.

"3"-а) обучающийся назвал колонки; распределил предложения по колонкам, расставил знаки препинания, перестроил предложения, добавил свои примеры не в каждую колонку и  допустил 3-4 ошибки.

б) обучающийся назвал колонки; распределил предложения по колонкам, не все знаки препинания расставил, попытался перестроить предложения, добавил свои примеры не в каждую колонку, допустил ошибки. Увы, вам нужно серьёзно заняться изучением этой темы, иначе зачёт вы не сдадите.

Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку №2

Тема «Стили речи. Официально-деловой стиль»

Формируемые компетентности:

информационная (1 уровень): выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

коммуникативная (1 уровень): оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации.

информационная (2 уровень): систематизирует извлечённую информацию в рамках сложной заданной структуры.

Вы устраиваетесь на работу. Вам необходимо написать заявление о приме на работу.

Стимул

Заполните графу стили речи. Распределите жанры каждого из стилей.

Объясните, в чем отличие каждого из стилей.

Определите стиль написания заявления.

Выберите элементы из которых состоит заявление.

Напишите образец заявления о приеме на работу.

Задачная формулировка

См.ниже таблицу

Стили речи: книжный, научный, художественный, официально-деловой,

Публицистический.

Жанры стилей:

Научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация.

Роман, повесть, рассказ, басня, поэма, стихотворение, драма, комедия.

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь.

Дружеская беседа, разговор, частные письма, записки.

Законы, приказы, акты, справки, объявления, деловые бумаги.

Элементы деловых бумаг:

«Шапка» (кому и от кого документ)

Текст «Прошу….»

Текст «Доверяю…»

Текст «Довожу до вашего сведения..»

Когда и где состоится

Дата

подпись

Источник

За каждый правильно заполненный стиль и его жанры  1балл (всего5б.)

За правильное объяснение отличий каждого из стилей    3 балла

За каждый выбранный элемент заявления                        1балл (всего 4б)

За правильно оформленное заявление                               3балла

Максимальный балл:                                                           15  баллов

 "5"-15-13 б.;     "4"- 12-10 б.;       "3"-9- 8 б.

Инструмент проверки

Стили речи

научный

Художествен.

Публицист.

Разговор.

Офиц.-дел.

Жанры:

Компетентностно-ориентированное задание по литературе №3

Тема: Средства художественной изобразительности.

Задание направлено на формирование компетентностей:

информационная (1 уровень): проводит наблюдение в соответствии с поставленной задачей.

коммуникативная (1 уровень): оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации.

коммуникативная (2 уровень): определяет жанр и структуру письменного текста в соответствии с поставленной целью.

Вы любите читать стихи? Может, вы пробовали сами писать стихотворения? Я вам предлагаю побывать в поэтической лаборатории и раскрыть тайны создания стихотворений, чтобы научиться сочинять свои.

Стимул

1.Какие средства выразительности использованы в данных текстах? 2.Спишите тексты и укажите средства выразительности.

3.Сочините своё четверостишие и укажите использованные средства выразительности. 

Задачная формулировка

А)Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.(А.С.Пушкин)

Б)Кому сказать мне, с кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив. (С.Есенин)

В)Только слышно на улице где-то

Одинокая бродит гармонь. (М.Исаковский)

Г)Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь. (Н.Некрасов)

Д)Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льет печально свет она. (А.С.Пушкин)

Источник

А) метафора

Б) оксюморон

В) метонимия

Г) антитеза

Д) эпитеты, олицетворение

Инструмент проверки

Критерии оценивания:

"5"- названы верно все средства художественной изобразительности. Создан собственный текст в соответствии с заданной целью;

"4"- а) названы верно не все средства художественной изобразительности (1-2 ошибки). Создан собственный текст в соответствии с заданной целью;

б) названы верно все средства художественной изобразительности. Но собственный текст не создан или цель при создании текста не достигнута;

"3"- названы верно не все средства художественной изобразительности (2-3 ошибки). Создан собственный текст в соответствии с заданной целью.

Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку

Задание № 4

Стимул: В зимние каникулы в школе пройдет конкурс «Страна Фразеология», участникам которого  необходимо пройти несколько станций, чтобы получить звание «Знаток Фразеологии». Вот одно из заданий.

Задачная формулировка 1.Прочитайте предложение, в котором пропущен известный фразеологизм.

Имущество это состояло из скудной движимости, в числе которой был и знаменитый тарантас, едва не послуживший … между матерью и сыном (М.Е.Салтыков- Щедрин)

Определите, какой фразеологизм пропущен, познакомившись с историей  его происхождения:

Источник информации: Выражение пришло из древнегреческого мифа о ссоре Геры, Афины и Афродиты по поводу того, кому должно принадлежать золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей»

Модельный ответ: яблоко раздора

Задачная формулировка 2. Прочитайте предложение, в котором пропущен известный фразеологизм.

Никита, да что тебя упрашивать? Чего, как…, к порогу прирос, пройди в горницу. (Н Бирюков)

Определите, какой фразеологизм пропущен, познакомившись с историей  его происхождения:

Источник информации:- Первоначально так говорили о татарских князьях, которые после покорения русскими Казанского ханства ( при Иване Грозном) старались разжалобить русских царей, чтобы добиться от них всякого рода уступок.

Модельный ответ: сирота казанская

Задание № 5

Стимул: Вам дали задание подготовить подборку интересных фактов из жизни животных. Но младшая сестренка решила вам «помочь» и разрезала подготовленное сообщение на несколько частей.

         Задачная формулировка 1 : Составьте сложные предложения, соединив фразы по смыслу. Запишите цифрами полученные пары. Имейте в виду, что в задании есть «лишние» части предложений.

1) сейчас бизоны сохранились только в немногих местах Америки

2) что дельфины могут копировать человеческую речь с интонациями дрессировщика

3) умение ориентироваться по слуху подсказывает китам

4) куда лететь

5) где их охраняют

6)обнаружено

7) что морская корова была неразумно истреблена вскоре после открытия ее человеком

8) куда плыть

Источник информации: учебник русского языка под редакцией В.В.Бабайцевой

Модельный ответ:1-5, 3-8,  6-2

Задачная  формулировка 2:  Составьте сложные предложения, соединив фразы по смыслу. Запишите цифрами полученные пары. Имейте в виду, что в задании есть «лишние» части предложений.

Источник информации: учебник русского языка под редакцией М.Разумовской для 9 класса, параграф № 5

1) Уже вполне сформировавшиеся детеныши кенгуру  в минуту опасности направляются к маминой сумке

2) где Балтийское море

3) когда на небе видны звезды

4) когда защищается

5) плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают

6) куда и прячутся

7) ядовитая змея кусает человека только тогда

8) куда лететь

Модельный ответ: 1-6, 7-4, 5-2

Задание № 6

 Стимул: Вы знаете, что существуют очень полезные книги-  словари. На уроке русского языка вам встретилось слово «жаргонизмы».

Задачная формулировка: 1.Укажите, какой словарь потребуется, если необходимо уточнить значение слова? Как пишется слово? Как произносится слово?

2.Выясните значение слова  по выбранному вами  словарю.

3.Дайте шуточное толкование знакомым словам:

 Администратор - министр в аду,

Аплодировать - сорвать плоды,

Балалайка- собачка для бала.

Балда- согласие приехать на бал,

Баранка- овца,

Варвар- повар,

Вездеход- путешественник.

4.Составьте «Толковый словарь диалекта учащихся». Записывайте слова, которые свойственны школьникам, на отдельных карточках, расположите их в алфавитном порядке, оформите словарные статьи так же, как в настоящем толковом словаре: объясните значение слов, приведите примеры.

Источник информации: толковый словарь русского языка С.Ожегова  

Модельный ответ: толковый словарь, орфографический, орфоэпический;

Жаргонизмы- речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений.

Задание №7

Стимул: Прочитайте стихотворение Н.Наволочкина "Грамотей". Что помешало герою выполнить бабушкино задание? Вы хотите быть грамотными?
Задачная формулировка:

Задание 1. Расставив все пропущенные знаки препинания в примерах, объясните выбор знаков в бессоюзных сложных предложениях (любым способом).
Задание 2. Обобщите условия постановки знаков препинания в БСП в виде таблицы или предложив свой способ.

Источник информации: учебник русского языка для учащихся 9 классов под редакцией В.В.Бабайцевой; параграф 23.

Бланк для выполнения задания:

Задание 1. Расставив все пропущенные знаки препинания в примерах, объясните выбор знаков в бессоюзных сложных предложениях (любым способом).

1. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь луна подымается в настороженной тишине.

2. Турбин избегал попадать на такие вечера его усаживали на карты а он не любил проигрываться.

3. Высовываю голову в окно свежий утренний воздух крепко ударил прямо в лоб.

4. Я приподнялся и замер не показалось ли?

5. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь гласит народная или вернее простонародная пословица.

6. Все небо было испещрено звездами таинственно струилось с вышины их голубое мягкое мерцание они казалось с тихим вниманием глядели на далекую землю.

Задание 2. Обобщите условия постановки знаков препинания в БСП в виде таблицы или предложив свой способ.

Знак препинания  -  Условие постановки -    Пример

ЗАПЯТАЯ

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

ДВОЕТОЧИЕ

ТИРЕ

Инструмент проверки:

1. И сразу же стихнут коростели, и перестанет гудеть в болотах выпь, луна подымается в настороженной тишине.

2. Турбин избегал попадать на такие вечера: его усаживали на карты, а он не любил проигрываться.

3. Высовываю голову в окно – свежий утренний воздух крепко ударил прямо в лоб.

4. Я приподнялся и замер: не показалось ли?

5. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», – гласит народная, или, вернее, простонародная пословица.

6. Все небо было испещрено звездами; таинственно струилось с вышины их голубое мягкое мерцание; они, казалось, с тихим вниманием глядели на далекую землю.

Таблица

Знак препинания    - Условие постановки  - Пример

ЗАПЯТАЯ    Части предложения тесно связаны по смыслу

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ 1. Части предложения менее тесно связаны по смыслу.

2. Части предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые

ДВОЕТОЧИЕ    Вторая часть раскрывает и разъясняет содержание первой.

В первой части есть глаголы мысли и чувства, предупреждающие о дальнейшем изложении факта или описании (подсказка: можно вставить союз что)

ТИРЕ

Задание №8

Стимул:  Проблемный вопрос: Почему в словах, обозначающих один и тот же предмет, мы можем написать Н и НН? Например: мороженая клубника

и замороженная клубника.

Задачная формулировка:

  6 – 8 классы: По образцу составить и представить тестовое задание

В каком слове пишется Н или НН?

9 класс: Самостоятельно разработать и представить тестовое

задание : В каком ряду во всех словах пишется Н или НН?

Источники информации:

·  Большой словарь русского языка. – Бука Софт. PC CD-ROM, 2007г.

·  Львова С.И. и др. Русский язык. Сборник заданий. – М.:ЭКСМО, 2008

Учебники: Русский язык – 6, п. 38; Русский язык – 7, п.7; Русский язык – 9,

п.52

Инструмент проверки:

Критерии оценивания:

·  Все слова задания – причастия

·  Вариантов слов или рядов должно быть 3- 4

Один правильный ответ (соблюдение принципа технологичности теста)

Примеры заданий:

В каком слове пишется Н?

а) варё_ый б) необоснова_ый в) маринова_ый

Модельный ответ:

В каком ряду во всех словах пишется НН?

а) балова_ый, слома_ый, незва_ый

б) жаре_ый, исправле_ый, скоше_ый

в) разжалова_ый, скова_ый, поджаре_ый

Задание № 9

         Стимул:

Твой друг - семиклассник собирается принять участие в интерактивной игре «Знатоки русского языка». Помоги ему подготовиться к успешному участию в этой игре. Задания первого тура необходимо отправить до 1 декабря.

Задачная формулировка:

1) Перед вами небольшой отрывок текста. Определите, какова, с вашей точки зрения, главная цель текста. Выберите один вариант ответа из предложенных:

-Обьяснить, как можно привлечь внимание инопланетян к землянам

- Развлечь читателя забавными историями

-Убедить читателей в точности научных исследований

- Красочно и наглядно изобразить. Как происходят поиски внеземных цивилизаций

- Кратко и доходчиво рассказать об истории и результатах научных исследований

- Что- то другое, что не названо выше

2) Составьте небольшой текст о Москве - столице нашей Родины, употребив осложненные предложения (10-15 предложений).

Источники информации:  Текст для выполнения задания 1:

(1) Наряду с идеей существования разумной жизни вне Земли выдвигались проекты, как привлечь внимание инопланетян к нам самим.

(2)Немецкий математик Карл Гаусс предлагал прорубить в сибирской тайге просеки геометрической формы. (3) По мнению ученого, такие знаки могли легко обнаружить с других планет. (4) Теперь мы знаем, что такие просеки были бы видны с орбиты спутника Земли ; но рассмотреть их, допустим, с Марса или Венеры было бы весьма затруднительно...

(5) Предлагали вырыть каналы в пустыне Сахара, наполнить их горючим веществом и поджечь; использовать солнечные "зайчики" от большого количества зеркал, направляя последние в космос.

(6) Но ученые не только пытались разработать способы привлечения к Земле внимания собратьев по разуму. (7) Они искали следы цивилизаций в самой Солнечной Системе, прежде всего на Марсе. (8) Все было тщетно...

(9) Сейчас твердо установлено, что вблизи Солнца разумные существа обитают только на Земле!

Модельный ответ:1- как привлечь внимание инопланетян к Земле; 2- за каждое правильное  предложение- 1 балл, максимальное количество баллов за задание 2 -15.

Задание № 10

Стимул:  Сказуемое – главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?

Сказуемое бывает разных типов. Умение без затруднений находить главные члены предложения и определять тип сказуемого очень важно при анализе предложений, который начинается с выделения грамматических основ.

Задачная формулировка: Обсудите в паре и сделайте выводы.

Источник информации: Таблица с группами предложений, задания к каждой группе.

Материал учебника русского языка для 8 класса под редакцией М.Разумовской, параграф 18

Модельный ответ :

Схемы сказуемых.

Вывод в тетради

Над Невою резво вьются флаги.

Мир опустел. Теперь куда же меня б ты вынес,  океан?

Я к вам приду на день рождения.

После школы Ольга будет поступать в Пермский государственный университет.

Широкой полосой протянулся Млечный Путь.

Я буду поливать цветы, лодку мастерить себе.

На тёмном небе начали мигать звёзды.

Ольга хочет учиться в художественной школе.

Владимир продолжал сильно беспокоиться.

Любишь ты поспорить!

Отец не мог сказать ни слова.

Он постарался побыстрее миновать брод.

Девочка перестала плакать.

Я решила поступить в Пермский государственный университет.

  • Подчеркните сказуемое.
  • Укажите, чем выражено сказуемое.
  • Укажите наклонение глагола, время, лицо, число.
  • Определите сказуемое.
  • Укажите, чем выражено сказуемое.
  • Укажите, какой глагол в составе сказуемого выражает лексическое значение, какой – грамматическое значение. Подпишите над глаголами

                                     грамматич.       лексич.

          (Пример: принялся тушить).

  • Чем данные сказуемые отличаются от сказуемых в предложениях в первой графе таблицы?

Сделайте выводы

1. Если сказуемое состоит из одного глагола-сказуемого в форме какого-либо наклонения, то оно называется…..

  • Учтите, что глагол, выраженный формой будущего сложного времени (будут петь), считается одним словом.

2. В чём выражается лексическое и грамматическое значения сказуемого?

  • Если сказуемое состоит из ….., то оно называется….
  • В чём выражается лексическое и грамматическое значения сказуемого? Какой из глаголов является вспомогательным?
  • Нарисуйте схему данного сказуемого.

                   =                 +

Распределите вспомогательные слова по группам:

  • глаголы со значение начала, конца, продолжения действия…..
  • модальные глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, желательности, необходимости (в роли вспомогательного слова могут быть краткие прилагательные)….
  • глаголы эмоционального отношения….

Приниматься, постараться, должен, мочь, пожелать, нравиться, готов, обязан, переставать, начинать, хотеть, рад, любить.

Задание № 11

Стимул: Представь себе, что ты путешествуешь по Вселенной и знакомишься с ее обитателями, изучаешь их нравы и язык. На одной из планет ты повстречал Маленького принца и делового человека.

Задачная формулировка: 1) Прочитай текст, сделай вывод об использовании числительных в речи делового человека и его чертах характера.

2) Заполни таблицу, выписав из текста 5 простых количественных числительных, 3 сложных количественных числительных, 5 составных количественных числительных, а также все порядковые.

3) Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных порядковые, от порядковых – количественные) и запиши в таблицу.

4). Запиши числительные 26 и 501622731 в форме родительного и творительного падежей

Источник информации: учебник русского языка для 6 класса под  редакцией В.В.Бабайцевой, отрывок из повести А. Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Бланк для выполнения задания:

 В речи делового человека _______________________________________________________

Простые количественные

числительные

Сложные количественные

числительные

Составные количественные

числительные

Порядковые

числительные

26 – Р. П. _____________- Т. В. _____________________

510622731 – Р. П. _______________________________ - Т. В. _________________

Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

- Добрый день, - сказал ему Маленький принц.

- 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501622731.

- 500000000 чего?

- А? Ты еще здесь?  500000000… Уж не знаю чего… У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7.

- 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.

Деловой человек поднял голову.

- Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз… вот он! Итак, стало быть, 500000000….

- 500000000 чего?

Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя.

- 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

- Это что же, мухи?

Да нет же, такие блестящие, маленькие.

- Пчелы?

- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.

- А, звезды?

- Вот-вот. Звезды.

- 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь?

- 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность.

- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

- Что делаю?

- Да.

- Ничего не делаю. Я ими владею.

Модельный ответ

В речи делового человека очень много числительных, а, как известно, язык цифр сухой, значит, деловой человек – человек бездушный и сухой, как те цифры, которые он без конца считает.

        

Простые количественные

числительные

Сложные количественные

числительные

Составные количественные

числительные

Порядковые

числительные

три

третий

пятьсот

пятисотый

двадцать два

двадцать второй

четвертая

четыре

пять

пятый

семьсот

семисотый

двадцать восемь

двадцать восьмой

первый

один

двадцать

двадцатый

шестьсот

шестисотый

двадцать шесть

двадцать шестой

второй

два

двенадцать

двенадцатый

Тридцать один

тридцать первый

третий

три

семь

седьмой

Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один

Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать

первый

26 - Р. П. двадцати шести – Т. П. двадцатью шестью

501622731 –  Р. П. пятисот одного миллиона шестисот двадцати двух тысяч семисот тридцати одного  - Т. П. пятьюстами одним миллионом шестьюстами двадцатью двумя тысячами семьюстами тридцатью одним

Задание №12

Стимул: Ученик  из параллельного класса получил задание записать количественные числительные словами и допустил ошибки.

Задание: Представь, что ты учитель, и исправь неверное написание.

Пядесят два, пицот, четыреста девяносто пять, одна тысяча четыресто пятьдесят девить,  четыре тысячи двести десить, семисят, восем, тристо

Источник информации: учебник русского языка для 6 класса под  редакцией В.В.Бабайцевой

Модельный ответ

52

ПяТЬдесят два

500

пЯТЬСот

495

Четыреста девяносто пять

1459

Тысяча четырестА пятьдесят девЯть

4210

Четыре тысячи двести десЯть

70

семЬДЕсят

8

восемЬ

300

тристА

Задание № 13

Стимул: Вам не раз, наверное, приходилось задумываться над тем или иным словом, над его историей , составом и т.д.  

Задачная формулировка: Составьте «Языковой портрет слова». 

Источник информации: статьи из разных словарей.

Модельный ответ: Объединившись в творческие группы, учащиеся составляют тексты на основе этих сведений, затем представляют этот текст классу. Формы представления могут быть  разные.

«Языковой портрет слова» - это текст, в котором представлена жизнь слова с использованием его лингвистических характеристик.

Задание № 14

Стимул: Ваша учительница русского языка решила вести кружок  любителей русского языка. Желающих оказалось так много, что пришлось организовать вступительные испытания. Помогите стать членом этого кружка вашей однокласснице.

          Задачная формулировка 1 :Перед вами слово Ель. Придумайте слова, в которые входит это слово, и расположите их на стволе ели. У кого ель получится выше и веток на ней больше? Найдите объяснение незнакомых вам слов в словарях.

Источник информации: толковые словари любых авторов

Модельный ответ:

Ель

Мель

Метель

Канитель

Белье

Стельки

Веселье

Мельник

Понедельник

Задачная формулировка 2.Отгадай слово! Объясни его написание.

В этой игре суровые законы: за неправильный ответ- «тюрьма». Играют вдвоем. Один игрок загадывает слово: он указывает количество букв, называет первую и последнюю букву. Другой игрок отгадывает, называя буквы, как в «Поле чудес». Если буква названа неправильно, первый игрок чертит первую линейку клетки и так – до 5-6 линеек, которые составят решетку «тюрьмы».

Каша, которая напоминает о Древней Греции- г- - - - - - с

Животное, имеющее два имени- г - - - - - - - - м

Сложное слово, обозначает профессию - ж - - - - - - - - - д

Бывает, когда болеешь - т - - - - - - - - - а

Модельный ответ: геркулес, гиппопотам, животновод, температура

Задание № 15

Стимул: В романе английского писателя 20 века К.С. Льюиса «Мерзейшая мощь» рассказывается, как волшебник Мерлин победил тех, кто пытался захватить господство над миром. А достиг он победы тем, что смешал слова и лишил их смысла. Вот как заговорил главарь этой банды на торжественном собрании:

Дэди и лентмены, мы все обнимаем…э-э…что троизошло трискорбное троисшествие. Как это ни грамматично, я умерен, что…Хилые кости! ..           ( Перевод с английского Н.Л.Трауберг)

Вы, конечно, поняли, что хотел сказать оратор.

Задачная формулировка: Попробуйте применить этот прием  в сочиненной вами сказке. Что будет, если слова лишить смысла?

Источник информации: толковые словари

Модельный ответ: сказка; ответ на вопрос

Задание № 16

 Стимул: ваш старший брат  служит в армии. В своем письме он посоветовал вам прочитать книгу В.Кондратьева «Сашка» .  

Задачная формулировка: прочитайте отрывок из повести В.Л. Кондратьева «Сашка». Найдите 5 специальных слов и 2 словосочетания, которые используют военные. Объясните, для чего они употреблены. Расскажите о них брату в письме.

А ночь плыла над передовой, как обычно… Всплескивались ракеты  в небо. Рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… порой небо пронизывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада.

Источник информации: учебник русского языка для 5 класса под редакцией В.В.Бабайцевой

Модельный ответ:

5 специальных слов - передовая, ракеты, снаряды, мины, трассирующие.

2 словосочетания - пулеметные очереди, артиллерийская канонада.

Задание № 17

Стимул: в наши дни люди общаются разными способами, нередко совсем забывая о личной переписке

Задачная формулировка: 1. Прочитай текст №1 «Личная переписка в современном мире». Ответь на вопросы: Какой вывод делает автор о значении переписки в наши дни? С помощью каких аргументов он обосновывает свой вывод?

Вывод:  _______________________

Аргументы:___________________________

2. Прочитай текст № 2  «Личная переписка в современном мире». На основе прочитанного текста составь для себя справочную таблицу «Виды личной переписки».

Вид личной переписки

предназначение

Возможность переслать по почте

       

 Стимул: Представь, что тебя неожиданно пригласила на день рождения знакомая девочка. Праздник состоится завтра, а у тебя нет еще ни подарка, ни идеи подарка. Но ты знаешь, что приглашен и твой друг, с которым можно было бы объединить свои усилия в поиске идеи подарка. Однако, придя домой к другу, ты его не застал. Так как ты не можешь позвонить по телефону или передать информацию через кого- либо, придется написать записку.

Задачная формулировка: используя информацию из текста №2, напиши другу записку, которая поможет тебе срочно его увидеть и решить вопрос с подарком.

Источник информации: текст №1 и текст №2

Текст №1 «Личная переписка в современном мире»

Наши предки считали составление писем искусством и относились к нему очень серьезно. И действительно, правильно составленное письмо- рекомендация могло помочь продвижению по службе, личное письмо - способствовать сохранению дружбы или поддержать родственные отношения.

Что же сейчас изменилось по сравнению с прошлыми веками? Казалось бы, когда появились телефоны, люди должны писать письма все реже и реже. Но значение переписки ничуть не уменьшилось. Ведь к написанному тексту всегда можно обратиться вновь, а информация, полученная при телефонном разговоре, может забыться.

Люди часто переписываются по рабочим вопросам. Написав деловую бумагу, человек расписывается в ней, и это означает, что он принимает на себя ответственность за все, что там сказано. После телефонного разговора всегда можно возразить: «к сожалению, вы меня не так поняли».

И в обычной жизни переписка играет важную роль. Такая переписка- обмен письмами между людьми, не связанными деловыми отношениями,- называется личной перепиской. Конечно, можно позвонить другу, даже если он живет в другом городе. Но ведь дорого…А вот написать письмо - значительно дешевле. К тому же всегда приятно хранить у себя бумагу, на которой написал что-то близкий человек, как память о нем.

Текст №2 «Личная переписка в современном мире»

Личная переписка на бумаге в основном бывает трех видов:

1.Письмо - поздравление. Его обычно пишут на открытке. Оно состоит из трех частей: 1)обращение, 2)основная часть, 3)подпись. Обращение можно начинать со слов «Уважаемый» (если оно обращено к старшему), «Дорогой» ( если оно обращено к другу или родственнику). Вторая часть письма содержит указание на событие, по поводу которого даются поздравления, и добрые пожелания. Завершает письмо подпись, перед которой часто ставят небольшую формулу вежливости, например, «С уважением, Петр». Обычно такие письма не очень длинные.

2.Письмо- сообщение. Такие письма чаще всего пишут, чтобы поделиться с другом или родственником событиями личной жизни. В них рассказывается о текущих делах, впечатлениях. Подобные письма начинаются с обращения, затем следует основная часть ( сообщение об одном или нескольких событиях), заканчивается письмо подписью.

3. Записка. Это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чем-то важном и срочном. Записка начинается обращением, после которого идет основная часть- информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Такие сообщения передаются обычно лично в руки или оставляются на видном месте.

Модельный ответ:

1.Вывод: переписка имеет большое значение.

Аргументы:

- для людей важно, что к написанному тексту можно обратиться повторно;

- составление делового документа означает принятие на себя ответственности

- писать письма дешевле, чем звонить по телефону

- письмо может храниться как память

Выписан вывод- 2 балла

За каждый аргумент- 1 балл

2.

Вид личной переписки

предназначение

Возможность переслать по почте

Письмо-поздравление

Поздравить с праздником

есть

Письмо- сообщение

Поделиться событиями личной жизни

есть

записка

Передать важную и срочную информацию

нет

Выписаны виды личной переписки- 1 балл

Правильно указано наличие возможности пересылки по почте- 1 балл

Определено назначение каждого из видов личной переписки- 1 балл

Максимальный балл -5

3.

В записке присутствует обращение

1 балл

В основной части есть указание на то, что адресанту необходимо срочно увидеть адресата

1 балл

В основной части адресант либо просит зайти к себе к определенному времени, либо предупреждает о том, что придет в определенное время, либо назначает встречу где- либо

1 балл

В записке присутствует подпись

1 балл

В подписи используется формула вежливости

1 балл

Обращение написано в середине строки

1 балл

Основная часть написана во всю ширину листа

1 балл

Подпись дана с правого или левого края строки

1 балл

Максимальный балл

8 баллов

Задание №18

Стимул: на уроке литературы вы познакомились с термином «говорящие фамилии». А как появились фамилии в России? Как образовалась ваша фамилия?

Задачная формулировка: прочитайте текст и выпишите способы образования фамилий в России.

Источник информации: текст о происхождении фамилий

У каждого человека есть имя. У русского, кроме того, есть отчество и фамилия.

Становление фамилий на Руси датируется 14-15 веками (хотя слово фамилия тогда не употреблялось и появилось в русском языке лишь в Петровскую эпоху).

Право носить фамилии первыми получили знатные люди. У бояр, окружавших Ивана Грозного, были фамилии Шуйский, Бельский, Курбский - по названиям их вотчин. Сам Иван Грозный происходил из княжеского рода, ведущего свое начало от легендарного Рюрика, и поэтому именовался Рюриковичем. При Петре I право носить фамилию получили купцы, а последними в XIX веке (с 1849 г.)- крестьяне. Фамилии образовывались от мирских имен и прозвищ, от календарных имен, от земельных владений, от профессий или занятий человека. Эти фамилии филологи называют стандартными. Писари прибавляли к прозвищам и прозваниям, которыми официально именовались люди, суффиксы –ов, -ев, -ин, придавая всем фамилиям единообразный вид (Кузнецов, Расторгуев).

Кроме того, у русского населения были и нестандартные фамилии. Среди нестандартных фамилий большую группу составляют слова, передающие различные характеристики людей: Белозуб, Голован, Кривонос, Скороход, Кучер, Ткач. Определенную группу составляют фамилии, образованные от названий зверей, птиц, насекомых: Баран, Голубь, Дрозд, Муха, Орел, Шмель; от названий растений: Береза, Верба, Дуб. Многие нестандартные фамилии образованы от личных имен без всякого специального оформления: Кузьма, Харитон, Свирида, Назарчик, Федяй.

Модельный ответ:

Стандартные способы

Нестандартные способы

1.по названию вотчин

1. передающие различные характеристики людей

2. от мирских имен или прозвищ

2.образованные от названий зверей, птиц, насекомых

3. от календарных имен

3. от названий растений

4.от земельных владений

4.от личных имен

5.от профессии или занятий человека

Задание № 19

Стимул: писатель Григорий Остер в начале своей книги «Вредные советы» написал: «Книга для непослушных детей, послушным детям читать запрещается».

Задачная формулировка: 1.Прочитайте стихотворения из книги «Вредные советы». Кратко сформулируйте советы непослушным детям, используя глаголы в повелительном наклонении, и запишите их в таблицу.

2. Подумай, какие советы дал бы писатель ребятам, которые хотят быть послушными, и запишите рядом с каждым вредным советом полезный совет, употребив глаголы с НЕ

Источник информации: учебник русского языка для 5 класса под редакцией В.В.Бабайцевой; отрывки из книги Г.Остера «Вредные советы».

Из книги Г.Остера "Вредные советы"

№1

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

№2

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: "пожалуйста", "спасибо"

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

№3

Требуют тебя к ответу?

Что ж, умей держать ответ.

Не трясись, не хнычь, не мямли,

Никогда не прячь глаза.

Например, спросила мама:

Кто игрушки разбросал?

Отвечай, что это папа

Приводил своих друзей.

Ты подрался с младшим братом?

Говори, что первый он

Бил тебя ногой по шее

И ругался, как бандит.

В чем бы ты ни провинился,

Научись держать ответ.

За свои поступки каждый

Должен смело отвечать.

Модельный ответ:

№ стихотворения____________вредный совет_________полезный совет

№1                                           дерись с друзьями               не дерись с друзьями

№2                                           будь невежливым              не будь невежливым

№3                            не отвечай за свои поступки             не сваливай вину на других

За каждый совет- 1 балл. Максимальное количество баллов- 6 баллов.

Задание № 20

Стимул:      Вы, конечно же, не раз слышали историю о Дедале и Икаре. Но все подробности вы узнаете, прочитав данный текст.

Задачная формулировка: 1.напишите, в каком значении употребляется в тексте выражение "черная зависть" (предложение 4)

2.Укажите номер предложения, в котором говорится о причинах той зависти, что охватила Дедала.

3.Найдите предложения, где говорится о гении Дедала и о злодействе, им совершенном. Напишите небольшое сочинение- рассуждение о том, может ли талантливый человек быть злым, жестоким или он всегда добр и порядочен. Выразите свое отношение к поступку Дедала.

4.Вспомните о разрядах союзов. Используя материал текста, заполните примерами приведенные таблицы:

Сочинительные союзы

соединительные

противительные

разделительные

Подчинительные союзы

Изъяснительн.

Временные

Причинные

Целевые

Условные

Уступки

Сравнительн.

5.Укажите номера предложений, в которых есть причастные обороты.

Источник информации: учебник русского языка для 7 класса под редакцией В.В.Бабайцевой; текст «Мечта о полетах: Дедал и Икар»

1) Жил в древнегреческом городе- государстве Афинах великий мастер, зодчий Дедал.          2)  Был он не только архитектором, но и скульптором, очень гордился своим искусством. 3) Со временем стал мастер замечать, что его юный племянник Талос, его ученик, начинает превосходить своего учителя. 4) Черная зависть поднялась в сердце Дедала, и однажды, когда никого не было рядом, столкнул он талантливого юношу с городской стены. 5) Талос разбился насмерть. 6)Но все тайное становится явным. 7)Афиняне, узнав о преступлении Дедала, выгнали его с сыном Икаром из города. 8)Изгнанники переплыли море и поселились на острове Крит у царя Миноса, который был злейшим врагом Афин. 9)Построил мастер по указу царя лабиринт для кровожадного царевича Минотавра и тем навеки приковал себя к острову.  10)Царь Минос решил не отпускать зодчего Дедала, знавшего страшную тайну лабиринта. 11) Тогда Дедал набрал птичьих перьев, скрепил их воском и сделал себе и сыну крылья, чтоб улететь из ненавистного им плена. 12) Ранним утром перед отлетом Дедал сказал Икару: «Ты только не поднимайся слишком высоко, сынок. 13) Горячие лучи солнца растопят воск и ты упадешь в море». 14)Разбежались отец с сыном и взлетели. 15) Радость полета охватила мальчика, забывшего обо всех наставлениях отца. 16)Все выше и выше забирался Икар в небо, не обращая внимания на то, воск, нагретый солнечным теплом, начинает плавиться. 17) Наступил момент, когда рассыпались крылья, скрепленные отцом Икара. 18) Камнем упал юноша в воду и утонул. 19) А Дедал добрался до Сицилии и прожил там в печали и скорби до самой старости.

Модельный ответ:

1.Зависть - желание, чтобы кто- либо не располагал тем, чего завистливый не имеет в такой же или большей степени. Черная (злая) зависть настолько поглощает человека, что он не может мириться с успехами другого. Она становится ядом, отравляющим душу.

2. Предложение 3

3. Предложения 1-5. Дедал поступил жестоко и подло. Наверное, за это Дедал был наказан сначала изгнанием, а затем потерей единственного сына Икара и, как следствие, одиночеством.

4.

Сочинительные союзы

соединительные

противительные

разделительные

Не только, но и;  и

Но, а

Подчинительные союзы

Изъяснительн.

Временные

Причинные

Целевые

Условные

Уступки

Сравнительн.

что

когда

чтобы

 5. В предложениях 8,10, 11, 15, 16, 17