Методический семинар

Саая Чойгана Викторовна

Особенности развития речи учащихся и формирование у них коммуникативных компетенций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Саая Чойгана Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Найыралской НОШ Бай-Тайгинского района Республики Тыва

Особенности развития речи учащихся и формирование у них коммуникативных компетенций

(методическая статья)

Развитие речи является одним из важнейших задач обучения русскому языку. Речь – основа умственной деятельности, а также является средством коммуникации. Формирование речевой деятельности у обучающихся закладывается путем овладения знаниями и умениями учеников классифицировать, сравнивать,  систематизировать, обобщать  полученные информации. Показатель  умственного развития учащихся - логически четкая, доказательная, образная, устная и письменная речь.

Задачей современной школы XXI века является обеспечение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) по достижению выпускником начального звена целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, для формирования «Человека Будущего» в условиях поливариантной образовательной среды школы, становление самодостаточной личностью, способной на основе полученного качественного образования эффективно реализовывать себя в различных сферах деятельности, свободно ориентироваться в мире ценностей и решать задачи, связанные с определением своей мировоззренческой, нравственной и гражданской позиции.

Через УМК «Школа России» можно выделить следующие виды творческой деятельности на уроках русского языка соответствии с возрастными особенностями учащихся, большая часть которых представлена в учебнике и тетради с печатной основой по литературному чтению:

1 класс

1.Составление слога.

2.Составление слова.

3.Составление предложения по картинке, по началу слов, закончи предложения.

4.Игры «Доскажи словечко», «Верни слово на место», «Подбери рифмы к словам», «Сочини чистоговорку», «Буква заблудилась», «Буриме».

5.Составление скороговорок, чистоговорок.

2 класс

1.Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из текста.

2.Серия рисунков к одному тексту (иллюстрирование одного предложения или абзаца).

3.Нарисуй портрет героя, а затем устраивается конкурс «Кто точнее?».

4.Составление писем, телеграмм от имени героев.

3 класс

1.Сочинение стихотворений по данному началу.

2.Закончи стих и самостоятельно напиши стихотворение.

3.Сочинение загадок, считалок, потешек.

4.Составление диафильмов.

5.Инсценировка произведений.

4 класс

1.Составление карты волшебной страны.

2.Защита фантастических проектов.

3.Составление программы для выборов мэра.

4.Изобрази, как представляешь (это задание можно использовать после чтения произведений о природе), напиши свой рассказ, сказку, стихотворение.

5.Пишем, подражая автору.

6.Самостоятельное составление сказок, рассказов.

На протяжении всех лет обучения проводятся:

  1. Сочинения по картине, по музыкальному произведению, по прочитанной книге, по наблюдениям в природе, по событиям в жизни.
  2. Описание предметов.
  3. Разгадывание ребусов, шарад, анаграмм и самостоятельное их составление.
  4. Изготовление книжек-самоделок.

Таким образом, к методике и практике работы по развитию устной и письменной речи можно отметить три вида занятий:

1.  занятия по развитию речи с чтением;

2.  упражнения по развитию речи в связи с грамматикой;

3. самостоятельные работы и отдельные, специальные уроки по развитию речи (самостоятельная речевая практика - устная и письменная).

Основные методы и приемы развития речи учащихся начальных классов

                Каждый урок чтения должен, так или иначе, побуждать учащихся к самостоятельным высказываниям (задавание вопросов, ответы на поставленные вопросы, объяснения слов и выражений, повторение отдельных выражений, и не глядя в книгу, произнесение вычитанных лозунгов и т.д.).

Путем чтения подбираются и накапливаются слова, выражения, обороты литературной речи. Запоминаясь, они становятся дополнением собственной русской речи учащихся.

В связи с чтением возможно применение следующих приемов по развитию устной и письменной речи: ответы на вопросы, постановка вопросов, составление плана, пересказ прочитанного, изложение, заучивание наизусть, словарная работа.

Ответ на поставленный вопрос может даваться как устно, так и письменно. Этот прием (постановка учителем вопросов) годится для развития речи во всех классах. Пример: Куда пошли мальчики? - Мальчики пошли в степь. А затем, постепенно усложняясь, вопросы будут даваться уже к нескольким предложениям или целому абзацу, и редакция их будет такова, что потребует вполне самостоятельного ответа, без подсказки.

Задать вопрос к прочитанному. Очень важно для преподавателя усвоить самому и внушить то же ученикам, что вопрос грамматически есть одно вопросительное предложение, а не несколько предложений, как это нередко допускается.

Нужно сказать, что и на родном языке ученики с большим трудом усваивают уменье ставить вопросы, часто осложняя их рассуждениями, растягивая до нескольких предложений, особенно в самостоятельных высказываниях, не по прочитанному, например, на собраниях, так что вместо вопроса получается целое высказывание.

Пересказ прочитанного является очень важным приемом для развития устной русской речи, более важным, чем аналогичная работа при обучении родному языку. Пересказ прочитанного нужно ставить чаще, чем это делается при обучении родному языку. Строго говоря, почти все прочитанное по-русски в нерусской школе должно, так или иначе, пересказываться. Обычно пересказ ведется сначала по вопросам, затем по плану (данному учителем или выработанному в классе), наконец - свободно. И отвечает на один и тот же вопрос, и пересказывают повторно несколько учеников.

Заучивание наизусть должно начинаться с первого года обучения русскому языку и продолжаться все время, так как таким путем можно очень заметно расширить лексический и фразеологический запас учащихся. Для заучивания подойдет все то, что подходит для выписывания (см. выше), а также небольшие стихотворения и отрывки из художественной литературы.

Работа над словарем столь же важна для развития речи, как и при чтении. Важно и нужно, чтобы каждое новое слово, усваиваемое в процессе чтения, переходило заряд «собственных» слов ученика, чтобы он мог свободно употреблять его в своей разговорной и письменной речи.

Упражнения по составлению предложений. Изучение предложения - основа всей работы по изучению русской речи, следовательно, основа и всей речевой практики. Кто усвоил уменье свободно оперировать словами, составляя из них предложения так, что они точно отражают объективную действительность и точно выражают собственные мысли говорящего и пишущего, тот усвоил основы изучаемого языка, основы, на которых можно развернуть широкое пользование языком. Кто не усвоил основ построения предложения, тот все время будет беспомощен в практике русской речи [22, с.143]

Теперь перечислим кратко те приемы работ по развитию речи, которые можно применять в связи с грамматическим усвоением предложения:

а)        распространение предложений с помощью вопросов;

б)        заполнение (вставка) пропущенных слов;

в)        доказывание и дописывание предложений;

г)        составление предложений из данных слов;

е)        замена одной формы слов в предложении другой формой или замена одного типа предложения другим (перифраз);

ж)        перевод предложений с русского языка на родной и с родного на русский.

        Мы подобрали следующие задания, способствующие формированию правильной, четкой, развитой речи учащихся:

  1. Задания, способствующие дать правильный ответ:
  1. Какое время года сейчас? Назовите осенние месяцы? Назовите орфограмму названий месяцев (ь на конце).
  2. Растут – зеленеют,

Упадут – пожелтеют,

Полежат – почернеют.   Листья картинка.

  1. Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стайки?   Птички – картинка.

  1. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - …   дождь 

  1. Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

  1. Задать вопрос к прочитанному

А) 1. 5-минутное чтение рассказа Н.Сладкова «Золотой дождь» [Начальная школа 2014  №10 с.22]

- О чем написал автор в рассказе? Что делали листья все лето? Какими они стали к осени?

- Какой прием использовал писатель в рассказе? (сравнение). - С кем он сравнивает листья?

- Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь?

Почему?

  1. Пересказ прочитанного
  • Подготовительная работа по пересказу рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» . Пересказ можно пострить с помощью опорной таблицы, которую заполняют учащиеся самостоятельно после чтения рассказа.

Герой произведения

Речь, жесты, поступки

Характеристика героя

Положительный или отрицательный

Ваня

Волнуется, хриплым шепотом сказал, заморгал глазами, потянул носом

Беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый

Положительный (хочет вылечить зайца, переживает за него)

Ветеринар

Крикнул, толкнул в спину, прикрикнул вслед

Грубый, равнодушный, злой, не любит ни детей, ни животных

Отрицательный (грубо обращается с Ваней, велить зажарить зайца)

Бабка Анисья

Сердешный, малый, прошамкала

Старенькая, джалостливая, любопытная, душевная, добрая

Положительный (говорит нервно, строго, но все же дает адрес)

Карл Петрович

Сказал, волнуясь слушал

Интеллигентный, образованный, строгий, добрый

Положительный (внимательно слушал рассказ деда, согласился лечить зайца)

Дед

Заикаясь от уважения и робости сказал, молчал и толкался, упрямо пробормотал

Отзывчивы, уважительный, робкий, настойчивый, добрый, любит животных, благодарный

Положительный (хотел вылечить зайца, чувствовал свою вину перед ним.

Затем, для построения речи можно использовать схему:

Примечание: красная стрелка – доброе отношение, черная – отрицательное отношение, желтая – сочувствие, серая – нейтральное отношение, никак не выраженное, леленая -  уважительное отношение.

Таким образом, таблицы и схемы могут помочь детям сориентироваться при  пересказе.

  • Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу.

Во вторую группу упражнений направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:

  • Прочитай текст. Подруги.

Оля часто болела. А ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.

Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.

  • Прочитай начало сказки.

В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки.

Однажды к мастеру пришел... .

Придумай продолжение сказки.

  1. Упражнения по составлению предложений
  1. Назовите пропущенные слова и прочитайте сравнения.

Полет`ели     ……     по   в`етру.

Запр`ыгали    ……    по   сучк`ам.

Понесл`ись    ……    по   земл`е.

  1. Составь из слов два предложения.

Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.

  1. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

Весной, в, купаются, воробьи, лужах.

Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.

  1. Прочитай. Составь из слов два предложения.

На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.

  1. Написание сочинения

        В начальной школе практикуются различные виды сочинений. Они классифицируются по разным основаниям. По характеру используемого языкового материала пишутся сочинения на литературные темы, по сюжетным картинкам, на основе жизненного опыта и др.  по типу текста: сочинения-повествования, сочинения –описания, сочинения-рассуждени я, сочинения смешанного типа. По жанру: сочинения-рассказы, очерки, объявления, письма, заметки в газету, рецензии, отзывы и т.д. По стилю: художественные, публицистические, деловые. По месту написания: классные и домашние.[нач№ шк 2014, №7с. 37-43.]

        Например: ход работы  над сочинением-загадки (для 1 классников.

Учитель предлагает отгадать 2 или 3 загадки, особенностью которого является в том, что в ней не указывается предмет, который загадывается, или указывается другой, похожий на него предмет. Признаки указываемого предмета помогают отгадать загадку:

Под соснами,

Под елками

Лежит

Мешок с иголками. (еж)

По деревьям –

Скок да скок –

Живой порхает огонек. (белка)

Он высокий,

Он огромный.

Он похож на кран подъемный. (жираф)

        Ход работы над сочинением-тестом (2 класс)

        Работая над сочинением-тестом, школьники осваивают понятие «тест». Они узнают, с какой целью и как проводится тест. Сочинение-тест может выполняться по следам прочитанных литературных произведений и на темы, касающиеся личности ученика. Отвечая на вопросы теста, составленные к прочитанному произведению, учащиеся могут раскрыть сюжет произведения, рассказать о ком-либо действующем лице, выявить характерные особенности конкретного художественного произведения и т.д. Например, к сочинению на тему «Сказка про Буратино» вполне уместен следующий тест.

  1. Кто написал сказку про Буратино?
  1. Александр Сергеевич Пушкин
  2. Алексей Николаевич Толстой
  1. Кто такой Буратино?
  1. Мальчик-коротышка
  2. Мальчик-с-пальчик
  3. Веселый деревянный человечек
  1. Из чего его вырезал папа Карло?
  1. Из полена
  2. Из листа фанеры
  3. Из бумаги
  1. Сколько друзей было у Буратино?
  1. Много
  2. Мало
  3. Не было совсем
  1. Что нашел Буратино с друзьями?
  1. Серебряное колечко
  2. Черный уголек
  3. Золотой ключик
  1. Что смогли герои сказки открыть золотым ключиком?
  1. Тесовые ворота
  2. Окно в подвал
  3. Дверь в новый кукольный театр.

        Возможный вариант детского  сочинения на основе данного теста: «Сказку про Буратино написал Алексей Николаевич Толстой. Буратино- веселый деревянный человечек. Папа Карло вырезал его из полена. У Буратино было много друзей. Он с друзьями нашел золотой ключ. Герои сказки смогли окрыть им дверь в новый кукольный театр».

  1. Тестовые задания к урокам литературного чтения

        Тестовые задания представляют собой не только просто вопросы к тексту, а систему высказываний, где обучаемому надо зазграничить ответы, истинные или ложные.[Н школа №9 с.35]

        Например, 3 класс, рассказ Н. Носова «Трудная задача  пример теста, с выбором правильного ответа:

  1. Какая первая песня была исполнена?
  1. Про короля и блоху;
  2. Про короля и кота;
  3. Про короля и лису;
  4. Про короля и коня.
  1. Что сказал по этому поводу Федя?
  1. «Вот какой замечательный король!»;
  2. «Вот какой противный король!»;
  3. «Вот какой странный король!»
  1. Понял ли он во время ее исполнения условия задачи?
  1. Да;
  2. Нет;
  3. Не совсем.
  1. Какая вторая песня была исполнена?
  1. Про титулярного советчика;
  2. Про титулярного советчика и генерала;
  3. Про титулярного советчика и генеральскую дочь.
  1. Какая третья песня была исполнена?
  1. «Легко на сердце от песни веселой…»;
  2. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»;
  3. «Медленно минуты уплывают вдаль…»

        Пример этого теста служит иллюстрацией именно «знаниевой парадигмы» образования: прочитать, запомнить, воспроизвести

  1. Риторическая задача

        Современная педагогическая наука предлагает технологию риторизации, которая направлена на развитие коммуникативных действий; дидактические приемы технологии способны помочь учителю решать поставленные задачи. Прием выглядит таким образом: учитель начинает читать текст и останавливается в определенном месте, предлагая ученикам продолжить его. Необходимо подбирать такие тексты, чтобы в них была проблемная ситуация, которую нужно было решить, создав речевое высказывание. Например, это может быть начало сказки М. Пляцковского «Урок дружбы». Не всегда перед чтением текста-задачи надо давать его заглавие. В данном случае в заглавии отражена основная мысль текста, и она сузит круг предлагаемых учащимися вариантов. Еще одной разновидностью риторической задачи является задание «Продолжи фразу».

Использование стихов.

        Обучение русскому языку конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. Важную роль в этом играют умения учащихся начальных классов правильно использовать в устной и письменной речи предлоги. [Нач школа 2014? №2, с№57]

        При изучении предлогов на всех этапах курса русского языка в начальной школе в ходе работы над ошибками целесообразно использовать занимательный материал, в частности стихи с придуманными к ним заданиями. Например:

- Прочитай стихотворение, вставь пропущенные предлоги.

Я колобок, колобок.

 … амбару метен,

… сусекам скребен,

… сметане мешен,

.. печку сажен,

… окошке стужен,

Я … дедушки ушел,

Я … бабашки ушел,

А … тебя, зайца,

Не хитро уйти.

- Прочитайте стихотворение. Повторите предлоги. С этими предлогами придумайте предложения.

Под цветком ежиха-мать

Принялась ежат купать.

Кап-кап, капает роса

На мордашки, на глаза.

Не моймет ежиха-мать,

Как им спинки отмывать.

И ежата день – другой

Ходят с грязною спиной.

Хоть сиди и месяц жди,

Чтоб закапали дожди.

Радуйтесь, что вы, ребята,

Не колючие ежата.

  1. Составление предложений по схемам

        Составление предложений самая трудная задача для младшего школьника. Именно работа со схемами является ключевым звеном в этом процессе, так как зрительное восприятие у детей младшего школьного возраста развита хорошо. Например: работа со схемами предложений при обработке повествовательного и вопросительного предложений. Схемы предложений нарисованы на доске. Преподаватель объясняет, что они обозначают, как по ним строятся предложения, где надо делать паузу, понижать и повышать голос. Учитель поясняет, что стрелка, которая идет вверх, обозначет, что голос в конце предложения должен повышаться, если же стрелка идет вниз, значит, голос надо понизить [нач. шкл. 2015, №10, с. 33]:

Кто идет?                - Зара идет. Папа идет.

                                               

        

Результаты работ учащихся в начале учебного года

 

        Результаты работ учащихся в конце учебного года

 

Список литературы

  1.  Амосова И.Ю. Как запомнить словарные слова // Начальная школа. -2014. -№5. –С.69
  2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. – 2008. - №4.- С. 35-39.
  3. Бакулина Г.А. Использование коллективных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка // Начальная школа. - 2003. -№1. - С. 32-38.
  4. Бархина К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений: рабочая кн. по методике род. яз. для уч-ся пед. техникумов и ин-тов. –М., 1927
  5. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания методов обучения русскому языку. - М.,1969. - 105с.
  6. Иванкина Н.К. О лингвистической подготовке учителя к работе над развитием речи младших школьников  // Начальная школа. – 2007. -  №10. - С. 54-58.
  7. Караева С.А. Методика использования стихов с заданиями по теме «Предлоги» // Начальная школа. -2014. -№2. –С.56
  8. Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников // Начальная школа. - 2008. - №9. - С. 64-68.
  9. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. - М.: Просвещение, 1992. – 144с.
  10. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - М.: Просвещение,1985. – 176с.
  11.   Никульченкова Е.В. Риторизация как технология развития регуляции учащихся //Начальная школа. -2014. - №2. –С.41
  12. Караева С.А. Методика использования стихов с заданиями по теме «Прелоги» //Начальная школа 2014 №2 –с.56-58.
  13. Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся - одно из основных задач начального образования. // Начальная школа.-  2008. -  №7. – С.15.
  14. Бакулина Г.А. О новых видах сочинений в начальной школе // Начальная школа.-  2014. - №7. – С.37-43.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Саая Чойгана Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Найыралская НОШ

Слайд 2

Актуальность Развитие речи является одним из важнейших направлений в обучении русскому языку. И искать новые пути обучения русскому языку младших школьников заставляет задуматься о неудовлетворительных результатах обучения в средней школе, когда выпускники затрудняются в выборе речевой реакции, адекватной возникшей ситуации общения, не могут свободно выразить свою мысль в слове, самостоятельно рассуждать. Как показали многочисленные исследования, именно из начального звена дети приходят с недоразвитой речевой деятельностью.

Слайд 3

Задачей современной школы XXI века является обеспечение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) по достижению выпускником начального звена целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, для формирования «Человека Будущего» в условиях поливариантной образовательной среды школы, становление самодостаточной личностью, способной на основе полученного качественного образования эффективно реализовывать себя в различных сферах деятельности, свободно ориентироваться в мире ценностей и решать задачи, связанные с определением своей мировоззренческой, нравственной и гражданской позиции.

Слайд 4

Виды творческой деятельности 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1.Составление слога. 2.Составление слова. 3.Составление предложения по картинке, по началу слов, закончи предложения. 4.Игры «Доскажи словечко», «Верни слово на место», «Подбери рифмы к словам», «Сочини чистоговорку», «Буква заблудилась», «Буриме». 5.Составление скороговорок, чистоговорок. 1.Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из текста. 2.Серия рисунков к одному тексту (иллюстрирование одного предложения или абзаца). 3.Нарисуй портрет героя, а затем устраивается конкурс «Кто точнее?». 4.Составление писем, телеграмм от имени героев. 1.Сочинение стихотворений по данному началу. 2.Закончи стих и самостоятельно напиши стихотворение. 3.Сочинение загадок, считалок, потешек. 4.Составление диафильмов. 5.Инсценировка произведений. 1.Составление карты волшебной страны. 2.Защита фантастических проектов. 3.Составление программы для выборов мэра. 4.Изобрази, как представляешь (это задание можно использовать после чтения произведений о природе), напиши свой рассказ, сказку, стихотворение. 5.Пишем, подражая автору. 6.Самостоятельное составление сказок, рассказов.

Слайд 5

Основные методы и приемы развития речи учащихся начальных классов Ответ на поставленный вопрос Задать вопрос к прочитанному Пересказ прочитанного Заучивание наизусть Работа над словарем Упражнения по составлению предложений

Слайд 6

Приемы работ по развитию речи а) распространение предложений с помощью вопросов; б) заполнение (вставка) пропущенных слов; в) доказывание и дописывание предложений; г) составление предложений из данных слов; е) замена одной формы слов в предложении другой формой или замена одного типа предложения другим (перифраз); ж) перевод предложений с русского языка на родной и с родного на русский.

Слайд 7

Задания, способствующие формированию правильной, четкой, развитой речи учащихся Задания, способствующие дать правильный ответ: 1) Какое время года сейчас? Назовите осенние месяцы? Назовите орфограмму названий месяцев (ь на конце). 2) Растут – зеленеют, Упадут – пожелтеют, Полежат – почернеют. Листья – картинка. 3) Холода их так пугают, К теплым странам улетают, Петь не могут, веселиться. Кто собрался в стайки? Птички – картинка. 4) Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это - … дождь 5) Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Задать вопрос к прочитанному - О чем написал автор в рассказе? Что делали листья все лето? Какими они стали к осени? Какой прием использовал писатель в рассказе? (сравнение). - С кем он сравнивает листья? - Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь? Почему?

Слайд 8

Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу. Во вторую группу упражнений направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения: Прочитай начало сказки. В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки. Однажды к мастеру пришел... . Придумай продолжение сказки. Прочитай текст. Подруги. Оля часто болела. А ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной. Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.

Слайд 9

Упражнения по составлению предложений Назовите пропущенные слова и прочитайте сравнения. П о лет`ели …… п о в`етру. Запр`ыгали …… п о сучк`ам. П о несл`ись …… п о земл`е. Составь из слов два предложения. Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам. Весной, в, купаются, воробьи, лужах. Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его. Прочитай. Составь из слов два предложения. На лугу паслись козы и овцы они щипали траву. Сочинение-загадка Под соснами, Под елками Лежит Мешок с иголками. (еж) По деревьям – Скок да скок – Живой порхает огонек. (белка) Он высокий, Он огромный. Он похож на кран подъемный. (жираф)

Слайд 10

Прочитай стихотворение, вставь пропущенные предлоги. Я колобок, колобок. … амбару метен, … сусекам скребен, … сметане мешен, .. печку сажен, … окошке стужен, Я … дедушки ушел, Я … бабашки ушел, А … тебя, зайца, Не хитро уйти. Прочитайте стихотворение. Повторите предлоги. С этими предлогами придумайте предложения. Под цветком ежиха-мать Принялась ежат купать. Кап-кап, капает роса На мордашки, на глаза. Не моймет ежиха-мать, Как им спинки отмывать. И ежата день – другой Ходят с грязною спиной. Хоть сиди и месяц жди, Чтоб закапали дожди. Радуйтесь, что вы, ребята, Не колючие ежата.

Слайд 11

Пересказ с помощью опорной таблицы Герой произведения Речь, жесты, поступки Характеристика героя Положительный или отрицательный Ваня Волнуется, хриплым шепотом сказал, заморгал глазами, потянул носом Беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый Положительный (хочет вылечить зайца, переживает за него) Ветеринар Крикнул, толкнул в спину, прикрикнул вслед Грубый, равнодушный, злой, не любит ни детей, ни животных Отрицательный (грубо обращается с Ваней, велить зажарить зайца) Бабка Анисья Сердешный, малый, прошамкала Старенькая, жалостливая, любопытная, душевная, добрая Положительный (говорит нервно, строго, но все же дает адрес) Карл Петрович Сказал, волнуясь слушал Интеллигентный, образованный, строгий, добрый Положительный (внимательно слушал рассказ деда, согласился лечить зайца) Дед Заикаясь от уважения и робости сказал, молчал и толкался, упрямо пробормотал Отзывчивы, уважительный, робкий, настойчивый, добрый, любит животных, благодарный Положительный (хотел вылечить зайца, чувствовал свою вину перед ним.

Слайд 12

Заяц Ветеринар Баба Анисья Аптекарь Карл Петрович Дед Я Ваня

Слайд 13

1. Кто написал сказку про Буратино? Александр Сергеевич Пушкин Алексей Николаевич Толстой 2. Кто такой Буратино? Мальчик-коротышка Мальчик-с-пальчик Веселый деревянный человечек 4. Из чего его вырезал папа Карло? Из полена Из листа фанеры Из бумаги 5. Сколько друзей было у Буратино? Много Мало Не было совсем 6. Что нашел Буратино с друзьями? Серебряное колечко Черный уголек Золотой ключик 7. Что смогли герои сказки открыть золотым ключиком? Тесовые ворота Окно в подвал Дверь в новый кукольный театр. «Сказка про Буратино»

Слайд 14

Сочинение «Про Буратино» Сказку про Буратино написал Алексей Николаевич Толстой. Буратино- веселый деревянный человечек. Папа Карло вырезал его из полена. У Буратино было много друзей. Он с друзьями нашел золотой ключ. Герои сказки смогли открыть им дверь в новый кукольный театр

Слайд 15

Уровень развития письменной и устной речи учащихся 2 класса в начале года (2015-2016)

Слайд 16

Уровень развития письменной и устной речи учащихся 2 класса в конце года (2015-2016)