ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Яшанина Наталья Петровна

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, когда у детей овладение языком, запасом слов и грамматическими формами создает предпосылки для развития мышления. В дошкольном возрасте важным педагогическим условием для развития мышления ребенка являются дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 комбинированного вида.

Открытое занятие на тему:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Провела: воспитатель Яшанина Н. П.

г. Одинцово 18 января 2017г.

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, когда у детей овладение языком, запасом слов и грамматическими формами создает предпосылки для развития мышления. В дошкольном возрасте важным педагогическим условием для развития мышления ребенка являются дидактические игры.

Педагогические условия – это обстоятельство педагогического характера, которое определяет условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста; требования и рекомендации к организации педагогической деятельности, подчиняющиеся общим принципам педагогического процесса.

Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, мышление, речь, внимание.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, поэтому в ней, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществлять развитие мышления дошкольника.

Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственной деятельности детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности и чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Каждая дидактическая игра должна отвечать следующим требованиям:

1. Дидактическая игра должна содержать упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания;

2. В дидактической игре обязательно присутствует задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. В процессе образовательной деятельности дидактические игры используются в различных ситуациях. В режимных моментах: при приёме детей – дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра», помогает сконцентрировать внимание детей на то, в какой одежде был(а), или с какой игрушкой, или кто привёл в детский сад, а сегодня…, а завтра…

При подготовке к прогулке – возникает дидактическая игра «Посчитай одежду, которую ты надеваешь на себя».

При уборке игрушек дети любят играть в дидактическую игру «Звуковая игрушка». Например, сначала предлагается детям собрать игрушки, название которых начинается на букву «К» (конструктор, кубики, куклы). Ребёнок поднимает игрушку вверх и произносит ее название, а затем кладет на место.

В социально-коммуникативной деятельности интересными для детей являются следующие игры: игра «А что потом?», в которой ребёнок говорит фразу, а следующий продолжает ещё одним предложением и так, пока не скажут все; в дидактической игре «Назови ласково» – ребёнок называет своего соседа слева ласково, потом говорит про соседа справа.

В познавательной деятельности возможно использование такой игры как, например, «Сравни птиц» – в которой показываются картинки разных птиц, а дети находят их характерные отличия.

В игровой деятельности – «Будь внимателен» – каждый ребёнок выполняет движения, соответственно команде. Определённая подборка игр развивает у детей способность логически мыслить и выполнять словесные инструкции воспитателя. В этих играх ребенок решает самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывает предметы, отгадывает по описанию, по признакам сходства и различия, группирует предметы по различным свойствам, признакам, находит алогизмы в суждениях, сам придумывает рассказы с включением небылиц и т.д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые в образовательной деятельности, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Например, разучивание названий деревьев и кустарников скучно и неинтересно. Тут на помощь приходит дидактическая игра «Угадай и объясни» – любимый детьми вид деятельности. Отгадывание загадок помогает решить в комплексе сразу несколько задач: поднять настроение, развивать воображение и речь ребёнка, умение отстаивать свою точку зрения.

Иногда дети сами придумывают загадки, это усложняет правила игры. Такой прием повышает интерес к любому виду деятельности, создает хорошее настроение, которое способствует лучшему запоминанию, активизирует инициативу и творческое самовыражение детей. Если процесс получения знаний интересен – нет перегрузки, поэтому необходимо продумывать планирование дидактических игр, разнообразить виды игр. Большой интерес ребята проявляют к нестандартным играм: игры-путешествия («В сказочный лес», «В гости к пекарю»); игры-предположения («Что было бы?…», «Что бы я сделал…»); игры-поручения («Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы»); игры-загадки («Отгадай загадку – покажи отгадку»); игры-беседы («Сядем рядком да поговорим ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе»); подвижно-дидактические игры («К названному дереву беги», «Секрет»).

Владение связной монологической речью – высшее достижение воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Развитие словесно-логического мышления старших дошкольников через дидактическую игру представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к единой цели – разностороннему развитию личности ребенка, обогащению его духовного мира.

 

Литература:

1. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. – Москва: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

2.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 152 с. .

3.Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – Москва, 2003.

4. Васильев И.А, Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. – Москва, 1980.