Проект «Маленький почемучка» опытно-экспериментальная деятельность.

Яшанина Наталья Петровна

 

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него  появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой, не используя при этом сложных и дорогостоящих игрушек? 

В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность.  В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь.  

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?

Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka.pptx1020.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида Проект «Маленький почемучка» опытно-экспериментальная деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Слайд 2

Тип проекта: познавательно – исследовательский,творческий Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Предмет исследования: вода , воздух, песок. Участники проекта: воспитатель ; дети,родители Разработчик проекта:Яшанина Н.П

Слайд 3

ЦЕЛЬ: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.

Слайд 4

ЗАДАЧИ: - Расширять представление детей о свойствах окружающего мира. - Знакомить с различными свойствами воды, песка. - Учить детей делать выводы на основе опытов. - Участвовать в посильной практической деятельности. - Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Слайд 6

Организационно-подготовительный этап. Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ. Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе .

Слайд 7

Основной этап (цикл практических дел). Опыты и эксперименты Заключительный этап (продукты проекта). Создание фотоотчета по прожитой теме недели «Наши эксперименты»

Слайд 8

Место проведения: помещение группы, участок. Обеспечение проекта: салфетки для стола; емкости с водой; трубочки для сока. Белые цветы; пищевые красители; лупа. Графин для воды; платки, пакеты полиэтиленовые; фартуки для детей; бумажное полотенце.

Слайд 9

Предварительная работа: ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира; беседы о воде, воздухе, песке, растениях; рассматривание и чтение детских энциклопедий.

Слайд 10

Предполагаемый результат : создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе; возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового; стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым; удачное проведение экспериментов.

Слайд 11

Для педагогов 1,Создание условий для познавательной творческой деятельности детей 2,Активизация позиций родителей по воспитанию у детей социально-нравственного отношения

Слайд 12

Для родителей Активизировать роль родителей в развитии творческих и познавательных способностей у детей,закрепить полученную информацию с детьми

Слайд 13

Проведение экспериментов. Опыты с воздухом. 1. Воздух в человеке. Мы дышим воздухом – пузырьки в воде – воздух из легких. Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Выходят пузырьки.

Слайд 14

2. Ловим воздух . Взять пакет за ручки. Пакетом взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз - получается купол, заполненный воздухом. Пакет похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его.

Слайд 15

Вывод : значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Без воздуха мы задохнёмся. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Слайд 16

Опыты с песком «Сравнение мокрого и сухого песка». Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий); Из сухого песка слепить колобок – не получается ( сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль ); Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок ( влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит вглубь ).

Слайд 17

2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

Слайд 18

Опыты с водой "Тонет, не тонет” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

Слайд 19

"Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки, распускаются).

Слайд 20

Эксперимент «Окрашивание цветов». Понадобится: свежие белые цветы; вода; емкости для воды – 2шт; пищевой краситель – 2 цвета (зеленый и красный). Что надо делать: • расщепить стебель цветка пополам; • в емкости с водой добавить краски - зеленую, красную; • поставить половинку стебля цветка в одну емкость, а вторую половинку – в другую; • наблюдаем, в течение ближайших нескольких часов, цветок изменяет свой цвет.

Слайд 21

Что происходит: Лепестки меняю цвет медленно – они приобретают цвет краски. Через несколько часов лепестки становятся красными, а другие зелеными. Разноцветные краски находят свой путь к лепесткам через капилляры. Почему? Свойство воды распространяться в узком канале известно как капиллярная система. Это связанно с силами, действующими между молекулами воды и молекулами канала. Узкие, вытянутые каналы, в которых поднимается вода, называются капиллярами. Вода может передвигаться вверх в условиях ограниченного пространства, канала. И чем они уже, тем выше поднимается вода. Стебель цветка пронизан тонкими трубочками, капиллярами. С помощью этих тонких трубочек вода (и краска) поднимаются к лепесткам. Вода испаряется, и лепестки приобретают цвет краски.

Слайд 22

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ. Работа по проекту « «Маленький почемучка» !» вписалась в педагогический процесс группы и явилась итогом деятельности за неделю, а именно: - обогащение детей новыми знаниями, яркими впечатлениями. -развился познавательный интерес к окружающему, сформировалось доброе отношение к окружающей нас природе. -дети научились добывать знания в процессе опытно-экспериментальной работы, трудовой и игровой деятельности. - сотрудничество детей и взрослых (педагог - дети). Проектный метод в деятельности нашего Д/Д на практике показывает свое преимущество и эффективность.

Слайд 23

Литература: 1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство-экспресс, 2007. 2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 3. Дибина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. -М.: Мозаика-Синтез, 2010.