Технология проблемного обучения

Трубач Надежда Борисовна

Технология проблемного обучения

В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые ограждаем  от них, не давая возможности подумать, поэкспериментировать и, наконец, самостоятельно справиться с проблемой.

Организуя жизнь детей в детском саду, перед собой я ставлю следующие задачи:

  • побудить интерес дошкольников к проблемным ситуациям и желание творчески решать их;
  • помочь ребенку увидеть противоречие и включиться в активную поисковую деятельность.

формы организации проблемного обучения: 

1.      Проблемный вопрос -  предполагает поиск ответа на основе рассуждения.

(«Почему осенью птицы улетают на юг?», «Как  погладить ежика?», «Когда идет дождь – это хорошо или плохо?»)

2.      Проблемные ситуации – создаются при нехватке знаний у детей. Эти знания необходимо пополнить с помощью дополнительных методов: проведения экспериментов, опытов.

В самом начале работы по решению творческих заданий возникла необходимость проведения предварительной работы, «введение» детей в проблему с целью выявления, закрепления, обогащения имеющихся представлений о той или иной ситуации (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдение, продуктивная деятельность).

Проблемная ситуации создается с учетом реальных противоречий, знакомых и понятных для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации и познавательной деятельности.

Непосредственно-образовательная деятельность:

  • Проблемная ситуации может быть основой  всего занятия, возникая в самом начале, побуждая детей к поиску решения и определенным выводам в конце («Где прячется воздух?»)
  • А может использоваться эпизодически для решения более узких задач (мотивационных, организационных, развивающих). «Как угостить одной морковкой двух зайчиков?», «Как перебраться на другой берег реки?», «Колеса какой формы – квадратной или круглой – нужно, чтобы починить поезд?» и т.п.

Совместная со взрослым деятельность в режимных моментах:

  • В режимных моментах: Прогулка: «Вышли с детьми гулять, а на участок не пройти, много снега»; «Зачем мыть руки, они все равно запачкаются?».
  • При чтении художественной литературы: Сказка «Теремок» - «Как медведю жить в теремке и не сломать его?»; Сказка «Курочка ряба» - «Как сделать так, чтобы яичко не разбилось?».
  • Самостоятельная и игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Дом» -  проблемная ситуация: «К Маше пришли гости, а стульчиков на всех не хватит».

Каждая образовательная ситуация имеет определенную структуру:

  1. Введение в игровую ситуацию («дидактическая игра по знакомым правилам»)
  2. Затруднение в игровой ситуации («мы это не знаем, еще не умеем»)
  3. «Открытие» нового знания, умения
  4. Воспроизведение нового в типовой ситуации («играем и работаем по новым правилам»)
  5. Подведение итогов