Главные вкладки

    Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

    Трубач Надежда Борисовна

    Социализация ребёнка, его успешное вхождение в социум во многом зависит от его умения сотрудничать со сверстниками, взрослыми. Это особенно актуально в современных условиях развития общества, предполагающих высокую степень активности, мобильности, гибкости, конкурентоспособности развивающейся личности.

    Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей

    Навык сотрудничества предполагает:

    • Навык совместной групповой деятельности – умение ориентироваться на поставленную перед группой задачу, вступать в контакт с другими детьми, объединяться с ними, проявлять внимание; умение обсуждать, планировать совместные действия, договариваться, определять свой вклад в общее дело;
    • Умение руководить группой детей - выполнять роль лидера.

    Для формирования положительного отношения к взаимодействию с другими детьми ребенку необходим собственный практический опыт сотрудничества, который позволяет ему прочувствовать, как достичь важных для него целей, учитывая интересы других детей. Цели совместной деятельности должны быть значимыми для ребенка, связанными с его потребностями, а приобретенный эмоциональный опыт должен быть обязательно положительным.

    Создание атмосферы сотрудничества включает следующие аспекты:

    • Эмоциональное сближение детей в начале совместной деятельности, эмоциональный настрой друг на друга. Для этого используется ритуал приветствия (Волшебный клубочек «Назови соседа ласково»);
    • Создание мотивации и постановка общей цели;
    • Пробуждение чувства сплоченности  и переживание группового успеха в результате согласованности действий в играх с правилами («Пирамида добрых слов», «Варежки»);
    • Побуждение к проявлению уверенности в действиях, от которых зависит общий результат посредством решения проблемных игровых ситуаций («Переправа», «Горы»);
    • Закрепление позитивных переживаний, полученных в ходе сотрудничества, рефлексия (построенный «Дом дружбы»).

    Конспект НОД, направленный на решение задач социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabo...

    Социоигровая технология (развитие ребенка в игровом общении со сверстниками)

             Основой для создания социоигровых подходов послужила методика, которая разрабатывалась на материале обучения детей в начальной школе: обучение чтению и письму – Е. Е. Шулешко.

    Социоигровая технология основана на свободе действий, свободе выбора, свободе мыслей ребёнка. Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило.

    Компоненты социоигровой  технологии:

    • работа в микрогруппах;
    • смена лидерства;
    • двигательная активность;
    • смена темпа и ритма;
    • интеграция нескольких видов деятельности;
    • субъект-субъектные отношения.

     

    Микрогруппа возникает при игровом делении детей. Основ деления множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации. При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности.

    Смена лидерства. В процессе выполнения   задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но объяснять команде или представлять результат работы задание нужно только одному (посыльному), кому – решает компания, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным товарищам, и в дальнейшем также выступать в роли представителя компании.

    Движение детей обеспечивается во время всего процесса взаимодействия. Дети могут перемещаться по группе, меняться микрогруппами. Выполняя задание, команды отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д. В социоигровой технологии перемещение детей  - неотделимый атрибут.

    Смена темпа и ритма дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно.

    Интеграция нескольких видов деятельности. Один из ведущих принципов социоигровой технологии: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь».

    Субъект-субъектные отношения. Педагог занимает позицию партнера по отношению к ребенку. Для развития детей большое значение имеет формирование личного опыта для оценки ребенком своих возможностей. Шулешко Е. Е. отмечал, что оценка, выработанная собственными усилиями ребенка, гораздо эффективнее способствует дальнейшей активации, чем оценка со стороны воспитателя. Детей увлекает сама возможность проявить свою инициативу и направлять ее формирование новых представлений или на применение тех, что уже были сформированы. Социоигровая технология стимулирует развитие  у детей возможностей свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.

             Социоигровая технология наиболее ориентирована на старший дошкольный возраст, но уже в младшем возрасте целесообразно включать игры социоигровой направленности и небольшие работы в парах. На первых этапах взаимодействие между детьми осуществляется через предмет (пощупать  парами и определить, что находится в мешочке: фасоль или горох), при этом важна  эмоциональная поддержка и помощь со стороны педагога (план-конспект педагогической деятельности с детьми младшей группы "Путешествие на паровозике" - http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabo...). Постепенно дети учатся самостоятельно решать возникающие проблемные ситуации.

    Коммуникативные игры:

    • Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Море волнуется раз», «Животные» и др.);
    • Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Ау!», «Магазин игрушек», «Волны», «Передавалки» и др.);
    • Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Здравствуй, друг!», «Почта», «Раздувайся пузырь», «Дружные ладошки» и др.).