Самообразование 2018-2022

Антропова Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

МКДОУ «СКАЗКА»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ

«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина».

2018-2022гг.

кубики.jpeg

Воспитатель: Антропова Е.И.

С. Звериноголовское

План по работе над темой самообразования  по теме: Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина. 2018-2022гг.

Год

Месяц

Этапы

Содержание работы

2018-2019гг

 

Сентябрь -декабрь

Подготовительный

(изучение)

Определение темы  работы, обоснование ее актуальности, цели, задачи

Январь - май

Аналитический

(изучение)

Теоретическая часть:

- Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.

2019-2021гг

Сентябрь(2019) – декабрь (2020)

Организационный

(обобщение)

Исследование  представлений  родителей о игровой технологии – кубики Никитина. Анкетирование родителей.

Итоги мониторинга развития детей  дошкольного возраста.

Составление плана работы по самообразованию на каждый год.

Отчет о проделанной работе

Январь(2020)

- май (2021)

Практическая часть:

- План работы с родителями по данной теме.

- Перспективный план по использованию игровой технологии – кубики Никитина в образовательной деятельности и режимных моментах

- Проведение НОД. Открытый просмотр в ДОУ

- Изготовление картотеки  дидактических игр по игровой технологии  - кубики  Никитина для дошкольного возраста

- Создание  развивающей предметно-пространственной среды в группе за счет изготовления игр и пособий 

2021-2022гг

Сентябрь (2021) –май (2022)

Завершающий

(внедрение)

Исследование  представлений  родителей игровой технологии – кубики Никитина.

Итоги мониторинга развития детей дошкольного возраста

Завершающий

(внедрение)

Презентационный

(распространении)

Оформление опыта работы:

 - Систематизация теоретической части

 - Систематизация практического материала

Подборка материалов и составление «Приложения»

Форма  завершения работы:

- Выступление на педагогическом совете.

- Представление дидактического материала для детей  дошкольного  возраста с обоснованием и описанием.

План по работе над темой самообразования  по теме: Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина. 2018 - 2019гг.

Год

Месяц

Этапы

Содержание работы

2018-2019гг

 

Сентябрь - декабрь

Подготовительный

(изучение)

Определение темы  работы.

Обоснование ее актуальности, цели, задачи.

Январь - май

Аналитический

(изучение)

Теоретическая часть:

- Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.

План по работе над темой самообразования  по теме: Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина. 2019 - 2021гг.

2019-2021гг

Сентябрь(2019) – декабрь (2020)

Организационный

(обобщение)

Исследование  представлений  родителей о игровой технологии – кубики Никитина. Анкетирование родителей.

Итоги мониторинга развития детей  дошкольного возраста.

Составление плана работы по самообразованию на каждый год.

Отчет о проделанной работе

Январь(2020)

- май (2021)

Практическая часть:

- План работы с родителями по данной теме.

- Перспективный план по использованию игровой технологии – кубики Никитина в образовательной деятельности и режимных моментах

- Проведение НОД. Открытый просмотр в ДОУ

- Изготовление картотеки  дидактических игр по игровой технологии  - кубики  Никитина для дошкольного возраста

- Создание  развивающей предметно-пространственной среды в группе за счет изготовления игр и пособий 

План по работе над темой самообразования  по теме: Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина. 2021 - 2022гг.

2021-2022гг

Сентябрь (2021) –май (2022)

Завершающий

(внедрение)

Исследование  представлений  родителей игровой технологии – кубики Никитина.

Итоги мониторинга развития детей дошкольного возраста

Завершающий

(внедрение)

Презентационный

(распространении)

Оформление опыта работы:

 - Систематизация теоретической части

 - Систематизация практического материала

Подборка материалов и составление «Приложения»

Форма  завершения работы:

- Выступление на педагогическом совете.

- Представление дидактического материала для детей  дошкольного  возраста с обоснованием и описанием.



Предварительный просмотр:

Приложение№1

Анкета для родителей на тему: «Кубики Никитина»

  1. Какие игры любит ваш ребенок?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

       2.Играя дома с ребенком ,как ребенок выполняет задания?

-активно

-пассивно

     3.Как ребнок выполняет установку к игре?

- с первого раза

-требуется многократное объяснение

-требуестя объяснение и показ действий.

4.Знаете ли вы что такое игровые технологии?

-да

-нет

5. Знаете ли вы что такое кубики Никитина?

-да

-нет

6. В каком возрасте можно начинать играть с кубиками Никитина?

-с 3-4лет

-с 7лет

7. Знаете ли выкак влияют игры с кубиками Никитина  на развитие ребенка?

- да

-нет

8. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу вам наиболлее комфортна?

- родительское собрание.

-мастер класс.

-индивидуальная беседа

-консультация в родительском уголке.

-никакая , информации хватает вполне.

Итоги анкетирования родителей в 2019г.

В октябре 2019года было проведено анкетирование родителей средней группы. Целью анкетирования являлось выявление  представлений родителей об игровой технологии – кубики Никитина. В ней приняли участие 20 человек..

Из анализа ответов на вопросы было выявлено:  

-50% родителей не знают что такое игровые технологии;

-75% родителей не знают что такое кубики Никитина;

-70% родителей не знают как игры с кубиками Никитина влияют на развитие детей.

-65% родителей хотели бы более подробно познакомиться с игровой технологией –кубики Никитина через форму работы с воспитателем – родительское собрание.

-40% родителей хотели бы более подробно познакомиться с игровой технологией –кубики Никитина через форму работы с воспитателем –мастер-класс.

10% родителей хотели бы более подробно познакомиться с игровой технологией –кубики Никитина через форму работы с воспитателем – индивидуальная беседа.

Вывод: Разработать родительское собрание на тему:«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр Б.Н.Никитина»,включающее в себя мастер-класс и провести с родителями.

 



Предварительный просмотр:

Работа с родителями  по теме самообразования:  «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина» на 2019-2020г.г.

План работы с родителями по теме самообразования на 2019-2020г.г.

«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина».

Месяц

Форма

Тема

Цель

Сентябрь

Консультация

Играем вместе

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Октябрь

Консультация

В какие развивающие игры интересно играть вашему ребенку.

Рассказать родителям  в какие игры можно поиграет с  ребенком в свободные 5-10 минут.

Ноябрь

Папка-передвижка

Развивающие ребенка игры

Обогащение родительских представлений о  сенсорном  развитии детей среднего возравста.

Декабрь

Консультация

Дидактическая игра

Обогащение родительских представлений о роли игры

Февраль

Родительское собрание

«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина».

Обогащение родительских представлений об игровых  технологиях, познакомить с некоторыми из них; показать как ими играть и рассказать как они влияют на развитие ребенка.

Март

Консультация

Игровый технологии

Обогащение родительских представлений об игровых  технологиях

Апрель

Папка-передвижка

Мы играем каждый день развиваться нам не лень

Показать родителям в какие игры играет ребенок, и чем занимается в группе.

Май



Предварительный просмотр:

Работа с детьми  по теме самообразования:  «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина» на 2019-2020г.г.

На первом этапе работы мной была проведена диагностика уровня сформированности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.  

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Объектом данного исследования является процесс развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников я выделила следующие критерии (по Айдашеву Г. А.) :

(используется метод наблюдения)

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность) ;

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость) ;

- эмоционально – волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) ;

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка) .

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, в показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. Без взрослого не может выполнить задание.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности. Интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижений. Самостоятельно выполняет задания ,не нуждается  помощи взрослого.

В качестве конкретных методических приемов я остановилась на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания – конструирование фигурок из кубиков и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Б. Никитина). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов – прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.

Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали фигурку испытуемые в парах, рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному. Также наблюдали детей в разных образовательных областях в соответствии с критериями.

Приложение №2

Задание № 1.

Разноцветные дорожки  кубики «Сложи узор».

1.Выложи дорожки для зверушек по образцу.

2.Сравни длину дорожек.

3.Посчитай, сколько кубиков в красной дорожке, а сколько в синей.

4.Что можно сказать о количестве кубиков в красной и синей дорожке?

5.Из двух дорожек соберите одну длинную, полосатую.

6.Подумайте, на что похожа полосатая дорожка (на заборчик, паровозик, шарфик…)

Кубики Никитина «сложи узор» (по 1-му набору на ребенка) карточки с заданием (4 разноцветные дорожки из 4-х кубиков каждая)    4 игрушки разного цвета   ( синий, красный, желтый, белый)

Задание № 2.

«Цветочная поляна» кубики «сложи узор».

1.Посчитайте, сколько ступенек в лесенке, возьмите такое же количество кубиков.

2.Сколько лепесточков у цветка отсчитайте столько же кубиков. Выложите цветок другого цвета.

3. Рассмотрите картинку, где нарисована пила. Как раскрашены кубики? Сколько таких кубиков надо взять?

4.Посмотрите, куда смотрит синий уголок, а куда белый? Положите кубик так же, как на картинке.

5.Для тех, кто справился предложить построить другую лесенку

Кубики «сложи узор» по коробке на каждого ребенка

Карточки с заданиями (лестница, цветок, пила)

Задание № 3.

Чтение сказки «Кот, петухи лиса»

1.Слушание сказки.

2. Рассматривание альбома «экзотические  птицы».

3. Рассматривание кубиков Никитина «сложи узор» с изображением –кота, лисы и петуха.

Задание № 4.

 Аудиосказка «Лесные истории»

1.Слушание сказки.

2. Рассматривание альбома «экзотические  животные».

3. Рассматривание кубиков Никитина «сложи узор» с изображением – белки, зайца, ежа.

Итоги мониторинга (диагностики) детей на выявление уровня сформированности познавательной активности и овладения детьми  среднего возраста  кубиков Никитина.

В диагностике по выявлению уровня сформированности познавательной активности и овладения детьми  среднего возраста  кубиков Никитина приняло участие 20 детей средней  группы «Звездочка». Диагностика проводилась в октябре 2019 года.

Диаграмма по выявлению уровня  сформированности познавательной активности и овладения детьми  среднего возраста  кубиков Никитина.

Рассматривая  и  исследуя результаты диагностики детей средней группы «Звездочка»  в октябре 2019 года, я выяснила, что у 60% детей низкий уровень по сформированности познавательной активности и овладения игровой технологии -  кубиков Никитина и 40% детей со средним уровнем сформированности познавательной активности и овладения детьми  кубиков Никитина. Высокого уровня нет ни у одного ребенка. После чего сделала вывод.

Вывод: Таким образом, хочу сделать вывод, что нужно заниматься с детьми, чтобы достичь высоких результатов.  До школы у нас с детьми есть еще время для их развития и обучения. Поэтому планирую разработать перспективный план работы с детьми как в режимных моментах ,так и в НОД.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями  по теме самообразования:  «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина» на 2020-2021г.г.

План работы с родителями по теме самообразования на 2020-2021г.г.

«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина».

Месяц

Форма

Тема

Цель

Сентябрь

Консультация

Кубики Никитиных

Обогащение родительских представлений о кубиках Никитина

Октябрь

Папка-раскладушка

«Сложи узор»

Продолжать знакомить родителей с игровой технологией

Ноябрь

Консультация

«Особенности

современных игровых технологий в ДОУ»

Продолжать знакомить родителей с игровой технологией

Декабрь

Консультация

«Развитие

творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста»

Обогащение родительских представлений о развитии творческих способностей детей старшего возраста

Февраль

Консультация

Развивающая игра «Уникуб»

(Б. П. Никитина)

Познакомить  родителей с развивающей игрой «уникуб».

Март

Папка-раскладушка

Кубики Никитина, палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша

Продолжать знакомить родителей с игровой технологией

Апрель

Папка-раскладушка

«Игры между делом»

Показать родителям в какие игры играет ребенок,чем занимается в группе и чему научился.

Май



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по Развитию познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина.

Старшая группа.

   Месяц

Тема

Содержание

Октябрь

Знакомство с игрой «Сложи узор» 

-Выложить перед детьми кубики и дать им возможность изучить их – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними.

«Найди, где у кубика белая грань? Где синяя? Где желтая?»  

«Сложи узор».

«Сложи дорожку из кубиков»

-Найди все кубики (карточки) такого же цвета, как эта (попеременно показать кубики (карточки) жёлтого, красного, синего цвета).

-Знакомить с игрой «Сложи узор», развивать сообразительность, внимание, мышление.

Работа с плоскими карточками. «Выложи дорожку»

«Подбери по цвету»

-упражнять в последовательности расположения карточек.

-упражнять в группировке карточек по цвету.

Работа с плоскими карточками и кубиками игра «сложи узор»

«Сложи жёлтую дорожку»

- формирование эталонов основных цветов в процессе практических действий.

Ноябрь

«Сделай такую же дорожку»

«Сложи узор»

- ориентировка в мире цвета, развитие внимания.

«Дорожки»

 «Сложи узор»

- учить выкладывать дорожки и определять длинные и короткие.

«Квадраты» «Найди похожие домики», «Сделай такие же»

- ориентироваться в мире цвета, развивать внимание.

«Квадраты» «Какого цвета не хватает?»

- упражнять в нахождении недостающих цветов в цепочке.

Декабрь

«Квадраты»

«Цветок»

«Украсим домики»

«Кто в домике живёт?»

Рамки и вкладыши

- упражнять в умении сравнивать и делать по подобию.                        - начать знакомство с карточкой – символом большой – маленький.                                                                                              

- развивать и закреплять представление детей о геометрических фигурах.

«Ступеньки» 

-ориентировка в мире цвета, развитие внимания.

«Красный крест» 

- развивать аналитическое мышление, воображение самостоятельность.

Январь

«Пила»                         «Фонарик» 

- развивать аналитическое мышление, воображение самостоятельность.

Тренировочное задание Игра «Сложи узор». «Сложи узор по карточке»

- предложить детям карточки к игре, выложить такую же дорожку (3 карточки).

«Зимняя дорожка»

 «Елочка» 

- развивать сообразительность, внимание, комбинаторские способности.

-учить ориентироваться в пространстве, развивать воображение и мыслительные операции

Февраль

«Бабочка»

 - Развивать мыслительные процессы, закреплять знания основных цветов.

Игра «Сложи узор»

«Сложи различные дорожки»

- развивать сообразительность, мыслительные процессы, воображение.

«Лодка» 

- учить ориентироваться в пространстве, развивать воображение и мыслительные операции.

«Дом» 

- предложить усложнённый вариант игры, развивать умение анализировать, строить в соответствии со схемой.

Март

«Конфета»

- развивать аналитическое мышление, воображение самостоятельность

Игра «Сложи узор». «Сложи дорожку по схеме»

- развивать сообразительность, пространственное воображение, цветоощущение, умение анализировать.

«Бантик»

 «Все в ряд»

- упражнять в накладывании кубиков на карту со схемами, развивать внимательность, усидчивость, точность выполнения задания.

Игра «Сложи узор». «Зоопарк»

- продолжать строить постройки в соответствии со схемой, развивать мыслительные операции.

Апрель

«Гусь»

- развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.

«Паркет» 

- развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.

«Крюк» 

- развитие умений анализировать и сравнивать со схемой, воспитывать внимание.

«Лесенка» 

- развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.

Май

«Дом»                          «Лесенка» 

-развивать самостоятельность, творческое воображение, воспитывать настойчивость в достижении цели.

«Молния» 

-развивать самостоятельность, творческое воображение, воспитывать настойчивость в достижении цели.

Тренировочное задание Игра «Сложи узор». «Сделай и расскажи, что получилось»

- продолжать строить в соответствии со схемой.

- развивать творческое воображение,

Тренировочное задание Игра «Сложи узор». «Сделай и расскажи, что получилось»

- продолжать строить в соответствии со схемой.

- развивать творческое воображение,



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по Развитию познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина.

Подготовительная группа.

Месяц

Тема

Содержание

Октябрь

 «Шахматная доска»

развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.

-продолжать учить самостоятельно, выкладывать дорожки по образцу, в соответствии с выбранным цветом

«Паркет»-1,2,3

развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.

«Гусь»

«Утка»

«Лебедь»

развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.

-продолжать учить самостоятельно, выкладывать дорожки по образцу, в соответствии с выбранным цветом

«Сапожок»

развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.

-продолжать учить самостоятельно, выкладывать дорожки по образцу, в соответствии с выбранным цветом

Ноябрь

«Золотая рыбка»

-учить детей слушать и слышать воспитателя, и по рассказу взрослого составлять схематическую сказку.

-развивать самостоятельность, творческое воображение, воспитывать настойчивость в достижении цели.

«Теремок»

-учить детей слушать и слышать воспитателя, и по рассказу взрослого составлять схематическую сказку.

-развивать самостоятельность, творческое воображение, воспитывать настойчивость в достижении цели.

«Времена года»

-учить детей слушать и слышать воспитателя, и по рассказу взрослого составлять схематическую сказку.

-развивать самостоятельность, творческое воображение, воспитывать настойчивость в достижении цели.

«Гуси-лебеди»

Закрепление прошедших тем. Продолжать учить детей слушать и слышать воспитателя, и по рассказу взрослого составлять схематическую сказку.

-развивать самостоятельность, творческое воображение, воспитывать настойчивость в достижении цели.

Декабрь

«Коврик»

- Учить выкладывать «коврик» по образцу.                                                       - Выкладывание дорожек по памяти.                                                                  - Закрепление понятий: верхний, нижний, правый, левый.

«Разноцветные платочки, полосатые флажки»

-Продолжать учить детей выкладывать задание по образцу и по памяти.                                                                                                                    -Продолжать учить сравнивать количество кубиков: по 2, поровну, одинаковое количество.                                                                                -Развивать самостоятельность, творчество в выборе цвета и задания.

«Цветочная поляна»

-Учить выкладывать по образцу лесенку, цветочек.                                  - Закреплять умение ориентироваться в пространстве.                                      - Стимулировать стремление проявлять самостоятельность в выборе материала по цвету, видоизменяя палитру предложенного образца.

«Российский флаг»

Продолжать учить детей слушать и слышать воспитателя, и по рассказу взрослого составлять схематическую сказку.

-развивать самостоятельность, творческое воображение, воспитывать настойчивость в достижении цели.

«Подарок»

- Учить выкладывать по образцу.                                                                           - Выкладывание кубиков по памяти.                                                                  - Закрепление понятий: верхний, нижний, правый, левый.

Январь

Путешествие «Фантазейки» на цветочную поляну.

-Выкладывание по памяти (цветок, озеро).                                                       - Учить выкладывать бабочку.                                                                             -Развивать фантазию (побуждать детей выполнять задания из кубиков других цветов)                                                                                                                 -Закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево).                         -Продолжать развивать творческое фантазирование на что похоже (бокал, бантик…).

Дом, в котором живет «Фантазейка»

-Учить выкладывать домик, елочку, фонарик.                                                      - Закреплять умение ориентироваться в пространстве (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний, правый нижний угол).        - Закреплять умение сравнивать предметы (елочки) по высоте.                   - Развивать фантазию (выкладывание узоров другими цветами, придумывание своих узоров).

«Фантазейка на рыбалке»

-Учить выкладывать лодку и крючок.                                                                    - Выкладывание кубиков под диктовку рыбка, озеро и домик.                           - Развивать фантазию (учить придумывать небольшие рассказы).          - Развивать связную речь у детей.

Февраль

«Снеговик»

-Выкладывание кубиков под диктовку

-воспитывать настойчивость в достижении цели

«Елка»

-Выкладывание кубиков под диктовку

-воспитывать настойчивость в достижении цели

«Горка»

-Выкладывание кубиков по памяти.

-воспитывать настойчивость в достижении цели

«Домик»

-Выкладывание кубиков по памяти.

-воспитывать настойчивость в достижении цели

Март

«Весна»

-Учить выкладывать по образцу птичку и сосульки.                                           - Закреплять умение сравнивать предметы («сосульки») по длине.                    - Продолжать учить сравнивать количество кубиков 4 и 5 (что больше, меньше).                                                                                                               - Выкладывание по памяти лодочки.                                                                     - Побуждать детей, выполняя задание использовать кубики других цветов и дополнять своими элементами.

«Подснежники»

-Учить выкладывать из кубиков разнообразные цветы по образцу.                  - Выкладывание по памяти цветка белого цвета.                                                        -Развивать зрительное внимание.                                                                                -Развивать воображение и фантазию (использование кубиков другого цвета придумывание своих узоров).

«Скворечник»

- закреплять умение выкладывать по памяти домик.

-Выкладывание кубиков под диктовку (птичка)

-Закреплять умение ориентироваться в пространстве (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний, правый нижний угол).

«Путешествие по весеннему лесу»

-Выкладывание по памяти птичка, цветы, скворечник, елка.                                   -Закреплять умение сравнивать длину и ширину (ручейков).                               -Развивать фантазию (использование кубиков других цветов, придумывание собственных узоров, использование большего количества кубиков).

Апрель

«Путешествие на машине»

-Продолжать учить выкладывать по памяти, под диктовку (цветы, птицы, фонарик).                                                                                                     -Учить выкладывать машину                                                                                 -Развивать фантазию у детей (использование кубиков другого цвета в знакомых узорах).

«Путешествие на корабле»

-Продолжать учить выкладывать по памяти, под диктовку (рыбки, лодка, маяк).                                                                                                              - Учить выкладывать пароход.                                                                              -Развивать фантазию у детей (использование кубиков другого цвета в знакомых узорах).

Творческая работа

развивать творческое воображение, фантазию (использование кубиков других цветов, придумывание собственных узоров, использование большего количества кубиков).

Творческая работа

-развивать  творческое воображение, фантазию (использование кубиков других цветов, придумывание собственных узоров, использование большего количества кубиков).



Предварительный просмотр:

Мониторинг детей подготовительной  группы по  «Развитию познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина»

Название группы Звездочка  Количество обследуемых детей  21

Дата обследования  4-6 мая  2022г Воспитатель Антропова Е.И.

Ф.И ребенка

Задание№1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Итог:

К   М    Э-В   Д-П

К    М     Э-В      Д-П

К     М    Э-В    Д-П

К   М     Э-В      Д-П

Алексеева Л

в

в

в

В

в

в

в

В

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Набирухин М

С

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Баранова А

С

в

в

В

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Гретова А

В

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Витова А

С

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Гусева В

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Гаврилов М

Н

с

с

с

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

С

Старовойтов И

В

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Ерохина В

В

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

В

Маханова Л

Н

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

в

с

с

в

в

В

Княжина В

С

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Кодряну А

С

в

в

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

в

в

В

Исенова С

С

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Лопатин С

В

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Потянова Н

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Кучербаева Я

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Струнин В

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Шмерова У

н

с

с

с

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

С

Кайгородцева

н

в

в

в

с

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

Пашковский В.

с

в

в

в

с

в

в

в

с

с

с

с

с

с

с

в

С

Шушмаренков

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

В

В

        Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, в показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. Без взрослого не может выполнить задание.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности. Интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижений. Самостоятельно выполняет задания ,не нуждается  помощи взрослого.

Для выявления уровня сформированности познавательного интереса младших школьников были выделены следующие критерии и показатели:

- когнитивный: наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность;

- мотивационный: создание ситуаций успеха, целенаправленность деятельности, ее завершенность;

- эмоционально-волевой: проявление положительных эмоций в процессе деятельности, длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач;

- действенно-практический: инициативность в познании, проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка .

Итоги мониторинга (диагностики) детей на выявление уровня сформированности познавательной активности и овладения детьми  подготовительной группы  кубиков Никитина.

В диагностике по выявлению уровня сформированности познавательной активности и овладения детьми  старшего возраста  кубиков Никитина приняло участие 20 детей подготовительной  группы «Звездочка». Диагностика проводилась в мае  2022 года.

Диагностика детей проводилась по заданиям в приложении №2.

Диаграмма по выявлению уровня  сформированности познавательной активности и овладения детьми  среднего возраста  кубиков Никитина.

Рассматривая  и  исследуя результаты диагностики детей подготовительной  группы «Звездочка»  в мае 2022 года, я выяснила, что у 18 детей высокий уровень по сформированности познавательной активности и овладения игровой технологии -  кубиков Никитина и 3 ребенка со средним уровнем сформированности познавательной активности и овладения детьми  кубиков Никитина. Низкого уровня нет ни у одного ребенка.

Вывод: Таким образом, хочу сделать вывод, что я достигла поставленных перед собой и детьми  задач и цели. Дети научились не только выкладывать кубики по схеме, но и, слушая воспитателя,  они могут собрать предмет. Всегда начиная свою работу, дети стараются достичь результата, занятия приносит им удовольствие, они любят работать с кубиками Никитина. Дети стали более внимательны,  усидчивы, хорошо ориентируются в заданной им схеме.



Предварительный просмотр:

ТЕМА : «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игровую технологию - кубики Никитина». 2018-2022гг. (5 лет)

  Цель: Цель: Научить детей работать с  кубиками Никитина.

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей с кубиками Никитина, способам их использования
  • Учить способам практической деятельности.
  • Учить анализировать расчлененный образец, составлять по нему фигуру.

Развивающие

  • Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать и обогащать зрительно - сенсорный опыт в процессе выполнения детьми предметно-практических действий.
  • Упражнять в умении работать с моделями, передавать в модельной конструкции реальное сходство.
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные

  • Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Актуальность.

В настоящее время образовательная деятельность в дошкольных учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из задач Стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых  компьютерных технологий. На детей постоянно выливается большой поток информации.

Но как ни нам с вами знать!! Что

Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

 Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание – творчество.

Развитие творческих и умственных способностей у дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры.

Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими качествами обладают развивающие игры Б.П.Никитина.

 Борис Павлович Никитин- педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми:

1. «Сложи узор»

2. «Сложи квадрат»

 Принципы развивающих игр Б.П.Никитина

1. Доступности

2. Проблемно - ситуативный характер заданий

3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий

4. Привлекательность, занимательность

5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.

Использование развивающих и творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

При развитии  умственного и творческого мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Таким образом, я сделала вывод : Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом мире.

  Работа с детьми:

В самом начале работы мной была проведена диагностика уровня сформированности  познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Итоги мониторинга (диагностики) детей на выявление уровня сформированности познавательной активности и овладения детьми  среднего возраста  кубиков Никитина.

В диагностике по выявлению уровня сформированности познавательной активности и овладения детьми  среднего возраста  кубиков Никитина приняло участие 20 детей средней  группы «Звездочка». Диагностика проводилась в октябре 2019 года.

Диаграмма по выявлению уровня  сформированности познавательной активности и овладения детьми  среднего возраста  кубиков Никитина.

Рассматривая  и  исследуя результаты диагностики детей средней группы «Звездочка»  в октябре 2019 года, я выяснила, что у 60% детей низкий уровень по сформированности познавательной активности и овладения игровой технологии -  кубиков Никитина и 40% детей со средним уровнем сформированности познавательной активности и овладения детьми  кубиков Никитина. Высокого уровня нет ни у одного ребенка. После чего сделала вывод.

Вывод: Таким образом, хочу сделать вывод, что нужно заниматься с детьми, чтобы достичь высоких результатов.  До школы у нас с детьми есть еще время для их развития и обучения. Поэтому планирую разработать перспективный план работы с детьми как в режимных моментах ,так и в НОД.

    На протяжении работы  по самообразованию  были поставлены задачи для детей в каждой возрастной группе.

    Средняя группа: Знакомство с кубиками. Формирование представления об окраске кубиков. Развитие внимания, зрительной памяти, пространственные представления, конструктивные способности, логическое и творческое мышление.

        Старшая группа: Знакомство с игрой «Сложи узор».  Развивать сообразительность,  внимание, мышление, закреплять знания основных цветов, операции сравнения, обобщения. Учить  выкладывать кубики в соответствии со схемой. Воспитывать настойчивость в достижении цели.

        Подготовительная группа: Учить слушать и слышать воспитателя, и по рассказу взрослого составлять схематическую сказку, рассказ. Выкладывать дорожки по памяти, по образцу. Развивать фантазию. Продолжать воспитывать настойчивость в достижении цели.

  Занятия с детьми проводились один раз в неделю. На каждый возраст разработан перспективный план работы с детьми. Были разработаны занятия. На общих занятия я использовала кубики Никита как дидактическую игру, а так же в самостоятельной деятельности детей. Было проведено открытое занятие.

   Была создана предметно-развивающая среда для детей, где они в любое время и момент могли взять и  поиграть кубиками Никитина.

 Также были разработаны схемы, т.е. картотека .

В конце своей роботы я также провела мониторинг детей  по выявлению уровня сформированности познавательной активности и овладения детьми  старшего возраста  кубиков Никитина. Приняло участие 20 детей подготовительной  группы «Звездочка». Диагностика проводилась в мае  2022 года.

Итоги мониторинга (диагностики) детей на выявление уровня сформированности познавательной активности и овладения детьми  подготовительной группы  кубиков Никитина.

Диагностика детей проводилась по заданиям в приложении №2.

Диаграмма по выявлению уровня  сформированности познавательной активности и овладения детьми  среднего возраста  кубиков Никитина.

Рассматривая  и  исследуя результаты диагностики детей подготовительной  группы «Звездочка»  в мае 2022 года, я выяснила, что у 18 детей высокий уровень по сформированности познавательной активности и овладения игровой технологии -  кубиков Никитина и 3 ребенка со средним уровнем сформированности познавательной активности и овладения детьми  кубиков Никитина. Низкого уровня нет ни у одного ребенка.

Вывод: Таким образом, хочу сделать вывод, что я достигла поставленных перед собой и детьми  задач и цели. Дети научились не только выкладывать кубики по схеме, но и, слушая воспитателя,  они могут собрать предмет. Всегда начиная свою работу, дети стараются достичь результата, занятия приносит им удовольствие, они любят работать с кубиками Никитина. Дети стали более внимательны,  усидчивы, хорошо ориентируются в заданной им схеме.

 Работа с родителями:

Работа с родителями велась по данной теме с 2019года.

Была предоставлена анкета на тему : «Кубики Никитина».

Анкета для родителей на тему: «Кубики Никитина»

  1. Какие игры любит ваш ребенок?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

       2.Играя дома с ребенком ,как ребенок выполняет задания?

-активно

-пассивно

     3.Как ребнок выполняет установку к игре?

- с первого раза

-требуется многократное объяснение

-требуестя объяснение и показ действий.

4.Знаете ли вы что такое игровые технологии?

-да

-нет

5. Знаете ли вы что такое кубики Никитина?

-да

-нет

6. В каком возрасте можно начинать играть с кубиками Никитина?

-с 3-4лет

-с 7лет

7. Знаете ли выкак влияют игры с кубиками Никитина  на развитие ребенка?

- да

-нет

8. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу вам наиболлее комфортна?

- родительское собрание.

-мастер класс.

-индивидуальная беседа

-консультация в родительском уголке.

-никакая , информации хватает вполне.

Целью, которой являлось выявление  представлений родителей об игровой технологии-Кубики Никитина.

Итоги анкетирования родителей в 2019г.

В октябре 2019года было проведено анкетирование родителей средней группы. В ней приняли участие 20человек..

Из анализа ответов на вопросы было выявлено:  

-50% родителей не знают что такое игровые технологии;

-75% родителей не знают что такое кубики Никитина;

-70% родителей не знают как игры с кубиками Никитина влияют на развитие детей.

-65% родителей хотели бы более подробно познакомиться с игровой технологией –кубики Никитина через форму работы с воспитателем – родительское собрание.

-40% родителей хотели бы более подробно познакомиться с игровой технологией –кубики Никитина через форму работы с воспитателем –мастер-класс.

10% родителей хотели бы более подробно познакомиться с игровой технологией –кубики Никитина через форму работы с воспитателем – индивидуальная беседа.

После анализа ответов родителей сделала вывод.

Вывод: Разработать родительское собрание на тему:«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр Б.Н.Никитина»,включающее в себя мастер-класс и провести с родителями.

  Что я и сделала. Собрание и мастер – класс  было проведено в феврале 2020г. Также в работе с родителями я использовала такие формы как консультации, папки –раскладушки, буклеты на тему: играем вместе, в какие развивающие игры интересно играть вашему ребенку, игровые технологии- кубики Никитина, особенности современных игровых технологий в ДОУ и др.

 Работа с педагогами

Работа с педагогами также была проведена. Участвовала со своей темой на ТМО, делилась опытом проделанной работы, показывала мастер-класс. Выступала на пед.совете.

Вывод:

Работая с этой темой я сделала для себя вывод.

Кубики Никитина можно использовать в любых областях. Знакомя ребенка с математикой, развитием речи, окружающим миром или прочитав ребенку сказку можно поиграть с ним в кубики закрепив занятие или новую для ребенка информацию.

Кубики помогают ребенку мыслить логически, развивать свою фантазию – воображение, во время игры дети расслабляются, у них активизируется продуктивный процесс – они достигают задуманного результата. Это им приносит удовольствие. Сейчас они играют, но потом игра перейдет в процесс взросления, где дети придя в школу будут достигать новых результатов, новых целей.

Поэтому считаю что проделанная мной работа с детьми очень продуктивна, а главное поможет детям в дальнейшей их жизни.

 Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение «СКАЗКА»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе

«Путешествие по дорожке».

Подготовила: Антропова Елена Ивановна

С.Звериноголовское  2019г.

Задачи:

Образовательные:

-Совершенствовать умение  сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения  словами длинный - короткий, длиннее - короче.

-Совершенствовать знание цветов.

-Совершенствовать умение  различать контрастные по величине предметы, используя  слова  большой - маленький.

Развивающие:

 -Развивать  воображение, память и  внимание.

- Развивать умение отвечать на вопросы.

- Воспитывать самостоятельность, умение осуществлять действия.

-Предупреждать утомления через организацию физминутки.

Воспитательные:

- Воспитывать дружелюбие, способность к совместной деятельности.

Ход:

В: Посмотрите, сколько  много гостей  у нас сегодня, давайте с ними поздороваемся!

Воспитатель  вместе с детьми здороваются с гостями.

В: Ребята, а посмотрите внимательно кто к нам еще сегодня в гости пришел?

Д: Колобок

В: Правильно колобок. Посмотрите, он принес с собой два клубочка.

-А что можно сказать о величине  клубочков? Какие они? (ответ детей)  

В: Ребята колобок нам предлагает пойти  за клубочками и посмотреть, куда они приведут. За каким клубочком мы пойдем за большим или маленьким? Какой вам больше нравится? (ответ детей

В: Ребята клубочек нас привел к домику кошки Мурки.

-Посмотрите, сколько у неё  красивых дорожек?

-Какие они?  (разные - ответ детей)    

-А ещё какие по длине?  (длинные, короткие - ответ детей ).

-А как вы догадались, что одни дорожки длиннее, а другие короче?

-Как можно сравнить дорожки по длине? (Забыли? Давайте–ка вспомним вместе) 

В: Давайте-ка мы с вами их сравним. Сначала мы их сравним путем наложения - вот смотрите, как я это делаю. Одну дорожку накладываю на другую, и у меня что получилось? Одна дорожка длиннее другой. А какая дорожка длиннее? А какая короче? (показываю, дети повторяют)

В: Молодцы!

В: А теперь мы их сравним путем приложения. Вот смотрите белую дорожку  прикладываю к желтой и что вы видите?

Белая дорожка длиннее, чем желтая или нет? (Ответы детей)

В: Молодцы ребята! А теперь давайте мы пройдемся пальчиками по дорожке, в одну сторону а потом в другую. И затем дорожки соберем. Вот хорошо , молодцы!

 В: Ребята, посмотрите, что-то наша кошечка грустная, не веселая. Давайте её спросим, что ты Мурка такая не веселая?

В: Ребята, Мурка говорит, что пока она спала, мышки прогрызли в её ковриках дырку.

Воспитатель раздает детям коврики.

В: Посмотрите, ребята на что похожи дырки? На какие фигуры? (ответ детей)  

В: правильно, молодцы!

Давайте ей поможем, поставим  на ковриках заплатки. Поможем? (ответ детей)  

В: А заплатки мы с вами будем ставить вот из этих волшебных кубиков, которые лежат в корзинке Мурки.

Воспитатель достает кубики раздает их и рассматривает вместе с детьми.

В: Ребята посмотрите внимательно на свои коврики, какого цвета они у вас? (Спросить каждого ребенка) 

-Сколько на коврике дырок? (одна)

-Сколько заплаток у нас будет? (одна)

В: Правильно одна. А теперь ставим заплатку на коврик. (Показываю детям, дети ставят самостоятельно заплатки )

-Все правильно поставили свои заплатки. Молодцы!!

В:Ребята кошка Мурка вам говорит  большое спасибо ,за то что вы ей помогли поставить заплатки.

В: Ребята, а ведь у нас еще остался один клубок. Давайте пойдем за ним и узнаем, куда же он нас приведет.

Физминутка.         Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте)

                                 Раз, два! Раз, два!

                                 Дружно хлопаем в ладошки. (Хлопаем в ладошки)

                                 Раз, два! Раз, два!

                                 Поднимаем ручки (Руки вверх)

                                 К солнышку и тучке.

                                 Вдоль дорожки теремок.

                                 Он не низок не высок.

                                 В нем живет лисичка.

                                 Рыжая сестричка

В: Вот мы с вами и пришли к домику лисички. Посмотрите  ребята, какой у неё беспорядок, все карандаши разбросаны, а давайте мы поможем лисичке навести порядок.

-Поможем? (Ответ детей)

В: Мы с вами приберем карандаши на свои места. Посмотрите, какие они? (разные)

-А по длине какие? (длинные и короткие) Правильно.  

-Вот смотрите у лисички есть  два стакана.

-Ребята они одинаковые или разные? А по величине? (большой и маленький).

-Вот давайте длинные карандаши мы с вами сложим в большой стакан, а короткие в маленький.

Дети складывают карандаши в стаканы. Воспитатель следит за работой детей.

В: Вот молодцы и здесь вы справились. Лисичка вам говорит  спасибо и дарит вам  за помощь карандаши.

Спасибо лисичка. А теперь нам пора возвращаться домой.

(Подходим к колобку)

В: Вот мы и вернулись к колобку. Ребята  давайте отдадим клубочки и  расскажем колобку, где мы с вами путешествовали. Скажите, вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? К кому мы в гости ходили? Что мы делали у Мурки? Как мы сравнивали дорожки? А у лисички что делали? Молодцы ребята сегодня вы хорошо поработали, и поэтому колобок для вас приготовил вот такие  раскраски. А сейчас мы пойдем и покажем другим ребятам их и вместе раскрасим.

Самоанализ открытого занятия во второй младшей группе

«Путешествие по дорожке».

Прежде чем проводить это занятие, была проведена предварительная работа с детьми - это дидактические игры: «Большой - маленький», «Длинный -короткий»,  «Сложи узор», а также занятия на совершенствование цвета, умение  различать контрастные по величине предметы, используя  слова  большой – маленький, длинный-короткий. При этом учитывались возможности и особенности  детей.

Занятие осуществлялось в соответствии  с конспектом. Задачами занятия были:

-Совершенствовать умение  сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения  словами длинный - короткий, длиннее - короче.

-Совершенствовать знание цветов.

-Совершенствовать умение  различать контрастные по величине предметы, используя  слова  большой - маленький.

-Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания.

 Конспект занятия составлен самостоятельно, в соответствии с задачами  основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.

Само занятие состоит из трёх взаимосвязанных между собой частей: вводная ,основная и заключительная, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Вводная часть- это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД была применена вводная беседа. Детям было предложено выбрать один из клубочков и отправиться в путешествие.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего занятия задавала детям вопросы, на которые добивалась ответы от каждого ребенка. Так же использовала игровую проблемную  ситуацию – помощь кошке Мурки, лисичке.  

 В заключительной части НОД задавала детям вопросы, чтобы проверить качество усвоения материала. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Использовала памятные сувениры (раскраски).

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, и демонстрационный материал, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;

2. Наглядно-демонстрационный (дорожки,коврики) ;

3. Практический ( прием приложения и наложения,  физкультминутка, складывание карандашей в соответствующие стаканы)

4. Игровой (дидактическая игра «Заплатки»,)

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценивание результатов деятельности с помощью памятных сувениров (раскрасок)

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, игровых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, 
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
В связи с тем, что дети маленькие и были хоровые ответы, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Дети порадовали меня тем, что их любознательность и активность чувствовалась на протяжении всего занятия. По опросу детей было выявлено, что путешествовать всем понравилось.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.Вводная часть

-Посмотрите, сколько  много гостей  у нас сегодня, давайте с ними поздороваемся!

- Ребята, а посмотрите внимательно, кто к нам еще сегодня в гости пришел?

-Правильно колобок. Посмотрите, он принес с собой два клубочка.

-А что можно сказать о величине  клубочков? Какие они?

-Ребята колобок нам предлагает пойти  за клубочками и посмотреть, куда они приведут. За каким клубочком мы пойдем за большим или маленьким? Какой вам больше нравится?

Воспитатель  вместе с детьми здороваются с гостями.

Д: Колобок

(ответы детей: разные, цветные, большой и маленький)

(ответы детей)

II. Основная часть.

Путешествие к домику кошки Мурки.

Дидактическая игра «Заплатки»

Физминутка «Мы шагаем по дорожке.»

Путешествие к домику лисички.

-Ребята клубочек нас привел к домику кошки Мурки.

-Посмотрите, сколько у неё  красивых дорожек.

-Какие они?  

-А ещё какие по длине?  

-А как вы догадались, что одни дорожки длиннее, а другие короче?

-Как можно сравнить дорожки по длине? (Забыли? Давайте–ка вспомним вместе) 

- Давайте-ка мы с вами их сравним. Сначала мы их сравним путем наложения - вот смотрите, как я это делаю. Одну дорожку накладываю на другую, и у меня что получилось? Одна дорожка длиннее другой. А какая дорожка длиннее? А какая короче?

- Молодцы!

-А теперь мы их сравним путем приложения. Вот смотрите белую дорожку  прикладываю к желтой и что вы видите?

-Белая дорожка длиннее, чем желтая или нет?

-Молодцы ребята! А теперь давайте мы пройдемся пальчиками по дорожке, в одну сторону, а потом в другую. И затем дорожки соберем. Вот хорошо, молодцы!

-Ребята, посмотрите, что-то наша кошечка грустная, не веселая. Давайте её спросим, что ты Мурка такая не веселая?

-Ребята, Мурка говорит, что пока она спала, мышки прогрызли в её ковриках дырку.

Воспитатель раздает детям коврики.

-Посмотрите, ребята, на что похожи дырки? На какие фигуры?  

- правильно, молодцы!

-Давайте ей поможем, поставим  на ковриках заплатки. Поможем?

- А заплатки мы с вами будем ставить вот из этих волшебных кубиков, которые лежат в корзинке Мурки.

Воспитатель достает кубики раздает их и рассматривает вместе с детьми.

-Ребята посмотрите внимательно на свои коврики, какого цвета они у вас? (Спросить каждого ребенка) 

-Сколько на коврике дырок? (одна)

-Сколько заплаток у нас будет? (одна)

-Правильно одна. А теперь ставим заплатку на коврик. (Показываю детям)

-Все правильно поставили свои заплатки. Молодцы!!

В:Ребята кошка Мурка вам говорит  большое спасибо ,за то что вы ей помогли поставить заплатки.

В: Ребята, а ведь у нас еще остался один клубок. Давайте пойдем за ним и узнаем, куда же он нас приведет.

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладошки. (Хлопаем в ладошки)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки вверх)

К солнышку и тучке.

Вдоль дорожки теремок.

Он не низок не высок.

В нем живет лисичка.

Рыжая сестричка

-Вот мы с вами и пришли к домику лисички.

-Посмотрите  ребята, какой у неё беспорядок, все карандаши разбросаны, а давайте мы поможем лисичке навести порядок. Поможем?

-Мы с вами приберем карандаши на свои места. Посмотрите, какие они?

-А по длине какие? Правильно.  

-Вот смотрите у лисички есть  два стакана.

-Ребята они одинаковые или разные? А по величине?

-Вот давайте длинные карандаши мы с вами сложим в большой стакан, а короткие в маленький.

Воспитатель следит за работой детей.

-Вот молодцы и здесь вы справились. Лисичка вам говорит  спасибо и дарит вам  за помощь карандаши.

-Спасибо лисичка. А теперь нам пора возвращаться домой.

(Подходим к колобку)

(разные, длинные, короткие - ответы детей).

( дети повторяют)

Отвечают на вопросы.

( дети повторяют)

Отвечают на вопросы.

Дети рассматривают коврики, отвечают на вопросы

Рассматривают кубики, отвечают на вопросы

Дети ставят самостоятельно заплатки

Дети все слова и движения повторяют вместе с воспитателем

(Ответ детей)

(разные)

(длинные и короткие)

(большой и маленький).

Дети выполняют задание, складывают карандаши в стаканы.

III. Заключительная часть. Рефлексия

-Вот мы и вернулись к колобку. Ребята  давайте отдадим клубочки и  расскажем колобку, где мы с вами путешествовали.

-Скажите, вам понравилось наше путешествие?

-А что вам больше всего понравилось?

-К кому мы в гости ходили?

-Что мы делали у Мурки?

-Как мы сравнивали дорожки?

-А у лисички что делали?

-Молодцы ребята сегодня вы хорошо поработали, и поэтому колобок для вас приготовил вот такие  раскраски.

А сейчас мы пойдем и покажем другим ребятам их и вместе раскрасим.

Дети отвечают на вопросы.



Предварительный просмотр:

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр Б.Н. Никитина»

Добрый вечер дорогие мои родители! Я очень рада вас всех сегодня видеть на родительском собрании, поскольку наши с вами встречи не так часты, как хотелось бы. Я вам на днях раздавала анкеты, которые вы все заполнили, я их проанализировала, изучила и пришла к выводу, что многие родители не знают – что такое игровые технологии, кубики Никитина. И поэтому  тема нашего с вами родительского собрания это: «Современные развивающие игры для детей дошкольного возраста: кубики  Б.Н. Никитина». 

Есть очень много игр для развития

умственных способностей

детей. Но есть такая пословица «Много учёных, да мало

смышлёных». Для того, чтобы ваши дети росли смышлёными

необходимы не столько определённые знания, сколько умение

последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно

напрягаться. Особая роль при этом отводится нестандартным

дидактическим средствам. А это игры, с которыми я вас сегодня познакомлю.

Это : «Блоки Дьенеша», «Полочки Кьюзинера» и кубики Никитина

- это не обычные игры, их нельзя как игрушку

просто дать ребёнку и сказать: «Играй! »

-

игра может не пойти.

Их нельзя показывать ребёнку все сразу, а только по одной; и

следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через

месяц. В них можно играть и одному, и вдвоём, и всей семьёй.

Их можно назвать спортивным комплексом, но для ума, для развития способностей ребёнка.  

В нашем детском саду эти игры есть. Но все сразу более глубоко мы изучать не можем, но детей с этими играми мы знакомим, проводим занятия используя эти игры. Наша группа более плотно и глубоко занимается развивающими играми Никитина.  Они дают возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

Сегодня вашему вниманию, я хочу представить все три игры сразу и поиграть вместе с вами.

Палочки кьюзинера

Задание 1:Постройте лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой). Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.

При этом ребёнок замечает, что «шагая по лесенке» вверх – числа увеличиваются, а, спускаясь – уменьшаются, начинает понимать порядок следования чисел в двух направлениях и способ получения числа путём увеличения или уменьшения на 1.

Задание 2: Назовите, какого цвета палочка стоит пятой (жёлтая), восьмой (бордовая), второй(розовая)? Какая палочка справа от синей (оранжевая), слева от жёлтой (красная)? Какая палочка короче синей, но длиннее чёрной (бордовая)? Какая палочка выше, чем синяя (оранжевая); ниже, чем жёлтая (красная)?

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.

«Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Кубики Никитина

ИГРА ««СЛОЖИ УЗОР»

Игра состоит из 16 одинаковых кубиковКубики имеют 6 граней каждая грань окрашена в разные цвета. Основных 4 цвета: красный, белый, синий, желтый. Особенность кубиков Никитина заключается в том, что две грани кубика комбинируются двумя цветами. Красным и белым треугольниками и другая грань синим и желтым треугольникам. Что позволяет составлять из них цветные узоры в огромном количестве вариантов.

Для начала работы с детьми дошкольного возраста необходимо просто рассмотреть кубики. Обратить внимание на то, в какие цвета они раскрашены.

Первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета и форму; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета. Дети учатся выстраивать цветные дорожки и простые узоры.

В среднем возрасте задания для детей усложняются. под руководством взрослого дети работают по схемам. Выстраивают различные узоры. Закрепляем навыки устного счета, формы и цвета.

Старшие дошкольники умеют самостоятельно выполнять задания по схемам, выстраивают логическую последовательность (цепочку) и проявляют творческую инициативу.

Практическая часть для педагогов

Сегодня мы с вами поиграем в  кубики Б. П. Никитина, которые полезны не только детям но и взрослым. Кубики развивают познавательную активность, коммуникативные способности.

Предлагаю выйти 4 желающим поиграть и сложить узоры. Двое за одним столом и двое за другим столом. Получились две комканды и я предлагаю посоревноваться, кто быстрее соберет

Я буду читать текст, а вы по сюжету выкладываете соответствующие узоры.

Сказка

8. Слайд -- МОРЕ

Жил– был старик у самого синего моря.

9. Слайд ЛОДКА

И вот однажды поплыл старик на своей лодке по синему морю.

10. Слайд ЗОЛОТАЯ РЫБКА

Закинул старик невод в море и попалась ему рыбка не простая а золотая рыбка.

Увидел старик золотую рыбку, обрадовался. «Отпусти меня старче в море, любой за себя дам откуп» –сказала золотая рыбка.

Попросил старик у рыбки для старухи новые сапоги так как  старые совсем развалились и отпустил золотую рыбку в синее море

11. Слайд САПОЖОК

Пришел старик домой и увидел новые сапоги у своей старухи, подарок от золотой рыбки. Обрадовалась старуха такому подарку, и стали они жить долго и счастливо.

3. Молодцы!!!!! Дружба победила

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!