Работа по ПДД
Методические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПО ДОРОГЕ В ТЕРЕМОК»
Аннотация: материалы данной работы адресованы воспитателям дошкольных учреждений и специалистам, направлены на актуализацию представлений детей о правилах безопасного поведения на проезжей части. Призваны продемонстрировать детям возможность проведения свободного времени с пользой. Использование сценария целесообразно, в качестве итогового мероприятия по теме «Предупреждение дорожно- транспортного травматизма». Данная разработка адресована аудитории детей старшего дошкольного возраста. Рекомендуется проводить досуговое мероприятие в летний оздоровительный период.
Цель: закреплять представления детей о правилах безопасного поведения для всех участников дорожного движения.
Задачи:
- Побуждать детей давать правильную оценку определѐнной дорожной ситуации на основе полученных знаний.
- Создать условия для развития образного мышления, внимания, фантазии, творчества.
- Активизировать словарь детей за счѐт лексической темы, создавать условия для правильной и полной формулировки ответа, на заданный вопрос.
- Создавать условия для мотивационно-поведенческой культуры, проявлять дружелюбие, умение слушать других, умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца.
- Содействовать повышению ответственности у детей за собственную безопасность и безопасность окружающих.
- Содействовать укреплению здоровья детей в летний период.
Интеграция образовательных областей:
- Познание,
- Физическое развитие;
- Социально-коммуникативное;
- Художественно-эстетическое4
- Речевое развитие.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций и книг по теме;
- Дидактическая игра «Хорошо-плохо» – ТРИЗ;
- Просмотр мультфильмов «Уроки тѐтушки Совы» по ПДД;
- Настольно-печатные игры;
- Рассматривание иллюстраций дорожных ситуаций;
- Зарисовка придуманных детьми схем;
- Разучивание песен по теме;
- Отгадывание загадок по теме;
- Кукольный театр «Истории дядюшки Светофора»;
- Конкурс песчаных куличиков
Материалы и оборудование:
- Формочки для песка (машины, кулич с ягодой - «тортик», лягушка, мышка, лисичка, медведь, лошадь);
- Значки со светоотражателями;
- Цветной песок;
- Лопатки, грабли, совки;
- Ведѐрки разного размера;
- Лейка с водой для увлажнения песка;
- Макеты деревьев;
- Костюм светофора;
- Украшение для улицы по теме ПДД;
- Макеты дорожных знаков;
- Свисток, жезл;
- Телефонная трубка;
- Картинки с изображением шлема и детского кресла;
- Технические средства;
- Диски с записями.
Этапы работы:
I этап работы:
Провели педагогическую диагностику детей в конце года по теме «Представления детей по ПДД». В результате полученной оценки наметили темы, требующие автоматизации и закрепления. Опираясь на психологические и возрастные особенности коллектива детей и, учитывая сезонность, выбрали оптимальную, на наш взгляд, форму совместной с детьми деятельности – игровой досуг.
По личному педагогическому опыту нам известно, что дети очень любят играть в песок. Существует целое направление в психологии «Песочная терапия». Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. А так же позитивно влияют на эмоциональное состояние ребѐнка, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы «забирает» негативную энергию. Игры с песком (как с мокрым, так и с сухим) успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Мы воспользовались опытом наших коллег психологов и применили песок в нашей педагогической практике. Создали цикл досугов по ПДД «Сказки на песке». Каждый из досугов посвящѐн отдельной небольшой теме:
этап работы:
Ход мероприятия:
Под фонограмму песни «Ничего на свете лучше нету…» музыка Г. Гладкова дети заходят на площадку, выстраиваются врассыпную, выходит Воспитатель в костюме Светофора и поѐт.
Воспитатель: Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету Тем, кто дружен не страшны тревоги, / Мне любые дороги (2 раза)
Я своѐ призванье не забуду, регулировать движенье буду,
Чтобы все участники движенья / Были в превосходном настроении (2 раза) Светофор: Здравствуйте, ребята, узнали вы меня?
(Ответы детей)
Светофор: Правильно, светофор, конечно, я. / Любят все ребята в песочнице играть, И конечно сказки разные читать. / Сказка ложь, да в ней намѐк, / Для детей она –
урок.
Сегодня необычная сказка нас ждѐт, / Всех песочный теремок в гости позовѐт.
Вам предстоит артистами и скульпторами стать. / И правила дорожного движения
повторять!
Перед нами обычный песок, / Мы не видим домов, мы не видим дорог. Здесь нет машин и нет людей, / Давайте изменим картинку скорей.
Вы теперь не зрители, а дорог строители. / Совочки, грабельки берѐм, В песке дороги проведѐм.
Предлагаем детям совки и грабли, дети проводят дороги в песочнице (см. фото 1) Что за странная картина, / Не вижу ни одной машины.
Мы ситуацию эту исправим, / Транспорт различный в сказку добавим. А для этого, ребятки, отгадайте-ка загадки.
Загадки
1.Вот чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. (автобус) | 3. Перед домом на дороге Ждет давно она подмоги. Не залили в бак бензина – Не поехала... (машина) |
2. Бежит, шумит, иногда гудит. В два глаза зорко глядит. Только красный свет настанет – Он в момент на месте встанет. (машина) | 4. Это что за богатырь Вдоль дороги поднял пыль? По асфальту напрямик Едет с грузом... (грузовик) |
Дети имитируют звук машин, делают куличики в форме машин (см. фото 2) Ведущий: Пора лепить нам теремок, / Что ни низок, ни высок.
Теремок наш не простой, / Многоэтажный городской.
А в тереме нашем мечтают поселиться, / Мышонок, лягушка, крот, лисица. Медведица с сыном, весѐлая лошадь, / Ведь терем красивый, просторный,
хороший.
Дети делают при помощи формочек и ведѐрок теремок, ставят деревья.(см. фото 3) Настала пора теремок заселить, / Кто будет мышонка смешного лепить?
Ребѐнок делает куличик в форме мышки. / Мешает мышонку проезжая часть, Никак в теремок ему не попасть. / Одна, другая машина несѐтся,
От страха наш бедный мышонок трясѐтся. / На помощь бедняге светофор пришѐл, И сразу решенье проблемы нашѐл.
Светофор: Вот и пришла моя пора / Помочь мышонку, детвора. Я уверен дети знают, / Что мои цвета обозначают.
Какой сигнал нам говорит: / «Вы постойте, путь закрыт!» (Ответы детей) Детям предлагаются формочки с цветным песком красного цвета.(см. фото 4) Подготовьтесь, не спешите, / Песок по цвету подберите.
нашла.
Чтоб мышонок постоял / И немного подождал.
Когда проход для всех открыт, / Какой, ребята, свет горит? (Ответы детей) Детям предлагаются формочки с цветным песком зелѐного цвета.(см. фото 5) Красный цвет мы убираем, / А зелѐный оставляем.
Мышонок перейдѐт дорогу, / Прямо к нашему порогу. И останется здесь жить, / Теремок наш сторожить.
Ведущий: С солнечной лесной опушки / скачет к теремку лягушка. Где дорогу перейти? / Как ей в теремок войти?
Она сегодня нарядилась, / Щеки нарумянила.
А как дорогу перейти – / Пока не знает правила! Ты, Лягушка, не тужи, – / «Зебра» впереди лежит. А рядом с переходом / Стоит дорожный знак.
Отвечайте дети, / выглядит он как? (Ответы детей.) Дети ставят знак пешеходного перехода.
Светофор: Лягушка, по «зебре» с опаской иди. / Налево, направо, сперва погляди. Побуждаем детей повторять движения вместе со светофором.
И, если свободна проезжая часть, / То можешь спокойно движенье начать. Доскачешь до середины пути, / Внимательно в стороны вновь погляди.
Ведущий: Счастливая лягушка дорогу перешла / И комнату с балконом в теремке
Можно чай ей с мышкой пить / Вместе правила учить. Слышите, мотор шумит, / Кто в теремок спешит?
Знакомый голос слышу я, / Лисичка за рулѐм друзья. Детям предлагается формочка в виде машины.
А с кем плутовка говорит? / В машине ведь одна сидит. В лапе держит телефон, / Ей звонит наверно слон.
Светофор: Так, вмешаться мне пора, / Где свисток мой детвора? Отвечайте мне ребята, / Наказать лисичку надо? (Ответы детей.) Это правильный ответ.
Если вам звонят в машине, / Или нужно позвонить, На обочину сверните, / И тогда беде не быть!
Ведущий: Правила лисичка запомнит, друзья, / Ведь за рулѐм отвлекаться нельзя! Дальше поедет она осторожно, / Чтоб в теремке выпить кофе с мороженым.
Нам тоже пора немного прерваться, / Дружно попрыгать, вместе размяться. Физкульт-минутка (Приложение 1)
Ведущий: Скачет лошадь в теремок, / Везѐт тяжѐлый кузовок.
В кузовке игрушки, книжки / Торт и серые штанишки.
А лошадь с поклажею любой - / Это транспорт какой? (ответы детей – гужевой) Детям предлагается формочка в форме лошади (см. фото 6)
Мчится по проезжей части, / Дорожный знак не замечая, Вместе с тортиком, с размаху, / Лошадь в яму попадает. Светофор ставит знак «кирпич»
Светофор: Знак дорожный здесь висит, / На нѐм кирпич-проезд закрыт Значит, запрещѐн проезд! / Нужно ехать вам в объезд!
Знаки надо изучать, / Чтобы тортик не помять!
Ведущий: Спасибо, светофор тебе, / Не оставил ты в беде.
Поскакала лошадь по другой дороге / Будут теперь целы у лошадки ноги.
Вот едут по дороге с песенкой и шуткой, / На велосипеде медведица с мишуткой. Едут мишки весело в терем-теремок, / Везут с собой на новоселье
Сладенький медок.
Детям предлагается формочка в форме медведей (см. фото 7)
Светофор: Красный свет включу я мишкам / Где шлемы? Кресло для малышки? Нарушают правила леса обитатели / А где на их одежде светоотражатели?
Ну-ка ребята ответьте скорей, / Как правильно на транспорте Перевозить детей? (на машине, на велосипеде) (Ответы детей)
Детям демонстрируются кресло, шлем, значки. Можно подарить каждому ребѐнку по значку со светоотражателем.
Ведущий: Мы подарим мишке кресло, / Нарисуем шлем, Чтобы дальше по дороге / ехать без проблем.
Проезжая часть – не мѐд, не варенье! / К законам еѐ относись с уваженьем! А до теремка им осталось немножко / Для них безопасней – велодорожка! Открыл для мишек двери / Песочный терем наш,
И заняли медведи весь первый этаж.
Вот и полон теремок, / Закрыли двери на замок.
Подземный этаж лишь остался свободен, / А он для подземного жителя годен. Кто же, тут ещѐ шуршит? / Кто в наш теремок спешит.
Проделываем отверстие в песке с холмиком, предлагаем детям заглянуть внутрь (см. фото 8)
Что за холмик странный здесь, / В нѐм наверно кто-то есть. Это крот подземный житель, / Тоннелей и ходов строитель. Знают все, что от рожденья, / У кротов плохое зренье.
Сигналов светофора кроты не различают, / Дорожных знаков совсем не замечают.
Зато сумеет умный крот / Подземный вырыть переход.
Нет места безопаснее, / Знаем мы с тобой, что перейти дорогу Лучше под землѐй. / На знаке ступеньки
Нас вниз приглашают. / Туда, где машины нам не мешают.
Дети ставят знак подземного перехода. / Очень рад лесной народ, Что есть подземный переход.
Ведущий: Наша сказка завершается, / И светофор с вами прощается. Светофор: Сказка ложь, да в ней намѐк, / Для детей она урок!
На проезжей части нельзя ворон считать! / А правила движенья нужно соблюдать! Светофор уходит.
Ведущий: Закончилась сказка, / Прощаться пора, Споѐм мы дружно песню / «Песочная игра».
Дети исполняют песню (Приложение 2)
этап работы:
Для оценки результата работы мы выбрали метод наблюдения. После проведения досуга мы проанализировали собранную информацию и сделали следующие выводы:
- Дети позитивно восприняли мероприятие.
- Процесс рефлексии заключался в переносе игровых действий в самостоятельную игро-вую и продуктивную деятельность.
- В общении с родителями мы узнали, что дети транслируют полученную информацию по ПДД взрослым и другим детям по собственной инициативе в соответствующих ситуациях.
- Дети интересовались, будут ли другие досуги в форме песочных сказок, мы решили до-полнить серию досугов мероприятиями на другие темы по ПДД.
- Также мы сделали вывод, что этот досуг можно разделить при необходимости на мень-шие по объѐму мероприятия, провести их как часть прогулки, сконцентрировав внимание, на меньшее количество дорожных правил.
- Такого типа досуги можно проводить в помещении с использованием цветного песка.
- Нами также было проведено мероприятие с детьми речевой группы. По результатам сделали вывод, что дети с нарушением восприятия, в силу различных диагнозов, гораздо лучше воспринимают информацию посредством песочных сказок.
- Можно дать практическую рекомендацию по поводу использования цветного песка на улице. Цветной песок нужно насыпать на дно формочек сухим, тогда окрашивания куличика будет более эффектным.
Использованные источники:
- Нормативно-правовые документы-http://unionddt.ru/center/norm_dok/
- Правила дорожного движения Российской Федерации c 8 ноября 2017 года
_http://xn 6kccsaeozbsgoedln8v.xn--p1ai/%D0%BF%D0%B4%D0%B4/
- Козуб. Н.В., Осипчук. Э.П. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - СПб.: Речь; 2011.
- Епанчинцева. О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.- СПб.: ЮОО
«Издательство «Детство-пресс», 2011.
- Иванова И.А. По ту сторону стекла/текст//Обруч. - 2012.- № 3. – С. 30.
Приложение 1
Таблица 1. Физкультминутка (логоритмика)
Мы похлопаем в ладошки С пальчиков стряхнѐм песок И попрыгаем немножко: прыг, скок, прыг, скок К верху ручки мы подняли – вот так, вот так Тучку в небе раскачали – вот так, вот так Тучка хмурая была, дождиком нас полила | Хлопки – тарелочки ладошками Выполнение стряхивающих движений кистями рук Прыжки на двух ногах вверх Подняли руку вверх, потянулись и раскачиваемся влево и вправо Ладошками выполняем движение «вертушка» постепенно опуская вниз |
Приложение 2
Приложение 3
Фото 1. Оборудование | Фото 2. Машины | Фото 3. Теремок | Фото 4. Красный сигнал |
Фото 5. Зелѐный сигнал | Фото 6. Лошадь | Фото 7. Медведи | Фото 8. Крот |