Материалы для занятий (конспекты занятий, проектов, праздников)

Скорынина Лариса Александровна

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

в подготовительной группе

для детей с ОНР

Тема «Весна пришла».

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме, словаря антонимов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики, координация речи с движением, упражнение в правильном дыхании. Развитие памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности. Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны; предметные картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз; атрибут-солнышко; конверты с заданием; звуковые символы, буквы, мячик, рисунки цветов для штриховки, карандаши, CD-проигрыватель, CD с записью музыки к занятию.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».

 Ход занятия

Оргмомент. (Дети встают с логопедом в круг, у логопеда в руках атрибут-солнышко. Звучит лирическая музыка).

Если птицы прилетели,

Песни весело запели,

А медведь в лесу дремучем

Пробудился ото сна,

Значит, к нам пришла … (весна)

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

 У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам? (Дети: солнышко)

-А какое весной солнышко? (Дети: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)

О чём мы будем говорить на занятии?

- Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (Дети: о весне)

- Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…

- Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит, кто что пожелает.

(Логопед передаёт атрибут - солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

2. «Найди весну».

-  Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: весна, лето, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег…, с крыш капают сосульки, … прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т.д.).

3. Игра «Подбери словечко».

-  Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Появляются подобранные логопедом картинки).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

- Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения, у нас получилась весенняя картина.

4. Игра «Хлопни в ладоши».

- Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне. 

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).

5. Массаж лица. (Выполняем стоя)

- На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

 Светит яркое весеннее солнышко                            - поглаживание

и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный.                                             - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец.          - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее.                     - снова поглаживание

6. Упражнение «Что лишнее?».

- Посмотрим, как вы знаете приметы ранней весны. Слушайте меня и определите, какая из примет лишняя, и объясняйте почему.

-Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.

- Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха.

- Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда.

- С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

7. Упражнение «Подбери слова-действия».

- Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

8.Игра «Назови ласково».

- У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

9. Дыхательное упражнение «Цветочек).

- Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

10. «Составь предложение».

- Весенний ветерок принес в нашу группу конвертики, а в них задание для каждого составить предложение из предложенных слов.

- Дети, что у вас получилось.

 11. Вспомните, как называются весенние месяцы?

- Давайте их назовём по порядку.

(Дети называют месяцы, логопед вывешивает соответствующие картинки)

Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

12. Игра «Скажи наоборот».

- Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Дети: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

13.Подвижная игра «Веснянка».

А уж ясно солнышко идут по кругу, взявшись за руки, и

Припекло, припекло. (Медленно поднимают руки).

И повсюду золото идут по кругу, взявшись за руки. И

Разлило, разлило. (Медленно опускают руки).

Ручейки по улице (Бегут на носочках в противоположную сторону).

Все журчат, журчат (Руки на поясе).

Журавли курлыкают (Меняют направление движения).

И летят, и летят. (Идут высоко поднимая колени и взмахивая руками).

14. «Шифровка».

 А я предлагаю вам выполнить ещё одно задание и помочь мне разгадать зашифрованное слово. (Логопед вывешивает картинки. Дети собирают слово из первых букв в названии каждой картинкиторт, радуга, апельсин, ваза, арбуз, буквы вывешиваются на доске, получается слово трава, далее выкладывают его звуковую схему).

- Ответим полными предложениями.

- Сколько звуков в слове «трава»? (Дети: 5 звуков).

- Произнесите их по порядку. (Дети: [т], [р], [а], [в], [а]).

Сколько гласных звуков в слове «трава»? Назовите их. (Дети: 2 гласных звука: [а]).

- Сколько согласных звуков? Назовите звуки и дайте им характеристику.

- Сколько гласных звуков в слове «трава»? Назовите их. (Дети: 2 гласных звука: [а]).

- Сколько слогов в слове трава?

15. Рассказ «Наступила весна».

- С наступлением весны мы чаще выезжаем в леса. Сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.

«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Как мне понравилось в лесу!». (Далее проводится беседа.)

- Правильно ли вели себя ребята в лесу? Чего нельзя делать в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде? Можно ли так поступать? (Ответы детей)

16. Штриховка.

- Я предлагаю вам не рвать цветы, как это сделали мальчишки. Давайте мы с вами, наоборот, создадим цветочную полянку. Наши весенние цветы заштрихуем и создадим весеннюю полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. (Раздаю детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, мать-и-мачеха. Дети их раскрашивают и развешивают на доске, образуя весеннюю, цветочную поляну). Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. 

17. Итог.

- Ребята, какие вы молодцы. О чем мы сегодня говорили на занятии?

-Назовите приметы ранней весны.

Оценка работы детей.

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ



Предварительный просмотр:

Тема: «Через Музыку к Звёздам или приключения Маленького Принца»

Цель: гармонизация состояния детей, сохранение их здоровья средствами музыкотерапии.

Задачи:

Коррекционно - образовательные: 

  1. Знакомство детей с произведениями П.И. Чайковского;
  2. Вербализация детьми эмоционально-чувственных переживаний;
  3. Совершенствование грамматического строя речи;
  4. Формирование первоначального музыкального вкуса.

Коррекционно - развивающие:

  1. Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ под влиянием классической музыки;
  2. Развитие познавательных процессов внимания, памяти и творческого воображения;
  3. Развитие чувства ритма и слухового внимания;
  4. Развитие способности слышать музыку и различать настроение музыки;

5.Совершенствовать подвижность органов артикуляции;

6. Развитие правильного дыхания;

7. Развитие общей моторики и пластики движений;

  1. Развитие мелкой моторики.

Воспитательные: 

  1. Создание комфортной психологической ситуации, позволяющей детям проявлять свои чувства и говорить о них;
  2. Стабилизация эмоционального состояния (снижение тревоги и напряжения, пробуждение положительного переживания достигнутого успеха при музицировании со звучащими игрушками);
  3. Установление эмоционального диалога между детьми и в процессе общения со взрослым;
  4. Воспитание любви к музыке;
  5. Воспитание радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

Методы и приемы:

- наглядные: музыкальный ролик для зрительного подкрепления ритмического рисунка;

- словесные: создание условий для вербализации детьми эмоционально-чувственных переживаний;

- игровые: музыкально-ритмические игры, релаксация;

- практический метод: музыкальная деятельность детей(передача впечатлений от музыки в пластике движений, оркестровка фрагментов музыкальных произведений).

Технологии: информационно-коммуникационные (ИКТ), здоровьесберегающие: элементы музыкотерапии, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие общей моторики, развитие мелкой моторики, релаксация; игровая.

Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, познавательное, социально - коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Организация видов деятельности:

  1. Партнёрская деятельность педагога и детей;
  2. Взаимодействие ребёнка со сверстниками;
  3. Музыкально-ритмические игры.

Материалы и оборудование:

презентация «Маленький Принц»;

аудиозаписи произведений П.И. Чайковского («Детский альбом», «Щелкунчик» -мышиный король (Сцена боя), «Времена года. Январь. У камелька», «Танец Феи Драже», «Марш деревянных солдатиков», «Новогодняя», «Вальс цветов»);

аудиозапись песни Елены Камбуровой на музыку Микаэла Таривердиева и слова Николая Добронравова «Маленький принц»;

 дидактический и наглядный материал: письмо от Маленького Принца, палочки на дыхание – «Звёзды», бумажные тарелочки, колокольчики, палочки для отстукивания ритмов;

стимульный материал: звёздочки из золотой бумаги, светодиодные светильники («Звездочки») по количеству детей, светильники «Месяц», «Дом», «Ракета»,«Волшебный» сундук с сюрпризами для детей.

Ход коррекционно-развивающего занятия:

Части занятия

Задания и упражнения

Содержание

Вводная часть

1. Приветствие и знакомство «Музыкальный круг друзей»

Педагог знакомится с детьми, предлагает детям взяться за руки.

«Доброе утро», - шепчут снежинки!

«Здравствуйте», - вторят им громче ветра.

Доброго дня нам желают и птицы –

Повсюду музыка слышна…

А какую вы любите музыку, скажите?

Да имя своё назовите.

Под спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский «Детский альбом») дети называют своё имя и любимую музыку. (Можно, называя имя и любимую музыку, дотрагиваться ладошками).

2. Сюрпризный момент

Упражнение на дыхание («Подуем на «волшебные» палочки») под музыку П.И. Чайковского «Детский альбом»

Педагог рассказывает о том, что получил письмо от Маленького Принца. Зачитывает его. Дети видят на экране грустного мальчика из сказки. Они узнают о том, что Маленький принц попал в беду. Злой король заколдовал планету, на которой живёт Маленький Принц (тревожная музыка – отрывок из балета «Щелкунчик» - мышиный король (Сцена боя)). На ней исчезла вся музыка и наступила тишина. Педагог предлагает детям помочь герою.

Добрая фея дарит Волшебные палочки (нежная музыка), благодаря которым дети вместе с педагогом могут отправиться на поиски пропавшей музыки для Маленького Принца. Ведь на планете Земля много прекрасной музыки, и они поделятся ею со сказочным героем. Дети выполняют упражнение на дыхание.

  • Подвижная игра «Полёт на ракете» под музыку. (П.И. Чайковский. Времена года. Январь. У камелька)

Дети под музыку за педагогом «змейкой» отправляются на светящейся ракете к Маленькому Принцу. Начинается путешествие под взмах волшебных палочек. Вскоре дети находят первую звёздочку и берут её с собой.

  • 1. Пальчиковая гимнастика под музыку П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

Дети вместе с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику под бодрую классическую музыку и получают вторую звёздочку.

Основная часть

1. «Звёздные ритмы»

-Упражнение «Звёздный путь».(Музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже») Работа с музыкальными инструментами: развитие чувства ритма, слухового и зрительного внимания

Благодаря Волшебным палочкам дети оказываются в «космосе» и выполняют упражнение на ритмы «Звёздный путь» (с колокольчиками и палочками).

Дети находят третью звёздочку.

2. Артикуляционные упражнения под музыку

(П.И. Чайковский «Новогодняя»)

Дети по показу педагога под музыку выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. После её выполнения дети находят четвёртую звёздочку.

3. Танец со звёздочками под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов».

4. Релаксация «Мой Маленький Принц»

(Аудиозапись «Маленький Принц» под музыку Микаэла Таривердиева, поёт Елена Камбурова)

Слайд с изображением Маленького Принца

Педагог говорит детям о том, что они уже подарили много красивой музыки, но ещё не танцевали. Маленький Принц обязательно увидит со своей планеты танец со звёздами, который дети могут сейчас исполнить. Раздаёт детям разноцветные звёзды (Светильники) и вокруг Месяца дети танцуют по показу педагога. Дети находят пятую звезду.

Педагог предлагает детям лечь на ковёр «солнышком», закрыть глаза и представить себе Маленького Принца. Дети под музыку фантазируют, представляя себе Маленького Принца. После окончания мелодии дети находят шестую звёзду, выкладывают (снова под музыку) вместе СОЗВЕЗДИЕ, которое обязательно «увидит» Маленький Принц.

На слайде появляется Маленький Принц и благодарит детей за помощь. Возникает светильник – Дом, который символизирует возвращение детей домой, в детский сад. Рядом со светильником дети находят Волшебный сундук.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Дети делятся впечатлениями друг с другом, с педагогом, получают сюрпризы от Маленького Принца (из Волшебного сундука) под музыку П.И. Чайковского.

Используемая литература:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. 2017
  2. Дединская Е.П., Щербинин К.А. Музыкальная терапия в клинической практике//Музыкальная психология и психотерапия. 2008
  3. Керимова М.В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья//Молодой ученый, 2017
  4. Колягина В..Г. Музыкотерапия в специальном образовании: уч.-методическое пособие – М., Прометей, 2019
  5. Лев Я.Б. Слущание музыки как средство эстетического развития дошкольников//Детство, открытое миру. Сб.матер.Всерос. науч.-практич.конф. Омск, 2016



Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда для подготовки к новому учебному году.

Для того, чтобы ребёнку было легче включиться в учебный процесс, предлагаем Вам упражнения, которые можно выполнять не только сидя дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Упражнения для автоматизации звуков

1.     Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

2.     Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

1.  Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

2.  Придумывание слов с определённым количеством звуков.

3.  Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).

4.  Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

5.  Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

6.  Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.

7.  Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)

8.  Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

 (слогового анализа и синтеза)

1.  Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)

2.  Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов

3.  Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).

4.  Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5.  Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).

6.  Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

7.  Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя  речи

1.     Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

2.     Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):

3.     - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,Хочу такой сайт

4.     - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

5.     - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

6.     - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

7.     - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

8.     - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

9.     Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

10.    Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

1.     Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

2.     Сочиняйте стихи, рифмы.

3.     Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

4.     Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

5.     Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

1.     Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

2.     Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

3.     Расспрашивайте о важных для него событиях.

4.     Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

5.     Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

6.     Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ПМО «Центр развития ребенка –

Детский сад №70 «Радуга»

 «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя»

Консультация для педагогов

Учитель-логопед

Скорынина Лариса Александровна

2025 г.


Консультация для педагогов на тему:

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

  1. Принципы и особенности организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
  • рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
  • адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

  • совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
  • открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
  • обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
  • совместная подготовка к детским праздникам;
  • разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью

Таблица 1.

Функции логопеда

Функции воспитателя

Развитие фонетического компонента языковой системы.

Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков.

Формирование фонематических процессов.

Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Совершенствование состояния лексического компонента речи.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Формирование связной речи.

Формирование грамматического строя речи.

Закрепление графомоторных навыков.

Совершенствование связной речи.

Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты.

Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.

Воспитатели должны знать:

  • основные направления коррекционной программы;
  • возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
  • особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
  • побуждать внимательно слушать других детей;
  • формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
  • проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.

Воспитатели логопедической группы не должны:

  • торопить ребенка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
  • давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.

Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

  1. Заключение.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.

Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Литература

  1. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
  2. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).
  3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.
  4. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
  5. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008,№ 2