ВИРТУАЛЬНАЯ ЛЕКОТЕКА

Скорынина Лариса Александровна

Предварительный просмотр:

Что такое лекотека?

Есть дети, которые не могут посещать обычную группу детского сада в силу того, что у них есть психологические, интеллектуальные особенности, или особенности здоровья, сильно отличающие их от других детей. Это дети с аутизмом, дети с задержкой речевого и психического развития, дети с детским церебральным параличом, дети с минимальной мозговой дисфункцией,  или другими диагнозами. Но им также – и даже в большей степени, чем другим! – требуется особое внимание, причём со стороны специалистов-профессионалов. То, чем нормально развивающийся ребёнок овладевает спонтанно, сам по себе  таким  детям самим освоить сложно или невозможно. И даже их родители, которые относятся к ним с любовью и вниманием, не всегда знают, как можно им помочь. Для них создана и функционирует  «Лекотека» -  новая форма дошкольного образования для детей от 0  до 8 лет, имеющих серьёзные проблемы со здоровьем, с социальной адаптацией, с физическим и психическим развитием.    

                                   

Это умное и малоизвестное  «лекотека» («lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» — «собрание», «коллекция». (Первая Лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. Первая американская Лекотека была открыта в 1980 году, сейчас в США развита сеть Лекотек для детей с проблемами в развитии и их семей. Лекотеки облегчают детям с особыми потребностями в развитии вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни.

Цель лекотеки:

- создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

- психологическая поддержка семьи;

- содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, помощь в адаптации в семье и других социальных группах.

Задачи лекотеки:

- предоставление родителям информации по вопросам развития  воспитания ребенка через  консультации, предоставление информации через сайт учителя-логопеда онлайн;

- обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;

- подбор оптимальных способов обучения маленького человека;

Дети  с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия. С такими детьми нельзя проводить обычные занятия, которые так нравятся их сверстникам из обычных групп детского сада. Но и игра, и игрушки для них тоже должны быть особого рода.

Система психолого-педагогического сопровождения основана на игре, т.е. деятельности, приносящей ребенку удовольствие и создающей условия для формирования средств общения и социально ориентированного поведения. Игра для ребенка – это добровольно выбранная активность, в которой ребенок: чувствует себя безопасно, успешен, испытывает удовольствие, получает новый опыт.

Игра - основной метод ««Лекотеки»». Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.

Основная форма взаимодействия с семьей:

- консультация плановая или по запросу родителей;

- через специально оформленные карточки  для родителей, на сайте учителя-логопеда;

- подборка литературы;

- видеомастерская: родителям предоставляются ссылки на консультации опытных учителей-логопедов.



Предварительный просмотр:

Н. В. Нищева 
Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений у детей 
К возникновению серьезной речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в анте-, интра-, и постнатальном периодах, то есть во внутриутробном периоде развития плода, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. По механизму воздействия на организм матери и ребенка они делятся на: 
• биологические (генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие микроорганизмов и вирусов, резус-конфликты и др.); 
• физические (действие проникающей радиации, электромагнитных и других полей, избыток или дефицит инсоляции, влияние тепла, холода и др.); 
• химические (острые и хронические бытовые и производственные интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, эндогенные интоксикации на почве различных хронических заболеваний и др.); 
• механические (сдавление, ушиб, перелом, растяжение, скручивание). 


Структура речевой патологии и процессы компенсации во многом зависят от того, когда произошло мозговое поражение. Наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, а именно на третьем месяце беременности, в период наибольшей дифференцировки нервных клеток, когда любые вредности приводят к гипоксии мозга плода. 


В I триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, оформляется система кровеносных сосудов головного мозга. В то же время фаза плацентарного развития и формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. В раннем антенатальном периоде возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз, хламидиоз, сифилис, гепатит, цитомегалия, проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы и центральную нервную систему плода. Во II и III триместрах беременности, когда плацента уже сформировалась, и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка, внутриутробную гипотрофию. 


Продолжая разговор о повреждающих факторах антенатального периода, следует отметить, что специалисты большое значение придают недоеданию беременных, а также невынашиванию беременности, когда ребенок рождается недоношенным и биологически незрелым. Биологически незрелый ребенок может родиться и в срок и быть таким вследствие нарушений внутриутробного развития. Незрелый ребенок в большинстве случаев не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения. 


Курение, употребление продуктов с усилителями вкуса (глутамата натрия) во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития плода. 
Опасно не только само курение, но и пассивное курение.Никотин, поступающий в кровь, уменьшает способность красных кровяных телец транспортировать кислород, приводит к спазмам кровеносных сосудов у матери и плода. Смолы, содержащиеся в больших количествах во всех сигаретах, блокируют передачу нервных импульсов и искажают информацию, поступающую к плоду, вызывают нарушения ритма дыхания плода. 


Глутамат натрия действует возбуждающе на центры насыщения и голода ЦНС матери, требуя еще пищи, что приводит с одной стороны, к избытку массы тела и повышению артериального давления у матери, а с другой – к перевозбуждению нервной системы плода с последующим нарушением функций приема пищи у новорожденного. Повышенное артериальное давление сопровождается нарушением тонуса кровеносных сосудов, которые наполняются чрезмерно сильно или неравномерно, что передается плоду. Кровеносные сосуды плаценты и плода эластичны, но не настолько, чтобы выдержать перепады давления в кровеносной системе матери. Часть сосудов плаценты и плода повреждается, что приводит в конечном итоге к гипоксии плода, недостаточной обеспеченности плода кислородом. 


У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин дети рождаются с низкой массой тела, отстают в физическом и психическом развитии. У таких детей отмечается стойкий дефицит роста и веса, может быть деформация грудной клетки, микроцефальный или гидроцефальный череп, короткая шея, недоразвитие верхней и нижней челюстей, расщелины неба, узкие и короткие глазные щели, широкое запавшее переносье, недоразвитие ушных раковин, различные аномалии и пороки развития внутренних органов, зрения, слуха. Такие дети в первую очередь попадают в группу риска и должны с рождения наблюдаться неонатологом и невропатологом. 


К интранатальным факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке: длительный безводный период, отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, плохое или недостаточное раскрытие родовых путей, быстрые или стремительные роды (первые роды не менее 20 часов, последующие – около 12), применение различных ручных родовспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие плода пуповиной, большая или очень малая масса тела и большие или малые размеры плода, преждевременное рождение, затяжные роды, ягодичное предлежание. Смещение позвонков, черепных швов новорожденного – также распространенное явление. Так, если женщина с узким тазом и слабой брюшной стенкой рожает ребенка с нормальным весом, в момент его прохождения через родовые пути возникает грубая компрессия черепа, головка складывается в швах, часто асимметрично, смещаются шейные и поясничные позвонки.

Иногда такие нарушения происходят даже при кесаревом сечении, а в результате нарушается приток крови к голове и ее отток. Прежде всего, страдает бассейн позвоночных артерий, а они снабжают кровью заднюю треть мозга, питают центр зрения. Потом у подросшего малыша могут возникнуть проблемы с цветовосприятием и цветоразличением, разовьется близорукость, потому что мышца, регулирующая ширину хрусталика, будет плохо развиваться. Позже серьезно пострадает речевая функция, так как поступление крови к речевым центрам тоже будет затруднено. По этой же причине может страдать и слуховая функция. У ребенка будут отмечаться нарушения деятельности вестибулярного аппарата, будут возникать головокружения. Из бассейна позвоночных артерий снабжается и гипофиз. Он регулирует обмен кальция и фосфора, углеводный обмен, ритм сна и бодрствования, функцию щитовидной железы, надпочечников. Нарушение регуляции кальция приводит к позднему прорезыванию зубов, резкому тоническому сокращению мышц в ногах и руках, вследствие чего младенец будет плохо спать. Из-за нарушения работы сосудов у подрастающего ребенка будут отмечаться повышенная утомляемость, тошнота в транспорте, разовьется вегетососудистая дистония, могут отмечаться ожирение. задержка роста. Таким образом, сосудистая недостаточность, нестабильность позвонков, компрессия черепа не пройдут бесследно. Но, все-таки необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга. 


Следует особо сказать о несовершенстве отечественных родовспомогательных технологий, в результате чего очень большой процент новорожденных получает родовые спинальные повреждения центральной нервной системы. Это связано с тем, что мышцы шеи новорожденного в отличие от мышц других сегментов тела имеют очень низкий базальный тонус и не в состоянии защитить шейные позвонки и связанные с ними сосудисто-связочные и нервные образования от возникающих в процессе родов перегрузок. С одной стороны, это можно рассматривать как эволюционно выработанное приспособление (чтобы мышцы шеи не мешали рождению ребенка при естественном течении родов), с другой стороны – как существенную предпосылку для возникновения повреждений позвоночника и спинного мозга именно в шейном отделе. Поэтому, например, недоношенные дети даже при физиологичном течении родов, как правило получают спинальные травмы без всяких дополнительных агрессивных воздействий. Дети, вес которых достигает четырех и более килограммов, испытывают значительно большие нагрузки при прохождении родовых путей, чем дети с весом три-три с половиной килограмма, тоже получают спинальные травмы чаще и попадают в первую группу риска по возникновению патологии ЦНС. 

Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений центральной нервной системы играют наибольшую роль нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга. Часто это различные виды повреждений шейного отдела позвоночника.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Слайд 2

Что такое коммуникативные навыки? Понятие « коммуникативность » - это положительное качество человека, которое характеризует одну из нравственно-этических сторон его воспитания. Задача взрослых: Научить понятно выражать и пояснять свои мысли, ощущения, эмоции и т.д. - Научить правильно и без искажения воспринимать получаемую информацию, то есть обмениваться мыслями, идеями, переживаниями с другими людьми.

Слайд 3

Навыки коммуникативности , которые необходимо развивать: 1. Желание общаться 2. Объяснять правила и демонстрировать нормы эффективного взаимодействия с другими людьми (поддерживание беседы, умение уходить от конфликта). 3. Развивать комплекс практических умений к которым относятся:

Слайд 4

• непосредственное обращение к собеседнику; • тактичное привлечение внимания к собственной персоне; • аргументация выдаваемой информации; • дружелюбие; • принятие позиции собеседника; • навык увлечь другого человека собственной идеей, мнением; • умение выслушивать и сопереживать;

Слайд 5

Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников 1 стадия – от рождения до 2-х лет 2 стадия – от 2 до 4 лет 3 стадия – от 4 до 6 лет 4 стадия – от 6 до 7 лет

Слайд 6

Методы развития коммуникативных навыков • установка контакта • бессловесное общение • речевая выразительность • разрешение конфликтных ситуаций • умение сопереживать

Слайд 7

Игры на развитие коммуникативных навыков Поезд Рассмеши Несмеяну Комплименты В королевстве зеркал Цветик-семицветик Мышеловка



Предварительный просмотр:

Консультация "Как закрепить поставленный звук в речи ребёнка"

Очень часто родители, услышав от логопеда, что ребёнку поставлен звук, который до этого никак не получался, радуются и успокаиваются – НО! Это только начало пути. Ведь изолированный звук  малыш произносит чисто, а иногда на занятиях получается сказать без ошибок слова с этим звуком, но чтобы ребенок начал правильно проговаривать звук в обычной речи, предстоит очень потрудиться.

После постановки звука наступает, как правило, один из самых длительных этапов – автоматизация поставленных звуковВот на этом этапе помощь родителей ребенку необходима!

Для того чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль над  поставленными звуками постоянно.

Задача родителей заключается в том, чтобы выполнять рекомендации и задания логопеда, содержание которых направлено именно на тот звук, который в данный момент необходимо автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил поставленный звук во время выполнения всех заданий. Но все-таки самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль над поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Когда ребёнок учит стихотворение для утренника, то необходимо также произносить данный звук правильно!

Ведь одна из важнейших задач всего процесса работы над звуком состоит в том, чтобы у ребёнка не сформировалась так называемая «кабинетная речь»,  когда звук произносится правильно только в присутствии логопеда в кабинете или  когда выполняет задания.

Контролировать произношение звука надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Повтори за мной – СССом». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. От того как он пройдет, зависит, сможет ребёнок пользоваться звуком в жизни или нет. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

Планируя занятия дома, помните, что:

    они должны быть систематическими, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время; 

    правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;  

    старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20 минут;

Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например, «яблоко – фрукт или овощ?»

Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование самоконтроля ребёнка за своей речью!

   Автоматизация звука в слогах

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов.   В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх: «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прицепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».                    

   Автоматизация звука в словах

На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и  выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец).

 «Назови ласково»  Для звука «Р»: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.Хочу такой сайт

 «Доскажи словечко» «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.) В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.).

 «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.

Полезная игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а также признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др.

  Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета.

    При закреплении звука важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова  (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово.

   Автоматизация звука в предложениях

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)». Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

Такие упражнения трудны для детей, т.к. они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении, что повышает качество автоматизации звука.

Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш.  Проговаривание должно быть осознанным. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не скорость, а правильность проговаривания звуков.

Если звуки хорошо уложились в предложениях, тогда можно работать с текстом: лучше не читать, а рассказывать (придумай рассказ по картинке, мини-спектакль с игрушками). То есть в большей степени нужна устная речь, в основном, диалог вводит поставленные звуки в активный словарь. Если ребенок торопится что-то рассказать, попросите пропеть или прохлопайте вместе ритм того, что он говорит. Важно, чтобы любые привычные игры (лото, стройка лего или пазлы) должны сопровождаться речью. И в быту эти слова (ЗдРавствуйте, СпаСибо, Ложки, ВиЛки, уРок, уЖин, хороШо, приШел и т.п.)  чаще встречаются в обычной жизни, а значит, на них и нужно обращать внимание.

   ПОМНИТЕ!

     Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать, как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса – и у вас всё получится!



Предварительный просмотр:

Консультация "Как закрепить поставленный звук в речи ребёнка"

Очень часто родители, услышав от логопеда, что ребёнку поставлен звук, который до этого никак не получался, радуются и успокаиваются – НО! Это только начало пути. Ведь изолированный звук  малыш произносит чисто, а иногда на занятиях получается сказать без ошибок слова с этим звуком, но чтобы ребенок начал правильно проговаривать звук в обычной речи, предстоит очень потрудиться.

После постановки звука наступает, как правило, один из самых длительных этапов – автоматизация поставленных звуковВот на этом этапе помощь родителей ребенку необходима!

Для того чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль над  поставленными звуками постоянно.

Задача родителей заключается в том, чтобы выполнять рекомендации и задания логопеда, содержание которых направлено именно на тот звук, который в данный момент необходимо автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил поставленный звук во время выполнения всех заданий. Но все-таки самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль над поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Когда ребёнок учит стихотворение для утренника, то необходимо также произносить данный звук правильно!

Ведь одна из важнейших задач всего процесса работы над звуком состоит в том, чтобы у ребёнка не сформировалась так называемая «кабинетная речь»,  когда звук произносится правильно только в присутствии логопеда в кабинете или  когда выполняет задания.

Контролировать произношение звука надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Повтори за мной – СССом». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. От того как он пройдет, зависит, сможет ребёнок пользоваться звуком в жизни или нет. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

Планируя занятия дома, помните, что:

    они должны быть систематическими, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время; 

    правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;  

    старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20 минут;

Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например, «яблоко – фрукт или овощ?»

Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование самоконтроля ребёнка за своей речью!

   Автоматизация звука в слогах

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов.   В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх: «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прицепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».                    

   Автоматизация звука в словах

На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и  выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец).

 «Назови ласково»  Для звука «Р»: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.Хочу такой сайт

 «Доскажи словечко» «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.) В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.).

 «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.

Полезная игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а также признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др.

  Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета.

    При закреплении звука важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова  (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово.

   Автоматизация звука в предложениях

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)». Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

Такие упражнения трудны для детей, т.к. они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении, что повышает качество автоматизации звука.

Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш.  Проговаривание должно быть осознанным. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не скорость, а правильность проговаривания звуков.

Если звуки хорошо уложились в предложениях, тогда можно работать с текстом: лучше не читать, а рассказывать (придумай рассказ по картинке, мини-спектакль с игрушками). То есть в большей степени нужна устная речь, в основном, диалог вводит поставленные звуки в активный словарь. Если ребенок торопится что-то рассказать, попросите пропеть или прохлопайте вместе ритм того, что он говорит. Важно, чтобы любые привычные игры (лото, стройка лего или пазлы) должны сопровождаться речью. И в быту эти слова (ЗдРавствуйте, СпаСибо, Ложки, ВиЛки, уРок, уЖин, хороШо, приШел и т.п.)  чаще встречаются в обычной жизни, а значит, на них и нужно обращать внимание.

   ПОМНИТЕ!

     Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать, как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса – и у вас всё получится!