Инновационная деятельность на базе КФУ

Авторская программа    элективного курса   «Текст как речевое произведение» ( 9 класс) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanieek_tekst.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

________/З.С.Фахрутдинова/

Протокол № 1

 от «    »                      2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ «Ашитбашская СОШ имени Г.Тукая»:

________________/Р.Ф.Шарипова/

«      »                      2014 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Ашитбашская СОШ имени Г.Тукая»

 ______________/Р.Р.Кавиева/

Приказ №   от «     »                       2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Текст как речевое произведение»

  учителя высшей квалификационной категории

 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Ашитбашская средняя общеобразовательная школа имени Г.Тукая»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Фахрутдиновой Зульфии Сунгатовны

на 2014-2015 учебный год

Принято на заседании педагогического совета

протокол №1 от «       »                           2014 г.

                                       

                             

                                                                                   

                                                                                        Пояснительная записка

           Требования государственного стандарта – формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают  развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако, многое зависит и от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически. Только в этом случае можно получить качественный результат.

   Элективный курс посвящен тексту как речевому произведению и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции  девятиклассников в области речеведения. Выбор тематики курса определяется значительными сложностями изучения соответствующего раздела школьной программы и необходимостью подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА.  Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам по русскому языку

       Цель курса- совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, сжатого изложения.

       Задачи элективного курса:

- обобщение, расширение и углубление знаний учащихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи ( стилях); о выразительных возможностях ( средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах;

- закрепление и активизация умений и навыков, связанных с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым  анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности;

- закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создание собственных речевых произведений различных типов и жанров;

- совершенствование навыков работы со справочной литературой;

- обогащение лексического запаса учащихся, закрепление и расширение навыков речевого самоконтроля школьников ( в том числе в области использования выразительных средств русского языка);

- развитие творческих способностей учащихся;

- подготовка  девятиклассников к итоговой аттестации в  форме ОГЭ.        

                                                     Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Используемые технологии:

- проблемное обучение;

- информационно- коммуникативные;

- обучение в диалоге;

- личностно- ориентированное обучение.

   Формы проведения занятий :лекция, практические занятия(работа со справочной литературой, самостоятельный анализ сочинений- рассуждений, практическая работа по составлению вариантов вступлений ,аргументов, заключений; работа над сжатым изложением).  

            Элективный курс рассчитан на 34 часа, адресован учащимся 9 класса.

                                       Формы  контроля по освоению ЭК и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется в следующих уровнях:

  1. текущий (выполнение заданий на каждом занятии);
  2. промежуточный (проводится в форме самостоятельных  творческих работ);
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме зачетной работы.

ЭК оценивается «зачёт»/ «незачёт».  

          Ожидаемые результаты изучения курса.

Учащиеся должны уметь:

- понимать содержание прослушанного текста;

- самостоятельно анализировать предложенный текст;

- передать содержание прослушанного текста с использованием приемов сжатия;

- создавать собственные тексты, сочинение- рассуждение по прочитанному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

- работать с тестовыми заданиями, связанными с содержанием текста;

- редактировать свое сочинение и изложение;

      - пользоваться средствами выразительности при составлении собственного текста;

      - пользоваться знаниями на практике;

     В результате изучения курса школьники будут психологически подготовлены к ГИА, будут знать все о предстоящем экзамене, знать свои права и систему оценивания  работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов .

                                                                Содержание программы.

  1. Вводное занятие Текст и его основные признаки.

Знакомство с заданиями ГИА по русскому языку. Критерии  оценивания заданий С1,С2. Закрепление навыков работы над текстом.

  1. Структура текста. Абзац. Микротемы. Работа над текстом. Умение членить текст на абзацы. Выделение микротем. Нахождение ключевых слов, предложений, главную и второстепенную информацию в тексте.
  2. Способы и средства  связи предложений в тексте. Выделение способов и  средств связи предложений в тексте. Правильное составление связных текстов, исправление ошибок в строении текста.
  3. Зачетная работа по теме «Текст и его основные признаки».
  4. Творческая работа по составлению собственных текстов.
  5. Функционально-смысловые типы речи. Особенности типов речи (повествование, описание, рассуждение). Смешанные тесты, выделение в них различных типов речи.
  6. Средства  выразительности в тексте. Употребление в тексте различных средств выразительности(фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических), их роль. Умение находить их в тексте, употреблять в собственном высказывании.
  7. Сжатое изложение. Умение пользоваться приемами сжатия текста. Работа над составлением текста сжатого изложения.
  8. Сочинение на лингвистическую тему. Работа над сочинением на лингвистическую тему. Понимание смысла высказывания. Составление собственного текста.
  9. Практические занятия. Работа с КИМами ГИА   Разбор заданий частей А и С. Работа  с текстами сочинений-рассуждений на лингвистическую тему . Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка.

                                                                                         Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Вид  занятия

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты

освоения материала

Дата

1

Вводное занятие Текст и его основные признаки.

1

 Лекция

Знакомство с критериями оценок заданий ГИА. Презентация.

Презентация

Подготовка к ГИА.

2

Текст и его основные признаки.

Практическая работа.

1

Практическое занятие

Анализ  текстов.

КИМы  ГИА.

Умение работать с текстом, находить собственные ошибки в строении текста.

3

Структура текста. Абзац.

1

Практическое занятие

Выделение абзаца.

Тексты.

Умение работать с текстом, находить собственные ошибки в строении текста, членить текст на абзацы.

4

Тема, идея, ключевые слова текста. Микротемы.

1

Практическое занятие

Работа над текстами. Выполнение заданий ГИА.

  КИМы ГИА.

Умение работать с текстом, выделять второстепенную и главную информацию.

5.

Микротемы.

Практическая работа.

1

Практическое занятие

Работа по карточкам.

Карточки.

Умение работать с текстом, выделять второстепенную и главную информацию.

6

Способы связи предложений в тексте. Последовательная  связь.

1

Практическое занятие

Анализ текстов. Составление связного текста.

КИМы  ГИА.

Умение работать с текстом, установить связь предложений в тексте, связывать предложения в собственном тексте.

7

Способы связи предложений в тексте. Параллельная связь.

1

Практическое занятие

Анализ текстов. Составление связного текста.

  КИМы  ГИА.

Умение работать с текстом, установить связь предложений в тексте, связывать предложения в собственном тексте.

8

Средства связи предложений в тексте

1

Практическое занятие

Анализ текстов. Составление связного текста.

  КИМы  ГИА.

Умение работать с текстом, установить связь предложений в тексте, связывать предложения в собственном тексте разными средствами.

9.

Зачетная работа по теме «Текст и его основные признаки»

1

Зачет

Самостоятельная работа.

КИМы  ГИА.

Умение работать с текстом: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать смысл, вы-делять главную и второсте-пенную информацию, способы и средства связи предложений в тексте.

10.

Диалог с текстом. Творческая лаборатория «Я – автор»

1

Практическое занятие

Самостоятельная работа. Составление текста.

Самостоятельная работа.

Умение составлять собственное высказывание.

11.

Функционально-смысловые типы речи

1

Практическое занятие

Анализ текстов. Особенности типов речи. Презентация.

КИМы  ГИА.

Умение работать над текстом, определять типы речи, составлять тексты- разные типы речи.

12.

Функционально-стилистические разновидности речи  (стили речи)

1

Практическое занятие

Анализ текстов. Особенности стилей  речи.  Презентация

КИМы  ГИА.

Умение работать над текстом, определять стили речи.

13.

Средства  выразитель-ности в тексте. Выразительные средства фонетики

1

Практическое занятие

Анализ текстов. Презентация.

КИМы  ГИА.

Умение различать  выразительные средства фонетики

14.

Выразительные средства лексики и фразеологии

1

Практическое занятие

Анализ текстов. Выделение вырази-тельных средств лексики

КИМы  ГИА.

Умение различать  выразительные средства лексики.

15.

Тропы.

1

Практическое занятие

Анализ текстов. Выделение  тропов.

КИМы  ГИА.

Умение различать  тропы.

16.

Употребление тропов  в тексте.    

1

Практическое занятие

Анализ текстов. Выделение  тропов

КИМы  ГИА.

Умение различать  тропы.

17.

Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте

1

Практическое занятие

Самостоятельная работа.

Карточки.

Умение пользоваться знаниями и навыками на практике.

18.

Проверь себя! ( контроль за ЗУН по теме  «Выразительные средства языка»)

1

Зачет.

Практическая  работа.

КИМы  ГИА.

Умение пользоваться знаниями и навыками на практике.

19.

«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка

1

Практическое занятие

Анализ текстов

КИМы  ГИА

Умение выделять в тексте различные средства выразительности.

20.

Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления

1

Практическое занятие

Работа над текстом.

Карточки с текстами для анализа.

Умение выделять в тексте различные средства выразительности.

21.

Выразительные средства морфологии .

1

Практическое занятие

Работа над текстом.

Выполнение компьютерного теста.

Карточки

Умение различать  выразительные средства морфологии

22.

Выразительные средства  словообразования

1

Практическое занятие

Работа над текстом

Карточки

Умение различать  выразительные средства словообразования

23.

Выразительные средства синтаксиса

1

Практическое занятие

Работа над текстом

Карточки

Умение различать  выразительные средства синтаксиса

24

Выразительные средства синтаксиса.

1

Практическое занятие

Работа над текстом

Тексты.

Умение пользоваться знаниями и навыками на практике.

25.

Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров

1

Практическое занятие

Работа над текстом

КИМы  ГИА

Умение работать над текстами различных жанров и стилей.

26.

От анализа текста –  к изложению. Виды изложений.

1

Практическое занятие

Презентация.

 Работа над текстом

КИМы  ГИА

Умение работать над текстами, передавать их содержание в сжатом изложении.

27.

 Сжатое   изложение. Основные приемы сжатия

1

Практическое занятие

Презентация. Работа над текстом

Изложение.

Умение писать сжатое изложение.

28.

Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения.

1

Практическое занятие

Особенности сочинения на лингвистическую тему.

Сочинения.

Умение сформулировать тему и идею сочинения.

29.

Вступление и заключение.

1

Практическое занятие

Лингвистическое сочинение. Анализ текста.

Сочинение.

Умение писать вступительные и заключительные части сочинения.

30.

Цитирование как часть текста.  

1

Практическое занятие

Оформление цитат в сочинении.

Сочинение.

Умение пользоваться цитатами  в сочинении.

31.

Основная часть сочинения.

1

Практическое занятие

Работа над сочинением.

Сочинение.

Умение оформлять основную часть сочинения, приводить примеры из текста.

32.

Работа с КИМами ГИА   Разбор заданий частей А и С

1

Практическое занятие

Выполнение заданий ГИА.

КИМы  ГИА

Подготовка к ГИА.

33.

Культура работы с текстами сочинений-рассуждений на лингвистическую тему.

1

Практическое занятие

Выполнение заданий ГИА.

КИМы  ГИА

Подготовка к ГИА.

34.

Зачетная работа:     содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Подведение итогов.

1

Зачет

Выполнение заданий ГИА.

КИМы  ГИА

Подготовка к ГИА.

                                                                  Методическое обеспечение курса

                                                    Литература для учителя:

1.С.И.Львова ГИА 2009 Русский язык Сборник заданий. Гл. «Текстоведение» . М.Эксмо 2009.

2.Л.И.Величко Работа над текстом на уроках русского языка. М.Просвещение 1983.

3.В.Я.Коровина От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. М. Мнемозина 1996

4.Г.К.Лидман-Орлова Учимся писать изложения. М.Дорфа, 2003

5. Т.И.Павлова,Л.Н.Гунина «Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 класса.Сочинение –рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе», Легион, Ростов н/Д. , 2012.

6. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова «Сочинения на лингвистическую тему .Русский язык. 9 класс».Казань, Изд-во МОиН РТ.

                                                  Литература для учащихся:

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М, 1998.

2. Аристова Т.С., Ковшова М.С. Словарь образных выражений русского языка – М., 1995.

3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1998.

4. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2003.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

6. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.

7. Куманяева А.Е. Изложение на экзамене. – М., 2005.

8. Никитина Е.Н. Русская речь 5–9 кл. – М. "Дрофа" 2009.

9.Л.А.Пашкевич. Русский язык .Весь школьный курс в таблицах. Минск:Букмастер: Кузьма,2012.

10. КИМы к ГИА по русскому языку различных авторов 2012г

                                                 Электронные пособия

                                     

  1. 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
  2. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
  3. Фраза. Лингвистический тренажёр.
  4. Электронный  словарь на диске  «Современный словарь по русскому языку» 

                                 Список Интернет-ресурсов  

  1. http://www.fipi.ru/
  2. http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm
  3. http://dist-tutor.info/
  4. http://www.school.edu.ru
  5. http://www.gramota.ru/