4. Выявление и развитие способностей обучающихся

Стеблянская Любовь Витальевна

Предварительный просмотр:

C:\Users\Natalya\Desktop\прогр..jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения  дети осваивают основы хорового исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Мир вокального искусства», направленная на духовное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов   занятия в вокальных группах - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 

  • Формировать устойчивый интерес к пению
  • Обучать выразительному пению
  • Обучать певческим навыкам
  • Развивать слуха и голоса детей.
  • Формировать голосовой аппарат.
  • Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувства ритма.
  • Сохранять и укреплять психическое здоровье детей.
  • Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Создавать комфортный психологический климата, благоприятной ситуации успеха.

Принципы педагогического процесса:

-принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В основу программы «Мир вокального искусства» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода. Программа рассчитана на 2 года обучения детей  в возрасте от 7 до 17 лет

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год – 3 часа в неделю,105 часов в течение года, из них 35 часов на индивидуальную деятельность

2 год – (2 группы) – 3 час в неделю, 105 часов в течение года , из них 35 часов на индивидуальную деятельность

Состав участников группе не более 14-15 человек.

Условиями отбора детей в вокальные группы являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников хора в школьных мероприятиях, оценка зрителей, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Формы и режим занятий

Занятия могут проходить по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников  и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала.

Успехи, результат.

Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся.

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу первого года обучения дети должны

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

К концу второго года обучения дети должны

знать/понимать:

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокальной музыки;

уметь:

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

К концу второго года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети принимают активное участие в концертах. Посещение концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокальному пению  на любой стадии обучения.  Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях.

Необходимые условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано, сентизатор.

4. Музыкальный центр,

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. . Записи выступлений, концертов

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD,

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. ГОД ОБУЧЕНИЯ)

№п/п

тема

Кол-во

часов

1

Вводное занятие

2

2.

Вокально  - хоровая работа

67

3.

Музыкально- теоретическая подготовка

20

4.

Теоретико – аналитическая работа

9

5.

Концертно – исполнительская деятельность

7

итого

105

          КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Тема  занятий

Кол-в часов

Из них

Дата

провед.

Инд.

теория           практика

1

Вводное занятие

2

2

Вокально - хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Певческая установка. Дыхание

4

1

3

4

Распевание

16

2

14

5

Дирижерские жесты

2

1

1

6

Унисон

12

1

11

7

Вокальная позиция

4

1

3

8

Звуковедение

9

1

8

9

Дикция

6

1

5

10

Работа с солистами

8

8

11

Сводные репетиции

4

4

Музыкально-теоретическая подготовка

12

Основы музыкальной грамоты

6

2

4

13

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

8

1

7

14

Развитие чувства ритма

6

1

5

Теоретико-аналитическая работа

15

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

16

Народное творчество

4

1

3

16

Народное творчество

4

1

3

17

Беседа о творчестве композиьторов-классиков

2

2

18

Беседа о творчестве современных композиторов

2

2

Концертно- исполнительская деятельность

19

Праздники, выступления

4

4

20

Концерты,экскурсии

3

3

итого

105

20

85

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

№п/п

тема

Кол-во

часов

1

Вводное занятие

2

2.

Вокально  - хоровая работа

62

3.

Музыкально- теоретическая подготовка

20

4.

Теоретико – аналитическая работа

10

5.

Концертно – исполнительская деятельность

11

итого

105

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

                                             (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Тема  занятий

Кол-во часов

Из них

Дата провед.

Инд

теория           практика

1

Вводное занятие

2

2

Вокально - хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Певческая установка. Дыхание

4

1

3

4

Распевание

12

2

10

5

Дирижерские жесты

1

1

6

Унисон

10

1

9

7

Вокальная позиция

4

1

3

8

Звуковедение

8

1

7

9

Дикция

5

5

10

Работа с солистами

10

10

11

Сводные репетиции

6

6

Музыкально-теоретическая подготовка

12

Основы музыкальной грамоты

4

1

3

13

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

9

1

8

14

Развитие чувства ритма

7

2

5

Теоретико-аналитическая работа

15

Беседа о гигиене певческого голоса

2

2

16

Народное творчество

2

2

17

Беседа о творчестве композиьторов-классиков

2

2

18

Беседа о творчестве современных композиторов

2

2

19

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

2

2

Концертно- исполнительская деятельность

20

Праздники, выступления

5

5

21

Концерты,экскурсии

6

6

итого

105

20

85

           ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В программе выделены следующие направления:

  1. Вокально-хоровая работа.
  2. Музыкально-теоретическая подготовка.
  3. Теоретико-аналитическая работа.
  4. Концертно-исполнительская деятельность.

Вводное занятие   1 год-.2 часа;  2 год- 2 часа.

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

I. Вокально-хоровая работа.                  1 год-67 часов;      2 год- 62часа.

Певческая установка.   Дыхание              1 год-4 часа;      2 год- 4 часа.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

  • голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
  • стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
  • в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
  • при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;

- сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Певческое дыхание.

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.

Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).

Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так;

  • не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
  • не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
  • дыхание брать незаметно и быстро;
  • вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
  • чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Распевание. 1 год-16 часов;      2 год- 12часов.

Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

  1. разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
  2. развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевов на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.

Распевание способствует развитию чистоты интонации догармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.

Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Дирижерские жесты. 1 год-2 час.      2 год- 1 час.

Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.

Дирижерские указания педагога обеспечивают: Точное и одновременное начало (вступление). Снятие звука.

Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).

Единообразное звуковедение (legato, поп legato).

Выравнивание строя.

Изменение в темпе, ритме, динамике.

Унисон. . 1 год-12час.      2 год- 10 час.

В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Вокальная позиция. . 1 год-4 час.      2 год- 4 час.

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.

Резонаторы - это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы - лобные пазухи, гайморова полость - и грудные резонаторы - бронхи.

Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

Звуковедение. . 1 год-9 час.      2 год- 8 час

В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

Дикция. . 1 год-6 час.      2 год- 5 час

Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.

Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

Работа с солистами 1 год-8 час.      2 год- 10час

Репетиции                     1 год-4 час.      2 год- 6 час

 проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

II. Музыкально-теоретическая подготовка. 1 год-20 час.      2 год- 20 час.

Основы музыкальной грамоты. 1 год-6 час.      2 год- 4час

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метроритмическими особенностями строения музыкальных произведений.

Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.

Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.

Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.

Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.

Петь звукоряд до первой октавы - до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.

Научить детей петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем - нижний. После этого следует соединение тетрахордов;

б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. 1 год-8час.      2 год- 9 ч.

Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов -ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).

Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:

  • выше, высокие слоги («динь-динь»);
  • чуть ниже («дан-дан»);
  • еще ниже («дон-дон»).

Развитие чувства ритма. 1 год-6 час.      2 год- 7 час.

    Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.

Метр - это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции.

Темп - степень быстроты исполнения музыкального произведения. В музыке наибольшее распространение получили пять темпов: ларго, адажио, анданте, аллегро, престо. Часто обозначение темпа употребляется вместо названия пьесы или части крупного произведения, например, симфонии или сонаты. Обозначение темпа, как мы видим, в то же время обозначает и характер музыки.

Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно-двигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей.

III. Теоретико-аналитическая работа. 1 год-9 час.      2 год-1 0 час.

Беседа о гигиене            1 год-1 час.      2 год- 2 час

Гигиена певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области хорового пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период

Народное творчество     1 год-4 час.      2 год- 2 час

как основополагающее звено любой культуры - особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения - все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.

Слушание музыкальных произведений     . 1 год-4  час.      2 год- 4 час

как основополагающее звено любой культуры - особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения - все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных  особенностей поющих.

Прослушивание небольших музыкальных произведений.

Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.

Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.

Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.

Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.

Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения - основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.

В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.

Показ-исполнение песни.

Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении  2 год-2 часа.

IV. Концертно-исполнительская деятельность. . 1 год-7  час.      2 год- 11час.

Праздники, выступления . 1 год-4  час.      2 год- 5 час.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Это результат, по которому оценивают работу хора. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

Концерты, экскурсии . 1 год-3  час.      2 год- 6 час.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт - это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством - основная задача педагога.

Формы проведения занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей,

Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.

Выездное занятие - посещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей.

Каждое занятие строится по схеме:

  1. настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3мин);
  2. дыхательная гимнастика;
  3. распевание;
  4. пение вокализов;
  5. работа над произведением;

6)        анализ занятия;
6) задание на дом.

Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.

               ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ  РЕПЕРТУАРА:

  1. Хоровод  «Заплетися  плетень»
  2. Драматический хоровод «Со вьюном я хожу»
  3. Хоровод «Капустка»
  4. Лирическая песня «Степь да степь кругом».
  5. Историческая песня «Ты взойди-ка, взойди, красно солнышко».
  6. Лирическая о любви «Сохнет, вянет во полюшке травушка»
  7. Колыбельная. Муз. Р. Паулса, сл. Аспазии.
  8. Кашалотик. Муз. Р. Паулса, сл.И. Резника
  9. Красный сарафан. Муз. А. Варламова, сл. Г. Цыганова.

   10.   Под музыку  Вивальди. Муз. В.Берковского и С. Никитина.

          сл. А. Величанского

    11. Старый добрый клавесин. Муз. И Гайдна, сл.П.Синявского

     12.Домик-крошечка. Муз. А. Гурилёва, сл. С. Любецкого

     13.Вьётся ласточка сизокрылая. Муз. А. Гурилёва, сл. Н. Грекова

     14.Добрый день. Муз. Дубравина, сл.Суслова

     15.Песенка о капитане. Муз. И.О. Дунаевского, сл. В.И.Лебедева-

          Кумача.

     16. Я помню чудное мгновение. Муз. М. Глинки, сл. А. С. Пушкина

    17. Весенняя песня. Муз. И.-С. Баха, сл. С. Гинзберга

    18. Мелодия. Муз. А. Пахмутовой, сл. Н Добронравова

    19. Солнечная капель. Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушиной

    20. Песня менуэта. Муз. Е. Адлера, сл. Л. Дымовой

   




Предварительный просмотр:

Перечень воспитательных мероприятий, проведенных учителем за три года  (для раздела 4.2)

2013-2014 учебный год

Мероприятия

Класс

Ответственный

Торжественная линейка «День Знаний»

1-11

Ибрагимова Н.П.

Стеблянская Л.В.

КТД «Вальс осени»

-  Осенняя кругосветка:

  • «Листопад» (мозаика);
  • «Песенная»;
  • «Грибная поляна» (съедобные и ядовитые), загадки;
  • Интеллектуальная (вопросы);
  • Презентация «Осенние листья» (отгадать);
  • Игровая «Узнай меня» (отгадать животных);
  • Творческая (номер худ. самодеятельности об осени)

-Осенний бал;

  • Мистер Осень (образ, защита);
  •  В гостях у осени (осенняя сервировка стола);
  • Осеннее настроение (Худ. сам.);

1-11

1-4

5-7

8-11

1-11

Колупаева Н.А.

Усольцева Т.Г.

Классные руководители

Стеблянская Л.В.

Ибрагимова Н.П.

10 класс

Колупаева Н.А.

Машкин Л.Н.

Школьное колесо безопасности» (подготовка) разработать положение

3-4

Усольцева Т.Г

Стеблянская Л.В.

Поздравительная программа  «День учителя («На большом воздушном шаре»)

1-11

Ибрагимова Н.П.

Стеблянская Л.В.

Праздник «Посвящение в первоклассники»

1

Усольцева Т.Г.

Стеблянская Л.В.

Акция «Помоги ближнему»

1-11

Медведева Г.А.

Стеблянская Л.В.

КТД  « Морозные узоры» (предметная неделя МО технологии, эстетического и физического воспитания) :

- Мастерская Деда Мороза;

- Выставка зимних букетов «В гостях у Снежной Королевы»;

- Новогодние утренники:

  • «Новогодний хоровод»;

  • «Снежный серпантин» (кругосветка):

- «Снеговик»;

- «Собери слово»;(осколки);

- «Снежный эрудит»;

- «Песенная»;

- «Попади в цель»;

-  «Новогодняя презентация»

  • «Новогодний бал»

- Мисс Снегурочка;

- Творческий марафон;

  • Клуб «Почемучка» «Новый Год  шагает по планете»

1-11

1-11

1,2,3,4

5-7

8-11

         1-4

Аулова Т.Л.

Кл.руководители

Усольцева Т.Г.

Кл.руководители

Стеблянская Л.В.

Усольцева Т.Г.

Ибрагимова Н.П.

Усольцева Т.Г.

Ибрагимова Н.П.

11 класс

Усольцева Т.Г.

Шмелева Г.М.

Посиделки «Раз в крещенский вечерок»

8-11

Ибрагимова Н.П.

Стеблянская Л.В.

Аулова Т.Л.

Поздравительная программа для учителей « Праздник весны»

1-11

Стеблянская Л.В.

Усольцева Т.Г.

КТД «В мире детства» (предметная неделя начальной школы);

-  Выставка любимой игрушки;

-  Круглый стол « Наши любимые писатели и поэты»;

-  Интеллектуальная игра « Сказка ложь…»

1-4

5-7

8-11

Классные руководители

Стеблянская Л.В.

Ибрагимова Н.П.

Ибрагимова Н.П.,

 Шмелева Г.М.

Литературно-музыкальная композиция «Негасимый огонь памяти»

5-11

Усольцева Т.Г.

Стеблянская Л.В.

Медведева Г.А.

Поздравление ветеранов

5-11

Кл. руководители

Стеблянская Л.В.

Праздник «Последний звонок»

1, 10, 11

Ибрагимова Н.П.

Стеблянская Л.В.

Праздник «До свидания, начальная школа!»

4

Усольцева Т.Г., Стеблянская Л.В.

2014-2015 учебный год

Мероприятия

Класс

Ответственный

Торжественная линейка «День Знаний»

1-11

Усольцева Т.Г

Стеблянская Л.В.

Инициативная группа уч-ся

-Осенний бал «Праздник цветов» («Праздник в средней школе» с. 34);

5-11

Ибрагимова Н.П.  9 «А»кл Стеблянская Л.В.

Праздник «Посвящение в первоклассники»

1

Усольцева Т.Г. Стеблянская Л.В.

Концертная программа «Каждый учитель неповторим»

1-11

Стеблянская Л.В.Усольцева Т.Г. Инициативная группа уч-ся

Акция «Помоги ближнему»

1-11

Медведева Г.А. Стеблянская Л.В. Инициативная группа уч-ся

Час загадок «Кто знает хорошо свой край – загадки дружно угадай»

2-4

Шмелева Г.М. Стеблянская Л.В.

Кругосветка «Культура – любовь к миру»

8-11

Ибрагимова Н.П. Стеблянская Л.В.

Театрализованное представление «В гостях у Мойдодыра»

2-4

Усольцева Т,Г. Стеблянская Л.В.

- Новогодние утренники:

  • «Новогодний хоровод»;
  • «Новогодние приключения»
  • «Снежный серпантин»;
  • «Новогодняя фантазия»;
  • Новогодний бал Зодиака

                     1-2

3-4

5-6

7

8-11

Усольцева Т.Г.

Кл.руководители

Стеблянская Л.В.

Усольцева Т.Г.

Инициативная группа уч-ся

Посиделки «Раз в крещенский вечерок» (использование фольклора и обычаев других народов)

8-11

Ибрагимова Н.П. Инициативная группа уч-сяАулова Т.Л. Стеблянская Л.В.

-Театрализованное представление «Правила дорожного движения» («Праздник в средней школе с. 20-24, Внеклассные мероприятия 3 кл);

1-4

Усольцева Т.Г. Стеблянская Л. В.

Праздник мальчишек

5-6

Шмелева Г.М. Стеблянская Л.В.

- Литературно-музыкальная композиция «России доблестной сыны»;

5-11

Усольцева Т.Г. Шмелева Г.М., Стеблянская Л.В. Инициативная группа уч-ся

-Конкурсная программа «Будущие защитники» («Калейдоскоп увлекательных мероприятий. С.46-49)

1-4

Стеблянская Л.В.

Усольцева Т.Г.

 Инициативная группа уч-ся

- Конкурсная программа «Армейский экспресс» («Кл. часы 7-8 кл. с. 96-103)

8-11

Ибрагимова Н.П. Колупаева Н.А. Стеблянская Л.В.Инициативная группа уч-ся

Поздравительная программа для учителей « Весннее очарование»

1-11

Стеблянская Л.В.

Усольцева Т.Г.

Инициативная группа уч-ся

КТД «В мире детства» (предметная неделя начальной школы);

-  Выставка любимой игрушки;

-  Круглый стол «Наши любимые писатели и поэты»;

-  Интеллектуальная игра «Сказка ложь…»

1-4

5-7

8-11

Классные руководители

Ибрагимова Н.П.

Ибрагимова Н.П.,

 Шмелева Г.М.

1-4

3-4

8-11

Кл. рук.

Шмелева Г.М., Усольцева Т.Г.

Шмелева Г.М., Ибрагимова Н.П. Стеблянская Л.В.

Конкурсная программа «Аленький цветочек»

5-7

Аулова Т.Л. Стеблянская Л.В.

Литературно-музыкальная композиция «Этот День Победы» (Вн. Мероприятия в нач. школе кл. часы 7-8 кл. с. 104)

5-7

Медведева Г.А. Стеблянская Л.В.

Инициативная группа уч-ся

Праздник «Последний звонок»

1, 10, 11

Ибрагимова Н.П. Стеблянская Л.В.

Праздник «До свидания, начальная школа!»

4

Усольцева Т.Г., Стеблянская Л.В.

2015-2016 учебный го

" Осень в гости к нам пришла", (игровая программа)

1-2

Усольцева Т.Г.

Сандракова Н.С. Стеблянская Л.В.

Кругосветка " Лес, точно терем расписной"

3-4

Усольцева Т.Г. Стеблянская Л.В.

Лисокович Е.П.

"Овощной базар" (позн. игров. прогр.)

5-7

Усольцева Т.Г. Стеблянская Л.В.

"Осенний бал" (вечер) (защита работы)

9-11

Усольцева Т.Г.

Аулова Т.Л. Стеблянская Л.В.

"Под крышей дома своего". (Концерт для учителей).

1-11.

УсольцеваТ.Г.

СтеблянскаяЛ.В.

Подготовка и концерт на родительское собрание.

В течение месяца

УсольцеваТ.Г.

СтеблянскаяЛ.В.

"Женщина, мать, любимая".(литературно-музыкальная гостиная ко дню матери).

8-11

СтеблянскаяЛ.В.

УсольцеваТ.Г.

Учителя лит-ры.

C:\Users\Natalya\Desktop\восп. мероприятия.jpg



Предварительный просмотр:

Секция 1 (подгруппа 2) «ФГОС нового поколения как фактор повышения профессионального мастерства педагога» Руководитель: Дараева Полина Алексеевна Члены жюри:

Аулова Татьяна Леонидовна

        Азизмамадова Виктория Григорьевна

        Писарева Татьяна Сергеевна

1.

Сторчакова

Оксана

Викторовна

МБОУ СОШ

с. Восток.

учитель химии

«Моделирование урока химии с использованием цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий в условиях внедрения ФГОС»

2.

Буркова Майя Валерьевна

МБОУ СОШ с. Восток, учитель географии

«Нетрадиционные формы работы

на уроке географии с применением

 ИК1 в условиях реализации ФГОС»

3.

Че Кен Сук (Алена

Валерьевна)

МБДОУ № 12, воспитатель

Профессиональная компетентность

 педагогов в условиях реализации

ФГОС ДОО

  4.

Стеблянская

Любовь Витальевна

МБОУ СОШ

№7

«Уроки музыки» –новое время – новые требования

  5.

Шумилова

Анастасия

Николаевна

МБДОУ №1

Реализация художественно -

эстетического развития детей

дошкольного возраста в соответствии

ФГОС ДО. Мастер-класс «Снегири на ветке»

  6.

Князева Наталья | Анатольевна

МБ ДОУ № 2, воспитатель

«Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Мастер-класс

Секция

C:\Users\Natalya\Desktop\конференция.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

     

                                                                             

                     

МОУ СОШ №7

   

 

Программа отчетного концерта

«Школьные годы»

1. « Что мы Родиной зовем» хор. Муз. В. Струве., сл. В. Степанова (рук. Стеблянская Л.В.)

2. «Школа» стих. Н. Сафо. Бурдоль Настя 4 кл. (рук. Усольцева Т.Г.)

3. «Школьная тропинка» хор. Муз. В. Мурадели., сл.

М. Лисянского. (рук. Стеблянская Л.В.)

4. «Стихи об учителе» Хон Настя 7 кл. (рук. Усольцева Т.Г.)

5. «Песенка о школьном учителе» Мухина Женя  5 кл. муз.

 В Волкова., сл. В Татаринова (рук. Стеблянская Л.В.)

6. «Про козлика» вок. группа «Капельки» 1 кл. муз. Г.Струве.,

 сл. В. Татаринова (рук. Стеблянская Л.В.)

7. Инсценировка «Дайте, что-нибуль» 6 кл. (рук. УсольцеваТ.Г.)

8. «Волшебник недоучка» вок.группа «Радуга» 5кл. муз. А.Зацепина., сл. Л.Дербенева. (рук. Стеблянская Л.В.)

9. Инсценировка «Разговор под окном» (рук. УсольцеваТ.Г.)

10.Инсценировка «Костя делает уроки» 6 кл. (рук. УсольцеваТ.Г.)

11. «Здравствуй, лето» вок.группа «Бусинки» 2 класс муз.Г.Струве., сл. К.Ибряева (рук. Стеблянская Л.В.)

12. Инсценировка «Кнопка» » 6 кл. (рук. УсольцеваТ.Г.)

13. «Про меня» стих. Н.Сафо. Коробаева Даша 4 класс.  (рук. УсольцеваТ.Г.)

14. «Учительница первая моя» трио 6 кл. муз. и сл. Т. Ткачевой.

рук. Стеблянская Л.В.)

15. «Родные места» вок.группа «Радуга» 5кл. муз. Ю. Антонова., сл. М.Пляцковского (рук. Стеблянская Л.В.)

16. «Учителя»   стих. Хрыкина Ксения 8кл. . (рук. Гулько Е.А.)

17. Инсценировка «Молодой специалист» (рук. УсольцеваТ.Г.)

18. «Учителя, вы в нашем детстве остаётесь».вок.группа «Юность» муз.Ю.Чичкова., сл. М.Пляцковского (рук. Стеблянская Л.В.)

19. Инсценировка стихотворения «Уроки истории» 6 кл. . (рук. УсольцеваТ.Г.)

20. «Где ты?» авторская песня Казанцева Мария 8 классрук. Стеблянская Л.В.)

21. «Вот солдаты идут»  вок.группа. муз.К,Молчанова., сл. М.Львовского (рук. Стеблянская Л.В.)

22. «Неизвестный солдат» проза. Отрывок из произведения «Судьба человека» Им Кирилл 8 класс. (рук.  Гулько Е.А.)

23. «Мать ждала» стих. Федорова Тамара 7 кл.  Ибрагимова Н. . (рук. УсольцеваТ.Г.)

24. «Вот какая бабушка» трио «Подружки» 4 кл. муз. П. Попатенко., сл. И. Черницкой (рук. Стеблянская Л.В.)

25. «Идут солдаты»Бурдоль Настя 4 кл В.Степанов. (рук. УсольцеваТ.Г.)