Для классного руководителя
Здесь будет размещен полезный материалдля классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_na_1_sentyabrya.docx | 11.46 КБ |
psiholgo-pedagogicheskaya_harakteristika_klassa.doc | 37 КБ |
ya_-_grazhdanin_svoey_strany.docx | 17.49 КБ |
virus_skvernosloviya.docx | 28.73 КБ |
ko_dnyu_materi.docx | 22.46 КБ |
zolotoe_koltso_rossii.docx | 52.01 КБ |
v_60_let_-_zhizn_tolko_nachinaetsya.docx | 203.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ученик(ца)________________________________________________________
Дата рождения________________________________________
Адрес ____________________________________________________________ __________________________________________________________________Какие кружки и секции посещает ____________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО мамы_________________________________________________________
Место работы______________________________________________________
__________________________________________________________________
Образование (высшее, сред. спец., сред. общее)
Социальный уровень (ИП, интеллигенция, служащий, рабочий, безработный)
ФИО папы_________________________________________________________
Место работы______________________________________________________
__________________________________________________________________
Образование (высшее, сред. спец., сред. общее)
Социальный уровень (ИП, интеллигенция, служащий, рабочий, безработный)
Телефон для связи:__________________________________________________
Многодетная семья, малообеспеченная семья, мать-одиночка, полная семья,
неполная семья, потеря кормильца, воспитывают родственники (без учреждения опеки), безработные(зарегистрированные на бирже), безработные (не зарегистрированные на бирже), опекаемые дети.
Дополнительная информация, которую Вы хотите сообщить классному руководителю.
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.
В _ «__» классе учится ___ человек, из них __ мальчиков и __ девочек. Большинство детей 20___ года рождения. Учатся вместе __лет, а некоторые __ и год соответственно, т.к. в к 5 и в 6 классе пришли новые ученики. Два ученика __________________ по собственному желанию перешли в другую школу.
В классе имеется три многодетных семьи: ____,______, _____. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям, интересуются школьной жизнью своего ребенка.
В классе____отличников, хорошистов - ____, среди которых можно отметить _________, они по итогам года имеют мало четверок и могут учиться на «отлично». Низкая успеваемость у _______.
У учеников обнаружились следующие типы мышления как теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный.
В классе присутствует творческий потенциал: ______занимаются в детской школе искусств. Некоторые поют в школьном хоре: ______________________. _________ занимается танцами. Некоторые занимаются спортом: _________ ходят на футбол, ________ играют в баскетбол.
Класс средне активный, дети принимают участие во всех школьных мероприятиях, особенно им нравятся спортивные состязания. Дети в основном физически здоровы и неплохо физически подготовлены. Об этом свидетельствуют хорошие результаты в соревнованиях между параллелями: по футболу, баскетболу, хоккею, кроссу. Детям нравятся мероприятия, проводимые совместно с родителями. Поэтому хорошей традицией в нашем классе стало приглашение пап и мам на наши общие дела и праздники.
На уроках дети не всегда активны, и не всегда хорошо воспринимают материал. Порой на уроках учеников очень тяжело успокоить, они не всегда настраиваются на рабочий лад, ждут перемены, не хотят сидеть по рассадке классного руководителя.
Не все ученики добросовестно готовятся к урокам. Есть ученики, которые на некоторых занятиях могут позволить себе готовиться к другому предмету, а именно переписывать домашнее задание по математике, английскому и прочим предметам. Но есть в классе и ученики, которые увлеченно слушают новую информацию.
В целом, в классе, если создать благоприятную обстановку, а главное интересно преподносить новый материал, то ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы и способны активно работать на уроке.
Классный руководитель проделал немало работы, направленной на сплочение коллектива, также привлекался школьный психолог: она проводила индивидуальные беседы и тренинги на сплочение коллектива. И результат стал очевиден с конца прошлого учебного года. Классный коллектив на данный момент в целом дружный. «Отверженных» учеников уже как таковых нет, но есть дети, над которыми часто подшучивают.
Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. В соревнованиях девочки поддерживают мальчиков, и – наоборот. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения, в большинстве своем, - доброжелательные. Несмотря на то, что это подростки, и психически они пока не состоялись, у них встречаются перепады настроения, и ссоры бывают часто. Одноклассники могут повздорить между собой, но, как правило, они быстро мирятся.
Микрогруппы мирно существуют. Никто ни кого не притесняет, иногда могут пошутить друг над другом. Таких жестоких оскорблений, которые были раньше – нет, дети, в целом, уважают друг друга. Просто не у всех одинаковые интересы, но иногда они совпадают. Большинство слушает одну и ту же музыку, увлекается похожими фильмами и компьютерными играми.
Особенно активно дети обсуждают новые модели мобильных телефонов. Иначе можно сказать, что наличие микрогрупп условно, дети общаются между собой, но на переменках можно увидеть парочки или микрогруппы в количестве 4-5 человек. Так же в классе есть хорошая традиция – поздравлять с днем рождения. При этом ученики делают сюрприз и дарят сувениры и подарки.
Обязанности в классе первоначально были разделены между всеми учениками, и поэтому, как такового актива не существует. Но, однако, как в любом классном коллективе, у нас есть староста. В этом году старостой избрали ________. Дети уважают его за хорошее отношение ко всем одноклассникам, за умение сгладить любой конфликт. И не смотря на то, что у ______ нет четко выраженных лидерских качеств, его единогласно выбрали старостой.
В отношение к труду: ученики не всегда с удовольствием идут на общественные работы на пришкольном участке. Но, благодаря работе классного руководителя, они выполняют необходимый перечень работ. И уже в процессе работы дети увлекаются. Они общаются, смеются. Совместная уборка территорий – один из моментов воспитательной работы. Ведь общественно полезный труд сближает коллектив.
В целом класс характеризуется неплохой сплоченностью, общительностью, взаимоуважением и поддержкой.
Предварительный просмотр:
Классный час «Я гражданин своей страны!»
Цели:
воспитание чувства патриотизма, чувства долга перед родиной, ответственности за свои поступки
Задачи:
- дать определение словам патриотизм и патриот
- выявить отношение учащихся к проблемам патриотизма ;
- развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление
- определить собственной жизненной позиции.
Ход мероприятия
В последнее время все чаще мы можем услышать слова «Родина», «Патриот», «гражданин своей страны» «подвиг». А как вы понимаете, кто такой патриот?
Готовы ли вы сегодня к подвигам (жертвам, потерям) во имя интересов своей Родины?
Кто такой патриот?
Незаконченные предложения.
Моя Родина – это…
Самыми трудными событиями моей Родины были…
Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
Когда я вырасту, я хочу…
Я не хочу, чтобы моя Родина…
Я благодарен(а) своей Родине за то, что
Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.
Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.
Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Д. Н. Ушаков. Толковый словарь
Черты, которые свойственны патриоту
(Рисуем человека, наклеиваем черты. Обосновываем выбор)
(на доске плакат с изображением человека, заранее подготовлены черты)
Любит то место, где родился и вырос |
Готов встать на защиту Родины. |
Хорошо учиться |
Любит и не забывает свою мать, свой дом |
Знает свой родной язык |
Занимается спортом |
Знает государственную символику |
С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей. |
Знает историю своей страны, гордится своими предками. |
Любит животных |
Готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины |
Не только любит, но и охраняет природу |
Хороший друг. |
Преданный, ответственный, справедливый, |
А что для меня Родина?
Просмотр видео ( фотографий)
Если ты хочешь быть патриотом…
1.Не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее.
3.Будь позитивным и инициативным.
4.Гордись людьми, прославляющих твою страну.
5.Будь вежливым, ответственным и справедливым
6.Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
Предварительный просмотр:
Вирус сквернословия
(познавательная беседа)
для учащихся 5-7 классов
Составитель: Крапивина Е.Н.
Цель: Формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
- Способствовать формированию культуры речи, культуры поведения.
- Активизировать познавательную активность в области этикета.
Оборудование и материалы:
презентация, чистые листочки на каждого ребенка, сценарий, музыка, стикеры.
Ход урока:
Слайд 1
-Я рада видеть здесь всех без исключения.
Что я не сказала, когда обращалась к вам? (не поздоровалась)
Ребята, а как еще люди приветствуют друг друга? Какие движения они при этом делают?
Слайд 2
Остановимся на среднем варианте – рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.
Игра «Необычные приветствия»
Итак, как только я включу танцевальную музыку, вы должны начать ходить по комнате (можно так же прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, то я произнесу слова: раз, два, три, друга найди!» В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда я скомандую – «Поздоровайтесь ..» - и затем называю любую часть тела.
Каждый раз во время музыкальной паузы вы должны встать рядом с тем игроком, с кем вы еще никак не здоровались.
Слайд 3
Звучит песня.
Слайд 4
-Тема нашей встречи :« Вирус сквернословия»
А что же такое сквернословие?
Слайд 5
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное».
Слайд 6, 7
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
Слайд 8
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие – это хамство, оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в любом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Слайд 9
Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
Слайд 10
Вы только вдумайтесь в факты! За последние 20 лет число детей с проблемами здоровья выросло в 10 раз. Более 80% новорождённых больны. Здоров лишь каждый 10-й выпускник. Ежедневно в России умирает более 3000 человек. По продолжительности жизни Россия стоит на 130 месте в мире. И не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность, т.е. нецензурные слова, мат, сквернословие.
Слайд 11
-Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Дерево мнений»
Игра: «Дерево мнений»
Сейчас я вам предлагаю поиграть в «Дерево мнений» вы будете подходить по одному и наклевать стикеры на дерево, если согласны с выражением, которые мы вам будем зачитывать. Розовый цвет – Да; Зеленый – Иногда; желтый – нет.
Согласны ли вы с выражением: «Почему же люди выражаются нецензурными словами?» :
- не хватает слов для связки
-потому что не воспитанные
-вошло в привычку
-чтобы приукрасить свою речь
-ограничен словарный запас
-бранные слова приходятся к месту
-не могут управлять эмоциями
Следующее выражение: «Согласны ли вы с выражением, что бранные слова употребляются для»:
-повышения эмоциональности речи
-оскорбления, унижения адресата речи
-демонстрации агрессии, отсутствия страха
-демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов
-демонстрации принадлежности к «своим»
Вывод: А теперь посмотрите наше дерево получилось одного цвета и это означает, что вы идете по правильному пути и ругаться вы не будете.
Слайд 12
Но на самом деле сквернословие говорит о том, что у человека очень маленький словарный запас, неумение выбирать слова в момент радости и гнева.
Слайд 13
Психологи утверждают, что добрые, спокойные, утешительные слова поднимают настроение, возвращают человеку уверенность в себе, укрепляют его дух. Самой большой целебной силой обладают слова: добро, вера, надежда, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение.
Слайд 14
Игра: «Эстафета добрых слов»
(цель: умеют ли дети говорить добрые слова, как чувствуют себя после хороших слов)
-Я начну, и каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово. И обязательно назвать соседа по имени т.к. имя человека –хорошее и доброе слово. Н-р: Таня -улыбка)
Опрос:
- Приятно ли вам было произносить хорошие слова?
-Приятно ли было, когда вам говорили добрые слова?
Нам всем сейчас стало немного теплее от добрых слов. Было бы хорошо, если бы такие слова звучали каждый день.
Слайд 15
Так откуда взялось сквернословие? Давайте обратимся к истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.
В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.
Слайд 16
Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость?
Слайд 17
Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.
Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Слайд 18
Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований.
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
Слайд 19
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли.
Слайд 20
С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.
Слайд 21 – 28
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.
Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!
Слайд 29
В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях.
Слайд 30
Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью своих слов человек создаёт или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению его потомства.
Слайд 31
Самым важным и научно-подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья,
• он способствует снижению интеллекта,
• провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности,
• обворовывает нас духовно,
• унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь,
• калечит людские судьбы,
• приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Слайд 32
А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. А хорошим словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.
-Ребята, а как вы думаете, есть ли наказание за сквернословие?
Слайд 33
Наказание за сквернословие:
-Сквернословие на Руси до середины 19 века было не распространено даже в деревне. И являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
Слайд 34
В наше время за сквернословие в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях».
-А можно ли отказаться от сквернословия?
(можно, если сильно захотеть, можно следить за своей речью)
Слайд 35
Работа в группах
-Давайте представим себе, что мы с вами врачи. И нам нужно найти лекарство от такой болезни, как сквернословие, чтобы помочь всем людям излечиться от такого вируса. Попробуем составить рецепт для больных. (работа в группах)
(Учащиеся зачитывают рецепты)
Слайд 36
А во что нам предлагают психологи:
Первое: не говорить плохих слов самому. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!”
Второе: Не копировать других, не говорить, как все, не стараться быть похожими на кого-то, сохранять самобытность и помнить: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст.”
Третье: Тренировать себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Использовать в своей речи как можно больше похвалы, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.
Четвертое: заниматься каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.
Слайд 37
Викторина: «Самый внимательный»
1.Почему люди матерятся?
(не хватает слов для связки, потому что не воспитанные, вошло в привычку, чтобы приукрасить свою речь, ограничен словарный запас, бранные слова приходятся к месту, не могут управлять эмоциями)
2.Какой вред оказывает сквернословие человеку?
(Вред здоровью, словом можно убить)
3.Как влияют на человека добрые слова?
(человек может излечиться от болезни, быть счастливым)
4.Какое наказание было в Древней Руси для богохульников?
(смертная казнь)
5.Какое наказание применяют в нашей стране?
(штрафы, арест до 15 суток)
6.Как бороться с вредной привычкой?
(не говорить плохих слов самому, не копировать других, не говорить, как все, тренировать себя просто говорить вежливо, заниматься каким-нибудь полезным трудом)
Слайд 38
Предлагаю закончить наше мероприятие игрой «нарисуй два портрета и найди пять отличий».
Игра «Нарисуй два портрета и найди пять отличий».
- Мы раздаем вам два листочка, на одном вы рисуете человека ругающегося матом, на другом- не ругающегося и пробуете найти отличая. Делаем вывод…
Слайд 39
В этой связи хотелось бы привести в пример еще одну историю. Однажды один
император увидел солдата: весь грязный, в рваной шинели. Сжалился над ним, взял в
карету, привез во дворец, его помыли, одели в чистые одежды. Он оказался хорошим
молодым человеком, очень талантливым. Его сделали военным начальником. Но со
временем он стал частенько раздражаться и возвышать голос. И как только такое
случалось с ним, то он сразу убегал в свою комнату. Побудет там несколько минут, и
опять выходит с радостным лицом. Так он делал несколько раз, об этом донесли
императору. Тот спрашивает его: «А что у тебя там такое в комнате, что ты всегда
бываешь умиротворенным». Вошли и увидели его старую шинель. Он говорит им: «Когда
я возмущаюсь и начинаю раздражаться, то забегаю в свою комнату и вспоминаю, глядя
на шинель, кем я был раньше и кем я стал теперь». Подытоживая сказанное, выведем
своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С
меня начинается честь и культура России.
Слайд 40
Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Пусть этот классный час принесет положительный результат и все задумаются.
Список использованной литературы:
- Изабеков В. Тайны Русского слова. Заметки нерусского человека / В. Изабеков . - М. : Даниловский благовестник, 2008. – 200 с.
- Тимонина О. Ю. О сквернословии /О. Ю. Тимонина// Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 32 – 35
- Кудашова Т. Чем опасна ненормативная лексика / Т. Кудашова // Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 66 – 69
- Владимиров А. Семицветная радуга человеческого слова / А. Владимиров // Уроки литературы. – 2013. – № 6. – С. 2 – 5
- Домбровский А. Матерясь над гнездом кукушки / А. Домбровский // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 3. – С. 4 – 6
- Степанов С. Почему они разговаривают матом? / С. Степанов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 3. – С. 7 – 8
- Гаранькина М. Как быть, когда ученик при нас выражается матом? / М. Гаранькина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 3. – С. 12 – 13
Предварительный просмотр:
Загляните в мамины глаза
конкурсная программа
(для учащихся 5 – 7 классов)
Составитель: Крапивина Е.Н.
Цель: Познакомить учащихся с историей появления в календаре Дня матери.
Задачи:
- Научить детей быть заботливыми, нежными, ласковыми по отношению к близким;
- Развить эмоциональную сферу и артистизм детей;
- Воспитать коллективизм и сплоченность учащихся.
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые родители! Наш праздник я хочу начать словами Зои Ивановны Воскресенской:
«Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мам самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.»
Я верю, что женщина –
Чудо земное
Какого на Млечном пути
Не сыскать.
И если женщина
Слово святое,
То трижды священное –
«женщина – мать».
На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из них слово- мама. Оно несёт в себе тепло материнских рук. А что для человека желаннее, чем тепло и свет родного человека?
Сегодня удивительный праздник, хотя он не отмечен красным цветом в календаре о нем знают все. Это День Матери. Во многих странах мира отмечают День Матери, правда, в разное время. Например, в Англии он отмечается в апреле и имеет религиозное содержание. В Америке день матери отмечается в мае. Символы праздника- красные гвоздики.
В России День Матери стали отмечать сравнительно недавно с 1998 года. Он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Слово «мама»- одно из самых древних слов на Земле. Это слово почти одинаково звучат, на языках разных народов: по- грузински «нана», по-аварски «баба»,
Независимо от языка, слово «мама» всегда произносится с особой нежностью и любовью. Мама - самый важный человек в жизни.
Друзья в мире столько написано книг о мамах, что и не перечесть. Но давайте все же вспомним несколько известных произведений. Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в конкурсе «Узнай чья мама». Я вам буду зачитывать описание мамы, а ваша задача назвать автора и название произведения.
- Она приняла в семью маленького мальчика, хотя большой и злой сосед утверждал, что это его добыча, и требовал отдать ему ребенка. Но мать защитила дитя, заявив: «Человеческий детеныш останется у меня!»И враг отступил, и детеныш остался у этой матери и был воспитан так, как подобает воспитывать сыновей свободного рода. О какой матери идет речь? (о волчице – матери, Р. Киплинг, «Маугли»)
- Одна красивая особа беззаботно жила в богатом доме, веселилась, принимала гостей и знать не хотела двух бедных племянников-сироток. Но в результате несчастного случая это особа осталась без своего красивого дома, все друзья отвернулись от нее. И только племянники пустили тетку в свой дом. И она стала им настоящей матерью, заботилась о них, как о родных детях. Кто она и из какой книги? (кошка, С. Маршак «Кошкин дом»)
- В одном российском селе мама преподала своему сыну хороший урок. Однажды тот забрался в колхозный огород и набрал полные карманы огурцов. Страшно довольный он пришел к маме. Но мать велела отнести огурцы туда, где брал, поскольку он их не сажал и не растил. Мальчишка испугался и заревел. Но мать была неумолима, заявив, что сын-вор ей не нужен. Пришлось ребенку вернуть огурцы, повиниться перед сторожем. И как же радостно стало у него на душе! А с кем и в какой книжке произошел этот случай? (с Котькой, Н. Носов «Огурцы»)
- Одна мама не любила зверей, особенно всяких кошек. А сын ее, наоборот, очень их любил и однажды привел в дом кота. Ребенок совершил добрый поступок, а мама это не оценила. Даже заявила: «Выбирайте: или он, или я.» Хотя ребенок предупреждал, что если кота прогонят, то он тоже из дому уйдет. Но мама ему не поверила, а ведь он говорил серьезно! И действительно, ушел из дома, вместе с котом. Правда, потом мама поняла ребенка, и все закончилось хорошо. О ком идет речь? ( о Дяде Федоре, Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»
- Эта мама, будучи совсем девочкой, попала в одну волшебную школу и там познакомилась со своим будущим мужем. Они считались лучшими учениками. Но… случилось страшное – им стал угрожать могущественный и злобный чародей! Он даже хотел убить их малыша, которому был лишь годик! И тогда мама проявила чудеса самопожертвования. Она решила биться за своего ребенка до последнего и пожертвовала для этого своей жизнью. Но, главное, перед гибелью мама смогла помочь сыну – закрыла его очень сильной броней, броней любви. Именно это и спасло мальчика – колдовской удар отразился и пришиб самого злодея. Вы поняли о ком речь? (мама Гарри Поттера, Д. Роулинг «Гарри Поттер»)
Какие вы молодцы! Если отец - глава семьи, то мать – ее душа. Если отец обеспечивает достаток и порядок в доме, то мать может создать уют, покой и особую теплоту отношений.
Алексей Максимович Горький писал: "Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира - от матерей!."
А мы с вами сейчас проверим какие наши мамы ловкие и умелые. Следующий конкурс «Веселый мамобол». Для этого подвижного, задорного и бодрого конкурса нам нужно три пары – мама+ребенок. Мамы отходит от своего чада на 3-4 метра, становится за черту, нарисованную мелом на полу, и складывает руки перед собой на манер баскетбольного кольца. Задача ребенка сводится к тому, чтобы закинуть в эту импровизированную ячейку как можно больше воздушных шариков. Маме разрешается двигаться вдоль черты вправо и влево, но выходить вперед и заступать за линию строго запрещено. Победу присуждают паре, забросившей за 2 минуты в корзину максимальное количество воздушных шариков.
Праздник «День Матери» постепенно входит в российские дома. И это замечательно. И сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумывали, лишними они не будут. В это день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
И снова мы поиграем с вами. (приглашаются 4 человека с мамами) Конкурс называется «Умные прыгуны». Надо попрыгать на шарике так, чтобы его лопнуть, а внутри будет сюрприз.
Задания для мам: решить задания:
– по математике: – Мряка и Бряка поссорились. Мряка 7 раз фрякнула Бряку марфуфочкой по чем попало, а Бряка фрякнула Мряку той же марфуфочкой по чем попало 9 раз. Спрашивается, сколько раз хватали бедную марфуфочку за хвост и фрякали ею по чем попало? (2 раза, 16 раз).
– Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он орал 5 минут, когда его укусила оса, он орал на 3 минуты больше, но когда собственная мать набросилась на него и начала мыть с мылом, Кузя орал в 2 раза дольше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 9 минут, сколько минут орал уже вымытый Кузя? (7 минут).
– по русскому языку: – как вы понимаете фразу “Глокая куздра бодланула бокренка и кудрячит бокра”?
– по литературе: – рассказать сказку “Репка” на современный лад
Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! На вашей ручке был привязан номерок из клеенки. На нем были написаны фамилия, вес, число, месяц, год и время вашего рождения. Тогда ваша мамочка первый раз взглянула на вас и поняла, что ее ребенок самый лучший, самый любимый, самый прекрасный.
Мамы будут любить вас ровно столько, сколько будут жить на свете - помните об этом. И сколько бы вам не было лет 5 или 50, вам всегда будет нужна мама, ее взгляд, улыбка, ее любовь. И чем больше ваша любовь к маме, тем радостнее и светлее её жизнь!
А теперь мы с вами поиграем! Игра называется «Узнай ребенка по почерку». Ваши дети заранее написали пожелания для своих мам, но не указали не имен не фамилий, ваша задача узнать по почерку пожелание своего ребенка.
Мамы всегда хотят, чтобы дети были здоровыми и сытыми. Сейчас мы это и проверим. Следующий конкурс «Покорми меня.» Для конкурса нужно трое мам вместе со своими детьми. Сейчас мамы будут кормить своих детей. Причем с закрытыми глазами (всем завязывают глаза). Мамы и дети кормят друг друга бананами.
Ребята всегда помните о том, что мама – это самый дорогой и близкий человек. Она подарила вам жизнь, оберегала, поддерживала, учила всему.
Материнское сердце, как солнце, светит вам, как бы далеко от родительского дома вы ни были. Мама – наш друг и советчик, наш ангел –хранитель. Любите своих мам, ребята, всем сердцем! Не огорчайте их понапрасну.
День Матери – лучший день,
И в этот день осенний
Мы просим женщин всей Земли:
Примите поздравленья!
Веселитесь, не скучайте
И почаще отдыхайте!
Чтоб дома, на работе
Были вы всегда в почёте.
В этот день все дети стараются поздравить своих мам с праздником, поблагодарить их за заботу и любовь, сказать теплые, добрые, ласковые слова. А я предлагаю ребятам вручить своим мамам медали «Самой лучшей маме в мире». Спасибо.
Список использованной литературы:
- Быкова Г. В. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать! / Г. В. Быкова // Читаем, учимся, играем. – 2011. - № 8. – С. 45 – 47
- Пронькина О. И. Как прекрасно слово мама / О. И. Пронькина // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 1. – С. 8-9
- Пешкун Л. Г. Для самых – самых любимых / Л. Г. Пешкун // Читаем, учимся, играем. – 2016. - № 8. – С. 65 – 67
- Пешкун Л. Г. Для самых – самых любимых / Л. Г. Пешкун // Читаем, учимся, играем. – 2016. - № 9. – С. 77 – 80
- Брылина И. А. Маменька родимая – свеча неугасимая… / И. А. Брылина // Последний звонок. – 2016. – № 9. – С. 10 – 12
- С. Маршак Кошкин дом
- Д. Роулинг Гарри Поттер
- Р. Киплинг Маугли
- Н. Носов Огурцы
- Э. Успенский Дядя Федор, пес и кот
Предварительный просмотр:
По золотому кольцу России
виртуальное путешествие
(для учащихся 6 – 8 классов)
составитель: Крапивина.Е.Н.
Цель: Познакомить учеников с городами Золотого кольца России и их историей.
Задачи:
- воспитать любовь к Родине и чувство патриотизма;
- расширить кругозор учащихся в области исторических ценностей древних городов России;
- привить интерес к народным традициям, обрядам.
Оборудование: сценарий, презентация, выставка « Золотой венец России», путевой лист юного путешественника, кроссворд "Золотое кольцо России".
Ход урока:
Здравствуйте дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодня мы будем с вами рассматривать достопримечательности, наблюдать, исследовать, изучать тайны древних городов России. Это значит, мы не простые с вами путешественники, мы путешественники – исследователи! Как и в любом путешествии, нам понадобится маршрут нашего путешествия.
- Посмотрите на экран, это карта «Золотого кольца» России.
- Назовите, города, которые входят в «Золотое кольцо» России. (ответы детей)
- Все они, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры.
– Почему кольцо? Почему золотое? Попробуем ответить на этот вопрос.
– С древних времен кольцо является символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются кольцами.
– С давних пор золото – символ богатства и знатности, так как это очень редкий драгоценный металл и до сих пор золотой запас казны государства – показатель его силы и могущества. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него, очень изящны и затейливы.
– Посмотрите на экране план размещения городов в Золотом кольце. Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины.
– Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России. Давайте и мы совершим по нему заочное путешествие. Тогда отправляемся в путь.
– Начиная и заканчиваясь в Москве, маршрут Золотого кольца проходит по территории 5 областей: Московской, Ярославской, Владимирской, Костромской и Ивановской. На северо-восток от Москвы ведёт древняя дорога. Она связана со множеством событий русской истории. И вела она в древний русский город Сергиев Посад.
Первый город, который мы посетим, – это Сергиев Посад. Город назван в честь святого Сергия, родившегося в соседнем городке – Радонеже. Сергий Радонежский основал один из самых значительных и больших по размерам монастырей России. Мощи святого Сергия захоронены в Троице-Сергиевой лавре. Слово «лавра» означает «главный, самый важный монастырь». Здесь находятся семинария, наиболее богатая в России библиотека религиозной литературы.
А еще Сергиев Посад называют «игрушечной столицей России», так как почти 300 лет в нём изготавливают игрушки. В Сергиевом Посаде есть единственный в России музей игрушки. В нём собрано более тридцати тысяч игрушек из разных стран. Игрушечным символом города является матрёшка. В музее хранится одна из первых российских матрёшек, ей более 100 лет.
Ребята, а чтобы закрепить ваши знания о каждом городе, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Согласны? Ну тогда начнем. Первый вопрос нашего кроссворда: " Город, в котором начинается и заканчивается путешествие по Золотому кольцу." (Москва) Следующий вопрос: " В Древней Руси – торгово-ремесленные слободы." (Посад)
– Далее мы оказываемся в городе Переславле-Залесском.
Переславль-Залесский. До 1302 года Переславль-Залесский был отдельным княжеством. Основал город Юрий Долгорукий. Образование Переславля относится к глубокой древности. Первоначально город назывался Клещином. В переводе с древнерусского, «Переславль» означает «перенявший славу». Валы новооснованного города, высокие и широкие, охватили огромную территорию. Высота вала колебалась от 10 до 18 метров, а окружность составляла 2 километра 350 метров. Здесь родился Александр Невский – великий русский полководец. Переславль славен еще и тем, что здесь на Плещеевом озере Петр I построил свою первую флотилию. Плещеево озеро имеет возраст около 30 тысяч лет. Оно почти правильной овальной формы, береговая линия занимает почти 27 км. В озере водится 16 видов рыб. Зимой озеро замерзает, а летом его поверхность, обычно спокойная и неподвижная, иногда покрывается большими волнами.
Главные архитектурные памятники:
Преображенский собор. Собор построил князь Юрий Долгорукий (в 1152 году собор уже существовал). Называют его в Переславле Старым собором. Рядом с ним стояли когда-то хоромы князя, дома дружинников. Образованное пространство называлось Красной площадью. Настоящее название собора – Спасо-Преображенский.
Горицкий монастырь.
Никитский монастырь.
Музей-усадьба «Ботик».
В музее хранится бот «Фортуна». Рядом размещены деревянные блоки, ворот, котел для варки смолы, остатки такелажа и парусов, точило, мачты, рули. У одной из стен установлен бюст Петра. Перед зданием музея стоит памятник Петру I.
И как вы уже поняли, вопрос на наш кроссворд: "В переводе с древнерусского, он означает «перенявший славу»" (Переславль)
– Отправляемся в следующий город – Ростов.
Город Ростов один из самых древних в Золотом кольце. Известен Ростов с 862 года. И уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. На его территории, на древнейшей Соборной площади находится величественный пятиглавый Успенский собор. За белыми стенами кремля видна Соборная звонница, колокола которой славятся своим мелодичным звоном. Всего на звоннице 13 колоколов, самый большой из них, названный в народе «Сысой», весил 32 тонны и был слышен за 20 км от города, третий по размеру назывался «Лебедь» и весил 8 тонн. Ростовские звоны считаются классическими. Даже во время гонения на Церковь они записывались на грампластинки и звучали во многих кинофильмах. Ещё одна уникальная достопримечательность – ростовская финифть – красивые изделия с эмалью - броши, серьги, игрушки, старинные книги. Их делают здесь уже несколько столетий.
Вопросы к кроссворду: "Город, знаменитый звонами своих колоколов." (Ростов); "Украшение с эмалью." (Финифть)
– А теперь отправляемся в город Углич.
Город расположен на мысу, который вдается в Волгу, и назывался он раньше «Углец» или «Углич». Название «Углич» – производное: от слова «уголь» – на этом месте в древности выжигали уголь; от слова «угол» – река в этом месте изгибается, течёт под «углом»; от «уличи» или по созвучию «угличи» – так называлось одно из славянских племён.
Углич – один из древних городов России. Известен с 937 года. В настоящее время территория Угличского кремля, как в древности, ограничена рекой Волгой с севера, Каменным ручьём с востока, речкой Щёлковской с запада и вырытым рвом, соединяющим речку и ручей, – с юга.
Сейчас в Кремле стоит древняя палата, остатки дворца угличского князя Андрея Большого, городской собор. Углич не обладал в древности политической силой и не владел богатством, как Владимир или Ростов. Он славен архитерктурными памятниками и красотой пейзажа, которая создаётся природой и древними сооружениями. В Угличе много памятников старины: Воскресенский монастырь, Казанская церковь. Кроме них, интересна Угличская электростанция. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».
Следующий город – Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. В драгоценном ожерелье древних городов, опоясавших Москву, Ярославль сиял особенно ярким, немеркнущим светом.
Город был основан князем Ярославом Мудрым. Послушайте легенду о создании этого города: «Плыл как-то по Волге-реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: с одной стороны берега низкие, а с другой – возвышается холм с крутыми склонами. “Хорошее место для крепости”, – решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем – Ярославль». Предание гласит, что в бою с местными язычниками Ярослав Мудрый топором зарубил медведя – их священного зверя. В память об этом событии на гербе города Ярославля изображён медведь с секирой.
Ярославль является одним из красивейших городов Золотого кольца, благодаря своим архитектурным ансамблям и церквам. До наших дней сохранился Спасо-Преображенский собор. Одним из самых прекрасных памятников Ярославля является церковь Ильи Пророка, находящаяся в самом центре города. Церковь украшена керамическими вставками, цветистыми росписями. А её иконы имеют высокое художественное значение. В Ярославле находится самый старый в России частный драматический театр, который основал актёр Фёдор Волков. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра. Ещё ярославская земля – родина Николая Алексеевича Некрасова. В зрелые годы он часто летом приезжал в свою усадьбу в селе Карабиха, где написал свои знаменитые поэмы «Мороз, Красный нос», «Дедушка», «Русские женщины».
Т. к. мы с вами изучили 2 города, то соответственно и вам сейчас будут заданны 2 вопроса кроссворда: "Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол»." (Углич); "Город, образованный Ярославом Мудрым."(Ярославль)
– Еще один город, который стоит на Волге, – Кострома.
Город был основан Юрием Долгоруким. Как говорит легенда, Екатерина II на вопрос, какой она хочет видеть Кострому, развернула свой веер, вот город и спланирован по веерной системе, где улицы радиальных направлений сходятся к центральной подковообразной площади, открытой в сторону Волги. Ансамбль костромской площади – один из лучших в русской провинции. Сначала построили Большие и Малые мучные ряды, затем Овощные, Рыбные, Молочные ряды. Горожане стали называть торговые ряды «Гостиный двор».
Этимологическое название «Кострома» (а это имя и реки, протекающей по городу) связывают с давним языческим обрядом. «Кострома» – это кукла, деревянная или соломенная, символизирующая обновление природы и конец зимы.
Многим православным известен своими уникальными фресками Ипатьевский монастырь. На его территории расположены Троицкий собор, Звонница, Архиерейский корпус, Палаты бояр Романовых, Братский корпус. А еще есть в Костроме интересный Музей льна и берёсты.
– Продолжаем нашу экскурсию и отправляемся в город Плёс.
Своё название город получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей Левитана. Знаменитые картины Исаака Ильича: «Золотая осень» и «Март».
И конечно же наш кроссворд: "Город, план которого похож на веер." (Кострома); "Город на Волге, в котором расположен дом-музей Левитана." (Плёс)
– Следующая остановка в городе Суздале. Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль. Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.
Суздаль – единственный в России город-музей. На его территории сосредоточено более 300 памятников. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля - как будто перенёсся в далёкое прошлое.
Началом строительства города стало сооружение на реке Каменке крепости, то есть кремля. В настоящее время в Суздальском кремле сохранились Рождественский собор, Архиерейские палаты, соборная колокольня, Никольская летняя церковь, Никольская зимняя церковь, Успенская церковь. Белокаменный Рождественский собор на весь мир славится своими Златыми воротами.
В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница и другие строения
На гербе Суздаля – белый сокол, потому что сокол обозначает силу и удаль молодца.
– И последний город, вошедший в Золотое кольцо, – город Владимир.
Владимир – один из древнейших русских городов, сыгравший вместе с Киевом и Новгородом огромную роль в образовании русского государства, в формировании его культуры.
Город Владимир основан в 1108 году князем Владимиром Мономахом, при котором в 988 году на Руси было принято христианство.
Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Пройдёмся по улицам Владимира. Вот перед нами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Золотые ворота были самыми знаменитыми, но не единственными во Владимире. Кроме них существовали Серебряные, Медные, Иринины, Волжские, Торговые ворота.
Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.
Сейчас Владимир – город с широкими улицами и большими площадями, на которых старинные здания сочетаются с современными домами.
Вопросы к кроссворду: "Город-музей, в котором 33 церкви." (Суздаль); "Город, в который входили через Золотые ворота."(Владимир)
Вот и закончилось наше путешествие. Вы увидели много прекрасных памятников старины, узнали много нового и интересного. А сейчас мне хочется проверить, что вы запомнили. Вам нужно будет разделиться на 4 команды и каждой команде будет дан путевой лист юного путешественника. Ответить на вопросы листа мы с вами посмотрим, кто из вас самый внимательный путешественник - исследователь?
Путевой лист юного путешественника для 1 команды:
- Анаграммы (Задача игроков — переставить буквы в слове так, чтобы получилось название города Золотого кольца.)
СТО + РОВ = ... (Ростов.)
- Портрет города (Игрокам предлагаются пять предложений-характеристик, по которым нужно определить название города Золотого кольца.)
- Основание этого города в 1152 году на берегу реки Волги приписывают князю Юрию Долгорукому.
- Первое письменное упоминание об этом городе относится к 1213году.
- Воскресенская и Тверская летописи повествуют о сожжении города ростовским князем Константином в междоусобных распрях со своим братом Юрием.
- В 1613 году 16-летнему Михаилу Романову, скрывавшемуся
здесь в Ипатьевском монастыре, было объявлено об избрании его на
русский престол. - Во время польско-литовской интервенции на этой земле совершил подвиг Иван Сусанин.
(Кострома.)
- Геральдика (На листе представлен герб одного из городов Золотого кольца. Задача игроков — узнать в представленной иллюстрации город, которому принадлежит герб, назвать его.)
Герб Ярославля. На серебряном фоне щита изображён стоящий медведь, который держит в левой лапе золотую секиру (топор).
- Веришь – не веришь. (На представленные вопросы, каждый из которых начинается словами: «Верители вы, что...». , вам нужно дать ответ либо «Да», либо «Нет».)
- ...Стены Ростовского кремля с башнями протянулись почти на 1 км, по ним можно пройти по периметру и ни разу не ступить на землю? (Да.)
- ...С 1730 года в течение Шлет, по приказу императрицы Анны Иоанновны, дочь Петра I — Елизавета пребывала в ссылке в Александровской слободе, чудом избежав пострижения в монахини? (Да.)
- ...Михаил Глинка прославил подвиг Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя»? (Да.)
- ...В древности «Костромой» называли куклу из соломы, использующуюся в языческом обряде похорон? (Да.)
Путевой лист юного путешественника для 2 команды:
- Анаграммы (Задача игроков — переставить буквы в слове так, чтобы получилось название города Золотого кольца.)
ИЛ + ВАР + МИД = ... (Владимир.)
- Портрет города (Игрокам предлагаются пять предложений-характеристик, по которым нужно определить название города Золотого кольца.)
- Впервые населённый пункт с таким названием упоминается в 1237 году в Воскресенской летописи в ряду русских городов, сожжённых ханом Батыем.
- Основание самого города приписывается князю Василию I, который в 1410 году приказал возвести по берегу реки Волги, на холме Соборный, — крепость.
- В ХVII-ХVIII веках город являлся крупнейшим поставщиком льна и полотна в России.
- В 1888 году город посетил известный художник И.И. Левитан, который написал здесь знаменитые картины «Вечерний звон», «Над вечным покоем» и др. С 1972 года в городе работает Мемориальный дом-музей художника.
- В этом городе расположен единственный в России Музей пейзажа, открытый в 1997 году.
(Плёс.)
- Геральдика (На листе представлен герб одного из городов Золотого кольца. Задача игроков — узнать в представленной иллюстрации город, которому принадлежит герб, назвать его.)
Герб Костромы. На голубом поле изображён корабль под императорским флагом, плывущий по реке.
- Веришь – не веришь. (На представленные вопросы, каждый из которых начинается словами: «Верители вы, что...». , вам нужно дать ответ либо «Да», либо «Нет».)
- ...Город Иваново заслужил прозвище «города невест» благодаря ткацким фабрикам, появившимся здесь в XVIII веке? (Да.)
- ...Сергиев Посад славится на всю Россию своими малиновыми звонами, и в подтверждение тому ежегодно в городе проводится фестиваль колоколов? (Нет, эта слава принадлежит Ростову.)
- ...Город Плёс является родиной первого в России общедоступного театра? (Нет, эта слава принадлежит Ярославлю, здесь впервые Ф.Г. Волков показал представления для всех желающих.)
- ...Золотые ворота, подобные киевским, были выстроены в Костроме? (Нет, во Владимире.)
Путевой лист юного путешественника для 3 команды:
- Анаграммы (Задача игроков — переставить буквы в слове так, чтобы получилось название города Золотого кольца.)
СОЛЬ + ВАЛ + ЯР = ... (Ярославль.)
- Портрет города (Игрокам предлагаются пять предложений-характеристик, по которым нужно определить название города Золотого кольца.)
- Этот город основан в излучине реки Каменки, притоке реки Нерль.
- Впервые его название упоминается в Лаврентьевской летописи: в год 1024 князь Ярослав Мудрый со своей дружиной подавил вспыхнувшее здесь восстание во главе с волхвами.
- При князе Юрии Долгоруком город и принадлежавшие ему земли были объединены с Ростовом и стали центром удельного княжества.
- Жители спасли свой город от генеральной реконструкции в XIX веке, выступив против прокладки железной дороги.
- На территории города расположено огромное количество монастырей. Мировую известность получили некоторые из них: Спасо-Евфимиевский, Покровский, Ризоположенский.
(Суздаль.)
- Геральдика (На листе представлен герб одного из городов Золотого кольца. Задача игроков — узнать в представленной иллюстрации город, которому принадлежит герб, назвать его.)
Герб Владимира. На красном поле изображён стоящий на задних лапах лев с железной короной на голове, в передней правой лапе он держит серебряный крест.
- Веришь – не веришь. (На представленные вопросы, каждый из которых начинается словами: «Верители вы, что...». , вам нужно дать ответ либо «Да», либо «Нет».)
- ...«Городом-музеем под открытым небом» называют Суздаль? (Да.)
- ...В память убитого царевича Дмитрия, сына Ивана IV, в Угличе была возведена часовня, а затем церковь «на крови»? (Да.)
- ...Постройки Ростовского кремля послужили декорацией к фильму «Иван Васильевич меняет профессию»? (Да.)
- ...Некоторые коллекционеры называют материальные ценности, собранные в стенах Троице -Сергиевой лавры, «первым музеем нашей страны»? (Да.)
Путевой лист юного путешественника для 4 команды:
- Анаграммы (Задача игроков — переставить буквы в слове так, чтобы получилось название города Золотого кольца.)
ИЛ + ЧУГ = ... (Углич.)
- Портрет города (Игрокам предлагаются пять предложений-характеристик, по которым нужно определить название города Золотого кольца.)
- Основан князем Юрием Долгоруким на берегу Плещеева озера в
1152 году как город-крепость на южных рубежах Северо-Восточной Руси. - Это родина Александра Невского (родился в 1220 году), горожане чтят и помнят князя, в его честь возведены храм и памятник.
- Город и озеро считаются колыбелью русского Военно-морского флота.
- В 1688 году будущий император Пётр I впервые оказался на берегах Плещеева озера и загорелся идеей построить «потешную флотилию». 1 мая 1692 года был произведён пуск на воду одного из первых ботов «Фортуна», который ныне хранится в музее города.
- Главной достопримечательностью этих мест является Горицкий монастырь с сохранившимся резным иконостасом московских резчиков и позолотчиков, а также уникальной деревянной скульптурой.
(Переславлъ-Залесский.)
- Геральдика (На листе представлен герб одного из городов Золотого кольца. Задача игроков — узнать в представленной иллюстрации город, которому принадлежит герб, назвать его.)
Герб Углича. На красном фоне помещено изображение убитого в городе царевича Дмитрия, сына Ивана IV Грозного.
- Веришь – не веришь. (На представленные вопросы, каждый из которых начинается словами: «Верители вы, что...». , вам нужно дать ответ либо «Да», либо «Нет».)
- ...В Суздале на площади всего в 5,5 кв. км расположено более 70 церквей, монастырей и более 200 исторических и архитектурных памятников? (Да.)
- ...Некоторые литературоведы связывают события русской народной сказки «По щучьему велению» с городом Ростовом? (Да.)
- ...До наших дней в Плёсе сохранилась знаменитая «левитановская роща»? (Да.)
- ...Жалованную грамоту царя Михаила Фёдоровича за подвиг Ивана Сусанина в костромских лесах получила его дочь? (Нет, документ был оформлен на имя тестя Сусанина — крестьянина Богдана Сабинина.)
Вы все большие молодцы, спасибо вам большое и до новых встреч!!!
Список использованной литературы:
- ьь
- ьь
- бб
- юю
- бб
- бб
- юю
Предварительный просмотр:
«В 60 - лет жизнь только начинается»
Гинес – шоу»
(для 7 – 8 классов)
составитель: Крапивина Е.Н.
Цель: формировать нравственную культуру обучающихся, уважительного отношения к своим близким.
Задачи:
- познакомить детей с возможностями и способностями пожилых людей по «Книге рекордов Гиннесса» и создать свою;
- научить осознавать свои индивидуальные возможности, утвердить стремление к самосовершенствованию.
Ход урока:
Добрый день, дорогие друзья!
В осеннем календаре есть необычная дата, когда сердце переполняется чувством глубокой признательности, когда хочется говорить слова благодарности, быть особенно чутким и внимательным к людям.
В жизни каждого человека всегда были, есть и будут бабушка и дедушка. И, наверное, из любви и признательности к бабушкам и дедушкам какой-то один мудрый человек объявил 1 октября международным днём пожилого человека.
До сих пор не смолкают споры о том, как относиться к этому празднику. Существует ли граница, переступив которую человек становится пожилым? Ведь возраст - вовсе не критерий, а мерило опыта.
Посмотрела я на наших бабушек и дедушек!.. Только я не согласна с тем человеком! Этот день нужно было назвать международным днём любимых и любящих бабушек и дедушек! С праздником вас, уважаемые гости!
Осень. Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. Наверно, не случайно праздник наш пришелся на такое время-пик золотой осени. Ведь в жизни людей наступает пора, когда бурные годы весны, молодости остались чуть позади.
Она красивая и величавая, мудрая и спокойная. К этому периоду приобретено многое: знания, жизненный опыт, мудрость.
Один мудрец сказал: « Молодость подобна жаворонку, который имеет свои утренние песни. Старость подобна соловью, у нее свои вечерние песни». Поэтому каждый возраст хорош по-своему.
Но ведь форма нашего мероприятия «Гинес-шоу», а как вы думаете чему оно посвящено? Сегодняшнее шоу, как вы уже догадались, посвящено книге рекордов Гиннесса. Знаете ли вы, о чем эта книга? Правильно, о рекордах, о самых- самых выдающихся достижениях, порой необычных, порой смешных и даже нелепых. Для начала я хочу, чтобы мы с вами узнали, как появилась «Книга рекордов Гиннесса».
Немного истории. Все началось 10 ноября 1951 года, когда англичанин сэр Хью-Бивер, управляющий компанией «Гиннесс», охотился с друзьями в местечке под названием Северная Грязь на юго-востоке Ирландии. Между охотниками разгорелся спор, кто является самой быстрой птицей Европы — золотистая ржанка или тетерев.
И тогда сэр Хью подумал, что подобные вопросы обсуждаются во всех графствах Англии и Ирландии. С 1955 года, благодаря Хью Биверу, ежегодно на всех основных языках мира стала издаваться «Книга рекордов Гиннесса». В этой книге регистрируются достижения человечества, а также рекорды окружающего нас мира.
Сегодня мы узнаем самых выдающихся. Их имена мы обязательно впишем в «Книгу рекордов» Центральной Детской библиотеки.
Но ведь наше мероприятие посвящено еще и пожилым людям, я вам сейчас зачитаю несколько самых ярких примеров из «Книги рекордов Гинеса».
Самый старый школьник в мире. Кимани Нганга Маруге, кениец, впервые пошел в начальную школу в 2004 году, когда ему было 85 лет. Пойти учиться африканцу помогла реформа, в результате которой в стране появилось бесплатное начальное образование. | |
23 мая 2013 года в 9.05 по непальскому времени 80-летний японец Юитиро Миура взошел на Эверест (8848) и стал на сегодняшний день самым пожилым покорителем Эвереста. | |
Билл Типиа Старейший музыкант мира! По сравнению с ним Мик Джаггер еще сынок! А все потому, что Биллу недавно исполнился 101 год! Этот человек видел расцвет блюза и рождение рок-н-ролла. Билл начал играть еще во время Первой мировой войны, когда ему было около 10 лет! Свою первую укулеле (гавайскую гитару) он купил в 1915 году за 75 центов. | |
Дорис Локнесс. Старейший пилот в мире! Эта пожилая женщина отпраздновала свое 100-летие полетом на вертолете в калифорнийском небе! Это единственная женщина-пилот, которая сама летает в таком возрасте, да еще имеет на это официальное разрешение! | |
Юрий Ершов. Украинский спортсмен-экстремал, который в возрасте 75 лет совершил восхождение на самую высокую гору Африки – Килиманджаро (5895)! Кроме того, Юрий является инструктором по альпинизму и горноспасателем! |
Итак, начнем составлять нашу «Книгу Рекордов». Но в книгу рекордов будут вписаны Имена и Фамилии рекордсменов вместе с бабушками, т.к. бабушки будут помогать своим внукам в выявлении рекордов. Ну пожалуй тогда начнем.
- Наверное, самый любимый бабушками возраст — дошкольный, когда дети особенно привязаны к взрослым, доверчивы, открыты, непосредственны. Именно в этом возрасте они картавят, шепелявят, не выговаривают слова или просто их переделывают. А взрослым приходится переводить. Вот и мы сейчас займемся этим. У многих из вас, наверное, большой стаж работы переводчика с детского. За наиболее точный или оригинальный ответ — жетон. В конце конкурса мы подсчитаем жетоны и определим лучшего переводчика.
"Переводы с детского"
- Смеялка — (рот);
- Алешник — (телефон);
- Бигудиться — (накручивать волосы на бигуди);
- Слушалка и уколистка — (медсестра);
- Поймал дорогу — (упал);
- Коленки на руках — (локти);
- Пилить гитару — (играть на скрипке);
- Босоноги — (босоножки);
- Почтаник — (почтальон);
- Всехный — (общий);
- Улиционер — (милиционер);
- Мазелин — (вазелин);
- Почему комар пищит'.' — (Потому что злится);
- У кого одна ножка и много рук? — (Удерева);
- Машина по голове ездила. – (В парикмахерской);
- Какой ты страшный спун! – (Соня)
Рекорд на звание «Переводчик».
- Кто быстрее на одной длинной нитке завяжет пять узелков или кто одно и тоже время завяжет больше узелков.
Рекорд «Мастер узелков» - Кто дольше простоит на одной ноге (на носочке).
Рекорд «Самый устойчивый».
- Кто больше бусинок наберет на ниточку за определенное время.
Рекорд « Лучший ювелир».
- Конкурс «ассов».
Чей самолетик (сделанный участником из бумаги) дальше пролетит.
- Даны имена-перевертыши сказочных героев, задача игроков назвать правильно и быстро имя данного героя. Бабушки помогают своим внукам, за каждый правильный ответ – жетон, в конце конкурса подсчет жетонов и выявление победителя.
Рекорд « Словесник»
Минальва (Мальвина)
Ушиванка (Иванушка)
Дочурка (Дурачок)
Салоручка(Русалочка)
Ушколаз (Золушка)
Юрхаш (Хрюша)
Чмокайводю (Дюймовочка)
Рымдойдо (Мойдодыр)
Бурчекаша (Чебурашка)
Госкуречан (Снегурочка)
Оводняй (Водяной)
Делоельп (Леопольд)
Конгуборг (Горбунок)
- Гиретолкатель: кто дальше закинет воздушный шарик.
- Горохособиратель: кто за 30 секунд соберет в кружку большее число горошин, рассыпанных на столе. За один раз разрешается брать по одной горошине.
- Дорогие наши бабушки, глядя на вас, мы каждый год радостно удивляемся. Сколько в вас энергии, бодрости, молодого задора. И жизненного опыта не занимать!!! А значит, и знаний – тоже. Сейчас мы проверим ваши знания скороговорок. Нужно три раза без запинки повторит скороговорку. Для каждого участника — своя скороговорка.
Рекорд: Скороговоркоповторятель.
Варианты скороговорок
Бабкин боб расцвел в дождь.
Будет бабке боб в борщ.
Галдят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
Дед Додон в дуду гудел,
Димку дед дудой задел.
Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.
Подарили Вареньке валенки,
Валеньке — варежки.
Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
Варвара варенье доваривала,
Ворчала и приговаривала.
Чащи чаще в нашей пуще,
В нашей пуще чащи гуще.
- Газетосжиматель: кто быстрее сожмет в кулаке газету так, чтобы ее не было видно.
- Скрепкоцепочкособиратель: кто за 30 секунд соберет из канцелярских скрепок самую длинную цепочку.
- А я сейчас проверю, насколько хорошо подготовлены наши гости к урокам своих внуков и внучек. Это литературный конкурс «Жили-были». В книгах многих писателей живут дедушки и бабушки. На мой взгляд, все эти герои очень симпатичные. Задача игроков, вместе с бабушками, угадать автора само произведение и героя о котором идет речь.
- «Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке» (Старичок из рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»).
- "Анна Петровна была маленькая старушка с тихим, добрым лицом. У нее были добрые глаза, добрый рот и добрые брови. Даже нос и щеки у ней были добрые... На пожарной лестнице, почти под самой крывшей, стояла маленькая старушка. Белые волосы выбились из—под платка. Голубые глаза горели. А сатиновый передник развивался по ветру, как пиратский флаг…"
(А. П. Ведеркина из книги С. Прокофьевой "Приключения желтого чемоданчика ".)
Вопрос для зала: Что случилось с Анной Петровной? (Она съела конфеты "настоящей храбрости ".)
- "Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками". (Старик Хоттабыч из книги Л. Лагина.)
- "Вдруг входная дверь тихонечко засвистела, и в комнату проскользнула маленькая юркая старушка... Она вела на веревочке большую серую крысу". (Старуха Шапокляк из книги Э.Успенского "Крокодил Гена ".)
Вопрос для зала: Как звали крысу и где ее место? (Лариска. В сумке, на руке хозяйки).
- "Старик седой—седой: сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест: тряхнет головой — от волос иней сыплется, духом дохнет — валит густой пар". (Мороз—Иванович из одноименной сказки В. Ф. Одоевского.)
- Из какой сказки эта Баба Яга?
"— Здравствуй, здравствуй, внучек мой бесценный. Яхонт мой! Изумрудик мой зелененький. Родственничек мой золотой, бриллиантовый! И ведь не один ко мне пришел. Дружочка привел задушевного. Такой славный дружочек, красивенький, ну прямо малина, сладка ягода. Ах ты, ватрушечка моя мяконькая, кренделечек сахарный, утютюшечка драгоценненький!"
(Баба Яга в доме для хорошего настроения из книги Т. Александровой Домовенок "Кузька ".)
А теперь ответьте на вопросы!
- Сколько лет жили вместе старик со старухой из "Сказки о рыбаке и рыбке..." А. С. Пушкина? (30лет и 3 года.)
- Каким было последнее желание старухи из этой сказки?
(«…быть владычицей морскою.», чтоб жить ей в океане-море, чтоб служила ей золотая рыбка)
- Кто тянул репку?
(мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку)
- Кто споет песенку Колобка?
Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешан,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
Рекорд «Виртуозный книголюб»
- В последнее время мы всё чаще жалуемся на плохое настроение, на неважное здоровье, у кого-то тонус понижен, у кого-то хандра, у кого-то чего-то много, у другого чего-то мало...
Мы вам советуем: не ходите к врачам, ходите к нам в гости в Центральную Детскую библиотеку. Мы обещаем, что вам с нами будет тепло и уютно. Ну что ж, я думаю, что самое время нам с вами попеть, но петь мы будем не просто так, а с помощью конкурса «Пой песню», каждая команда по очереди должна будет по нескольким словам отгадать песню.
Следующий конкурс выявит «Лучшего песняра».
- Облака – скрипка – река – улыбка (И тогда наверняка вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке. С голубого ручейка начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки)
- Волшебник – вертолет – кино – поздравит – эскимо (Прилетит вдруг волшебник В голубом вертолете , И бесплатно покажет кино. С Днем рожденья поздравит И наверно подарит мне в подарок 500 эскимо)
- Кузнечик – огуречик – был (В траве сидел кузнечик, в Траве видел кузнечик, Совсем как огуречик, зелененький он был.)
- Бабуси – гуси (Жили у бабуси два веселых гуся, Один - белый, другой - серый, Гуси мои гуси.)
- Собаки – сосед – драки – нет (Если у вас нет собаки, Ее не отравит сосед, И с другом не будет драки, Если у вас, если у вас, если у вас друга нет, друга нет.)
- Шорохи – утра – дороги – вечера (Не слышны в саду даже шорохи, Все здесь замерло до утра. Если б знали вы, как мне дороги Подмосковные вечера.)
- Мой – с собой – далеком – женой (Миленький ты мой, Возьми меня с собой! Там, в краю далеком, Буду тебе женой.)
- Гнулись – была – пара – до утра (Шумел камыш, деревья гнулись, а ночка темная была. Одна возлюбленная пара всю ночь гуляла до утра…)
- Отрада – терему – высокий – никому (Живет моя отрада в высоком терему, а в терем тот высокий нет ходя никому…)
- Проплывает – звезда – понимает – навсегда (Сиреневый туман над нами проплывает, над тамбуром горит полночная звезда. Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, что с девушкою я прощаюсь на всегда…)
- Не пришла – верил – колокола – двери (А ты опять сегодня не пришла, а я так ждал, надеялся и верил, что зазвучат опять колокола, и ты войдешь в распахнутые двери…)
- Моя – лесное – с тобою (Милая моя, солнышко лесное, где в каких краях Встретимся с тобою)
- Султан – жен – окружен (Если б я был Султан, я б имел трех жен. И тройной красотой был бы окружен)
- Водяной – жестянка – болото (Я водяной, я водяной, никто не водится со мной. А жизнь моя жестянка, а ну ее в болото…)
Какие вы молодцы! Спасибо вам огромное, за ваш вклад в нашу библиотечную жизнь. А я вам, дорогие бабушки, хочу пожелать, чтобы радовали вас дети, внуки, правнуки, чтобы было больше светлых и солнечных дней, чтоб не подводило ваше здоровье, чтобы удача и радость были с вами. Будьте счастливы!
Девочки и мальчики!
Давайте вместе скажем
«Спасибо» дедушкам и бабушкам.
Посудите сами:
За хлопоты, за ласки,
За песенки и сказки.
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье.
(З.Петрова)
Хором: Спасибо!
Спасибо вам и до новых встреч у нас в библиотеке!
Источники:
- В. Осеева «Волшебное слово»
- Пословицы и поговорки
- Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»
- Лагина Л. «Старик Хоттабыч»
- Успенский Э. «Крокодил Гена»
- Одоевский В. Ф. « Мороз-Иванович»
- Александрова «Домовенок Кузька»
- Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Книга рекордов Гинесса
- http://festival.1september.ru/