эссе Подготовка современного урока в контексте применения новых требований к результатам обучения английскому языку.
Данная работа может представлять интерес для учителей общеобразовательных учреждений, перед которыми возникли трудности в применении новых требований к результатам обучения английскому языку. Здесь рассматриваются основные моменты урока, комментируются некоторые приемы. Работа имеет практическую направленность, помогая более иллюстративно продемонстрировать основные особенности и положительные преимущества, заложенные в ФООП.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧОУ ДПО ПКиПП, Современный урок английского языка в контексте реализации ФГОС и в соответствии требованиям ФООП НОО, ООО, СОО
Геннадий Владимирович Зикратов,
учитель английского языка, первая квалификационная категория,
МБОУ «Оссорская СШ», пос. Оссора, Карагинский район, Камчатский край, РФ
Подготовка современного урока в контексте применения новых требований к результатам обучения английскому языку.
- Краткая аннотация работы:
- Содержание
- Введение
- Как подготовить современный урок?
- Критерии результативности урока
- Этапы современного урока
Краткая аннотация работы:
Данная работа может представлять интерес для учителей общеобразовательных учреждений, перед которыми возникли трудности в применении новых требований к результатам обучения английскому языку. Здесь рассматриваются основные моменты урока, комментируются некоторые приемы. Работа имеет практическую направленность, помогая более иллюстративно продемонстрировать основные особенности и положительные преимущества, заложенные в ФООП.
Введение
В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка претерпела определенные изменения с учётом требований воспитания и развития всесторонне развитой личности. Социальный заказ, отражённый в ФГОС, определяет цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Новый стандарт, предъявив требования к результатам обучения, дал учителям возможность по-иному взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приёмы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями, предавая учащимся универсальные способы и показывая выходы из учебного предмета «английский язык» в другие предметные области знания, реализуя принцип метапредметности.
Не вызывает сомнения острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы, эффективно применяя полученные знания.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Стандарт нового поколения нацелен помочь овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые создадут возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, умения учиться:
-навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации на уроке английского языка;
-обобщение действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся на уроках английского языка;
-осознание учащимися целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик предмета « Английский язык»;
Как подготовить современный урок?
Главной составной частью учебного процесса был и остается урок. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Современный урок в рамках ФГОС – это и урок-познание, открытие, деятельность, и противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.
И главное в современном уроке каждый современный учитель видит по-своему. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Критерии результативности урока
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
( оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно ( адекватно цели урока )сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Можно сделать вывод, что меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестаёт быть пассивным участником образовательного процесса. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Учитель здесь выступает помощником.
Этапы современного урока
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД. Такие приёмы целеполагания, как мозговой штурм, логические цепочки, ментальные карты, кластеры позволяют создать условия для мотивации мыслительной деятельности школьника.
Основная цель мозгового штурма - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных решений проблемы. Первый этап - это создание банка идей, возможных решений проблемы. Второй этап - коллективное обсуждение идей и предложений. Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов.
Создание знаковых логических цепочек развивает логику, умение устанавливать причинно-следственную связь, делать выводы.
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. В центре кластера – тема, а вокруг неё крупные смысловые единицы.
Ментальные карты – это естественный способ организации мышления в виде схемы с центром и расходящимися от него ветками, позволяющими использовать ассоциативные связи.
При обучении целеполаганию возможно также введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания-незнания и ставят цель урока.
На уроке английского языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Обобщая изученный материал, учащиеся выполняют задания, ориентированные на интеграцию всех отработанных стратегий.
Заключительная стадия урока - это стадия размышления или рефлексии. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы.
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной, развивая творческий потенциал ребёнка.
Учитель и ученик – это единое целое педагогического процесса, следовательно современный урок должен проходить в сотрудничестве. Уроки учителя, который придерживается новых стандартов, будут всегда эффективны.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт, официальный сайт
http://standart.edu.ru/
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]/
Режим доступа:http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/
3. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления. Школьные технологии.-2004.-№2.
4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М.,2006
5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки:
http://experiment/lv/rus/boblio/cukermanocenka/htm