Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время

Маслова Елена Петровна

Римский философ говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». В наше время эти слова особо актуальны. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями и знаниями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.Изменения в современной школе повлекли за собой все более широкое использование во внеурочной деятельности (как по предмету, так и в воспитательной) инновационных форм и методов с использованием ИКТ: технологии метода проектов, исследовательской деятельности и других. Более того, в содержательно-деятельностном плане актуальными являются социально-ориентированные проекты. На данной странице представлены примеры таких проектов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Кино по-советски»

Слайд 2

Цель проекта- расширение образовательного пространства для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории. Тип проекта – социально-ориентированный проект, нацелен на решение социальных задач .

Слайд 3

Задачи проекта: Проанализировать задания ЕГЭ и ОГЭ по истории культуры XX века. Выявить, какие фильмы советской эпохи включены в задания ЕГЭ и ОГЭ Определить четыре фильма, названия которых будут являться темой для классных часов Изучить историческую эпоху создания фильма. Составить материал и создать презентации для проведения классных часов Создать Мультимедийное пособие: «Кино по-советски» Способствовать популяризации советского кино

Слайд 4

Рассмотренные фильмы: «Летят журавли», «Я шагаю по Москве», «Доживём до понедельника» С помощью фильмов мы перенеслись в эпоху прошедшего времени и даже узнали новое. Например, в фильме «Я шагаю по Москве» отображена эпоха правления Никиты Сергеевича Хрущева, вошедшая в историю под названием Оттепель. В фильме раскрывается такой положительный момент, как решение жилищного вопроса, а именно это видно уже с самого начала фильма, где открывается панорамный вид на Москву, снятый с первых высоток, построенных в то время.

Слайд 5

В фильме « Летят журавли» в сюжет заложена история Великой Отечественной войны. Фильм так же снят во времена Оттепели и показывает положительную её сторону в том, что были смягчены нормы цензуры, которые позволили рассказать о некоторых моментах войны, раньше не разрешавшиеся к показу.

Слайд 6

Фильм «Доживём до понедельника» отображает следующую эпоху времени, вошедшую под названием Застой. Правил в то время Л.И. Брежнев. В сценарии затрагивались острые для того времени проблемы, поэтому фильм не хотели утверждать, но съёмки всё таки решили начать. По тем суровым временам, неумолимо сползающим в застой, это был акт смелости и даже дерзости. Проведение классного часа

Слайд 7

Фото с классных часов В 10 Г классе В 9 Г классе

Слайд 8

Результаты анкетирования Так же в ходе проектной работы было проведено анкетирования обучающихся 8,10 классов. В анкетировании приняло участие 30 человек, они должны были определить свое отношение к проекту «Кино по-советски». Анализ анкетирования показал, что 19 учащихся узнали много нового и интересного об отдельных советских фильмах. 18 учеников считают интересным, что классный час проводили их сверстники. Информация о проектной деятельности полезна для дальнейшего обучения в Лицее для 13 опрошенных. Меньше всего выбрали то, что они безразличны и что классный час лучше вести учителю ( по 3 человека ). Можно сделать вывод, что данный проект интересен и даёт много интересных знаний ученикам.

Слайд 9

Задания в ЕГЭ Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) «История государства российского» Б) «Повесть временных лет» В) Новодевичий монастырь Г) «Доживём до понедельника» 1) Этот фильм создан известным советским режиссером Л. Гайдаем. 2) Творение завершено в эпоху Владимира Мономаха. 3) Во второй половине 1960-х гг. на экраны страны вышел художественный фильм, отразивший характерные проблемы советской школы. 4) Этот памятник создан в честь присоединения к России Смоленска. 5) Автор данного творения Н.М. Карамзин. 6) Данное творение создано в XIV в.



Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Администрация Междуреченского городского округа

Муниципальное казенное учреждение

 «Управление образованием Междуреченского городского округа»

             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 20»

Городская научно-практическая конференция обучающихся

«Мое открытие»

Секция История

 Социальный проект

Тема «Кино по-советски »

Авторы:

Танагашева Екатерина Александровна

Шлыгина Дарья Александровна                                                                                     Шуляк Яна Дмитриевна                                                                                                                         Класс: 10

ОУ: МБОУ Лицей № 20

Руководитель

Маслова Елена Петровна

Учитель истории и обществознания

       

Г. Междуреченск

2019 год

Оглавление

I.Введение…………………………………………………………..2

II. Основная часть. Описание этапов работы

  1. Сбор информации...................................................................3
  2. Практическая реализация проекта…………………………3-4
  3. Проведение анкетирования…………………………………4

III. Заключение (Итоги проектной деятельности)……………….4

IV.Список литературы..............................................                   … 5

V.Приложения...........................................................

  1. Введение

                               Описание проекта

 

Исходный замысел:

           Актуальность проекта. Для сдачи экзамена по истории необходимо владеть огромным объемом информации. Опыт сдачи ОГЭ по истории показал, что вопросы культуры являются очень сложными. Составители ЕГЭ рекомендуют расширять образовательное пространство, используя для подготовки  экскурсии, музейные уроки, выставки, просмотр художественных и документальных фильмов. Данный проект направлен на выполнение рекомендаций составителей  ЕГЭ И ОГЭ. В основу проекта положен анализ четырех фильмов советской эпохи. Исходный замысел проекта предполагает, что в результате проведенной работы будут проведены классные часы авторами проекта в 8,9 и 10 гуманитарном классе, там, где значительное число ребят сдают экзамен по истории.

   Проблема: в настоящее время у молодёжи популярностью пользуются фильмы зарубежного производства, в которых отображены фантастические события.  Наши отечественные советские фильмы, отображающие эпоху прошедших времён, не пользуются особой популярностью у школьников.

А ведь именно фильмы, созданные в период «Оттепели»  или «Застоя» по- настоящему отображают эпоху и передают « дух времен». Советские фильмы часто несли в себе мораль, и мораль эта базировалась не только на партийной идеологии, но и на общечеловеческих ценностях. Была в цене школа актёров-режиссёров. Видно, что актёры сливались со своим героем. Реализуя данный проект,  авторы хотели бы  ознакомить и напомнить о существовании значимых советских фильмов.

Цель проекта: расширение образовательного пространства для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории.

           Тип проекта – социально-ориентированный проект, нацелен на решение социальных задач.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать задания  ЕГЭ и ОГЭ по истории культуры XX века.
  2. Выявить, какие  фильмы советской эпохи  включены в задания  ЕГЭ и ОГЭ
  3. Определить четыре фильма, названия которых будут являться темой для классных часов
  4. Изучить историческую эпоху создания фильма.
  5. Составить материал и создать презентации для проведения классных часов
  6. Создать Мультимедийное пособие: «Кино по-советски»
  7. Способствовать популяризации советского кино

Краткое описание этапов работы

1.Сбор информации.

1.1. На основе анализа заданий на ЕГЭ и ОГЭ  были определены советские  фильмы , определены имена актеров, режиссёров и историческая эпоха создания фильма. Все это нужно знать для сдачи экзамена по истории.

1.2.Далее авторы проекта посмотрели фильмы, такие как: « Я шагаю по Москве», «Доживём до понедельника», «Летят журавли», «Веселые ребята».   С помощью фильмов мы перенеслись в эпоху прошедшего времени и даже узнали новое. Например, в фильме « Я шагаю по Москве» отображена эпоха правления Никиты Сергеевича Хрущева, вошедшая в историю под названием Оттепель. В фильме раскрывается такой положительный момент, как решение жилищного вопроса, а именно это видно уже с самого начала фильма, где открывается панорамный вид на Москву, снятый с первых высоток, построенных в то время. В фильме «Летят журавли» в сюжет заложена  история Великой Отечественной войны. Фильм так же снят во времена Оттепели и показывает положительную её сторону в том, что были смягчены нормы цензуры, которые позволили рассказать о некоторых моментах войны, раньше не разрешавшиеся к показу. Фильм «Доживём до понедельника» отображает следующую эпоху времени, вошедшую под названием Застой. Правил в то время Л.И. Брежнев. В сценарии затрагивались острые для того времени проблемы, поэтому фильм не хотели утверждать, но съёмки всё таки решили начать.  По тем суровым временам, неумолимо сползающим в застой, это был акт смелости и даже дерзости.

1.3.После просмотра мы начали собирать информацию о режиссерах, актерах. О том, какие награды получали выше перечисленные фильмы. Так же о том, как эти фильмы были встречены критиками тех времен и даже узнали о мнении правительства государства.

2. Практическая реализация проекта.  На основе собранной информации была составлена методическая разработка классного часа, который делился на два этапа. Первый  теоритический с использованием презентации составленной авторами проекта .  В презентацию включает в себя: информацию о режиссёрах и сценаристах; информацию о главных героях; награды фильма. Презентация иллюстрирует сценарий фильма; сложности съёмок; самое главное-это отображение эпохи того времени в фильме; оценка критиков того времени и мнение правительства о фильме. Для того, чтобы информация легко усваивалась и запоминалась мы находили и включали в презентацию только самые важные и интересные факты. Так же включали фотографии со съёмок и фотографии актёров на период снятия фильма и в данный момент, так как многие актёры знамениты и сейчас.  Второй этап - это показ фрагментов из фильма. Фрагменты для просмотра на классных часах выбирались авторами проекта на основе глубокого анализа. Например, в фильме « Я шагаю по Москве» была задействована песня, прославившаяся на тот период времени. Нам было важно познакомить учеников с этой песней, и мы  понимали, что показать фрагмент, где эту песню поёт один из главных героев, необходимо. Так же мы показывали фрагменты, в которых раскрывались сложности самих съёмок, так в фильме « Летят журавли», лестница, по которой бежали главные герои, находилась не в самом подъезде, а была построена специально для съёмок, и камера поднималась по специальному сооружению наверх, вслед за актёрами. Такая работа для уровня техники эпохи «оттепели» была очень сложной.

В настоящий момент авторы проекта провели 6 классных часов в 8г, 9г и 10 г классах. Проект находится на стадии завершения.  Ведется работа над составлением методической разработки  темы по фильму «Веселые ребята». Составлено мультимедийное пособие «Кино по-советски»

  • 3.Проведение анкетирования.  В ходе проектной работы было проведено анкетирования обучающихся 8,10 классов. В анкетировании приняло участие 30 человек, они должны были определить свое отношение к проекту «Кино по-советски». Им предоставлялись следующие утверждения:
  • Информация о проектной деятельности полезна для моего дальнейшего обучения в Лицее
  • Меня не интересует, я к теме проекта безразличен
  • Я узнал много нового и интересного об отдельных советских фильмах
  • Я получил полезную информацию для сдачи ОГЭ или ЕГЭ
  • Считаю интересным, что классный час проводили мои сверстники
  • Классный час по  теме проекта лучше проводить учителю

 Анализ анкетирования  показал, что 19 учащихся узнали много нового и интересного об отдельных советских фильмах. 18 учеников считают интересным, что классный час проводили их сверстники. Информация о проектной деятельности полезна для дальнейшего обучения в Лицее для 13 опрошенных.  Меньше всего выбрали то, что они безразличны и что классный час лучше вести учителю ( по 3 человека ). Можно сделать вывод, что данный проект интересен и даёт много интересных знаний ученикам.

      III. Заключение (Итоги проектной деятельности)………………………

Работая над проектом, мы получили  возможность делать что-то интересное, максимально используя свои возможности; это такая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания. Данный проект был групповой, и мы получили навыки сотрудничества и публичного выступления.

Список литературы:

Сайт «Культура .РФ»

Материалы по фильму «Летят журавли»

Материалы по фильму «Я шагаю по Москве»

Материалы по фильму «Доживем до понедельника»

Материалы по фильму «Веселые ребята»

Сайт «Кино-Театр. РУ»

Информация о фильме «Летят журавли»

Информация о фильме «Я шагаю по Москве»

Информация о фильме «Доживем до понедельника»

Сайт «Вокруг ТВ»

Материалы по фильму «Летят журавли»

Материалы по фильму «Я шагаю по Москве»

Материалы по фильму «Доживем до понедельника»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторы: Танагашева Екатерина, 11Г Шлыгина Дарья, 11Г Шуляк Яна, 11Г МБОУ Лицей №20 Научный р уководитель : Маслова Е.П. Учитель истории МБОУ Лицей №20 « вторая мировая война в отечественном и зарубежном кинематографе»

Слайд 2

Данная работа посвящена 75-летию празднования победы СССР в Великой Отечественной войне. В работе дана сравнительная характеристика четырех отечественных и зарубежных фильмов. Ключевые слова: художественные фильмы, «Иди и смотри», «Часы остановились в полночь», «Мост», « Армия теней», Вторая мировая война .

Слайд 3

Проблема: в последние годы остро встал вопрос о переворачивание роли СССР во Второй Мировой войне. Страны-союзницы на первый план выдвигают именно свои заслуги в победе. Это отражается в произведениях, выступлениях различных политических деятелей, телепередачах, но прежде всего в фильмах. Цель: расширение образовательного пространства по истории Второй Мировой Войны.

Слайд 4

Общий обзор и анализ фильмов, посвященных Второй мировой войне Выявить, какие аспекты войны менее освещаются в кинематографе Отобрать фильмы, которые подходят под эти аспекты из отечественного и зарубежного кинематографов Проанализировать данные фильмы и найти в них вопросы для проблемного анализа Выявить главные особенности европейских и отечественных фильмов о войне Разработать на основе проведенного анализа материал для проведения классных часов Создать презентации для проведения классных часов Способствовать популяризации фильмов о Второй Мировой войне Задачи

Слайд 5

Д ля сравнения и анализа были выбраны менее освещаемые направления: дети и подростки на войне; Движение Сопротивления.

Слайд 6

«Война пришлась на нашу юность…» Немецкий кинофильм «Мост» режиссёра Бернхарда Викки, снятый в 1959 году в ФРГ по одноименному роману Грегора Дофмейстера . В советском кинопрокате шёл в 1962 году под названием «Тяжелая расплата ». Сильный , трагичный, но от этого ещё более реальный фильм о войне. Тот редкий случай когда актеры по сути не играют (как это происходит сегодня), а проживают часть жизни на экране.

Слайд 7

По опросу читателей журнала «Советский экран», фильм «Иди и смотри» был признан лучшим в 1986 года, а впоследствии укрепился в рейтингах лучших фильмов различных изданий.

Слайд 8

«Иди и смотри» Раз — и ты уже другой; раз — и ты уже никогда не будешь прежним; раз — и ты забыл все остальные фильмы о войне; раз — и ты БОЛЬШЕ НЕ ХОЧЕШЬ ВОЙНЫ. Режиссер Васили Сигарев о фильме. Да , будет больно. Очень больно. Но ты выйдешь с сеанса другим человеком .

Слайд 9

«Там, на войне…» Французский военный фильм «Армия теней» Жана-Пьера Мельвиля , который рассказывает о деятельности французского Сопротивления. Экранизация романа Жозефа Кесселя , опубликованного в 1943 году. Премьера фильма состоялась 12 сентября 1969.

Слайд 10

Советский художественный фильм на тему Великой Отечественной войны, созданный на киностудии « Беларусьфильм ». Премьера фильма в советских кинотеатрах состоялась 27 февраля 1959 года. В год выхода фильма его посмотрело более 35 миллионов телезрителей.

Слайд 11

В полночь остановились часы на взрывном устройстве под кроватью гауляйтера Белоруссии.

Слайд 12

В данной работе целенаправленно для сравнения выбраны фильмы, которые были созданы в том числе и во враждующих странах во второй мировой войне. На основе проведенного анализа следует сделать вывод, что страны, враждующие в войне, а главная линия в фильмах – она общая, любовь к своей Родине и готовность ее защитить.

Слайд 13

Элем Климов- режиссер фильма «Иди и смотри» Авторы данного проекта целенаправленно выбрали для анализа фильмы созданные людьми, которые сами были участниками и очевидцами войны. В этих фильмах нет современных спецэффектов, они отличаются своей документальностью. «Будет правдиво и больно. Очень больно»

Слайд 14

Кадр из фильма Указанные фильмы сняты в разных странах, но их объединяет то, что в них нет счастливого конца. Люди жертвуют собой защищая свою страну от врагов. Идут на это не по приказу или принуждению. «Часы остановились в полночь»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 20»

                          Социально-ориентированный проект

«Вторая Мировая война в отечественном  и зарубежном кинематографах»

Секция история

                                   

                                                                 Авторы:

                                                                     Шуляк Яна

                                                                             Шлыгина Дарья

                                                                                        Танагашева Екатерина

                                                                    Класс 11 Г

                                                                                          ОУ: МБОУ Лицей « 20»

                                                                                      Руководитель проекта:

      Маслова Елена Петровна

                                                                              Учитель истории и

                                                                           обществознания  

                                     

 

Г. Междуреченск

2020 год

Оглавление

I.Введение        1

II. Основная часть. Описание этапов работы         4

1. «Война пришлась на нашу юность»        6

   2. «Там, на войне…»         7

3.Практическая реализация проекта         7

III. Заключение (Итоги проектной деятельности)        8

IV.Список литературы        9

                                                           

                     I.Введение

                     Описание проекта

   

                                 Исходный замысел:

                                                         

          Актуальность проекта. Оценка Второй мировой и Великой Отечественной войны  кинематографом является одной из интереснейших и важнейших проблем искусства кино. Актуальность избранной темы предопределяется, прежде всего, её новизной и современностью. В 2020 году отмечается 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Президент РФ, В.В. Путин, в июле 2019 года подписал Указ «О проведении в Российской Федерации  Года памяти и славы». Военно-патриотическая тема, тема Великой Отечественной войны – не сезонная и не юбилейная для  кинематографистов. Ее постоянность связана с местом, которое заняла Отечественная война в жизни и душе советского народа, в истории человечества.

 Исходный замысел проекта предполагает, что авторами проекта  будут проведены классные часы в 6,8 и 9 гуманитарных классах. Выбор пал именно на гуманитарные классы, так как им предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ, где также требуются знания о культуре, в частности о кинематографе.

     Проблема. В последние годы остро встал вопрос о переиначивании роли СССР во Второй Мировой войне. Страны-союзницы на первый план выдвигают именно свои заслуги в победе. Это отражается в произведениях, выступлениях различных политический деятелей, телепередачах. Так, например, министр иностранных дел РФ С.Лавров выступил на 56-й Мюнхенской конференции с следующими словами: «В этом году мы отмечаем 75-ю годовщину Победы во Второй мировой войне. Прискорбно, что юбилей сопровождается попытками грубо исказить историю, поставить на одну доску нацистских палачей и освободителей Европы. Оставим эти попытки на совести их авторов. Никто и ничто не может умалить решающую роль Красной армии, всех народов Советского Союза в разгроме фашизма. При этом мы всегда будем помнить о духе союзничества в годы Войны, о способности государств объединиться для борьбы с общей угрозой, невзирая на идеологические разногласия».

      Все авторы данного проекта сдают экзамен по истории в этом году. В ЕГЭ значительное количество заданий связано с темой Второй Мировой войны, поэтому нами был изучен большой объём материала- это мемуары, воспоминания, очерки, дневники, письма, документы, документальные и художественные фильмы. Следует отметить практическую значимость для самих авторов проекта.    Данный проект – продолжение работы проектной деятельности 10 класса.  В прошлом году нами был реализован социально – ориентированный проект «Кино по-советски». В ходе проекта в этом году мы решили рассмотреть два аспекта войны и сравнить, как их показывают в отечественном и зарубежном кинематографах.

    Цель проекта: расширение образовательного пространства по истории Второй Мировой войны.

    Тип проекта - социально-ориентированный проект, нацелен на решение социальных задач.

Задачи проекта:        

1.Общий обзор и анализ фильмов, посвященных Второй мировой войне

2.Выявить, какие аспекты войны менее освещаются в кинематографе

3.Отобрать фильмы, которые подходят под эти аспекты из отечественного и зарубежного кинематографов

4.Проанализировать данные фильмы и найти в них вопросы для проблемного анализа

           5.Выявить главные особенности европейских и             отечественных фильмов о войне

            6.Разработать на основе проведенного анализа материал для проведения классных часов

            7.Создать презентации для проведения классных часов

            8.Способствовать популяризации фильмов о Второй Мировой войне

Социальное партнерство. Так как авторы данного проекта проводили классные часы в учебном процессе, то в данном случае социальном партнером проекта является администрация МБОУ Лицея №20.

Взаимодействие с группами граждан. Изначально проект предполагал вовлечение в обсуждение учащихся 8-9 гуманитарных классов Лицея. Однако просмотр художественных фильмов происходил в домашней обстановке, поэтому родители авторов данного проекта также стали участниками обсуждения  и анализа фильмов.

Нормативно - правовое обеспечение проекта. Авторами проекта были самостоятельно выбраны отечественные фильмы  «Иди и смотри», «Часы остановились в полночь». Уже после самостоятельного решения были обнаружены  методические рекомендации, подготовленные общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» в рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Авторы проекта были приятно удивлены, когда обнаружили указанные фильмы среди рекомендованных для патриотического воспитания молодежи. Наше мнение совпало с мнением общероссийской ассоциацией родителей. Так же авторы проекта руководствовались Указом президента РФ «О проведении в Российской Федерации  Года памяти и славы».

II. Основная часть. Описание этапов работы

1. «Война пришлась на нашу юность»

 

  1. На основе просмотренных фильмов и собранной информации авторы проекта пришли к выводу, что большинство художественных фильмов посвящено сражениям второй мировой. Поэтому для сравнения и анализа были выбраны направления, менее освещаемые: дети и подростки на войне; Движение Сопротивления.

        На следующем этапе работы, для анализа были определены фильмы показывающие войну со стороны немцев и русских: «Мост» и  «Иди и смотри». С помощью данных фильмов мы смогли лучше узнать о роли детей во Второй Мировой войне. Например, фильм «Иди и смотри» является советским фильмом. В нём рассказывается о том, как маленький мальчик решил отправиться на войну, но в силу возраста его не хотели брать на военные операции. Он возвращается домой, но не находит там своих близких. Отчаявшись, он вступает в партизанский отряд, где  наблюдает за всей жестокостью войны. В конце данного фильма прежнего мальчика показывают уже состарившимся человеком. Такой маленький, седой 13-летний старичок. Этот фильм считается самым страшным  о Великой Отечественной войне.

        Фильм «Мост», немецкий. Он был снят в ФРГ, в 1959 году. Фильм о последнем вздохе войны. В центре сюжета компания друзей - подростков, которых прямо из школы забрали на фронт, но в силу возраста не хотели отправлять на серьезные задания. Их отправили охранять мост, который не являлся стратегически важным. Мальчики подошли к этому указанию ответственно. Они охраняли его днем  и ночью. Когда по мосту начали переправляться американские танки, они защищались, но сумел выжить лишь один из ребят. Следует сделать вывод, что фильм не является пропагандистским, несмотря на то, что снят был в период холодной войны. Можно взглянуть не на то, как военные ведут войну, а как простые подростки, которые оказались, брошены на этом мосту, не сдаются.

       Авторы проекта целенаправленно выбрали фильмы, которые были созданы во враждующих странах во второй мировой войне. На основе проведенного анализа следует сделать вывод, что главная линия в фильмах –она общая, любовь к совей Родине и готовность ее защитить

2. «Там, на войне…»

    Следующий этап нашей работы - это Движение Сопротивление в отечественном и зарубежном кинематографе. Фильм «Часы остановились в полночь» рассказывает о советских партизанах -подпольщиках, работающих в оккупированном Минске. Им предстояло устранить немецкого гаулейтера,  с чем они справились. В фильме показываются жертвы, на которые предстояло пойти партизанам, а также жестокость немцев по отношению к оккупантам.

        Для сравнения из европейского кинематографа был выбран фильм «Армия теней», который рассказывает о деятельности французского движения Сопротивления в 1942-1943 годы. Режиссер фильма Жан-Пьер Мельвиль не понаслышке знаком с темой своего фильма, в годы Второй мировой он принимал участие в Южно-французской операции, а позднее присоединился к Сопротивлению. Фильм «Армия теней» является экранизацией романа,  в котором отображены действия движения сопротивления во Франции. Группа бойцов Сопротивления, избегая преследования войск гестапо, наносит немцам не один удар, однако  фашисты подготавливают встречную операцию. В конце фильма все участники сопротивления были либо убиты, либо покончили жизнь самоубийством.

Указанные фильмы сняты в разных странах, но их объединяет то, что в них нет счастливого конца. Люди жертвуют собой защищая свою страну от врагов. Идут на это не по приказу или принуждению.

     После просмотра мы начали собирать основную информацию о главных героях, интересных фактах о фильмах, оценки кинокритиков. Также проводили сравнения между отечественными фильмами и зарубежными. На основе проведенного анализа, следует сделать вывод, что несмотря на разный менталитет, при освещении событий второй мировой войны в советских и зарубежных фильмах прослеживается общая линия- война это жертвы и цена за войну очень высока.

        Авторы данного проекта целенаправленно  выбрали для анализа фильмы созданные людьми, которые сами были участниками и очевидцами войны. В этих фильмах нет современных спецэффектов, они отличаются своей документальностью.      

«Да, будет больно. Очень больно. Но ты выйдешь с сеанса другим человеком» - эти слова режиссера Василия Сигарева о фильме «Иди и смотри» о правдивости и документальности фильма.

3. Практическая реализация проекта.

На основе собранной информации была составлена методическая разработка классного часа, который делился на два этапа. Первый  теоретический с использованием презентации составленной авторами проекта.  Презентация включает в себя: информацию о стране, в которой снимался фильм; о его сюжете; о режиссёрах фильма; интересные факты и оценка кинокритиков; самое главное – это анализ фильма, на основе которого проводится сравнение отечественного и зарубежного кинематографа и  то, как отражаются роль подростков и действия в тылу во Второй Мировой и Отечественной войнах. Второй этап - это показ фрагментов из фильма. Фрагменты для просмотра на классных часах выбирались авторами проекта на основе глубокого анализа. Например, в фильме «Часы остановились в полночь» было необходимо показать отрывок, в котором показано жестокое отношение немцев к оккупантам а также самопожертвование участников партизанского отряда. Так, например, ученикам 9 «г» класса был показан фрагмент, где девушка, чтобы ее не рассекретили немцы, просит вырвать ей якобы больной зуб в момент передачи информации стоматологу, который имел возможность связаться с остальными участниками отряда.  В фильме «Армия теней» хорошо показаны сами операции движения сопротивления, их разработка, что тоже было показано на классных часах.

В настоящий момент авторы проекта провели классные часы в 9 «г», 8 «г», 6 –х- классах. Результатом работы  является составленное мультимедийное пособие «Вторая мировая война в отечественном и зарубежном кинематографе», презентация и теоритический материал для классных часов. Данный материал находиться на сервере МБОУ Лицей № 20 в папке «Методический кабинет» и может использоваться для классных часов в дальнейшем, так как тема войны всегда актуальна.

III. Заключение. Итоги проектной деятельности

Работая над проектом, мы получили  возможность делать что-то интересное, максимально используя свои возможности; это такая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания. Данный проект был групповой, и мы получили навыки сотрудничества и публичного выступления.

Все авторы проекта сдают в этом году ЕГЭ по истории, где достаточно много вопросов по истории второй мировой и работа по данному проекту способствует конкретизации знаний .Фильм «Иди и смотри» является проверяемой единицей на ЕГЭ.

Проведенная работа способствует расширению образовательного пространства у учащихся Лицея, что является актуальным  во время проведения в нашей стране акции «Год Памяти и Славы».

Список литературы

  • Откроем Книгу почета: Документальные рассказы о юных героях / авт.-сост. В. Яковлев.-М.: Мол. Гвардия, 1987.-238 
  • Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/ergos/07.html, свободный.
  • Указ от 08.07.2019 «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы» [Электронный ресурс] // Сайт президента РФ: http://www.kremlin.ru/acts/news/60954 
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. - http://government.ru/docs/21341/;
  • Методические рекомендации для педагогических работников по организации урочных и внеурочных мероприятий с обучающимися и их родителями (законными представителями) по вопросам воспитания патриотизма и формирования семейных ценностей, для использования в рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс].  – Режим доступа:  https://nra-russia.ru/pic/news/2019/11/26/02/metodicheskie-rekomendacii.pdf , свободный.
  • 25 лучших фильмов о Второй мировой войне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maximonline.ru/guide/cinema/_article/best-wwii-films/ , свободный.
  • Сайт «Военные фильмы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kino-o-voine.ru/most-germaniya-2008/ , свобоный.
  • Сайт «КиноПоиск» [Электронный ресурс]. - https://www.kinopoisk.ru/
  • Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0, свободный.